Братья Зевса - Аид и Посейдон 2 страница



Земля еще до рождения Зевса предопределила появление на свет нового поколения богов, ограничив безмерную плодовитость Урана. Она направила титанов на преступление против их отца и тем самым создала прецедент для обязательной, совершенно необходимой в мифологической истории борьбы детей против собственных отцов. Мать-Земля, произведя на свет чудовищных титанов и Тифона, укрепляла и выковывала мощь Зевса, будущего владыки Олимпа. Сначала она помогла ему спастись от прожорливого Кроноса. Позже она содействовала ему в борьбе с титанами. По ее мудрому прозрению Зевс избежал рождения сына, более мощного, чем он сам, дважды - от Метиды и от Фетиды. Земля давала Зевсу советы сама или через посредничество Прометея.

Наступят времена, когда в мире будут жить и действовать герои. И тогда снова станет Зевс внимать советам Земли, являясь исполнителем ее воли. Земля и судьба как бы сольются вместе, а Зевс не без их участия возьмет в супруги богиню мести Немесиду и станет орудием мести Земли всему роду героев, против которого он ополчался не раз, но которому наконец суждено будет истребить самого себя по воле все той же матери-Земли. Но это предмет особого повествования.

Вид от вершины Олимпа и до глубин Тартара

Итак, Зевс обитает на Олимпе, на той самой горе или, вернее, том горном хребте, что протянулся вдоль границ Фессалии и Македонии. Еще в древности Олимп поражал воображение греков своей высотой (около 3 тыс. м, а именно 2985 м) и величественностью. Его вершина, покрытая вечными снегами и прячущаяся в облаках, как бы смыкается с небом, почему и кажется, что Олимп и небо - одно и то же. Эта мощная горная гряда соседствует на востоке с не менее знаменитыми горами - Оссой (1950 м) и Пелионом (1650 м), которые некогда мечтали взгромоздить на Олимп братья Алоады, чтобы завладеть небом. И если на Олимпе обитали высшие боги, то Осса была родиной архаических кентавров, а Пелион, славный лугами и целебными травами, был приютом кентавра Хирона - искусного врачевателя и воспитателя героев. Неподалеку находится также знаменитая Офрийская гора, откуда в свое время выступили титаны, сражаясь с Олимпийскими богами. Рядом, к востоку от Олимпа, протянулась Пиерийская гряда, где нашли себе одно из пристанищ (другое было в центре Греции, в Беотии, на горе Геликон) Музы, так и называвшиеся Пиерийскими.

Между Олимпом и Оссой простирается Темпейская долина или, скорее, ущелье, по которому течет Пеней, омывающий крутые склоны Олимпа. Но другой берег Пенея, граничащий с Оссой, плодороден, богат дубами, лаврами и платанами. Именно туда, в долину Темпе, явился Аполлон для очищения после убийства чудовищного змея Пифона. Там, на берегу Пенея, был воздвигнут некогда жертвенник и храм сыну Лето.

Склоны Олимпа прорезаны ущельями (он "многоущельный"), заросшими темными еловыми лесами. Вздымаются его скалистые отроги (Олимп "многовершинный"), пропасти, скрытые густым кустарником, преграждают путь. Повсюду громоздятся валуны и камни, те самые, которые когда-то метали в Олимпийцев титаны. У подножия Олимпа из-под корней бьют родники и начинаются едва заметные тропинки. Но вершина Олимпа крепко-накрепко замкнута воротами, которые стерегут богини времен года Оры, открывающие и закрывающие их по приказу старших богов.

Туда, на Олимп, скрытая туманом, тайно пробирается богиня Фетида, чтобы просить Зевса о милости для своего сына Ахилла (Ил. I 495-497). Туда, на Олимп, богатый пропастями, Фемида по приказу Зевса созывает богов (там же XX 4-15). Приходят нимфы рощ, лугов, источников, все реки, кроме Океана, и даже сам Посейдон. Он живет в своем уделе, в морских просторах и в золотом дворце в Эгах, что вблизи от острова Эвбея (Од. V 381). Ему достаточно сделать три шага из горной Фракии и на четвертом - он уже дома, в Эгах (Ил. XIII 12-22). Однако Посейдон не всегда появляется в чертогах Зевса, предпочитая пировать в стране эфиопов, обитающих на краю света.

Аид - владыка мертвых навсегда скрыт в своих ужасных владениях, и Олимп ему чужд. В глубинах царства мертвых страшен Мрак - Эреб, текут печальные реки - Кокит, Ахеронт, Стикс, Пирифлегетон. В бездне у границ Тартара расположены жилища сумрачной Ночи, одетые черным туманом. Там же находятся дома сыновей Ночи - Сна и Смерти, на которых никогда не взирает Гелиос. Дворцы Аида и Персефоны многозвонкие и гулкие, там пахнет плесенью и затхлостью. Пес Кербер ласково встречает прибывающих мертвецов, но никого не выпускает обратно на землю. Тени умерших блуждают по асфоделевым лугам, благие души пребывают в Элизиуме; каждого ждет суд праведных судей Миноса, Радаманта и Эака и беспощадные наказания тем, кто провинился на земле.

Рядом с дворцом Аида и Персефоны дом ужасной богини Стикс, дочери Океана. Над домом нависли скалы, вокруг - колонны из серебра. Из-под скалы струится среди ночи холодная, как лед, вода, которую черпает золотой кружкой богиня-вестница Ирида, чтобы унести на Олимп для возлияний и клятв (Гес. Теог. 775-806).

Но если на земле сражаются боги, то шум от их битвы доносится в подземные глубины, и в страхе дрожит Аид, вскакивая со своего трона.

Олимп всегда представляется светлым и уходящим в светоносные эфирные выси. День и Ночь мерно чередуются на Олимпе и на земле, так что ночная тьма всегда на пороге света. На краю земли, там, где Атлант держит на голове, поддерживая руками, широкое небо, встречаются День и Ночь, сестры Гемера и Нике. Они переступают высокий медный порог своего жилища и, перебросившись словом, расходятся в разные стороны. Одна - наружу, чтобы обойти землю, другая - внутрь, чтобы далее ожидать прихода сестры и затем самой пуститься в дорогу (там же 746-754).

Дневной свет начинается с восходом Зари - Эос. Богиня в шафранном одеянии простирает над миром свои персты, подобные лепесткам розы.

Ночной свет излучает Луна - Селена, сестра Зари. Пышнокудрая, русоволосая Селена, облаченная в блестящие одежды, поднимается из глубин Океана, омыв прекрасное тело. Лучезарные гривастые кони мчат ее по небу, и воздух озаряется светом ее золотого венца (Гом. гимн. XXXII). Яркие звезды, рожденные Зарей от Астрея - Звездного, целыми сонмами венчают ночное небо.

В разгар дня царит Гелиос, брат Зари и Луны. Он правит золотой колесницей. Из-под золотого шлема сияют страшные огненные глаза. Весь он светится в блеске лучей, на плечи спадают ярко блестящие кудри (там же XXXI). Гелиос озирает сверху землю и море, ибо он Панопт - Всевидящий (Эсх. Пром. 91), поэтому ему ведомы все дела людей и богов. Днем Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под золотым ярмом, а ночью в золотой чаше переплывает море к месту своего восхода.

И хотя в воздушных просторах ближе к земле носятся ветры: северный - Борей, восточный - Эвр, южный - Нот, западный - Зефир (матерью Борея, Нота и Зефира считается Эос, но у Гомера все ветры вообще - дети Эола, сына Гиппота с острова Эолии), - на Олимпе царит вечный покой.

Там, в этой обители богов, не веют ветры, не льют дожди (их посылает Зевс на землю), не идет снег (хотя у того же Гомера Олимп "многоснежный"). Небо там безоблачно и светится ясным сиянием, подтверждая этим блаженное и беспечальное бытие богов (Од. VI 41-46).

Наружность и характер олимпийских богов

Олимпийские боги видом, явленным миру, напоминают прекрасных горделивых людей, однако в их жилах течет особая бесцветная кровь, ихор, и, в отличие от людей, они бессмертны. Подлинного лика божества никто из людей, как правило, не знает, потому что выдержать его мощь и красоту человек не в силах. Вот почему боги являются на землю, то принимая облик людей, то давая знать о своем присутствии с помощью вещих снов, вещих птиц, таинственных примет и знаков, которые истолковывают гадатели. Умение понимать чудесные знаменья, гадать и пророчествовать пришло к первым людям от Прометея (Эсх. Пром. 484-499), а затем было приумножено ими под покровительством Аполлона.

Несмотря на всю загадочность божественного существования, мифологическая традиция на все лады расписывает и достоверно подтверждает наружность и характер каждого бога.

Зевс - сильнейший и мудрейший из богов. Он может низринуть любого ослушника в Тартар. С ним неразлучно пребывают Мощь, Сила и Победа - Ника. Ему куют Киклопы в небесной кузнице громы и молнии, и недаром он - тучегонитель, высокогремящий, метатель молний, громовержец. Он Эгиох - Обладатель щита - эгиды, в середине которой голова Горгоны, наводящая ужас и леденящая сердце (Ил. V 736-742). Стоит ему потрясти эгидой, как все окутывается облаками, сверкают молнии, гремит гром. Одним посылается победа, другим - бегство (там же XVII 593-596). Зевс неразлучен с эгидой и уступает ее только любимой дочери- Афине (там же V 733-742).

 

Зевс готов один удержать золотую цепь, спускающуюся с неба, и пересилить богов и богинь, даже если все они схватятся за нее. Он грозит Олимпийцам повлечь море, землю и богов вместе с этой цепью, обмотать ее вокруг вершины Олимпа и подвесить весь мир среди небесных просторов (там же VIII 13-27).

Грекам хорошо известны величавость Зевса и грозный взгляд его светлых глаз (там же XIV 236).

Стоит ему войти во дворец, как боги немедленно встают ему навстречу. Изрекая свою волю, Кронион, как говорили в старину, помавает иссиня-черными бровями и подтверждает ее кивком головы. В этот момент Олимп колеблется от подножия до вершины, а "нетленные кудри" рассыпаются волнами по плечам владыки богов.

 

Однако, несмотря на всю грозность Зевса, с ним спорят и даже обманывают его. Гера непрестанно строит ему козни. И не раз эту златокудрую богиню охватывает злоба (там же XIV 158) или она "коварствует сердцем" (там же 329). Именно ее, белорукую или, как некогда переводил Гнедич, "лилейнораменную", нещадно наказывает Зевс, подвесив между небом и землей. Но и волоокая Гера, желая помочь ахейцам, хитростью очаровывает Зевса, усыпляя его в своих объятиях.

Сын Зевса и Геры Гефест хром на обе ноги (его дважды сбросили с Олимпа - и мать и отец), уродлив и мал ростом, но бесконечно умен, сметлив и обладает двумя важными способностями: создавать прекрасные вещи искусным трудом и примирять родителей, водворяя спокойствие на Олимпе. Когда Гера, заподозрив неладное в тайном приходе Фетиды, пытается негодовать на Зевса, а тот уже готов наложить на нее свои необорные руки, встает Гефест. Он подает кубок с нектаром матери и призывает ее смириться, дабы не увидеть ее вновь под ударами мощного супруга.

 

Это благодаря Гефесту Зевс завершает смутный день, предавшись покою и сладостному сну в опочивальне со златотронной Герой (там же I 551-611).

Проявляет своеволие и брат Зевса, владыка водных просторов.

Посейдон синекудр, как его родная морская стихия, и, как она, буен нравом.

С неизменным трезубцем в руке он мчится на золотой колеснице вместе с Амфитритой, взбаламучивая море, и никто не знает, то ли это вздымаются белые гребни волн, то ли это мчатся гривастые кони колебателя земли. Он всегда идет наперекор другим, но занятый своими пиршественными удовольствиями (например, в стране эфиопов), может не поспеть на совет богов, где тотчас же противники воспользуются его отсутствием, и может упустить объект своего гнева.

Вспомним, что именно так он прозевал решение олимпийцев о возврате Одиссея домой (Од. I 22-80). Только на восемнадцатый день спокойного плавания Одиссея Посейдон, возвращаясь от эфиопов, увидел на море плот своего врага и обрушил на него трехдневную морскую бурю (там же V 286-296). Одиссей еще опережает тяжелого на подъем Посейдона, вовремя проскользнув к берегам Итаки. Посейдон хоть и поздно, но срывает гнев на несчастных корабельщиках. Мощному богу достаточно шагнуть, и он уже нагнал феакийский корабль, ударил по нему ладонью, вбил в морское дно, превратил в скалу, запер ею доступ к городу. "И после того удалился" - как замечает Гомер (там же XIII 116-164).

Афина - любимица Зевса, мудрая воительница с жуткими совиными глазами. Афина носит грозный боевой наряд своего отца. Сняв мягкий узорный пеплос, она надевает Зевсов хитон, плечи облекает эгидой, на которой изображены Ужас, Распря, Погоня, на голову водружает шлем с двумя гребнями и четырьмя султанами, вооружается громадным копьем и выезжает на огромной, крепкой, тяжелой, блестящей колеснице (Ил. V 734-747). Она кричит так, что голос ее доходит до неба. Ей достаточно шагнуть, чтобы с острова феаков достичь Марафона и дворца Эрехфея в Афинах (Од. VII 78-81). Одним дыханием она отводит копье Гектора от Ахилла. Приняв образ Деифоба, Гекторова брата, богиня коварно обещает Гектору помощь, побуждает к битве, а затем, обманув, покидает его, обреченного на смерть (Ил. XXII 226-299).

Зато она же помогает Диомеду сразиться с богом Аресом. Встав на колесницу, богиня хватает бич и вожжи, погоняя лошадей, дубовая ось тяжко стонет под грузным ее телом. Она увлекает Диомеда в бой и направляет его копье в Ареса (там же V 835-857).

 

Афина - и боец, и умная советчица друзьям. Она преданно помогает героям, опекает Одиссея и неистощима на выдумки.

Не менее могуч и Аполлон, сын русокудрой Лето и брат Артемиды, "радующейся стрелами".

Аполлон высок ростом, многомощен, поступь его тяжела, в гневе он шествует ночи подобный (там же I 47). Взгляд Летоида грозен, и стоит ему только пройтись по дому Зевса, как трепещут все боги, от страха повскакавши со своих мест (вспомним, что так же страшатся они Зевса). За плечами бога серебряный лук, колчан со стрелами, несущими смерть. Радующаяся в сердце своем Лето с любовью смотрит на сына, снимает с его плеч колчан, вешает на золотой колок близ Зевсова трона, распускает лук, а отец сам подает Аполлону нектар в золотой чаше. Сын усаживается в кресло; только тогда успокаиваются боги и вновь занимают свои места (Гом. гимн. I 1-13). Что же говорить о людях, которые бессильны перед Аполлоном, даже если они великие герои.

Устрашенный Диомед отступает перед богом, ибо тот грозно напоминает ему, что смертные не равняются с богами. Патрокла же бог, закутавшись в мрачное облако, мгновенно сражает замертво коварным ударом в спину (Ил. XVI 790-792).

И этот же Феб - Аполлон, как это хорошо знали греки, наслаждается сам игрой на форминге и услаждает ею слух богов. Музы в его присутствии поют еще более прекрасными голосами, и он вторит им радостно.

Богиня Афродита неизменно именуется "золотой", "фиалковенчанной", "прекрасновенчанной" и "улыбколюбивой". Хотя она не уступает другим богам в коварстве, зато превосходит их всех очарованием.

Вечно устраивая любовные дела богов и людей, она владеет пестроузорным поясом, в котором заключены любовь, желания и обольстительные речи (там же XIV 215-220). Богиня сохраняет милый нрав даже в самые неприятные минуты, например когда она застигнута мужем и другими богами на любовном свидании с Аресом. Кокетство не покидает Афродиту и тогда, когда, раненная Диомедом, она плачет, уткнувшись в колени своей милой матери Дионы. Поистине, как говорит Гера, богиня Афродита покоряет богов и людей силой любви и влекущей прелестью.

Зато золотокудрый Арес, которого она соблазнила, имеет, по словам Зевса, дух своей матери Геры - необузданный и строптивый.

Раненный героем Диомедом, он дико ревет, так, как кричат девять или десять тысяч воинов (там же V 859-860). Раненный богиней Афиной, он простерся, упав на землю, на семь плетров (Плетр равен 0,095 гектара, или 950 кв. м. Таким образом, Арес покрыл собой поверхность в 6650 кв. м) (там же XXI 407).

Вечно спешит выполнять поручения богов улыбчивый, ловкий Гермес, сын Зевса и Майи. Он в шапочке с крыльями, в крылатых золотых сандалиях, которые несут его над землей и морем. В руке - жезл-кадуцей, открывающий ему все пути и все затворы на земле и в мире мертвых (Од. V 43-49).

В быстроте с Гермесом может поспорить только Ирида - Радуга, "вихреногая" вестница богов.

Солнце - Гелиос своим зорким глазом за всем наблюдает, все видит и раскрывает богам тайные деяния. Именно Гелиос сообщил Гефесту об измене Афродиты (там же VIII 302). Это он, Гелиос, дал знать Деметре, что дочь ее Персефону похитил Аид (Гом. гимн. V 78-80). И Зевс, опасаясь Гелиоса, покрывает себя и Геру на цветущей горе золотым облаком (Ил. XIV 344-345).

Деметра обычно предстает перед нами как мать, горюющая по исчезнувшей дочери. И недаром она одета в иссиня-черный плащ, разыскивая по миру свою Персефону с тонкими лодыжками. Деметра высока ростом, статная, пышноволосая, в венке из колосьев, взоры ее светятся благоволеньем и достоинством, как и положено богине - кормилице людей.

Аид суров, мрачен и чернокудр. Он - обладатель шлема, делающего бога невидимым. Иным он и не может быть, так как скрыт от мира жизни, восседая на троне рядом с Персефоной в своем гулкозвонком дворце.

У женоподобного Диониса иссиня-черные волосы и темно-синие глаза. Он привык менять свой облик в бесконечных превращениях (см. Гом. гимн. VII), так что подлинный лик его не всегда уловим. Но оба они улыбаются не хуже Афродиты. Аид "улыбнулся бровями", отпуская на время Персефону (там же V 357), ибо он уже дал ей вкусить зернышко граната, чтобы она помнила царство мертвых и вернулась в медный дом мужа. Дионис в свою очередь "улыбался глазами" (там же VII 15), задумав ловко провести морских разбойников и заранее радуясь своей хитрости.

Греки знали своих богов не только грозными и ужасными, но еще и радостными, веселыми, улыбающимися и просто хохочущими, скорыми на гнев и на милость, на расправу и на помощь, на великие дела и на забавные проделки.

Жизнь богов на Олимпе

Красота божественного бытия

КРАСОТА БОЖЕСТВЕННОГО БЫТИЯ. Жизнь на Олимпе исполнена великолепия и торжественной пышности, как и подобает небожителям.

Искусный Гефест возвел каждому из богов прекрасное жилище, но самый великолепный золотой дворец с гладким блестящим портиком, медным порогом и прекрасной опочивальней - у Зевса. В чертогах самого Гефеста, сияющих медью, звездных, нетленных, есть мастерская, где трудится божественный кузнец, а в покоях - искусно сработанные кресла, обитые серебряными гвоздями, и удобные скамеечки для ног. Гера - обладательница укромной спальни, надежные двери которой с потайным замком, тоже работы Гефеста. Там богиня облачается в наряды, умащается притираниями, там хранятся ее драгоценности и платья.

Афродита обитает то в доме своего супруга Гефеста, то на Кипре в Пафосе, где у нее алтарь, священная роща и уютные покои с ванной для омовения,

Собрания и пиршества объединяют всех богов во дворце Зевса, где бы они ни обитали.

Так, еще с восходом зари Зевс собирает богов на высочайшей вершине многоглавого Олимпа и обращается к ним с речью, требуя повиновения в предстоящем сражении ахейцев и троянцев. Боги в изумлении перед угрозами Зевса хранят молчание (Ил. VIII 1-29). Задумав потешиться битвой между самими небожителями, Зевс посылает Фемиду созвать на Олимп бессмертных обитателей земли, моря и рек (там же XX 1-14). Когда решается судьба Одиссея, боги тоже собираются в чертогах Кронида на совет (Од. I 26-28).

Однако чаще всего во дворце Зевса происходят пиршества. Беспечальная жизнь бессмертных, если только они не бродят по земле, вмешиваясь в человеческие дела, и не предаются своим обязанностям, посвящена радостному провождению времени - пирам, хороводам, музыке, пению.

В покоях Зевса боги восседают на золотых тронах за золотым столом. Там мальчик Ганимед виночерпием, правда, боги пьют не вино, а нектар. Там юная Геба подает на стол пищу, дающую бессмертие, - амбросию, ибо боги не вкушают хлеба. Хромоногий Гефест обносит сотрапезников полными чашами, а они, потешаясь над его ужимками, пьют из золотых кубков и хохочут, как это свидетельствует всезнающий Гомер, "неугасимым смехом" (Ил. I 599).

Боги любят, чтобы их угощали. С особенным удовольствием отправляются они с Олимпа на край света, к водам Океана, где обитают "беспорочные эфиопы" (там же I 423), устроители пиршественного веселья. Так, Зевс и все Олимпийцы отправились на одиннадцать дней пировать к эфиопам и вернулись оттуда с зарей двенадцатого дня (там же I 493-495). Именно в этот момент богиня Фетида взошла с ранним туманом на Олимп, чтобы просить Зевса о милости. Посейдон настолько любит наслаждаться пиршествами, что часто один путешествует в страну эфиопов, населявших оба края земли, там, где восходит и заходит небесное светило. Мало того что Посейдон пирует там, он еще охотно принимает жертвы, целые гекатомбы быков и баранов (Од. I 22-26). И вот в то время, когда колебатель земли пребывал у эфиопов и не явился на совет богов, Одиссею было позволено вернуться домой из многолетних странствий. Пировал Посейдон ни много ни мало, а целых семнадцать дней, больше, чем все боги, взятые вместе.

Покидает Олимп и Аполлон, чтобы отправиться в страну, "лежащую за северным ветром Бореем", к счастливым гиперборейцам. Аполлон летит туда на колеснице, запряженной лебедями, и возвращается в свой священный город Дельфы только летом (Гимерий. Речи XIV 10). Там, у гиперборейцев, бог наслаждается песнями, хороводами, музыкой, пирами. Иные полагают, что Аполлон посещает эту блаженную страну раз в девятнадцать лет (Пиндар. Пиф. II 47) и тем самым приносит особое счастье и так уже счастливым людям, которые настолько пресыщены наслаждениями, что, испытав их все, по собственной воле бросаются в море.

Особая радость наступает на Олимпе, когда Аполлон в благоухающих одеждах, играя на блистающей лире, быстрее мысли переносится из Дельф на Олимп и появляется в палатах Зевса. Каждый из богов жаждет песен и лиры. Музы начинают петь, сменяя друг друга, полухориями.

Другие дочери Зевса, пышноволосые Хариты, веселые Оры, Афродита, Геба, а также дочь Афродиты и Ареса Гармония, взявшись за руки, начинают хоровод. С ними вместе становится в круг великая ростом Артемида, тут же веселятся могучий Арес и Гермес, славный своей зоркостью. Аполлон играет на кифаре, шагая в такт песне. Его окружает сиянье, развеваются пышные одежды, мелькают быстрые ноги. Всемудрый Зевс и златокудрая Лето радуются, глядя на милого сына (Гом. гимн. II 4-28).

Веселые хороводы устраиваются также в доме самого Аполлона, в дельфийской округе. Артемида, натешившись охотой, приходит к брату, вешает лук и колчан, надевает украшения и приглашает в хоровод Муз и Харит. Танцуя, бессмертные поют сладкими голосами, прославляя богиню Лето, родившую таких славных детей, как Аполлон и Артемида (там же XXVII 11-20).

Любят водить хороводы также и нимфы. Горные нимфы - орёады, нимфы дубрав и священных рощ пляшут вместе с богами (там же V 257-261). Ореады пляшут вместе с Паном вблизи темноводных родников, а сам козлоногий бог то играет на свирели и приплясывает, то выступает в хороводе на мягком цветущем лугу (там же XIX 15-17).

Океаниды играют на цветочных лугах (там же V 6, 417), а Музы ведут хоровод на священной горе Геликон, вблизи источника с фиалково-темной водой и жертвенником Зевса, распевая чудесные песни и прославляя племя бессмертных богов (Гес. Теог. 1-21).

Красота божественной природы

КРАСОТА БОЖЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ. Земля с ее красками и цветами, птицами и солнцем благосклонна утехам богов, и от присутствия божества хорошеет природа.

Море, по словам древнего поэта, улыбается (Гом. гимн. V 14), играет и лучится под солнцем, одевается туманной дымкой, ластится к девам-нереидам. Оно цвета искрящегося или густого вина, переливается синевой и перламутром, волнуется пурпуром, темное в час заката, как фиалка, сверкает серебристыми брызгами, белеет пеной; оно зеленовато-голубое на дальних просторах, черное в безднах. Источники и родники, бьющие из глубин земли, бархатисто-темные, фиалковые. А рядом танцуют Музы.

Струятся светло-текучие воды Кефиса, и на берегу в раздумье Аполлон ищет место для храма. Он поднимается на каменисто-суровую гору Кинф, а внизу на влажно-густых лугах и в тенистых рощах ведут пляску нимфы.

На скале сидит Дионис в пурпурном плаще, иссиня-черные кудри падают на его плечи, а по "винно-черному" (там же VII 2-8) морю плывут тирренские корабельщики.

Козлоногий Пан забирается на снежные вершины, прыгает со скалы на скалу через пропасти, бродит по тропинкам кремнистых утесов, пробирается сквозь частый кустарник, где нежно журчит поток, склонился над темноводным родником.

Теплым весенним вечером звучит свирель Пана, призывно тоскуя, и звонкоголосые горные нимфы сбегаются слушать песни влюбленного бога.

На весенних лугах пестреют цветы - крокусы, гиацинты, ирисы, фиалки, нарциссы, лилии, розы. Девы-океаниды с нежными именами: Мелита - Пчелка, Хрисеида - Златовидная, Родопа - Розоволикая, Родейя - Роза, Ианфа - Фиалка, Электра - Прозрачно-блистающая (Янтарная) - и сама "цветоликая" Персефона вместе с Афиной, Артемидой и Уранией - Небесной (там же V 5-10, 418-428) играют на лугах, собирая приветливые цветы, и зачарованно смотрят на чудо с сотней цветочных благоухающих головок, которым Аид задумал прельстить Персефону. Этот благовонный цветок источает такой аромат, что невольно улыбаются широкое небо, земля и соленое море (там же 11-14).

Там, где ступила нога божества, всегда прекрасно.

А каким покоем веет от обители нимфы Калипсо, которая в числе подруг Персефоны тоже забавлялась на цветочном лугу! Калипсо - дочь титана Атланта и племянница Прометея. Она владычица таинственного острова там, где самый пуп моря и где своими чарами, наподобие древних могущественных богинь, она семь лет скрывает Одиссея.

Нимфа живет в просторной пещере на берегу фиалково-темного моря. Вокруг - густой лес: черный тополь, ольха, кипарис, где гнездятся птицы - совы, копчики, морские вороны. Возле пещеры - лозы винограда, светлая вода четырех источников бежит на четыре стороны света, на лужайках - фиалки и сельдерей (он любим греками, как и укроп, за свой аромат, почему их вплетали в пиршественные венки). Красота острова поражает даже бога Гермеса. Он стоит охваченный изумлением, вдыхая аромат от брошенного в очаг кедра и благовоний, которыми напоен воздух (Од. V 55-75).

Миру олимпийской мифологии чужд ужас, внушаемый тайнами земли и моря, гор и лесов. Природа смотрит на бога и человека приветливо и мягко, очаровывая души бессмертных и смертных. Бури и грозы посылаются Зевсом, но им же насылаются светлые, солнечные дни, которые становятся особенно дороги после дождя и снега, тоже Зевсовых и тоже необходимых для полной гармонии бытия, где ночь сменяется днем, лунный свет - солнечным, сон - бодрствованием, а жизнь непрестанно борется со смертью.

У первых людей не оставалось счастливой надежды, спрятанной в сосуде Пандоры, олимпийский же универсум живет надеждой на благо. И хотя в глубинах Тартара затаились титаны, но к "чудовищам прежних времен", по словам Эсхила (Пром. 151), возврата нет.

Красота искусства и труда

КРАСОТА ИСКУССТВА И ТРУДА. Олимпийские боги, пройдя через все испытания в борьбе с хтоническими врагами, а среди них были их собственные отцы, предаются мирному устроению Олимпа и земли. Они не только пируют, поют, внимая музыке Аполлона, и водят хороводы (греки не мыслят совместной жизни без дружеского общения за столом и искусства), но твердо выполняют возложенные на них Зевсом обязанности.

Каждое божество занято своим уделом, но всех объединяет одно - наслаждение в труде, который можно прямо назвать вдохновенным искусством.

Древние греки, как известно, вообще не разделяли искусство и ремесло. Оба

они, расчлененные в Новое время, тысячелетия назад были едины, именуясь тоже одним словом - "техне". Каждая вещь, вышедшая из рук ремесленника, была не только полезна, но и прекрасна, а создатель ее был истинным Мастером. Так было в жизни, так было в мифе. На классическом Олимпе, так же как и на земле классических героев, все преданы благородным ремеслам-искусствам.

Главное место здесь занимает мудрый бог Гефест, внешний уродливый вид которого вполне искупается высокой художественной одаренностью божественного мастера.

Еще ребенком, сброшенный с Олимпа Герой за свою хромоту, он попадает к Фетиде и Евриноме. И там, на дне Океана, сидя в глубокой пещере, он девять лет мастерит прекрасные украшения для нереид и океанид. Вокруг бежит бесконечный шумный Океан, играя пеной, а прилежный Гефест в тишине и одиночестве (о нем никто ни из богов, ни из людей не проведал) изготавливает пряжки, застежки, витые запястья, ожерелья (Ил. XVIII 400-405).

А теперь, уже в славе на Олимпе, он работает в своей удивительной мастерской, где горит горн, дышат шумно меха, шипит раскаленное железо и слышны удары молота.

Он изготовил двадцать треножников на золотых колесиках, чтобы они сами катились в собранье богов и сами бы возвращались домой. Для удобства треножники имели ручки, чтобы на них было приятно сидеть. Гефест, увидев пришедшую к нему Фетиду (она просит Гефеста выковать для сына оружие), отодвигает в сторону от горнила меха, прячет инструменты в серебряный ящик, вытирает губкой запотевшие щеки, руки, грудь и шею, облачается в хитон и, опираясь на палку, идет к двери. Его поддерживают чудо-служанки, сделанные им из золота, обладающие разумом и голосом, да еще умеющие работать.

Приступая к изготовлению оружия для Ахилла, он приказывает двадцати мехам дышать, раздувая огонь. Бросает в горнило медь и олово, золото и серебро, берет в правую руку молот, в левую клещи и бьет по наковальне.

 

Первым он выковал щит с тройным ярким ободом и в пять слоев, а сзади прикрепил серебряный ремень. Этот щит, описанный Гомером, поражал воображение слушателей, занимая со всеми подробностями сто тридцать стихов. Коротко говоря, Гефест представил на щите весь космос с землей, небом, морем, солнцем, месяцем, созвездиями.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!