Законные браки Зевса и рождение детей



МЕТИДА И РОЖДЕНИЕ АФИНЫ. Примечательно, что Зевс стремится, создавая олимпийскую семью богов и вступая в брак, приумножить в первую очередь свою мудрость. Поэтому первой его супругой стала океанида Метида, та, которая в свое время помогла Зевсу возвратить на свет проглоченных Кроносом детей. Гея - Земля предсказала, что Метида родит ему дочь Афину, а вслед за этим сына, который лишит отца власти. Поэтому Зевс, следуя уговорам Земли и Урана - Неба, отправил Метиду в свое чрево и, таким образом, один стал владеть преизбытком разума. Этот акт с точки зрения историко-мифологической несомненно указывал на укрепление мудрости мужского, организующего начала в олимпийский период. Следствием подобной разумной деятельности Зевса явилось чудесное рождение дочери Зевса - Афины. Афина, как повествуют классические мифографы, появилась непосредственно из "священной" головы "многомудрого" Зевса. Прекрасная богиня, защитница городов, "дева с хитроискусным умом", светлоокая Афина рождается в доспехах, сверкающих золотом, изумляя собрание бессмертных. При этих необычных родах Зевсу помог, ударив его топором по голове, Прометей или Гефест - кузнец. Афина есть несомненное продолжение мысли Зевса, исполнительница его замыслов. Она призвана осуществлять скрытые намерения Зевса. Отныне Афина предназначена быть ближайшей помощницей Зевса в устроении героического мира, покровительницей героев, но не всех, а отличающихся разумной силой. Но независимость Афины, ее гордость девы-воительницы, хранящей свое целомудрие, указывают на то, что образ связан с древнейшими представлениями о самостоятельности женщины, не нуждающейся в мужском начале, терпимом только в силу необходимости порождения потомства. Итак, первый брачный союз Зевса и рождение Афины подготовили почву для появления и развития особого поколения людей - героев, по имени которых стал именоваться самый блестящий период мифологической истории.

ФЕМИДА. РОЖДАЮТСЯ ОРЫ И МОЙРЫ. Следующая, вторая супруга Зевса - Фемида. Дар прозрения и прорицания будущего дает ей возможность справедливо решать дела настоящего, почему она и воплощает функции справедливой, правосудной богини.

Земля - Фемида родоначальница древней мудрости прорицания в классической мифологии. Фемида родила Зевсу трех Ор - богинь времен года - Евномию (Благоза-коние), Дику (Справедливость), Эйрену (Мир), а также, что чрезвычайно характерно для классической мифологии, трех Мойр - богинь судьбы - Клото (Пряху), Лахезис (Дающую жребий), Атропос (Неотвратимую), тех самых, которые в архаический период были дочерьми Ночи. Времена года с приуроченными к ним произрастанием и плодоношением оказались в классической мифологии тоже подвластны Зевсу. Архаические Мойры теперь в классической мифологии патриархата настолько зависят от Зевса, что он именуется даже Мойрагетом - Водителем Мойр и статуя его находится в Дельфийском храме рядом со статуями Мойр. Зевс благодаря союзу с Фемидой сосредоточил в своих руках правосудие, идею справедливости, добросовестное исполнение законов и, что крайне важно, мирную жизнь в пределах неба и земли. В основе владычества Зевса Олимпийского лежит принцип гармонии мира, разумных установлений.

ГЕРА - ГРОЗНАЯ ОХРАНИТЕЛЬНИЦА ЗАКОННОГО БРАКА. РОЖДЕНИЕ АРЕСА И ГЕФЕСТА. Гера, богиня, блюдущая устои моногамной патриархальной семьи, следящая за верностью мужчины и правильностью взаимоотношений родителей и детей.

Таким образом, и незаконные связи Зевса, и преследования Геры способствовали укреплению героического мира и прославлению богов, объединяя в одно целое Олимп и землю. Зевс и его дети невольно оказались связанными кровными и родственными узами с поколением героев и тем самым даже Олимп как божественная твердыня станет в конце концов доступным для самых достойных и прославленных из них. Но архаическое прошлое Геры сказываются в первую очередь на ее сыне Аресе, боге безудержной и жестокой войны, имеющем свои корни в догреческом, возможно фракийском, мифологическом субстрате. Во всяком случае, среди олимпийцев Арес с его непризнанием всяких разумных и правовых норм чувствует себя неуютно, особенно рядом с богиней Афиной, мудрой воительницей. Зевсу Арес за то, что он похож нравом на Геру, от которой сын унаследовал древнее матриархальное буйство. Аресу дана в удел презираемая Олимпийцами кровожадная, дикая, бессмысленная резня. Зато дочь Геры Илифия особенно близка матери. Она покровительница рожениц, посылающая им и страдания и освобождение от них. Илифия неизменно повинуется матери, а Гера не раз прибегает к ее помощи, чтобы причинить вред соперницам. Другая дочь Геры и Зевса - Геба, богиня вечной юности, прислуживающая на трапезах богов, создавая милый семейный уют в доме Зевса. Гера упорно отстаивает самостоятельность своего женского начала. Так, по одному свидетельству, Гера совершила страшное дело в ответ на рождение Афины. Ударом ладони по земле она способствовала рождению из нее чудовищного Тифона. Чудесное рождение Афины (по другой версии) послужило поводом для появления на свет Гефеста и тут уже без участия отца. Но месть Геры Зевсу оказалась испытанием в первую очередь для нее как для матери - ибо без участия Зевса, своего мужа, она могла породить только уродливого Гефеста или просто чудовище Тифона. Гефест глубоко ощущает кровную и историческую связь с матерью в двух планах. Как сын Зевса, Гефест иногда направляет свое искусство во вред Гере, наказывая ее. Он выковывает прекрасный трон, но когда Гера усаживается на него, ее охватывают золотые узы, и богиня испытывает муки от своей беспомощности и стыда. Благодаря им постепенно формируется в олимпийской мифологии образ некрасивого, но умного и доброго бога, страдающего от распрей отца и матери, сознающего материнское несовершенство и жестокость отца, жалеющего чужих матерей и чужих сыновей.

Классическая мифология в лице Гефеста обретает бога-помощника, наделенного сострадательным нравом, почему он и станет особенно близок людям. Для Олимпа был также важен факт рождения близнецов Аполлона и Артемиды. Гера, как всегда предугадав здесь глубокие последствия, решительно противодействует этому для упрочения своего брака. Так в образе верховной богини причудливо переплетаются старинные матриархальные черты и совершенно новые функции, укрепляющие и облагораживающие отношения патриархальной семьи.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!