Фантастические птицы и химеры 7 страница



 

***

Африканская сказка «Почему петух кричит на рассвете»: Раньше Петух и Ястреб дружили, и дядюшка Ястреб часто приходил в гости к Петуху и приносил его детям разные подарки. Но однажды он забыл принести подарки и дал поиграть цыплятам ключ от своего дома, а они возились в золе и потеряли ключ. Ястреб ушел домой, но вскоре вернулся и съел одного цыпленка, объяснив это тем, что без ключа он не может попасть в дом, где хранится еда, — не помирать же с голоду! Бросились куры всей семьей искать ключ, но найти его не смогли. После этого Ястреб начал похищать цыплят, а Петух стал чуть займется заря будить всех домашних, чтобы искали ключ, и с детства учить цыплят рыться в земле (Сын ветра 1989).

 

***

В общеизвестной сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» активным членом этого квартета является также петух. Когда звери взгромоздились друг на друга, чтобы напугать разбойников, петух занял позицию на вершине этой пирамиды.

 

***

Эдмон Ростан, автор хорошо известной у нас героической комедии «Сирано де Бержерак», написал также пьесу «Шантеклер» (1983), в которой описывается жизнь птичьего двора, пародирующего человеческое общество. В ней участвуют куры, утки, цесарка, индюк, «законодатель мод» павлин, насмешливый дрозд, живущий в клетке на окне, но иногда покидающий её, а также совы и другие дикие птицы, прилетающие из соседнего леса. Во главе этого птичьего сообщества стоит петух Шантеклер, пользующийся всеобщим уважением и любовью, да и сам о себе он достаточно высокого мнения. Шантеклер — идеалист, он верит в добро и справедливость, а также, что он своим пением заставляет вставать Солнце. Однажды, разоткровенничавшись перед фазаньей курочкой, за которой он ухаживает, Шантеклер говорит:

 

«Я не простая птица,

Я — рупор золотой, и сквозь меня проник

И к небесам летит земли могучий крик»

 

(с. 485)

 

 

«С благоговением взволнован и томим,

В „Кукареку“ я вкладываю душу

И верю в этот миг, что пением моим

Я ночи тёмной мрак, как Иерихон, разрушу….

Да, знай, что я пою не для забавы эха,

От песни я не жду ни славы, ни успеха.

Мне нужно, чтобы свет торжествовал над тьмой»

 

(с. 487)

 

Но совы (а также летучие мыши) ненавидели Шантеклера за то, что он своим пением разгоняет мрак и укорачивает ночь (как в мифологии африканцев). Они готовят против Шантеклера заговор, в который вовлечены также павлин, мечтающий занять в птичнике главенствующее положение, и некоторые легкомысленные цыплята. Чтобы уничтожить Шантеклера, совы собираются использовать бойцовых петухов, выведенных селекционерами разных стран. Решительный бой должен произойти на светском приёме, который устраивает цесарка возле огородного пугала.

Дрозд, случайно узнавший об этом, предупредил Шантеклера, но тот, как истинный рыцарь, не уклоняется от опасной встречи. Происходит дуэль между Белой Стрелой (главным чемпионом бойцовых петухов) и Шантеклером. Когда изнемогший Шантеклер находился уже на краю гибели, происходит заминка — появляется тень ястреба. Все птицы (в том числе и бойцовые петухи) в испуге, и только наш герой пытается прикрыть цыплят своими крыльями. Когда же ястреб улетает, не причинив никому никакого вреда, Шантеклер чувствует прилив новых сил, а Белая Стрела в смятении поранил шпорой собственную ногу и прекратил бой. А дальше уже менее интересно.

 

***

Несмотря на прозаичность образа жизни домашнего петуха, Н. Заболоцкий (1990) тоже услышал в его пении космические голоса (стихотворение «Петухи поют»):

 

На сараях, на банях, на гумнах

Свежий ветер вздувает верхи.

Изливаются в возгласах трубных

Звездочёты ночей — петухи.

Нет, не бьют эти птицы баклуши,

Начиная торжественный зов!

Я сравнил бы их тёмные души

С циферблатами древних часов.

Здесь, в деревне, и вы удивитесь,

Услыхав, как в полуночный час

Трубным голосом огненный витязь

Из курятника чествует вас.

Сообщает он кучу известий,

Непонятных, как вымерший стих,

Но таинственный разум созвездий

Несомненно присутствует в них.

Ярко светит над миром усталым

Семизвездье Большого Ковша,

На земле ему фокусом малым

Петушиная служит душа…

 

 

***

Нельзя, однако, не вспомнить «Сказку о Золотом петушке» А.С. Пушкина (Т. 4:475). Царь Дадон получил от своего придворного мудреца, звездочета и скопца, волшебного Золотого петушка, который, будучи посажен, как флюгер, на высокую спицу, предупреждал о приближении военной опасности и показывал не направление ветра, а откуда двигается вражеская рать. В благодарность царь обещал мудрецу исполнить его первую же просьбу. Через некоторое время петушок объявил тревогу, и старший сын царя с войском отправился в указанном направлении и пропал без вести. Потом то же произошло со вторым сыном, а на третий раз царь Дадон отправился сам. Прибыл он на место, где стоял шелковый шатер и лежала побитая рать, и увидел:

 

Перед ним его два сына;

Без шеломов и без лат

Оба мертвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга.

 

 

В это время из шатра вышла красавица-девица, Шемаханская царица. Дадон сразу в нее влюбился и забыл горе, вызванное гибелью его сыновей. Девица проявила благосклонность к царю, и он повез ее к себе. Там его встретил мудрец с просьбой отдать девицу ему. Дадон, естественно, стал отказываться:

 

Я конечно обещал,

Но всему же есть граница!

И зачем тебе девица?

Убирайся, цел пока!

Оттащите старика!

 

 

и сам ударил его жезлом, тот упал — и дух вон. А тем временем

 

 

Петушок спорхнул со спицы;

К колеснице подлетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился… и в то же время

С колесницы пал Дадон,

Охнул раз, — и умер он.

А царица вдруг пропала

Будто вовсе не бывала.

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

 

 

***

У И. А. Крылова есть несколько басен на «куриную» тему, вот три из них:

* «Орел и Куры». Однажды Орел сел отдохнуть на овин, а потом ему вздумалось перелететь на другой овин. Увидя это, Курица заявила, что и она может летать не хуже орла, а Орел резонно ответил ей на это:

 

Орлам случается и ниже кур спускаться,

А курам никогда до облак не подняться!

 

 

* «Петух и жемчужное зерно»:

 

Навозну кучу разрывая,

Петух нашел жемчужное зерно,

И говорит: «Куда оно?

Какая вещь пустая!

Не глупо-ль, что его высоко так ценят!

А я бы, право, был гораздо боле рад

Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,

Да сытно».

 

 

* В басне «Скупой и курица» рассказано об одном скупом, у которого была курица, которая несла золотые яйца.

 

Иной бы и тому был рад…

Но этому скупому мало:

Ему на мысль напало,

Что, взрезав курицу, он в ней достанет клад.

 

 

Он зарезал курицу, но нашел в ней простые потроха.

 

***

Аналогичная сказка о курочке, которая несла золотые яйца, есть у украинцев. Сильно усложнен этот сюжет в персидской сказке «Золотое яйцо» (ПС 1987).

 

***

Существует много народных пословиц и поговорок, посвященных курам:

* При счастьи и петух яичко снесет, а при несчастьи и жук забодает.

* Я свое откукарекал, а рассвет хоть и не наступай.

* Яйца курицу не учат.

* Курочка по зернышку клюет, а сыта бывает.

* Курица не птица, а женщина не человек.

* Цыплят по осени считают.

* Попал, как кур в ощип («кур» — старинное название петуха).

 

***

Загадки о петухе:

* Дважды родился, но ни разу не крестился, сам пел, а умер — не отпели.

* Гребень имею — не пользуюсь им, шпоры имею — не езжу верхом.

 

***

Хотя в Китае считается, что красный петух отводит от дома пожар, в России ему приписывают прямо противоположное значение. Издавна существует народное образное выражение: «пустить красного петуха», т. е. поджечь дом (рис. 15) или даже спалить целую деревню.

 

Рис. 15. Красный петух.

 

 

***

На этой ассоциации петуха с пожарищем основана «Сказка о петухе и старушке» А. Блока (1946):

 

Петуха упустила старушка,

Золотого, как день, петуха!

Не сама отворилась клетушка,

Долго ль в зимнюю ночь до греха!

И на белом узорном крылечке

Промелькнул золотой гребешок…

А старуха спускается с печки,

Всё не может найти посошок…

 

Эх, какая беда приключилась,

Впопыхах не нащупать клюки…

Ишь, проклятая, где завалилась!

А у страха глаза велики.

 

Прибежали к старухину дому,

Захватили ведро, кто не глуп…

А уж в кучке золы — незнакомый

Робко съежился маленький труп…

Долго бабушка, верно, искала,

Не сыскала ты свой посошок…

Петушка своего потеряла,

Ан, нашел тебя сам петушок!

<…>

А над кучей золы разметенной,

Где гулял и клевал петушок,

То погаснет, то вспыхнет червонный

Золотой удалой гребешок.

 

 

***

Детская прибаутка:

 

Умница-разумница,

Про то знает вся улица,

Петух и курица,

Кот и кошка,

Дурак Ермошка

Да я немножко.

 

 

***

Ж. Эффель в своем альбоме (1967) посвятил птицам около 20 рисунков: по одному рисунку вороне и павлину, 2 рисунка — пингвинам, 3 — аистам и 8 — курам (из последних привожу один — рис. 16).

 

Рис. 16. Он делает рентген нашему Коко… (Эффель 1967).

 

 

***

«Если Вам приснился петух, — значит, Вы вступите в пору исключительного везения и роста Вашего престижа, однако Ваше счастливое возвышение превратит Вас в тщеславного и чванливого человека. Сон, в котором Вы увидите петушиную драку, предупреждает Вас о грядущих ссорах и соперничестве. Во сне услышать утреннее пение петуха — хороший знак, предвещающий молодежи удачную женитьбу и достаток в доме. Если Вам приснится, что петух кричит ночью или вечером, — Вам придется всплакнуть и не раз. Так же, как апостол Петр вспомнил предсказание Христа, услышав петушиный крик, так и Вас этот сон предостерегает от заблуждений и ошибок» (Миллер 2004:290). «Увиденная во сне курица обещает прибавление семейства» (Там же: 176).

 

***

По Менегетти (2003:138), курица «Символизирует женщину, которая „клюет“, „долбит“, „гадит“ и может „снести“ такое яйцо, которое окажется для субъекта весьма неприятным сюрпризом».

К отряду Курообразных относятся также индейка, куропатка, перепелка, фазан и павлин.

 

 

Индейка

 

«Индюк (индейка) символ глупости, чванства, напыщенности, всего внешнего и показного, высокомерия, иногда — неудачи. По одному из индейских мифов, когда земля была создана, но еще не затвердела, индюк, предупрежденный, что на землю садиться нельзя, был послан осмотреть ее; однако, устав, он сел на полужидкую поверхность, стал бить крыльями, и сделал весь рельеф земли неровным, образовал долины, холмы, горы. У индейцев майя — распределитель дождя» (МНМ Т. 2:349).

 

 

Куропатка

 

Куропатка символизирует плодородие, любовь и женскую красоту. «В Греции куропатка была связана с богиней Афродитой, в индоиранской традиции — с красотой и изяществом, народное суеверие приписывает ее мясу свойство афродизиака. К этой птице неблагоприятно относились ранние христианские авторы, особенно святой Иероним, что привело к тому, что в романской иконографии ее стали связывать с успехом, добытым нечестным путем, а ее крики — с искушением сатаны» (Тресиддер 1999:163).

 

***

У знаменитого древнегреческого мастера на все руки Дедала, построившего лабиринт, в котором содержался Минотавр, совершавшего дальние перелеты на искусственных крыльях и т. д., был учеником его 12-летний племянник Талое. Мальчик оказался очень способным, глядя на рыбий позвоночник, он изобрел пилу, он же изобрел и циркуль:

 

Позавидовав ему, Дедал <…> со священной твердыни Минервы

Сбросил питомца стремглав и солгал, что упал он. Но мальчик

Принят Палладою был, благосклонной к талантам; он в птицу

Был обращен и летел по воздуху, в перья одетый.

Сила, однако, ума столь быстрого в крылья и лапы

Вся перешла; а прозванье при нем остается былое.

Все-таки в воздух взлететь куропатка высоко не может,

Гнезд не свивает себе на ветвях и высоких вершинах;

Низко летает она и кладет по кустарникам яйца:

Высей страшится она, о падении помня давнишнем.

 

(Овидий 1994:171)

 

***

«Если во сне вы видите куропаток, то наяву судьба предоставит Вам шанс улучшить свое материальное положение и обзавестись некой собственностью. Если Вам приснилось, как куропатка пролетает мимо Вас, то такой сон обещает заманчивые перспективы в будущем. Поймать куропатку означает, что Ваши ожидания не напрасны и все закончится успешно. Убить куропатку означает, что Вам будет сопутствовать успех, однако получится так, что его плоды будут пожинать другие. Есть мясо куропатки означает, что Вы испытаете радость по поводу заслуженной славы» (Миллер 2004:176).

 

 

Тетерев

 

В ближайшем родстве с куропаткой находится герой сказки «Лиса и Тетерев»:

Бежала лисица по лесу, увидела на дереве тетерева и говорит ему: «Терентий, Терентий! Я в городе была». — «Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Была, так была». — «Терентий, Терентий! Я указ добыла». — «Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Добыла, так добыла». — «Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревам, а все гулять по зелёным лугам». — «Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Гулять, так гулять». — «Терентий, кто там идет?» — спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай. «Мужик». — «Кто за ним бежит?» — «Жеребёнок». — «Как у него хвост-то?» — «Крючком». — «Ну так прощай, Терентий! Мне дома недосуг» (Афанасьев 1985 Т. 1).

 

 

Перепелка

 

Перепелка — это «Доброта, пылкость, храбрость — символика, основанная на рыжевато-коричневом цвете птицы, ее драчливом характере и возвращении с мест зимовки в числе перелетных птиц. Перепелка была связана с греческим островом Делос, мифическим местом рождения бога Солнца Аполлона и богини-охотницы Артемиды. Перепелка была эмблемой военной доблести и в Китае, и в Риме. Китайцы связывали перепелку с югом, огнем, пожаром, летом. Ассоциация перепелки со светом подтверждается и в индуистском мифе о божествах-близнецах Ашвин, которые освободили перепелку (символизирующую весну) из пасти волка (зимы). В Европе ночные полеты перепелки связывали с колдовством, однако в общем она имела позитивную репутацию, особенно у израильтян, которым она послужила пищей во время Исхода» (Тресиддер 1999:272).

 

***

Отрывок из жалостливой белорусской песенки о перепелке, в которой упоминаются все части ее тела по такому образцу:

 

А у перепёлочки крылышко болит.

Ты ж моя, ты ж моя, перепёлочка,

Ты ж моя, ты ж моя, перепёлочка…

 

 

***

«Видеть во сне перепелов — чрезвычайно счастливый знак, если они живые; если же они подстрелены, Вас ожидают серьезные неприятности. Подстрелить во сне перепёлку — знак того, что Вы жестоко обойдетесь со своими лучшими друзьями. Есть во сне перепелиное мясо — показатель Вашего мотовства и расточительности» (Миллер 2004:286).

 

 

Фазан

 

Фазан — «имперская эмблема в Китае, в даосизме эмблема „Ян“. Из-за своего эффектного оперения и цвета фазан ассоциируется с солнцем, светом, достоинством, а также символизирует организаторские таланты высокопоставленных чиновников. Китайцы также считают, что фазаны связаны с громом, возможно, из-за громкого хлопанья их крыльев. В Японии фазан — гонец великой богини солнца Аматэрасу. Китайский фазан и индийский павлин, которые относятся к одному семейству, в древней Европе довольно долго считались экзотическими птицами, и их блестящее оперение, возможно, повлияло на художественное описание легендарной птицы Феникс» (Тресиддер 1999:387).

 

***

Хокку:

 

Так кричит фазан,

Будто это он открыл

Первую звезду

 

(ЯП 1954:163)

 

***

«Живой фазан во сне символизирует крепкую и настоящую дружбу. Если Вам приснится, что Вы едите фазана, то жена может распугать всех Ваших друзей своей ревностью. Охота на фазанов говорит о жертвах, на которые Вам придется пойти, чтобы добиться успехов» (Миллер 2003:431).

 

 

Павлин

 

Павлин — самый нарядный представитель отряда курообразных; половой диморфизм у него выражен еще сильнее, чем У петуха и курицы. Павлин-самец может свои длинные хвостовые перья с крупными глазчатыми пятнами на концах разворачивать роскошным веером (рис. 17); а «петь» он не может — голос у него очень неприятный.

 

Рис. 17. Павлин. (средневековый персидский рисунок; Тресиддер 1999).

 

 

***

В символике павлин — «Сияющая слава, бессмертие, величие, неподкупность, гордость. Сверкающее великолепие хвоста самца павлина — причина сравнения его с бессмертными богами, а следовательно, и с бессмертием. В древних культурах Индии и позже в Иране этот великолепный хвост стал символом всевидящего солнца и вечных космических циклов. <…> Когда известность этой птицы достигла Средиземноморья, она стала эмблемой не только воскрешения <…>, но также и звездного небесного свода и, как следствие, всеединства и взаимосвязанности. <…> В античном мире павлин считался священной птицей древнегреческой богини Геры (в римской мифологии Юноны), которая, согласно легенде, подарила ему тысячу глаз погибшего всевидящего Аргуса. <…> В Персии шахский двор назывался „трон Павлина“; павлин также ассоциировался с троном индуистского бога Индры». Он «сопровождает некоторых индуистских богов, например, Сарасвати (богиню мудрости, музыки, поэзии), Каму (богиню сексуальных желаний) и бога войны Сканда (который также мог превращать яд в эликсир бессмертия). <…> Павлины иногда являются в христианском искусстве в сценах Рождества или пьющими из кубка — в обоих случаях как символ вечной жизни. <…> С другой стороны, христианская доктрина смиренной жизни привела к тому, что грехи гордости, роскоши и тщеславия стали отождествлять с образом павлина» (Тресиддер 1999:264).


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!