Фантастические птицы и химеры 10 страница



Тогда жена дала стрельцу волшебный мячик, который катился по дороге и указывал ему путь. Следуя за эти мячом, пришел стрелец в далекую страну, где жили сестры его жены и её мать, которая была госпожой всех лесных зверей и птиц. Так началась цепь чудесных приключений; стал служить стрельцу невидимый помощник Шмат-разум, который переносил его по воздуху, мог в одно мгновение построить дом и устроить пир; приобрел стрелец и несколько волшебных предметов, с помощью которых так же быстро можно было создать роскошный сад, строить корабли и получить себе на помощь целое войско. Пока стрелец странствовал, царь пытался завладеть его женой силой, но она снова стала горлинкой и улетела, а когда стрелец вернулся со всеми этими сокровищами, она к нему прилетела. Не понравилось всё это царю, и он пошел на стрельца войной, но стрелец его победил и сам стал царем.

В других вариантах этой сказки женой героя становится золотая утица или белая лебёдушка.

 

***

У зулусов есть сказка «Уситунгу и голуби». Когда все работали в поле, молодая девушка Уситунгу сидела возле дома, одна на циновке. Вдруг прилетела стая лесных голубей. Они схватили края циновки и принесли ее вместе с девушкой в свою страну. Там на ней женился король голубей, и она родила ему трех сыновей. Потом ей захотелось побывать дома и показать своих детей матери. Хотя голуби её отговаривали, уверяя, что её деревни уже нет, она забрала детей и отправилась в путь. Однако, придя на то место, где должна была находиться деревня, она увидела, что деревня исчезла, а неподалеку находился какой-то холм. Оказалось, что это был спящий великан-людоед. Уситунгу достала нож и вспорола его брюхо. Оттуда вышли сначала куры, потом петухи, коза, корова, а еще позднее её мать, сестры и остальные жители деревни. А король-голубь нашел Уситунгу, и дальше они жили вполне благополучно.

 

***

Очень своеобразна австралийская сказка «Гула-виллил — хохлатый голубь». Этот голубь каждый день ходил на охоту, его сестра и мать ждали, когда же он принесет эму или кенгуру, но он приходил домой без добычи. Женщины, естественно, на него сердились. Наконец он обещал, что принесет кенгуру. Но вместо того, чтобы охотиться Гула-виллил собирал смолу акации и мастерил из нее фигуру кенгуру с хвостом, ушами и всем остальным. Эту фигуру он и принес домой. «Где же кенгуру?», — спросили его. — «Это и есть кенгуру, прекрасный кенгуру, которого я сделал сам», — гордо улыбаясь, ответил он. Но мать и сестра не улыбались, а избили его и решили, чтобы он не развлекался, пока они сидят дома голодные, а ходил на охоту вместе с ними. С тех пор хохлатые голуби в поисках пищи всегда летают стаями, а не поодиночке (МСА 1965).

 

***

Имя голубя часто употребляется как ласковое слово — «голубчик», «голубка».

 

***

Ставшее песней стихотворение И.И. Дмитриева (XVIII в.):

 

Стонет сизый голубочек.

Стонет он и день, и ночь,

Миленький его дружочек

Отлетел надолго прочь.

 

Ждет её… увы! Но тщетно —

Знать, сулил ему так рок!

Сохнет, сохнет неприметно

Страстный, верный голубок…

 

(таких 7 куплетов; Русские песни и романсы 1989)

 

***

Хотя для христианина голубь почти святая птица, Крылов пишет о нем в басне «Чиж и голубь» без всякого пиетета:

 

Чижа захлопнула злодейка-западня.

Бедняжка в ней и рвался, и метался;

А голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно-ль», говорит: «средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело».

Аи, смотришь: сам запутался в силок!

И дело:

Вперед чужой беде не смейся, голубок!

 

 

***

Отрывок из стихотворения И. Бунина «Голуби»:

 

Раскрыт балкон, сожжен цветник морозом.

Осенний ветер дует…

 

Синеет небо яркое — и вдруг

С гумна стрелою мчится белый турман

И снежным комом падает к балкону,

За ним другой — и оба долго, долго

Пьют из лазурной лужи, поднимая

Свои головки кроткие. <…> Замрешь

Боясь их потревожить, весь охвачен

Какой-то робкой радостью, и мнится,

Что пьют они не дождевую воду,

А чистую небесную лазурь.

 

(Бунин 1915:Т. 3)

 

***

«Видеть во сне голубей и слышать их воркование — благоприятный знак. Такой сон сулит мир в доме и прекрасных детей. Для молодой женщины такой сои обещает скорое и удачное замужество. Сон, в котором Вы ради забавы стреляете в голубей, означает, что из-под личины добродетели у Вас иногда проглядывает жестокость. Видеть летящих голубей означает, что вскоре Вы получите вести от отсутствующих друзей» (Миллер 2003:74).

 

 

Воробей

 

Домашний воробей называется домашним потому, что обычно живет подле людей и даже иногда устраивает гнёзда под стрехой. Его именем назван огромный отряд Воробьинообразные (Passeriformes), включающий в себя более 60 семейств и почти 3/4 всех известных птиц. О самом воробье можно сказать не много, но ниже будет упомянуто около десятка представителей отряда Воробьинообразных.

 

***

По Тресиддеру (1999:49), воробей — «Бойкая и плодовитая птица, которая в Китае ассоциировалась с пенисом (иногда воробьев ели, так как считалось, что они поддерживают потенцию). Сексуальный символизм воробья встречается также в Греции, где он был атрибутом богини Афродиты, и в западном искусстве, где блудницу представляли в виде женщины с воробьем в руке».

 

***

Кроме того, воробей характеризуется низостью, драчливостью и похотливостью (МНМ Т. 2 «Птицы»).

 

***

Мудрые пословицы:

* Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь!

* Стреляного воробья на мякине не проведешь!

 

***

Японская сказка «Воробей Перебитая Спинка». Одна добрая старушка нашла у себя во дворе воробья с перебитой спинкой. Она взяла его к себе, кормила и выходила. Выздоровевший воробей вылетел во двор и стал радостно чирикать. Старушка выглянула и увидела на земле много тыквенных семян. Она собрала семена и посадила. Вскоре из них выросли большие тыквы, внутри которых оказались горы белого риса, сколько ни бери, риса не становилось меньше. Стала старушка варить рис и угощать всех соседей.

А одна жадная соседка ей позавидовала. Она поймала воробья, сама повредила ему спинку, забрала к себе и держала голодным. Когда соседка выпустила воробья, во дворе тоже появились семена тыквы, из которых она вырастила плоды, но из этих новых тыкв выползли змеи и сороконожки и вылетели осы. Они набросились на женщину и закусали её до смерти (СЯ 2002).

 

***

Персидская сказка «Воробушек». Один нахальный воробей выпросил у людей, собиравших хлопок, немного хлопка. Потом он принес этот хлопок к прядильщику и потребовал: «Спряди это! Иначе я сломаю твой станок, порву пряжу и вырву твои тридцать два зуба!». Прядильщик исполнил просьбу, а воробей пошел к красильщику и с такими же угрозами потребовал, чтобы он покрасил пряжу. Затем он заставил ткача соткать материю, а портного — сшить ему нарядное платье. После этого воробей нарядился и явился во дворец падишаха, и так хвастался своим нарядом, что всем надоел, и падишах рассердился и велел зарезать его, сварить с пловом и подать на ужин.

Когда повар взял нож и воробья, тот зачирикал: «Чик-чирик, чик-чирик, какое острое лезвие!». Бросили воробья в кипяток, и он сказал: «Чик-чирик, чик-чирик, какая тёплая баня!». В плове он чирикал: «Чик-чирик, чик-чирик, какая гора риса!». Во рту падишаха — «Чик-чирик, какая исправная мельница!», в пищеводе — «Чик-чирик, какая узкая труба!», а в желудке — «Чик-чирик, какая вонючая яма!». А падишах поразился и приказал: «Как только он выйдет наружу, побейте его!». Но, когда воробей вышел целым и невредимым, его посадили в золотую клетку и поставили в ней две золотые чаши, одну — со сластями, а другую — с шербетом и розовой водой (ПС 1987).

 

***

«Воробьи во сне означают неожиданные повороты в судьбе. Такой сон может также указывать на неподходящее окружение» (Миллер 2003:60).

 

 

Соловей

 

Гораздо более популярен соловей.

 

***

Эта птица символизирует «Муки и экстаз любви. Символизм основан на красоте пения соловья во время брачного периода весной. „Бессмертная птица“ из оды Китса „К соловью“ (1819) — метафора как поэтов, так и певцов. Песня соловья часто связывалась как с радостью, так и с болью. <…> Разные народы по-разному определяют причину виртуозного пения: любовь, потеря любимой, тоска о рае или, в Японии, пророчества святых духов. Согласно суеверию, съевший соловья приобретает красивый голосили красноречие» (Тресиддер 1999:352).

 

***

В древнегреческой мифологии есть совершенно дикая история, но ее следует привести, так как она объясняет происхождение соловья и некоторых других птиц. У фракийского царя Терея была жена Прокна, но он влюбился в ее младшую сестру Филомелу из-за ее прекрасного голоса. Он спрятал Прокну среди своих рабов и решил жениться на Филомеле. Когда Прокна узнала о планах Терея, он «из предосторожности» отрезал ей язык. Но Прокна сумела вплести в узор брачного одеяния, предназначенного для Филомелы, свое послание ей, и была освобождена. Кроме того, она убила своего сына от Терея и накормила Терея мясом его сына. Узнав об этом, Терей тоже захотел наказать сестер, но боги вмешались в это дело и превратили всех трех в птиц: Прокну — в ласточку, Филомелу — в соловья, а Терея — в удода. С тех пор ласточка летает кругами по небу и чирикает, а ищущий ее удод все время твердит: «Роу? Роу?» («Где? Где?») (Грейвс 1992:126).

 

***

В русских былинах фигурирует некий Соловей-разбойник, который жил на дереве в гнезде и подкарауливал странников, чтобы напасть на них, при этом он оглушал их своим разбойничьим свистом, который сметал деревья и дома. Потом он был убит Ильей Муромцем (Былины 1986). Некоторые авторы (СМ 1999) допускают, что он был полуптицей-получеловеком, но самое вероятное, что это был оборотень.

 

***

Существует сказка «Как соловей учил человека уму-разуму». Поймал человек соловья и хотел его съесть, а соловей говорит: «Не наешься ты мной, человек! Лучше я тебе три добрых совета дам: не ешь того, что к пище не годно, не жалей о том, чего не воротишь, и не верь речам неразумным!». Человек отпустил соловья, а тот продолжает: «Плохо ты сделал, что меня отпустил, — у меня в животе большая жемчужина, достав ее, ты разбогател бы!». Услышав это, пригорюнился человек, а соловей говорит: «Глупый ты человек, и советы мои не пошли тебе впрок. Поверил ты небылице и жалеешь о потерянном», — и улетел прочь (УС Кн.1).

 

***

В сказке Г.Х. Андерсена «Соловей» показано, что никакая самая совершенная механическая птица (бездушный робот, как сказали бы мы теперь) не может сравниться с живым соловьем.

 

***

Поговорки:

* Соловья баснями не кормят.

* Рано пташечка запела — как бы кошечка не съела.

 

***

Хотя в пении соловья нет ничего печального, почти все упоминающие его стихи имеют меланхолический характер. Традиционной стала тема безответно влюбленного в розу и тоскующего соловья.

* Общеизвестен «Восточный романс» (слова А.В. Кольцова, музыка Н.М. Римского-Корсакова):

 

Пленившись розой, соловей

И день, и ночь поёт над ней.

 

А дева юная не знает,

Кому поёт? И отчего

Печальны песни так его?

 

 

* А. А. Алябьев написал чудесную музыку для колоратурного сопрано на слова А.А. Дельвига:

 

Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей…

 

 

* А. Пушкин в стихотворении «Соловей» подражает народной песне:

 

Соловей мой, соловейко,

Птица малая лесная!

У тебя ль, у малой птицы,

Незаменные три песни,

У меня ль, у молодца,

Три великие заботы!

Как уж первая забота, —

Рано молодца женили;

А вторая-то забота, —

Ворон конь мой притомился;

Как уж третья-то забота, —

Красну-девицу со мною

Разлучили злые люди…

 

(Пушкин Т. 3)

 

* Н.А. Римским-Корсаковым положено на музыку прекрасное стихотворение А.К. Толстого (1963:146):

 

Запад гаснет в дали бледно-розовой,

Звёзды небо усеяли чистое,

Соловей свищет в роще берёзовой,

И травою запахло душистою.

Знаю, что к тебе в думушку вкралося,

Знаю сердца немолчные жалобы,

Не хочу я, чтоб ты притворялася

И к улыбке себя принуждала бы!

Твое сердце болит безотрадное,

В нем не светит звезда ни единая —

Плачь свободно, моя ненаглядная,

Пока песня звучит соловьиная,

Соловьиная песня унылая,

Что как жалоба катится слёзная,

Плачь, душа моя, плачь, моя милая,

Тебя небо лишь слушает звёздное!

 

 

* Одно из стихотворений С. Есенина (1957:203) начинается так:

 

Есть одна хорошая песня у соловушки —

Песня панихидная по моей головушке.

Цвела — забубённая, росла — ножевая,

А теперь вдруг свесилась, словно неживая…

 

 

* Есть «Соловьи» и военного времени (слова А. Фатьянова, музыка В. Соловьева-Седого).

 

Пришла и к нам на фронт весна,

Ребятам стало не до сна,

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят…

 

(Наши любимые песни 1995)

 

* Припев к дореволюционной солдатской песне:

 

Соловей, соловей, пташечка,

Канареечка жалобно поет…

 

 

***

Не остались равнодушны к соловью и японцы:

 

Тот соловей, что приютился в ветках сливы,

Торопит песнею весны приход.

Но сколько ни поет —

Его призывы тщетны:

Весны все нет… И снег идёт, идёт…

 

(ЯЛЛ 1988)

 

***

Невежды, не способные понять прелесть соловьиного пения, изображены в баснях Крылова «Осел и Соловей» и «Кошка и Соловей».

О соловье сложено так много стихов и песен, что из них можно было бы составить особый сборник. Поэтому часто приходится приводить из них лишь небольшие отрывки.

 

***

А слушать во сне мелодичное пение соловья «предвещает благосостояние, приятное существование и здоровье Ваших близких. Это очень благоприятный сон для влюбленных и родителей. Увидеть молчащего соловья означает легкую размолвку среди друзей» (Миллер 2003:385).

 

 

Чиж

 

Чиж, по сравнению с соловьем, птица совершенно незначительная.

 

***

Кроме уже приведенной выше басни «Чиж и голубь», у Крылова есть еще «Чиж и Ёж», в которой Чиж ведет себя с подобающей скромностью:

 

Уединение любя,

Чиж робкий на заре чирикал про себя,

Не для того, чтобы похвал ему хотелось,

И не за что; так просто пелось!

 

 

Когда же

 

Феб лучезарный из морей поднялся…

Хор громких соловьев в густых лесах раздался.

Мой чиж замолк…

 

 

И на насмешливый вопрос ежа — Почему? ответил:

 

— Затем, что голоса такого не имею,

Чтоб Феба я достойно величал…

 

 

***

А в 30 гг. XX в. один поэт, отдыхавший в Доме отдыха писателей в Коктебеле, написал:

 

Чижик чирикает — ничего особенного, —

Как все прочие птичьи пролетарии.

Но кто не слышал Шаляпина или Собинова,

Тому и в этом чириканье послышатся арии.

 

 

***

Но чижик завоевал всеобщую симпатию песенкой, появившейся в начале XX в. (а может быть, и раньше):

 

«Чижик-пыжик, где ты был?»

— «На Фонтанке водку пил.

Выпил рюмку, выпил две —

Зашумело в голове…»

 

 

И эта песенка стала настолько популярной, что в конце XX века в Петербурге на отвесной гранитной стене реки Фонтанки была установлена небольшая бронзовая статуэтка чижика. Эту статуэтку уже несколько раз похищали, и ее приходилось восстанавливать.

 

 

Ласточка

 

Ласточка — «Традиционный вестник весны, а также символ воскрешения во многих культурных традициях. Эмблема деторождения в Китае, где прилет ласточек совпадает с весенними ритуалами плодородия в дни мартовского равноденствия, считалось, что в доме, который они выберут для гнездования, вскоре случится свадьба и будет много детей. Ласточка считалась священной птицей богини Изиды в древнем Египте и богинь материнства в некоторых других культурах» (Тресиддер 1999:167).

 

***

Ласточка уже упоминалась выше (см. Соловей). «В греческой мифологии Ласточка — птица, посвященная Афродите. В египетском мифе Исида в облике Л. отправляется искать тело убитого и разъятого на части мужа Осириса. Л. считается одним из воплощений Иисуса Христа (в христианской символике <…> молодая Л. — символ жажды духовной пищи). Ласточка также вестник добра и счастья, но не всегда гарантированного». «Л., прилетающая из-за моря, связана с иным миром, со смертью и жизнью, с далёким чужим морем и близкой, своей землей». Ласточка, влетевшая в окно, — предвестник смерти. (МНМ Т. 2:39).

 

***

«Ласточка, увиденная во сне, символизирует мир и семейную гармонию. Если Вам приснилась раненая или мёртвая ласточка, то Вам не избежать печали» (Миллер 2003:189).

 

***

Хотя прилет ласточек знаменует начало весны, существует поговорка: «Одна ласточка весны ещё не делает».

 

 

Жаворонок

 

Но вестницей весны считается не только ласточка, но также многие другие перелетные птицы, например, жаворонок.

 

***

В России один из дней марта (не помню уже, который) считался днем прилета жаворонков. По этому случаю пекли (не только дома, но и в пекарнях) булочки, имеющие вид птички с расправленными крыльями и с изюминками вместо глаз.

Обычай этот очень древний. Как сообщает А. Асов, по славянскому календарю первым месяцем года был белояр, соответствующий периоду с 21 марта по 29 апреля. Начало года (1–3 белояра) — «Это светлый праздник. Кончилась власть Зимы, насланной на землю Мареной-Смертью и Чернобогом. В этот день бог Дажьбог-Ярило, или Белояр, прогоняет Зиму, вздевает её на вилы» (Асов 2001:321). «Русские верили, что в сей день из теплых стран на Русь прилетают сорок разных птиц, и первая жаворонок. Пекли из муки жаворонков и насаживали их на пригорках на шесты. Подобные обычаи были записаны по всей Руси еще в начале XX в.» (Асов 2001:326).


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!