Фантастические птицы и химеры 2 страница



В некоторых мифологиях встречаются мотивы противостояния орла и ворона, т. е. неба и земли, неясно только, почему у Диксона Орел оказался представителем Нижнего мира?

Вообще, это «шаманское учение» представляет собой, по-видимому, искусственный сплав из более архаических мифологий, подкрепленный различными заимствованиями вроде сестер-олених, более характерных для мифологии финно-угорских народов, образом Матери-Прародительницы, которой нет в мифологии других палеоазиатских народов, и даже упоминанием неандертальцев (см. «Ворон»). При этом Диксон придал шаманизму, который, по его собственному признанию, является самой примитивной религией, характер философского учения со сложной эзотерической символикой.

 

***

В сказках азиатских эскимосов часто фигурируют орлы-великаны, которые были людоедами и оборотнями (превращались в людей). Такой орел мог нести в каждой лапе по киту и проглотить кита, как маленькую рыбку.

* В сказке «Пять дочерей» орел-великан похитил двух девушек и унес в свою ярангу на небе. Там он откармливал их, высасывал у них кровь и собирался съесть. Но появившаяся неизвестно откуда лиса (это животное часто приходит на помощь людям) научила их сплести из жил веревку, спуститься на ней на землю и убежать.

* В сказке «Охотник и орлы-великаны» человек, искавший своих пропавших детей, «Шел, шел, впереди белую гору увидел. Подошел ближе, смотрит — не гора это, а огромная куча костей — звериных, птичьих и человечьих, а рядом сидит орел-великан.

Увидел его орел, клюв открыл, защелкал зубами и закричал:

— Эге, еда сама пришла!

Притворился охотник, что очень обрадовался, и воскликнул:

— Вот мой дедушка, долго я его искал!

Не тронул его орел, приютил как родственника. Зарылся охотник в его белые перья, две ночи и два дня проспал» (СМНЧК:150). Выспался он и спросил орла, не видел ли он его детей, а орел ответил, что детей нужно искать в другом месте, на севере. Охотник пожил некоторое время у орла и его жены (дома они имели человеческий вид), а потом они помогли ему вернуться домой. Его дети тоже уже были дома. Оказалось, что они пропадали из-за колдовства злого шамана.

* А в сказке «Мальчик у орлов» один охотник почему-то посадил своего маленького сына в каяк, привязал ремнями и пустил в море. Несколько дней носили волны каяк и, наконец, выбросили на берег. Стал мальчик плакать от голода, а выбраться из каяка не может — привязан. Нашли мальчика две женщины, забрали его к себе домой и стали держать как младшего брата. Они ходили на охоту и приносили много добычи, один раз даже целого кита. Когда уже подросший мальчик спросил с удивлением, как им это удается, они признались, что на самом деле они орлы. А когда мальчик стал юношей, принесли они шкуру огромной птицы с большим изогнутым клювом и когтищами и предложили одеть. Так мальчик тоже стал орлом и научился, хотя и не сразу, летать и охотиться на крупного зверя. Однажды старый орел, отец этих женщин сказал, что ему хочется человечины. Тогда юноша-орел принес своего отца, орлы его съели, и он рассказал им свою историю. Узнав ее, орлы предложили ему принести и свою мать и обещали ее не обидеть. Полетел он к матери, принял человеческий вид и уговорил ее полететь с ним в страну орлов. Стала мать жить с сыном, ни в чем не нуждаясь.

Интересно, что во многих сказках народов Северо-Восточной Сибири птицы и звери могут снимать свои кухлянки (т. е. шкуры) и в таком обнаженном виде ничем не отличаются от людей.

Сказки такого рода бытовали даже в Гренландии, но там орлы не водятся, и их место занимают чайки.

 

***

Из-за того, что орел стал символом храбрости, силы и непобедимости, военачальники иногда (для похвалы или чтобы подбодрить в критической ситуации) называют своих подчиненных орлами. В песне «Орлёнок» (слова Я. Шведова, музыка В. Белова) речь идет о парнишке, участвовавшем в гражданской (или Отечественной?) войне:

 

Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца

И степи с высот огляди:

Навеки умолкли весёлые хлопцы,

В живых я остался один.

Орлёнок, орлёнок, блесни опереньем,

Собою затми белый свет.

Не хочется думать о смерти, поверь мне,

В шестнадцать мальчишеских лет.

Орлёнок, орлёнок, гремучей гранатой

От сопки солдат отмело.

Меня называли орлёнком в отряде,

Враги называли орлом…

Орлёнок, орлёнок, мой верный товарищ,

Ты видишь, что я уцелел.

Лети на станицу, родимой расскажешь,

Как сына вели на расстрел…

 

 

***

Благодаря своей героической символике орёл занял видное место в геральдике и украшает гербы многих государств. Иногда при этом орел изображается двуглавым, а то обстоятельство, что с зоологической точки зрения двуглавость — это уродство, резко снижающее жизнеспособность, никого не смущает.

Российский герб тоже имеет вид двуглавого орла; интересна история его происхождения, но начинать ее приходится издалека. В XI в. у Ярослава Мудрого роль герба играло изображение Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона и символизирующего победу православия над язычеством, потом появился орел, имеющий чужеземное происхождение. Древние римляне изображали орла (с одной головой) на своих штандартах как Птицу Юпитера. Но в 326 г. н. э. после того, как римский император Константин основал новую столицу — Константинополь, государственным гербом Римской империи стал двуглавый орел (по-видимому, сначала это служило указанием на наличие двух столиц, а потом — на наметившееся разделение этой империи на Западную и Восточную). Казалось бы, что после разделения одного государства на два, должны были бы появиться и два герба, каждый с одноглавым орлом, но этого почему-то не произошло. А после окончательного распада Римской империи у нее оказалось двое наследников: так называемая Священная Римская империя (союз нескольких германских государств) на Западе и Россия на Востоке.

Русские претензии были основаны на том, что Великий князь всея Руси Иван Васильевич III женился на византийской царевне Софье Палеолог, а после разрушения Византии (Восточной Римской империи) турками Россия стала самым большим православным государством. Поэтому Иван III объявил, что Россия — третий Рим, и перенял его герб — двуглавого орла (рис. 4). Какое-то время двуглавый орел и Георгий Победоносец существовали независимо, потом оба символа были объединены — всадника стали изображать на щитке, расположенном на груди у орла. После покорения Сибири двуглавый герб стал символизировать расположение России на двух материках: в Европе и Азии, одна его голова смотрела на Запад, а другая — на Восток.

 

Рис. 4. Двуглавый орел Ивана III, ещё не слишком отягощенный различными аксессуарами («Ветры перемен»).

 

 

Постепенно у двуглавого орла стали появляться новые аксессуары. При Петре Великом орел уже держит в одной лапе скипетр, а в другой — державу, и его венчают три короны, которые, по одному толкованию, символизируют Святую Троицу, а по другому — единение трех славянских народов: великороссов, украинцев и белорусов. При последующих царствованиях российский герб обогащался новыми деталями, в частности, его стали окружать гербы вошедших в состав Российской империи царств, княжеств и областей.

В 1914 г., накануне 1-й мировой войны, В. Брюсов посвятил русскому гербу стихотворение «Орел двуглавый»:

 

Бывало, клекотом тревожа целый мир

И ясно озарен неугасимой славой,

С полуночной скалы взлетал в седой эфир

Орел двуглавый.

Перун Юпитера в своих когтях он нес

И сеял вкруг себя губительные громы,

Бросая на врагов, в час беспощадных гроз,

Огней изломы.

Но с диким копчиком, за лакомый кусок

Поспорив у моря, вступил он в бой без чести,

И, клюнутый в крыло, угрюм, уныл и строг

Сел на насесте.

Пусть рана зажила, всё помня о былом,

Он со скалы своей слететь не смеет в долы,

Лишь подозрительно бросает взор кругом,

Страшась крамолы.

Пусть снова бой идет за реки, за моря,

На ловлю пусть опять цари пернатых;

Предпочитает он, чем в бой вступать, паря, —

Сидеть в палатах.

Но чтоб не растерять остаток прежних сил,

Порой подъемлет он Перун свой, как бывало…

И грозной молнией уж сколько поразил

Он птицы малой!

И сколько вкруг себя он разогнал друзей,

Посмевших перед ним свободно молвить слово,

Теперь его завет один: «Дави и бей

Все то, что ново!».

Бывало, пестунов он выбирать умел,

Когда он замышлял опять полет гигантский,

Потемкин был при нем, Державин славу пел,

Служил Сперанский.

Но пустота теперь на северной скале;

Крыло орла висит, и взор орлиный смутен,

А служит птичником при стихнувшем орле

Теперь Распутин.

 

 

И хотя, как известно, двуглавый орел все-таки вступил в драку, но в конце 1-й мировой войны он был побежден не внешним, а внутренним врагом. После Февральской революции в 1917 г. он лишился всех царских регалий и просуществовал недолго: Октябрьская революция отменила его, и ему на смену пришел советский герб с серпом и молотом, который был окончательно утвержден в 1923 г., после чего мало изменился.

В начале 90-х гг., после распада Советского Союза, в Российской Федерации был восстановлен герб с двуглавым орлом в петровском варианте (с Георгием Победоносцем, скипетром и державой, причем три его короны иногда рассматриваются как символ единства законодательной, исполнительной и судебной власти). А в гербах некоторых республик, входящих в эту федерацию, тоже появились гербы с птицами: с орлами (но не двуглавыми) — у Дагестана (рис. 5а), Ингушетии и Кабардино-Балкарии, с лебедем — у Удмуртии, или с фантастическими существами с птичьими крыльями, которых можно отнести к категории химер; у Коми, например, герб выполнен в «пермском зверином стиле» (рис. 5). У вышедшего из состава СССР Киргизстана появился герб с белым соколом, а у Узбекистана — с фантастической птицей Хумо.

 

Рис. 5. Гербы федеративных республик Дагестан (а), Коми (б) и суверенной Украины (в) («Ветры перемен»).

 

 

***

В стихотворении А.С. Пушкина «Узник» орел символизирует также свободолюбие:

 

Сижу за решеткой в темнице сырой,

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляет лишь ветер… да я!..»

 

(Пушкин 1950. Т. 2)

 

***

Есть у Пушкина и шутливо-нравоучительное четверостишие «Сила и слабость»:

 

Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей;

Страшатся щуки крокодила;

От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.

Всегда имеет верх над слабостию сила.

 

 

***

Интересно, что в некоторых баснях И.А. Крылова орел изображен отнюдь не благородной птицей, а самоуверенным и самодовольным хвастуном. В басне «Орел и Пчела» он заявил пчеле:

 

«Я право не пойму охоты

Трудиться целый век, и что ж иметь в виду? —

Безвестной умирать со всеми наряду!

Какая разница меж нами!

Когда расширяся шумливыми крылами,

Ношуся я под облаками,

То всюду рассеваю страх!»

А Пчела с достоинством отвечает:

«А я, родясь труды для общей пользы несть,

Не отличать ищу своей работы,

Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,

Что в них и моего хоть капля меда есть».

 

 

***

А в басне «Орел и Крот» Орел облюбовал какой-то дуб, чтобы свить на нем гнездо для своей орлицы и будущих орлят. Заметив это, Крот предупредил его, что у этого дуба подгнили корни, и посоветовал ему не вить на нем гнезда. Но самоуверенный Орел пренебрег советом такого ничтожного существа, как Крот, и поплатился за это: дуб повалился, а орлица и орлята погибли.

 

***

Теперь остается только добавить, что «Увидеть во сне парящего над собой орла предвещает Вам отчаянную борьбу за воплощение своих высоких целей; тем не менее, борьба закончится Вашей победой и достижением желаемого. Если во сне Вы наблюдаете за орлом, кружащим высоко в поднебесье, — сон сулит Вам приобретение всех благ, какие только возможны. Увидеть гнездо с птенцами орла — предвестье Вашей крепкой деловой дружбы с влиятельными людьми и удачи в делах. Во сне убить орла — знак Вашей необычайной решимости преодолеть все препятствия, которые мешают Вам на вашем пути наверх. Есть мясо орла свидетельствует об огромной силе Вашего характера, которая поможет Вам устоять в любом испытании и не отступить перед угрозой смерти. Увидеть убитого кем-то орла — предвестье рокового случая, который отнимет у Вас все завоеванное. Сидеть на спине орла — к интересному путешествию в дальние малоизученные земли, где Вы чрезвычайно много узнаете и приобретете» (Миллер 2004).

 

 

Гриф

 

Гриф — тоже крупный хищник, но не гнушающийся и падалью.

 

***

Эта птица «В наши дни метафора жадности, но в древнем Египте — защитный символ. В виде грифа представляли Нехбет, великую богиню Верхнего Египта. Она была защитником фараона, чья жена носила головной убор в виде головы грифа. То, как грифы неистово защищают свое потомство, привело к появлению легенды, что все грифы были самками, а также к несколько натянутой аналогии между грифом-матерью и Девой Марией. В Древнем Иране грифы служили чистильщиками, ускоряющими процесс разложения тела и возрождения. До сих пор для них выкладывают мертвые тела у Башни молчания — святыни парсов. Грифы — охраняющие духи в некоторых индийских мифах. В Риме они были посвящены богу Марсу и считалось, что они обладают даром предвидения. Их также связывают со старостью и потому — с Сатурном» (Тресиддер 1999:65).

 

***

Гриф упоминается в украинской сказке «Катигорошек, Вернигор, Вертидуб и Крутиус». Главный герой этой сказки получил свое имя из-за того, что причиной его зачатия послужила случайно съеденная его матерью какая-то волшебная горошина. Совершив ряд богатырских подвигов, Катигорошек спустился в глубокую яму и оказался в подземном царстве. Вдруг там пошел крупный град, Катигорошек укрылся под дубом и услышал, как выше, в гнезде, пищат птенцы грифа. Он защитил их, накрыв своей свиткой. Прилетевший потом гриф-отец в благодарность за это помог Катигорошку выбраться из ямы. Но для этого, как оказалось, долгого и трудного путешествия потребовалось взять с собой 6 кадок мяса и 6 кадок воды. Катигорошек и все эти припасы были взгромождены на спину грифа. По дороге, когда гриф поворачивал голову налево, ему надо было дать воды, а когда направо — кусок мяса. В самом конце полета мяса не хватило, и Катигорошек дал грифу кусок мяса, вырезав его из своего бедра. Вылетев наверх, гриф спросил, почему последний кусок мяса оказался таким вкусным. Узнав это, он отрыгнул мясо и приложил к ране, затем гриф слетал за живой водой, покропил, и мясо приросло (Украинские сказки, Кн. 1:277).

 

 

Сокол

 

Сокола, именем которого назван отряд, можно было бы считать младшим братом орла.

 

***

Символика: «Сокол (ястреб) <…> в иконографии они почти не различаются и поэтому рассматриваются здесь вместе. Превосходство, сильное желание, дух, свет и свобода. <…> В Перу сокол — солнечный символ, спутник или духовный брат бога Инки и также — прародитель людей. В Древнем Египте он почитался как царь птиц; многие боги изображались с телом или головой сокола, в том числе Ра — в виде сокола с диском вместо головы, символизирующим восходящее солнце. В виде сокола изображался и бог неба и дня Гор; его соколиное око часто изображалось на амулетах, символизируя его защитную силу. Символ человеческой души — Ба имел тело сокола и голову человека. Согласно западной традиции, сокол — эмблема охоты, связанная с германским богом неба Воданом и его женой Фригой и со скандинавским богом-хитрецом Локи. Сокол с колпачком, надетым на голову, — символ надежды на свет и свободу. Сокол как символ агрессии встречается намного реже. Белый сокол на родовом гербе Анны Болейн (второй жены английского короля Генриха VIII) как будто предвосхитил страстность ее натуры и жажду власти, которые подвигли Генриха VIII на разрыв с католической церковью. В настоящее время ястреб — символ милитаристских настроений».

 

***

Русский былинный богатырь Вольга Всеславьевич умел превращаться в разных животных и, когда он охотился на лебедей и уток, принимал вид сокола. Однажды до него дошло, что царь Индейского царства Салтык Ставрульевич собирается идти войной на Русь и «церкви Божьи на дым пустить». Чтобы проверить этот слух, он, под видом тура, добежал до Индейского царства, а затем в виде малой птицы-пташечки сел на окно царского дворца, подслушал разговор Салтыка с царицей и убедился в справедливости этого слуха. Тогда Вольга обернулся серым волком и перегрыз глотки всем коням в этом царстве, в виде горностаюшки он перекусил тетивы на тугих луках и повыщербил сабли и испортил другое оружие, после чего, обернувшись соколом, вернулся домой. Собрав свою дружину, Вольга решил первым напасть на врага и отправился в поход. Самым интересным эпизодом этой войны было то, что Вольга и его воины незаметно перелезли через прочные стены Индейского царства в виде муравьев и, разумеется, одержали победу (Былины СПб., 1904, издание И. Билибина).

 

***

В русской сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола» одна девушка просила отца привезти ей из города не платье и не серьги, как ее сестры, а перышко Финиста Ясна Сокола. Трудно было отцу исполнить эту просьбу (никто не знал, что это такое), но все-таки исполнил. Оставшись вечером одна в своей комнате, девушка открыла коробку, в которой находилось перышко, вылетело оттуда перышко и превратилось в добра молодца Финиста. Стали молодые люди вести между собой речи сладкие, а сестры из-за стены подслушали. Захотели они войти, но Финист успел обратиться в сокола и улететь через окно, оставив после себя только перышко. Доставая это перышко, девушка могла вызывать Финиста, который прилетал к ней по вечерам. Но сестры подглядели это и так забили окно ножами и иголками, что прилетевший Финист изранил все крылья, не смог проникнуть в комнату и улетел, сказав только: «Прощай-прости, девица! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве». И много трудов и приключений пришлось пережить нашей героине, прежде, чем она нашла и вернула себе своего возлюбленного (Афанасьев 1985).

А. Асов (1992), попытавшийся восстановить разрушенную христианством славянскую мифологию из сохранившихся разрозненных фрагментов (сказок, песен и т. д.), объединил образы Вольги и Финиста в лице бога войны Волха Змея Огненного.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!