Новый колониальный натиск. Смертельные восстания 1735-1740 гг. 12 страница



С началом Первой мировой войны положение башкир еще сильнее ухудшилось. Кроме того что годных к службе мужчин забирали в армию, усилилось и привлечение башкир на различные обязательные работы – перевозка меди и угля на медных заводах, продовольственных продуктов и сена для войска и др. На этих работах условия труда были очень сложными.

В первый же год войны был голод, башкирский народ начал голодать. За один кусок хлеба они были готовы продать все свое имущество. И без того маленькая посевная площадь еще больше уменьшилась. Увеличились хозяйства, где были отобраны на войну лошади и посевные площади.

С 60-70-х гг. XIX века среди русского общества распространилось мнение о постепенном вымирании башкирского народа. «Умирает очень много детей, - писал Л.П.Сабанеев в 1873 году, - несмотря на большую численность башкирского народа, как видно, они идут к вымиранию». В 80-е гг. Н.В.Ремезов отмечает, что вместо башкир «исчезнувших и умерших все до единого» из-за невозможности выплатить за свою землю начали заселять переселенцев, значит башкиры умирали целыми домами. Г.Успенский, который приехал в 1889 году в Башкортостан, в первую очередь услышал: «Вымирают эти башкиры, вымирают! Без сомнения вымрут!». «Очень много умирают башкир!» - писал, удивляясь этому в 1889 году Д.П.Никольский. В конце XIX века Д.Н.Мамин-Сибиряк в романе «Хлеб» писал: «Башкирская деревня находится в ужасном положении, - писал он. – Смерть башкир от голода в течении зимы превратилось в нормальное явление. Половина башкирских домов пусты, - хозяева, либо умерли, либо ушли в неизвестно направлении… Староста привел стариков в один склад, открыл дверь, и скитники от ужаса попятились назад: в складе вместо зерна были сложены трупы башкир». В записи 1902 года начальника жандармского управления Уфимской губернииотмечены: «Аборигены народа, башкиры, вымирают». Эти слова не беспочвенны: в 1912 году в Уфимской губернии смерть башкир составляла 29%, а в 1913 году в России средняя смертность была 3%.

Большая смертность башкир была не из-за дегенерации как думал начальник жандармерии. Наоборот, согласно исследованиям ученых прошлого века, у башкир «строение тела было очень крепким и сильным», они «могли перенести даже самые сложные преграды» (В.М.Черемшанский), «были старательны в работе и учебе» (А.Калачев), не болели заразными болезнями (М.Эверсман), по сравнению с другими народами края «не были податливы на болезни» (В.М.Черемшанский). Причиной большой смертности башкир была нищета и разорение, которые отмечал начальник жандармерии («у них нет ни скота, ни орудий труда; ни одежды, ни надворных построек»). В разорении башкир он не видит вины своей и колонизаторов, а обвинял «ленивых, беззаботных, башкир»). При малейшей возможности башкир вести хозяйство они не были «ленивыми», «беззаботными», но жестокий грабеж и разгром, истребление и насилие, притеснение всей их жизни и рабочих интересов привели башкир, которые начали только оправляться от татарского ига, в середине XIX века к большой смертности. Вдобавок голодных башкир валила и эпидемия. Например, эпидемия тифа 1865 года убила 26-40% населения некоторых деревень. «Их очень много умирает, например, от эпидемии голода, - писал В.М.Флоринский, - не из-за того что у них слабый организм, а из-за тяжелой жизни»[18][6].

 

Глава I. § 10. Результат колониального насилия. Освободительный дух народа

Несмотря на то, что открыто был виден губительный результат жестокой политики насилия со стороны русских колонизаторов, современные историки не стыдятся говорить о том что «колонизация имела прогрессивный результат для башкирского народа». По их мнению, присоединение к России и переселение пришлых народов ускорило «распространение зерноводства среди башкир», якобы, башкиры научились у русских, татар и других народов делать сельскохозяйственные орудия труда, сеять, собирать зерно и молоть муку (сооружать мельницу), «башкиры, даже в разделывании животных, использовали методы русских, например, метод отделки шкуры»[19][1]. Русские историки считают, что отрасль сельского хозяйства, которым занимались русские, самая прогрессивная форма, а башкир отсталыми в этой отрасли, показывают их диким народом, ничего не знающим в области зерноводства и вековые знания башкир считают результатом русского воздействия. По их мнению, «освоение метода возделывания шкуры» покрывает и лишение свободы, права саморазвития, и нищеты, к которому привели колонизаторы.

В действительности зерноводство в Башкортостан ввели не русские и не другие пришлые народы. Все это доказывает, например, практически все названия сельскохозяйственных растений в башкирском языке, богатая терминология зерноводства. Они относятся к самому древнему лексическому строю башкирского языка. Кроме этого есть письменная историческая информация, подтверждающая этот факт. Арабский автор аль-Гумери в XIV веке, посетив побережье Волги, в том числе и башкирские земли, писал: «До захвата татар они (земли) были возделаны, теперь от этого не осталось и следа»[20][2]. Башкиры, издавна занимающиеся зерноводством, после нашествия татар были вынуждены бросить это дело, а точнее, сильно сократить. Но после истечения некоторого времени, они вновь восстановили свое занятие и в момент присоединения к Русскому государству зерноводство занимало огромное место в их хозяйстве. Служивые Е.Кинишимцев и И.Гречкин в 1675 году, то есть пока в Башкортостане было не так много пришлого населения и они не успели каким-либо образом воздействовать на башкир, прошли Ногайскую дорогу и сообщили в дом Уфимского губернатора: «А башкиры Ногайской дороги, вспахав земли на старых (!) зимовках, сеют зерно и строят дома»[21][3]. Они писали это о районах, где хорошо развито животноводство в Башкортостане. А в северных и северо-западных районах, где с давних пор преобладало зерноводство, до начала XVIII века башкиры достигли большего успеха в зерноводстве. Согласно наблюдениям Кунгурского бургомистра Юхнева, который в 20-е гг. XVIII века проехал практически весь Башкортостан, башкиры Осинской дороги «сеют очень много зерна и вспахивают много земель», башкиры Казанской дороги «сеют рожь и другие виды зерна… и эта дорога кормит Уфу»[22][4]. Но русские колонизаторы не были ничем не хуже татар. Поэтому после восстания 1735-1740 гг. башкиры, разоренные от рук карателей, ради пропитания оставив зерноводство, были вынуждены перейти на полукочевое скотоводство, которое требовало намного меньшей затраты сил и расходов. Все это повторялось после каждого восстания. Колонизаторы каждое восстание вместе с жестоким грабежом башкир, их истреблением, и продолжением этого зверства отбрасывали назад рост башкирского хозяйства, в том числе зерноводства, не давали возможности башкирам даже вздохнуть, поднять голову.

Все башкиры занимались и скотоводством, и зерноводством, но из-за различных природных условий на юге преобладало скотоводство, а на западе зерноводство. Это различие в хозяйстве не разделило башкир на два лагеря, а наоборот, снабжая внутреннее разделение труда, объединило две башкирские группы в единый народ, связанные помогло развитию внутренних торговых связей, а на основании этого единой экономической жизни, и объединило две башкирские группы в единый народ общностью различных признаков. Если бы «святые» русские колонизаторы «прогрессивным воздействием», не оставив башкир без земли, скота, средств на пропитания, не лишили бы их возможности заниматься скотоводством и другим видом хозяйства, «скотоводческий юг» не отстал бы от прогресса.

Русская колонизация принесла большой урон в башкирском хозяйстве в ремесленности и промышленности, в первую очередь – в обработке металла. Башкиры до татарского ига много лет назад успешно занимались добычей полезных ископаемых, плавкой металла. Среди них было очень много мастеров-кузнецов. Башкиры хорошо плавили сталь, делали различные необходимые орудия для войны и хозяйства. Несмотря на все губительные дела татар, башкиры не потеряли свое мастерство в кузнецком деле, потому что в борьбе за свободу им всегда было необходимо оружие. В XVII-XVIII вв., когда начали пользоваться железными и медными залежами Урала, русские промышленники свои заводы всегда закладывали на территории, где башкиры находили или открывали залежи полезных ископаемых. В то же время царское правительство предпринимало все меры для отстранения башкир от обработки металла. После присоединения Башкортостана, уже в XVI веке, это правительство ограничило башкир в использовании металла в хозяйстве, запретило держать кузницы, продавать оружие и разрешило брать вещи, используемые в повседневности, только в готовом виде от рук русских властей. В XVII-XVIII вв. они вновь-вновь все это запретив, издавали различные постановления, но башкиры в первое время особо не подчинялись, в тайне все же держали кузницы. Поэтому правительство указом от 11 февраля 1736 года поставило конец «содержанию кузниц в Уфимской губернии и башкирских деревнях». С этих пор началось истребление кузниц и убийство кузнецов и их рода. В результате они добились своего: в конце XIX века «башкирских кузниц осталось немного»[23][5].

Кроме запрета содержания кузниц, царское правительство указом от 19 декабря 1719 года и 13 марта 1739 года взяло в свою монополию все подземельные богатства, полезные ископаемые, лишило башкир права хозяйства над ними и дало полную свободу русским промышленникам на добычу полезных ископаемых, обработку металла без разрешения хозяев земли. Таким образом, колонизаторы преградили путь развития промышленности башкир, оставило им ограниченные права: согласно специальному разрешению, найдя залежи полезных ископаемых, сообщить властям, добыв их, предоставить заводам русских промышленников. Башкиры, добившиеся разрешения, с большими стараниями и мастерством находили и добывали полезные ископаемые на своих вотчинных землях. В XVIII веке многие башкиры стали известны как знаменитые мастера по добыче полезных ископаемых. Среди них самые знаменитые: Туктамыш Ишбулатов, Саляй Бускунов, Омок Билимбаев, Исмагил Тасимов. Из них Исмагил Тасимов положил в России начало работе по открытию Горных училищ. По его заявлению, отправленному в Бергколлегию в 1770 году, училище было открыто в Петербурге в 1773 году. Затем оно было переименовано как Горный институт. Башкирские мастера содержание училища взяли на себя, но не могли там учить башкирских детей.

Башкиры не ограничились добычей и поставкой железа и меди в русские заводы. Они знали в различных местах залежи серебра, золота, свинца, угля, серы, селитры, соли, нефти и открывали все новые залежи. Добыча чистой соли в Илецком месторождении, которую нашли башкиры, имела большое значение. Это месторождение в XVIII веке русская казна отобрала у башкир. Башкиры про нефть (масло земли) знали до прихода русских. Вначале ее применяли для лечения, а затем узнали про ее хорошее воспламенение. В 1754 году башкир Надир Уразметов получил разрешение на строительство завода по обработке нефти на своих вотчинных землях и в 1755 году начал его. Но из-за внезапной болезни и смерти, не смог довести до конца начатое дело. После его смерти, дело нефтепроизводства в России на многие года угасло.

Все вышесказанные дела башкиры вели в условиях непрерывной освободительной борьбы, жестокого гнета со стороны колонизаторов. если бы была возможность самостоятельного развития национального хозяйства, то достигнутые успехи ничем не были бы хуже чем у русских; среди башкирских мастеров и феодалов выросли бы свои промышленники, как кузнец Демидов и др. известные люди. Колонизаторы препятствовали развитию промышленности башкир, всех его мастеров они перебили в 1773-1775 гг.

После падения татарского ханства, башкиры начали ускоренно восстанавливать торговые отношения в своей стране и с другими регионами (в первую очередь с Ср. Азией). Но новые захватчики вновь препятствовали развитию национальной торговли. Из-за усиления колонизации, запрета перемещении и общения вся торговоя и хозяйственная связь башкир была оборвана, национальная рыночная основа была уничтожена. Колонизаоры создали свой рынок в Башкортостане, отвечающий их интересам. Денежные отношения бащкирского общества были полностью подчинены русскому рынку.

Таким образом, можно говорить не о положительном воздействии русской колонизации на башкир, а об ее разрушительном результате. Русские колонизаторы не только подвергли экономическое развитие башкир в кризис, но и привели к тому, что оно отстало от уровня XVI века. Если русские историки описывают башкир, как отсталый, не знающий зерноводства и ремесла народ, то они делали это ради защиты колониальной политики, чтобы показать какой хороший великий русский народ. Тем самым современные историки показывают, что они с идеологической стороны заодно с русскими колонизаторами. А об этих колонизаторах Ф.Энгельс писал: «Каждый грабеж, насилие, захват русское правительство делало под видом просвещения, защиты и освобождения»[24][6]. О настоящей сущности колониальной политики Ленин писал: «О том, что колониальная политики , якобы, прогрессивная вещь, она строит капитализм, и поэтому «нельзя ее обвинять в жадности и жестокости» говорят только ревизионисты»[25][7]. Современные историки совсем потеряв совесть, отстранились от объективной оценки исторических событий, они встали на путь защиты и хвалы всех прежних и нынешних дел русских.

Русские колонизаторы вели зверскую политику не только в материальном мире башкир, но и духовном. Они в этой области ставили на первое место цель русизации. Посчитав это самым надежным путем, они уже в XVII веке приступили к нему. Несмотря на старательное насильное крещение, в 60-е гг. XIX века они решили пойти по другому пути, через школу, начали учить башкирских и других мусульманских детей русской грамоте. К этой работе напрямую приступила Казанская миссионерская школа и здесь особую активность проявил миссионер Ильинский. В 70-е гг. по русским учебникам начали открываться «русские-инородные» школы, в которых обучали на русском языке. Назначения этих школ были определены в правилах от 26 марта 1870 года министерства Народного образования. В этих правилах было сказано: «Конечной целью обучения инородцев, проживающих внутри нашей родины, это, конечно же, должны быть их русизация и присоединение к русскому народу». Вместе с этим, если посмотрев на численность тех самых смешанных школ, хорошо подумать, то приходишь к выводу, что особое внимание уделялось русизации башкир. Согласно отчету от 15 марта 1877 года, русско-татарских школ было 2, русско-казахских – 13, русско-башкирских – 26. Такая сеть школ с каждым годом увеличивалась. В 1915 году только в Оренбургской губернии численность русско-башкирских школ достигла 54. Как видно по всему Башкортостану их было не меньше 100. Несмотря на это, русские деятели считали, что обучение какой-либо части детей в смешанных школах не приведет к необходимой цели. Поэтому в 1871 году миссионер Ильминский предложил перевод письменности мусульманских народов на русский алфавит, как дополнительную меру. По его мнению эта мера облегчит изучение русского языка и дальнейшую русизацию. Предложение Ильминского одобрили высокодолжностные люди русского государственного аппарата. Воспользовавшись этим удобным случаем самый лучший ученик Ильминского В.В.Катаринский поставил вопрос перед высокой инстанцией о создании специальных учебников для башкирских и казахских детей, написанных на русском алфавите. Реализуя эту идею, он написал «Букварь для башкир», который начал использоваться в русско-башкирских школах. Такие же учебники были написаны под руководством школы Казанских миссионеров для татар, чувашей, мари и др. Но понимая суть этих мер, которые были направлены на русизацию, мусульманские народы выступили против них. Мусульмане не желали изучения своих детей в этих школах, отказались от изучения русского языка в медресе, не выполняли приказы об обучении русской грамоте. Башкирский ученый и просветитель М.Уметбаев на сессии Уфимского земства сказал: «В Европе многие народы, обучаясь на своем языке, изучили многие предметы».

Политика русизации усилившись в 1906-1907 гг., перешла в наступление. Ярые ассимиляторы, выступив на III Государственной думе, раскрыли планы об «уничтожении» нерусских народов. Епископ Н.Варшавский призывал «все нерусские народы русифицировать, некрещеные все элементы крестить». Они не ограничились разгневанными, злыми речами, а жестоко преследовали каждое явление национального роста. В Уфимской и Оренбургской губерниях русские власти закрыли медресе, и в первую очередь джадидские, где обучались общественным и природным предметам, репрессировали учителей и различные национальные организации»*.

Против великой государственности и ассимиляторности русского царства усилилась национальная борьба. В этой борьбе башкиры от безысходности были на одной стороне с татарами, потому что на этот раз их вместе связала одна религия и одна проблема. Причинами объединения башкир с татарами были и другие факторы: татары были самым многочисленным и эффективным мусульманским народом в Приволжье и Приуралье и могли противостоять против ассимиляторской политики. Такая эффективность татар была от их усиления под теплыми условиями Русского государства в течении 3-х веков.

После того как были уничтожены их ханства, татары, кроме как пошли против крещения, не боролись с русским правительством, поэтому не были так жестоко истреблены как башкиры, они только росли с численной стороны. Русское правительство, одобряя их верную службу, помогало татарам со всех сторон, хорошо использовало их в колонизации Башкортостана, не жалея давало им башкирские земли. Кроме этого, татары, со времен богатых базаров Золотой Орды приспособившись к торговле, активно участвовали во всей Российской торговле. Везде распространились бесчисленные татарские перекупщики, среди них появились и крупные торговцы и промышленники. В 1897 году С.Г.Рудаков писал: «Ни один базар, ярмарка и место торговли не обходились без татар».[26][8] Благодаря всем этим причинам татары превосходили башкир не только с численной стороны, но и с экономической. Вдобавок, для облегчения контроля башкир русское правительство в 1789 году открыв в Уфе мусульманский религиозный назарет, дало духовную власть в руки татар. Татары вместе с духовной властью взяли в свои руки и образование. Перевод в 1800 году из Петербурга в Казань «Азиатской типографии», которая печатала на арабском шрифте, а позднее открытие в Казани такой же университетской типографии и более мелких типографий положили материальную основу для первенства татар в области просвещения. Благоприятные условия в экономической, духовной и культурной области татар повлияли на усиление прежнего духа захватничества, тем самым они не ограничившись противоборством против ассимиляторской политики русского правительства, вели такую же ассимиляторскую политику в других регионах, особенно среди башкир. Татары старались проглотить башкир, присоединить их к своему народу, в то же время они все, от мала до велики, смотрели свысока на башкир. Для достижения своей цели они бестолковым образом отрицали национальное различие между татарами и башкирами, использовали различные меры для сильного воздействия своей природной агрессией на башкир. Вдобавок, под знаменем панисламизма татары старались быть главными над всеми тюркскими народами Российской империи. В таком положении башкирскому народу, в самую первую очередь его интеллигенции, приходилось бороться не только против русской ассимиляторской политики, но и татарского шовинизма, который был намного жестче русского, и защищать свою этническую принадлежность в такой неравной борьбе.

Несмотря на всю горечь жизни, башкирский народ с удивительным упорством пытался развить свое хозяйство и культуру. В середине XIX века, в период кантонного управления, 40% всего зерна Оренбургской губернии предоставили башкиры. Урожаи зерна на башкирских полях были намного выше по сравнению с другими народами. Превосходство в урожае зерна они сохранили и в конце XIX века. Башкиры проявили большое упорство и в сохранение своего духовного богатства. Даже, несмотря на бесконечные кровавые бойни со стороны татарских ханов и русских царей, они тянулись к просвещению и развитию. Освободительная борьба на протяжении многих лет дала развитие творчеству сэсэнов. До наших дней дошла лишь их слава и отрывки их произведений, которые сохранились в памяти народа. Но в те трагические времена культурная жизнь башкир состояла не только из творчества сэсэнов и народного, конечно же, была развита в какой-то степени и письменная литература. Это доказывают такие трагические рассказы как «Ек-Марген», «Последний из рода Хартай», отдельные стихотворения, написанные на краях рукописных книг, рукопись стихов Гаита Сибаева, пойманного карателями в восстании 1735-1740 гг., его рукописи хранившиеся в архиве Древних бумаг (ЦГАДА). Культурные памятники тех кровавых времен башкирский народ не смог сохранить до наших дней, даже стихи Салавата, относящиеся глубоким реалистическим содержанием к богатой письменной литературной традиции, известны только в русском переводе. Колонизаторы не смогли потушить все очаги культуры и образования башкирского народа. Благодаря кропотливому труду просветителей не были прерваны светлые традиции башкир до нашествия татар и всегда были образованные люди. С начала XIII века начала расти сеть медресе. В то же время в различных регионах Башкортостана открывались крупные медресе, среди них самыми известными и занимающими значительное место в мире просвещения были медресе Сюндук, открытое в 1709 году, Сытырман, открытое в 1713, Стерлибашевское, открытое в 1720. Работа по обучению грамоте получило широкое распространение в Башкортостане. Особенное развитие она получила в XIX веке. Для башкир считалось обязательным обучение детей, в том числе и девушек. Каждый грамотный человек учил и старших, и младших грамоте, в самом крайнем случае читать и писать. Практически в каждой деревне было медресе. Медресе содержались деревенским обществом, учителя не получали зарплату. Благодаря заботе по поводу образования уровень знания в башкирах, потерявших жизненную опору, был намного выше, чем в русских колонизаторах, обогатившихся за счет грабежа их. В 1897 году, когда численность читающих и пишущих в Уфимской губернии составляла 16,7%, у русских было 16%, у башкир 18,5%. Башкиры достигли успехов и в развитии литературы. После губительных событий восстания 1773-1775 гг., безнадежности и периода суфизма, башкирская литература подарила миру во второй половине XIX века Акмуллу. Стихи Акмуллы потрясли великой мыслью и простотой, чистотой и прямотой сердца не только башкир, но и других соседних тюркских народов. После Акмуллы среди башкир выросли и другие новые писатели и поэты, среди них был и Шаихзада Бабич, котрый был наравне с Акмуллой своим духом и пламенным творчеством.

Башкирский народ перенес на своих плечах всю горечь колониального гнета России. Благодаря этому он показал себя способным к борьбе и службе, желание жить и силу. Несмотря на то, что они остались без прав, скота, голодными, башкирский народ, все еще борющийся за возврат своих земель и свободы, встретил 1917 год – год великих революционных изменений.


Глава II. СУДЬБА И БОРЬБА БАШКИР ПОСЛЕ 1917 ГОДА


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!