Модуль 2. Предметная культура Нового времени. 



Зарождение дизайна

Тема 4. Материальная культура XVII – начала XIX века.

Барокко, классицизм, рококо

 Барокко как стиль, ориентированный на «ценности изменения» (Вельфлин). Повышенная эмоциональность, динамика перекрытий и пересечений, главенство зрительного восприятия: любовь к оптическим иллюзиям, к криволинейным формам сложных очертаний. Открытость, разомкнутость форм как предпосылка для зарождения ансамблевости. Появление гарнитуров, сервизов и т.п.

 Классицизм XVII века (эпохи абсолютизма). Рационализм. Торжественность, величие форм. Роль парадных интерьеров. Версаль. Принципы регулярного парка.

Рококо. Главенствующее значение интимной, непарадной стороны жизни человека. Роль интерьеров дамских будуаров, салонов как образцов стиля. Рокайль как элемент, определяющий все основные характеристики формы отдельного предмета и построения пространства в целом. Создание шезлонга. Легкость, игривость, изящество.

    Классицизм XVIII века. Влияние идей Просвещения и одновременно – эстетики рококо. Камерность, интимность интерьеров. Появление и широкое распространение мебельных объектов, предназначенных для работы с деньгами и документами – секретеров, рабочих столов с ящиками и т. п. Удобство и рациональность мебели.

Ампир – поздняя фаза развития классицизма. «Египетские» и военные мотивы в декоре. Строгость и четкость, граничащая с сухостью.

Тема 5. Стили XIХ – начала ХХ века. Эклектика, историзм, модерн. Особенности промышленного производства.

Зарождение промышленного дизайна

Эклектизм и историзм как воплощение тенденций романтической эпохи – индивидуализма, психологизма, культа необычного, понимания историчности и изменчивости идеала. Эклектика как свобода выбора, творческое сочетание и переосмысление элементов стилей прошлого. Историзм как интерес к прошлому, к национальным традициям, стремление «убежать» от проблем современности. Перегруженность интерьеров деталями. Любовь к комнатным растениям. Бурное развитие промышленного производства и упадок ремесла. Низкое качество и эстетическое несовершенство промышленной продукции ХIX века.

Основные положения теоретические трудов Дж. Рескина, У.Мориса, Г. Земпера. Развитие техники как предпосылка появления новой эстетики.

Модерн как «последний великий стиль» рубежа XIX – ХХ в., преодолевающий прошлое, а не подражающий ему. Ветви модерна – национально-романтическая, флореальная, абстрактно-геометрическая, неоклассическая. Культ красоты, эстетизация жизни. Понимание произведения как живого, растущего организма. Синтез монументальности и камерности. Эстетика модерна как почва для возникновения индустриального дизайна. П.Беренс как основоположник профессионального индустриального дизайна.

Особенности русского модерна. Связь с нарышкинским барокко – узорчатость, повышенная декоративность. Интерес к народному искусству, отражение и интерпретация его форм. Влияние деревянного зодчества.

Тема 6. Влияние авангардного искусства на дизайн ХХ века

Общая характеристика авангарда первой четверти ХХ века. Воплощение новых тенденций понимания действительности, отказ от «фотографичности».

Кубизм как пересоздание, проектирование действительности. Выявление геометрического начала в форме.

Футуризм. Эстетика, ориентированная на будущее, прославляющая технику и скорость. Совмещение фаз движения. Техника «длинного мазка».

Нефигуративное искусство. Выражение во всех разновидностях абстракционизма общих закономерностей миростроения и мировосприятия. Создание культуры чистой формы, ставшей базой для формообразования в индустриальном дизайне и современной архитектуре. Абстракционизм Кандинского. Выражение «духовной сущности» и эмоциональной наполненности абстрактных форм. Кандинский как педагог ИНХУКа и Баухауза. Теоретическое наследие. Понимание роли первоэлементов формы.

«Де Стиль» Мондриана и Дусбурга. Работа с вертикалью и горизонталью, обобщенный ритм. Проекты интерьеров.

Супрематизм. Работа с геометрическими формами. Теоретическое наследие Малевича. Влияние на конструктивистов.

Сюрреализм. Культ интуиции, снов и галлюцинаций. Творчество С. Дали. Использование в арт-дизайне.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 375; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!