Очн. плн, очн. сокр., веч. сокр.



п/п

Учебно-образовательный

модуль.

Цели лабораторного

практикума

Примерный перечень

Лабораторных (практических работ или семинарских занятий)

Часы

  Модуль 1. Теоретические основы. Предметная культура Древнего мира, средневековья и Возрождения    
1 Цели: ознакомить обучающихся с основной проблематикой предмета, осмыслить ее, определить границы объекта изучения.  Тема 1. Введение в курс. Цели и задачи предмета   2
  Цели: пробуждение исследовательского интереса к данным материальным культурам, выявление их значения для современности. Тема 2. Предметная культура Древнего мира. Первобытная культура. Междуречье и Древний Египет. Европейская античность                         3
  Цели: пробуждение исследовательского интереса к данным материальным культурам, выявление их значения для современности. Тема 3. Ремесленное производство Средневековья. Ренессанс как эпоха зарождения проектной культуры 3
  Модуль 2. Предметная культура Нового времени. Зарождение дизайна    
  Цели: пробуждение исследовательского интереса к данным материальным культурам, выявление их значения для современности. Тема 4. Материальная культура XVII – начала XIX века. Барокко, классицизм, рококо 3
2 Цели: пробуждение исследовательского интереса к данным периодам, выявление их значения для современности. Тема 5. Стили XIХ – начала ХХ века. Эклектика, историзм, модерн. Особенности промышленного производства. Зарождение промышленного дизайна   3
  Цели: пробуждение исследовательского интереса к данному вопросу, выявление иго значения для современности. Тема 6. Влияние авангардного искусства на дизайн ХХ века 3
  Цели: знакомство с эстетическими и педагогическими принципами этих деятелей, со спецификой их творчества для дальнейшего понимания их значения для деконструктивизма и других течений современности. Тема 7. Дизайн 1920-х гг. Баухауз. ВХУТЕМАС 3
  Модуль 3. Развитие дизайна в индустриальном и постиндустриальном обществе    
  Цели: знакомство с особенностями дизайна этого периода, привитие понимания его связей с современными проектными практиками (постмодернизм). Тема 8. Дизайн 1930-х – 1940-х гг. 3
  Цели: знакомство с особенностями дизайна этого периода, привитие понимания его связей с современными проектными практиками (постмодернизм). Тема 9. Дизайн 1950-х – 1960-х гг. 3
  Цели: знакомство с особенностями дизайна этого периода, привитие понимания его связей с прошлым. Тема 10. Дизайн 1970-х – 1980-х гг. 3
  Цели: знакомство с особенностями современного дизайна, привитие понимания его связей с прошлым, анализ тенденций и прогнозирование будущего развития. Тема 11. Современные тенденции развития дизайна 3

3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов.

 

 

Для организации самостоятельной работы студентов необходимо наличие в библиотечных фондах университета достаточное количество учебников и учебных пособий по данному предмету.

Необходимо для организации самостоятельной работы студентов на лекционных и семинарских занятиях обращать их внимание

В этих рамках активно используется проблемный метод, метод анализа конкретных ситуаций, принцип «монтажного обучения» Ю. фон Шлоссера, метод реконструкции, метод погружения.

Цель применяемой активной формы обучения

Цель применения активных форм обучения – развитие творческой самостоятельности, умения логические мыслить профессиональными категориями, накопление тезауруса для дальнейшей профессиональной деятельности.

Проблемный метод и метод анализа конкретных ситуаций используется для рассмотрения сущности тех или иных явлений в истории дизайна, для выявления их связей с современностью.

Метод погружения используется для развития умения студента-дизайнера вживаться в первоначально чуждую ему ситуацию, эмоционально откликаться на нее и находить формальные эквиваленты.

Метод реконструкции используется для изучения исторических тем, когда информация бывает неполной и фрагментарной. Его использование способствует умению чувствовать цельность формы и ситуации и создавать также цельные и внутренне логичные формы.

Метод монтажного обучения используется для анализа конкретных артефактов. Он способствует умению не только анализировать форму, но и работать в коллективе, взаимодействию в обсуждении проблемы

 

3. Сценарий активной формы обучения

Для применения активных форм обучения используется следующий сценарий: ставится конкретная проблема или демонстрируется иллюстрация дизайн-объекта. Студентам задаются вопросы, стимулирующие поиск разных вариантов решения. Каждый промежуточный этап рассуждения рассматривается, все рассуждения анализируются с точки зрения как общелогической, так и соответствия реальным фактам. В целом такие формы строятся по методу “work in progress”.

 

4. Конкретные задания и краткие рекомендации по самостоятельной подготовке студентов к проведению активной формы обучения.

Задания к проведению активных форм обучения представляют собой изучение произведений и теоретических текстов с выявлением актуальных вопросов. Вопросы даются студентам заранее.

Возможен также вариант проведения активных форм обучения без предварительного предупреждения, по типу контроля остаточных знаний.

 

5. Правила оформления результатов выполненных заданий по каждой активной форме обучения.

Если задания даются в письменной форме, то они в целом могут быть оформлены свободно.

Анализ конкретного произведения обязательно должен сопровождаться его эскизной зарисовкой с композиционной геометрической схемой.

 

6. Вопросы для самоподготовки.

 

1.Предметная культура Древнего мира: первобытное общество, Месопотамия, Древний Египет.

26. Аполлоническое и дионисическое начала в предметном мире Др. Греции и Др. Рима.

27. Предметный мир Средневековья: темные века и романский стиль.

28. Предметный мир Средневековья: готика.

29. Ренессанс как эпоха зарождения проектной культуры. Творчество Леонардо да Винчи.

30. Предметный мир эпохи Ренессанса.

31. Барокко. Стилистические особенности предметного мира.

32. Классицизм и его разновидности в материальной культуре.

33. Рококо как стиль, ориентированный на частную жизнь человека.

34. Эклектизм и историзм как проявления романтических тенденций.

35. Промышленная революция в Европе и ее значение для истории дизайна.

36. Модерн как эпоха зарождения дизайна.

37. Особенности русского модерна.

38. Влияние авангардного искусства на развитие дизайна.

39. Баухауз и его роль в истории дизайна.

40. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН и его роль в истории дизайна.

41. Функционализм и конструктивизм. Общие черты и различия.

42. Роль развития техники для развития дизайна.

43. Особенности развития западного дизайна 1930-1950-х гг. Ар деко.

44. Особенности развития советского дизайна 1930-1950-х гг.

45. Особенности национальных школ дизайна США и Японии.

46. Особенности национальных школ дизайна Германии и Великобритании.

47. Особенности национальных школ дизайна Италии, Франции, Скандинавии.

48. Советский дизайн 1960-1980-х гг.

49. Западный дизайн второй половины ХХ века. Влияние оп-арта и поп-арта. Хай-тек. Постмодернизм.

 

 

7. Список рекомендуемой литературы.

Основная литература

 

1. Аронов В. Концепции современного дизайна 1990-2010. – М., 2011.

2. Вейс Г. Всеобщая история мировой культуры. – М.: Эксмо, 2007.

3. Воронов Н. В. Дизайн: русская версия.- М., 2001.

4. Воронов Н.В. Суть дизайна: 56 тезисов русской версии понимания дизайна. – М., 2002.

5. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. – М., 2004.

6. Лаврентьев А. Н. История дизайна.- М.: Гардарики, 20006.

7. Михайлов С.М. История дизайна. 1 т. – М.: Союз Дизайнеров России, 2002.

8. Михайлов С.М. История дизайна. 2 т. – М.: Союз Дизайнеров России, 2003.

9. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. – М.: Союз Дизайнеров России, 2002.

10. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. – Кн. 1, 2. – М., 2008.

11. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт. 1995.

12. Хиллер Б. Стиль ХХ века. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2004.

 

Дополнительная литература

 

13. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб, 1994. М., 2002.

14. Воронов Н.В. Российский дизайн. 1 т. – М.: Союз Дизайнеров России, 2001 .

15. Воронов Н.В. Российский дизайн. 2 т. – М.: Союз Дизайнеров России, 2001

16. Гропиус В. Границы архитектуры. – М., 1971.

17. Жердев Е. В. Метафора в дизайне. – М., 2010.

18. Земпер Г. Практическая эстетика. – М., 1971.

19. Розенблюм Е. Художник в дизайне. – М., 1974.

20. Сомов Ю. С. Композиция в технике. – М., 1977.

21. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. / Под общей ред. А. В. Иконникова. – М.: Стройиздат, 1990.

 

 

                                                                                                             


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!