Теоретические вопросы к экзамену



1. Мировоззрение и общественно-политическая деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина. Отражение идейных исканий писателя в творчестве 1840-х-1850-х годов. "Губернские очерки" как первое сатирическое произведение Салтыкова- Щедрина.

2. "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавно-бюрократический аппарат России. История и современность. Проблема народа и власти в произведении. Спор ученых о смысле финала. Принципы сатирической типизации в "Истории одного города" (реалистическая фантастика и сатирическая гипербола).

3. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в 1870-е годы: сатирические циклы и сатирический социально-психологический роман "Господа Головлевы". Проблемная связь романа с циклом "Благонамеренные речи". Образ Иудушки Головлева и художественные приемы его создания. Современные исследователи о романе.

4. М.Е. Салтыков-Щедрин в 1880-е годы. Обличение самодержавия, бюрократии, либерализма, ренегатства, обывательщины в "Современной идиллии" и в "Сказках". "Сказки" как идейно-художественный цикл. Жанровая специфика сказок: традиции и новаторство. Образ народа. Принципы сатирической типизации.

5. Мировоззрение и творчество Ф.М.Достоевского в 1840-е годы. Роман "Бедные люди": проблематика и поэтика. Белинский и современные исследователи о романе.

6. Мировоззрение Достоевского 1850-х - начала 1860-х годов: духовный кризис, программа "почвенничества" (журналы "Время" и "Эпоха") Художественное творчество этого периода Проблематика и художественное своеобразие "Записок из мертвого дома".

7. "Записки из подполья" Ф.М.Достоевского. "Подполье" как ключевой идейно-философский символ. Смысл исповеди парадоксалиста и противоречивость его позиции. Полемичность "Записок". Соотношение героя и автора.

8. Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". "Теория" Раскольникова и ее опровержение в романе. Позиция автора. Роман в русской критике и современном литературоведении.

9. Раскольников как трагический герой. Двойники Раскольникова. Место и роль образа Сони Мармеладовой в идейно-художественной структуре романа.

10. Проблема положительного героя в романах Достоевского "Братья Карамазовы" и "Идиот". Князь Мышкин как трагический герой.

11. История изучения и современная трактовка романа "Бесы". Проблематика, система образов. Значение образа Н. Ставрогина. Художественное своеобразие романа.

12. Проблема нигилизма в романах Тургенева и Достоевского ("Отцы и дети" - "Бесы") и ее современное звучание. Проблема «отцов и детей» в трактовке Достоевского.

13. "Братья Карамазовы" как роман-синтез. Социально-психологическая и философско-этическая проблематика романа. "Жизнь идей" в диалогическом романе: "бунт" Ивана Карамазова и нравственно-религиозные воззрения старца Зосимы. Путь Дмитрия Карамазова к возрождению.

14. Идейно-эстетическая роль легенды "Великий инквизитор" в структуре романа Достоевского "Братья Карамазовы". Философская критика начала XX века и современные ученые о романе. Художественный метод Достоевского. Теория полифонического романа Достоевского М.М. Бахтина.

15. Характеристика основных этапов творчества Лескова. Первые повести и рассказы о народной жизни ("Житие одной бабы", "Леди Макбет Мценского уезда" и др.).

16. Проблема положительного героя, праведника, в творчестве Лескова. Цикл произведений о "праведниках". Идейно-эстетический анализ повести "Очарованный странник".

17. Многопроблемность рассказов Лескова. Система повествования и лесковский сказ (на материале рассказов "Левша", "Тупейный художник" и др.).

18. Роман-хроника Лескова "Соборяне": проблематика, система образов, художественные принципы изображения характеров.

19. Мировоззрение и творчество Л.Н.Толстого в 1850-е -начале 1860-х годов. Н.Г.Чернышевский о Толстом.

20. "Мысль народная" в романе-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир". Толстой о роли масс и личности в истории. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона. Современные исследователи о философско-исторических взглядах Толстого.

21. Духовно-нравственные искания Андрея Болконского. "Диалектика души" как форма психологического анализа в романе.

22. Пьер Безухов как положительный герой романа-эпопеи Толстого "Война и мир". Художественные принципы создания образа Пьера.

23. Женские образы в "Войне и мире". Взгляд Толстого на роль женщины в обществе.

24. Роман Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Отражение в романе взглядов и настроений Толстого накануне перелома в его мировоззрении (образ Константина Левина).

25. Социально-нравственная проблематика романа "Анна Каренина" и сюжетно-композиционная роль образа Анны. Социально-психологическая драма героини и ее истолкование в современном литературоведении.

26. Духовный кризис Толстого на рубеже 1870-1880-х годов, причины кризиса и сущность коренного перелома в мировоззрении и творчестве писателя (трактат "Исповедь"). Жизнь и творчество писателя в 1880-е годы ("Власть тьмы", "Смерть Ивана Ильича" и др.").

27. Роман Л.Н.Толстого "Воскресение" проблематика, система образов, композиция. Современные исследователи о романе.

28. Драматургия Л.Н.Толстого.

29. Творчество Г.И.Успенского. Периодизация творчества писателя. «Нравы Растеряевой улицы». Изображение крестьянской жизни в произведениях Успенского. Тема капитала.

30. Основные проблемы и художественное своеобразие творчества В.М.Гаршина.

31. Основные темы и проблемы в творчестве Короленко. Тема народа и интеллигенции в творчестве Короленко. Идейное и художественное своеобразие повести "Слепой музыкант". Идейно-творческая эволюция В.Г.Короленко.

32. Раннее творчество Чехова (I период): проблематика и принципы типизации.

33. Идейно-творческие искания Чехова второй половины 1880-х годов. Повести "Степь", "Скучная история" и др.

34. Проблематика и художественное своеобразие произведений А.П.Чехова 1890-х - 1900-х годов ("Палата №6", "Учитель словесности", "Черный монах", "Дом с мезонином", "Человек в футляре", "Ионыч", "В овраге", "Невеста"). Особенности чеховского психологизма.

35. Новаторство Чехова - драматурга. Своеобразие конфликта и "подводного течения" в пьесах "Чайка" и "Три сестры". Современные исследователи о драматургическом новаторстве Чехова.

36. "Вишневый сад" Чехова: своеобразие художественного историзма, проблематика, конфликт и его сюжетно-композиционное воплощение. Принципы изображения персонажей и роль "подводного течения" в пьесе. Поэтика символа. Жанровая природа "Вишневого сада".

 

 


 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!