Теоретические вопросы к зачету



1. Культура первой четверти XVIII века: просвещение, театр, периодическая печать (газета «Ведомости) и книгоиздание, массовая литература.

2. Безавторские гистории «Повесть о российском матросе Василии Кориотском». Связь с петровской эпохой как переходной.

3. Жанр проповеди в творчестве Ф. Прокоповича (Слова и Речи).

4. Поэтика жанра сатиры в творчестве А Д. Кантемира (генезис, поэтика, идеология, жанровая установка, особенности словоупотребления, типология образности).

5. Реформа стихосложения В. К. Тредиаковского.

6. Жанрово-стилевое своеобразие лирики В. К. Тредиаковского.

7. Переводы западноевропейского романа в творчестве В. К. Тредиаковского.

8. Понятие классицизма (социально-исторические предпосылки, философские основы). Своеобразие русского классицизма.

9. Эстетика классицизма: концепция личности, типология конфликта, система жанров

10. Жанр торжественной оды в творчестве М. В. Ломоносова (понятие одического канона, особенности словоупотребления, типология образности).

11. Литературная позиция М. В Ломоносова («Разговор с Анакреоном», «Письмо о пользе стекла»).

12. Духовная и анакреонтическая ода М. В. Ломоносова как лирические жанры.

13. Теоретико-литературные труды М. В. Ломоносова.

14. Поэтика жанра трагедии в творчестве А. П. Сумарокова (стилистика, атрибутика, пространственная структура, художественная образность, своеобразие конфликта, типология развязки).

15. Эволюция и поэтика жанра комедии в творчестве А. П. Сумарокова (жанровый фон комедии, особенности словоупотребления, функции понятий, типология художественной образности, типология развязки, жанровое своеобразие).

16. Лирика А. П. Сумарокова: жанровый состав, поэтика, стилистика (песня, басня, пародия).

17. Особенности литературного процесса 1760—1780 гг.

18. Сатирическая публицистика 1769—1774 гг. Журналы Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец» в полемике с журналом Екатерины II «Всякая всячина».

19. Пути развития русской художественной прозы XVIII в. Ф А. Эмин, М.Д. Чулков.

20. Ирои-комическая поэма В. И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх»: пародийный аспект, особенности сюжетосложения, формы выражения авторской позиции.

21. Ирои-комическая поэма И. Ф. Богдановича «Душенька»: миф и фольклор в сюжете поэмы, ирония и лиризм как формы выражения авторской позиции.

25. Своеобразие действия и жанровая структура комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир».

26. Жанровое своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»: синтез комедийных и трагедийных жанровых факторов.

27. Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г. Р. Державина 1779—1783 гг. Поэтика оды «Фелица».

28. Сентиментализм как литературный метод. Своеобразие русского сентиментализма.

29. Структура повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

30. План автора и план героя в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

31. Особенности сюжета и композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

32. Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в соотношении с национальной литературной традицией.

33. Документальный, публицистический и художественный пласты повествования в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина.

34. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

35. Эволюция жанра исторической повести в творчестве Н.М. Карамзина.

36. Предромантические тенденции в прозе Н. М. Карамзина: повесть «Остров Борнгольм».

 

Модуль 3: Русская литература первой трети 19 в.

Теоретические вопросы к экзамену

1. Особенности общественно-политической жизни первой четверти XIX века. Ведущие тенденции литературного развития: эволюция классицизма, сентиментализм и его разновидности, возникновение романтизма. Основные направления споров по общественно-политическим и литературно-эстетическим вопросам. Поэты-радищевцы и поэты-карамзинисты, их роль в литературном процессе. Содержание и смысл полемики по вопросу о задачах литературы и вопросам литературного языка.

2. Сущность и своеобразие русского романтизма первой четверти XIX века. Основные этапы его развития. Особенности ведущих течений и творчества принадлежащих к ним поэтов и писателей. Отличие русского романтизма от западноевропейского.

3. Творческий путь В.А. Жуковского. Романтическая поэзия Жуковского: основные темы, мотивы, образы, особенности языка. Элегия «Теон и Эсхин» как программное произведение поэта. Стихотворение «Невыразимое» как квинтэссенция романтической эстетики поэта.

4. Творчество В.А. Жуковского – родоначальника психологической баллады в русской литературе. Ведущая роль этого жанра в творчестве поэта. Идейно-художественное своеобразие «русских» баллад в связи с особенностями романтизма Жуковского.

5. Творчество К.Н. Батюшкова как ведущего представителя «легкой поэзии» в России. Сущность этого термина в понимании самого поэта. Гедонистический характер романтизма Батюшкова. Античный колорит поэзии Батюшкова. Основные мотивы и темы лирики, её художественное своеобразие.

6. Гражданский романтизм декабристов. Лирика К.Ф. Рылеева как вершина декабристской гражданской поэзии. Место поэмы «Войнаровский» в творчестве Рылеева, отражение в ней основных черт гражданского романтизма поэтов-декабристов.

7. Романтизм А.А. Бестужева-Марлинского. Роль писателя в становлении жанра повести в русской литературе. Идейно-художественное своеобразие преддекабрьской и последекабрьской прозы А. Марлинского.

8. Творчество И.А. Крылова. Басни: общая характеристика, тематика, проблематика, жанровое своеобразие, художественные особенности.

9. Творчество А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума», её новаторский характер. Проблематика и идейный смысл. Развитие сюжета, его основные этапы. Двуплановость композиции. Жанровое своеобразие. Особенности драматического конфликта. Система образов. Чацкий как представитель прогрессивно мыслящей интеллигенции, его программа, любовная и общественная драма. И.А. Гончаров о комедии.

10. А.С. Пушкин – родоначальник новой русской литературы и создатель современного русского литературного языка. Важнейшие этапы его творчества. Лицейское творчество поэта. Проблематика, ведущие мотивы, жанровое многообразие произведений лицейского периода. Жизнеутверждающий пафос лицейской лирики.

11. Лирика А.С. Пушкина начала 1820-х годов. Новаторский характер вольнолюбивой лирика поэта (ода «Вольность», послание «К Чаадаеву», стихотворение «Деревня», мадригал «Н.Я. Плюсковой» и др.), использование в ней образов и стилистики, характерных как для гражданской, так и для интимной лирики.

12. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Новаторство Пушкина в создании образов, в их речевой характеристике, в стихе. Жанровое своеобразие. Фольклорные и литературные традиции в поэме. Литературно-критические споры вокруг нее.

13. Период южной ссылки в творчестве А.С. Пушкина. Общественно-политические и литературные связи поэта. Усиление гражданских мотивов в пушкинской поэзии («В.А. Давыдову», «Гречанка верная! не плачь, - он пал героем...», «Кинжал» и др.). «Перелом» в художественном сознании поэта, переход от романтизма к реализму. Изучение Пушкиным на юге Библии и Корана.

14. «Южные» поэмы – новый этап в творчестве А.С. Пушкина. Эволюция творческого метода поэмы. Изображение «современного человека» в поэмах «Кавказский пленник» и «Цыганы», черты сходства и различия. Реалистические тенденции в поэме «Цыганы».

15. Период Михайловский ссылки в творчестве А.С. Пушкина. Стихотворение «К морю» как значительный поворот в духовно-творческом развитии поэта. Многообразие тем и мотивов лирика михайловского периода, её своеобразие.

16. «Борис Годунов» как политическая трагедия: особенности сюжета, основная проблематика. Психологическая сложность образа Бориса Годунова. Смысл социально-политической и нравственно-психологической драмы героя. Эволюция образа. Философский смысл трагедии. Драматургическое новаторство Пушкина.

17. Отклики Пушкина на поражение декабристов: верность идеалам декабристского движения («Арион»), исторически верная оценка деятельности декабристов («Во глубине сибирских руд...»). «Анчар» как программное произведение философско-политической лирики поэта. Любовная лирика Пушкина конца 1820-х годов, её идейно-художественное своеобразие. Тема поэта и поэзии (Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту» и др.).

18. Роман «Евгений Онегин» – этапное произведение в творчестве А.С. Пушкина и в развитии отечественного реализма, «энциклопедия русской жизни» (В.Г. Белинский). Жанровое своеобразие романа. Эпическая линия и ее роль в композиции. Лирическая стихия, ее сюжетная и композиционная роль. Соотношение между этическим и лирическим началами. Онегинская строфа как содержательная единица романа. Современные литературоведы о романе Пушкина.

19. Система образов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Мастерство реалистической обрисовки действующих лиц. Противоречивость характера Онегина, его эволюция. Онегин – «страдающий эгоист», родоначальник типа «лишних людей» в русской литературе. В.Г. Белинский и современные исследователи об Онегине.

20. Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – «в высшей степени народное произведение». Образ Татьяны как воплощение национального характера. Нравственное содержание личности Татьяны. Взаимоотношения Онегина и Татьяны. Смысл их сопоставления в романе. Проблема счастья и долга. Различные интерпретации образа Татьяны Лариной в критике и современном литературоведении.

21. Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина. Углубление пушкинского реализма. «Маленькие трагедии». Их социально-философская и этическая проблематика. Идейный смысл. Глубина психологического анализа. Художественное мастерство. Связь с западноевропейской литературой. Оценка «маленьких трагедий» В.Г. Белинским и современными исследователями.

22. Проза А.С. Пушкина. «Повести Белкина»: проблематика, своеобразие жанра, сюжета, композиции, языка. Споры об исторической достоверности цикла и целостности жанра.

23. Проза А.С. Пушкина. Мастерство Пушкина-психолога в повести «Пиковая дама», её идейное содержание. Значение повестей Пушкина для последующего развития русской прозы.

24. Творчество А.С. Пушкина 1830-х годов. Развитие реалистического метода. Усиление социально-философских обобщений, объективно-повествовательных тенденций, расширение поэтической лексики, гуманистический характер пушкинской поэзии («Не дай мне Бог сойти с ума...», «Кто из Богов мне возвратил...», «К вельможе», «Бесы» и др.). Каменноостровский цикл поэта.

25. Реалистические поэмы А.С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник». «Полтава» как историко-героическая и социально-психологическая поэма. Поэма «Мертвый всадник» как социально-историческая и философская поэма. Трактовка Пушкиным личности и государственной деятельности Петра I, его исторической роли в поэмах. Художественные средства создания образа Петра I.

26. Исторические взгляды А.С. Пушкина в 1830-е годы. «Дубровский» и «Капитанская дочка» как исторические повести. Особенности сюжетов, композиции, система образов. Проблематика: проблема исторической правды и художественного вымысла; проблема руководителя народного движения в системе исторических взглядов автора. Народ как стихийная («Дубровский») и организованная мятежная («Капитанская дочка») сила. История и современность в трактовке писателя.

27. Литературно-общественное движение 1830-х годов (1826 – 1830). Русская поэзия 1830-х годов. Творчество поэтов пушкинской плеяды (А.А. Дельвиг, В.А. Вяземский, Н.Н. Языков и др.), их художественные открытия и достижения в области лирических и лиро-эпических жанров, стиля и языка.

28. Лирика Е.А. Боратынского: проблематика, философская направленность, стилевое своеобразие. Новаторство поэта в жанре элегии. Реалистические тенденции в творчестве

29. Поэзия А.В. Кольцова. Идейно-художественные особенности лирики поэта. Основные темы, идеи, художественное своеобразие.

30. Сложность и противоречивость творческого пути М.Ю. Лермонтова. Особенности эволюции его художественного метода. Дискуссия по этому вопросу в современном литературоведении.

31. Лирика М.Ю. Лермонтова. Особенности ранней лирики: характер романтических взглядов поэта, основные темы и мотивы, художественное своеобразие. «1831-го июня 11 дня» как программное стихотворение раннего периода.

32. Лирика М.Ю. Лермонтова 1836 – 1841 года. Специфическое своеобразие зрелой лермонтовской поэзии. Ведущие мотивы и темы. Характер лирического героя. Стилевое своеобразие. Особенности стиха и языка.

33. Поэмы М.Ю. Лермонтова. Особенности ранних поэм: проблемы, герои, идеи, художественное своеобразие. Поэма «Мцыри»: творческая история, идейный смысл, особенности сюжета, жанра, композиции, языка. Своеобразие характера Мцыри, приемы и средства его обрисовки. Поэма «Мцыри» как произведение романтизма.

34. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». История создания, эволюция содержания на протяжении 8 редакций поэмы. Социально-философский смысл поэмы. Своеобразие композиции. Особенности характера Демона. Трагедия мятежной личности. Идеи богоборчества, гордого одиночества, любви. Образ Тамары как центральный образ поэмы. Художественное своеобразие, особенности языка, стиха.

35. Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – «историческая поэма в народном духе» (В.Г. Белинский). Идейный пафос поэмы. Поэтизация сильных характеров. Традиции и новаторство в изображении русского народного характера. Образ народного героя, новые черты в нем. Значение образа для лермонтовской эпохи и поколения. Народно-поэтические источники и художественные средства поэмы.

36. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как социальный, философский, психологический роман. Особенности сюжета, структура романа, единство составляющих его элементов. Жанровое своеобразие. Идейный смысл. Проблематика. Система образов. Стиль и язык романа. Своеобразие художественного метода. Споры современных исследователей о романе.

37. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: глубина раскрытия психологии действующих лиц, мастерство писателя в изображении внутреннего мира Печорина. Печорин как типический характер «героя времени». Сложность и противоречивость личности Печорина. Место Печорина в ряду «лишних» людей (Онегин – Печорин). Своеобразие лермонтовского психологизма. Формы и средства психологического анализа.

38. Драматургия М.Ю. Лермонтова. Художественное содержание драмы Лермонтова «Маскарад», ее проблематика. Символичность названия. Значение мотива интриги в драме. Сложность и противоречивость личности главного героя драмы – Евгения Арбенина. Психологическая достоверность образа Нины Арбениной. Стилистическое своеобразие драмы Лермонтова.

39. Творческий путь Н.В. Гоголя, основные этапы. Особенности идейной позиции писателя и её эволюция. Специфика художественного метода. Споры исследователей по этому вопросу.

40. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. Национальная тематика. Демократический пафос. Лиризм. Сатира и юмор. Сочетание фантастики и реальности в повестях. Романтизм «Вечеров...» и реалистические тенденции, проявившиеся в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».

41. Место сборника «Миргород» в творчестве Н.В. Гоголя. Особенности композиционной структуры. Идейный смысл соединения романтически-сказочных произведений и реалистических. Жанровые антитезы: бытовая повесть «Старосветские помещики» – героическая эпопея «Тарас Бульба», нравоописательная «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» – «народное предание» «Вий». Романтический стиль повестей «Вий» и «Тарас Бульба», реалистический – «Старосветских помещиков» и «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Связь построения сборника с его идейной направленностью.

42. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя: проблематика, идейный смысл, поэтика. Элементы гротеска. Роль и значение фантастики. Особенности гоголевской трактовки петербургской темы. Повесть «Шинель» как этапное произведение в развитии русского критического реализма. Проблематика, поэтика и стиль. Символика в произведении. Типологическое соотношение «Шинели» со «Станционным смотрителем» Пушкина.

43. Драматургия Н.В. Гоголя. Основные принципы гоголевской теории драмы. Проблематика и идейный смысл ранних гоголевских комедий. Комедия «Ревизор». Композиционно-сюжетные особенности. Идейный смысл. Основные персонажи, приемы и средства их изображения. Хлестаков и «хлестаковщина». Смех – единственно положительное лицо комедии. Отражение в комедии мировоззрения Гоголя (замысел и объективный смысл произведения, значение «немой сцены»). Особенности реализма писателя. Драматургическое новаторство Гоголя в комедии. Авторское истолкование. Отношение современников к «Ревизору».

44. «Мёртвые души» Н.В. Гоголя. Замысел и история создания, Особенности жанра и композиции. Идейная направленность первого тома поэмы. Лирические и эпические начала в нём. Образ народа в поэме. Темы и виды лирических отступлений. Образ автора. Своеобразие авторской речи. Сатирический и утверждающий пафос поэмы. Художественный метод Гоголя.

45. «Мёртвые души» Н.В. Гоголя: структура образов, принципы типизации при создании сатирических образов помещиков и представителей губернского общества.

46. «Мёртвые души» Н.В. Гоголя. Единый сюжетообразующий персонаж – Чичиков, особенности его характера. Многофункциональность образа Чичикова и его роль в раскрытии основного замысла поэмы и её сюжета.

47. Духовная эволюция Н.В. Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями», их сущность. Идейно-художественное своеобразие 2 тома «Мёртвых душ». Спорные суждения об идейном смысле 2 тома «Мёртвых душ». Значение письма В.Г. Белинского к Гоголю. Исследователи о духовной эволюции писателя.

48. Творческий путь В.Г. Белинского, основные этапы. Литературно-критическая деятельность Белинского. Эволюция его социально-политических, философско-эстетических взглядов. Историко-литературные статьи критика, раскрывающие его концепцию развития русской литературы, ее самобытность, реализм и народность. Особое значение «Письма к Гоголю». Место и роль деятельности Белинского в развитии русской реалистической литературы, для формирования русского литературоведения.

Модуль 4: Русская литература второй трети 19 в.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!