Теоретические вопросы к зачету



1. Общественно-литературная борьба 1850-х – 1860-х годов. Журналистика и критика. Основные тенденции в развитии русской литературы. Проза, поэзия, драматургия. Развитие реализма: концепция мира и человека, особенности изображения действительности в реалистическом произведении.

2. Особенности литературного движения 1840-х – 1860-х гг. Спор западников и славянофилов о путях развития России; его отражение в русской литературе и критике.

3. Поэзия Ф.И. Тютчева: основные темы и мотивы, художественное своеобразие.

4. Поэзии А.А. Фета: основные темы и мотивы, художественное своеобразие.

5. Любовная лирика А.А. Фета и Ф.И. Тютчева (сопоставительный анализ).

6. Творческий путь Н.А. Некрасова.

7. Новаторство лирики Н.А. Некрасова, её основные темы и мотивы, художественное своеобразие. Современные исследователи о поэзии Некрасова (Б.О. Корман, Н.Н. Скатов, Н.Л. Степанов и др.)

8. Поэмы Н.А. Некрасова: особенности сюжета и композиции, проблематика и поэтика.

9. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» как вершина творчества Н.А. Некрасова. Проблема народа и положительного героя в поэме. Принципы использования фольклора (К. Чуковский «Мастерство Некрасова»).

10. Н.А. Некрасов как создатель новой поэтической школы. Отличительные особенности поэзии представителей «некрасовских поэтов» и «некрасовской школы». Творчество поэтов-искровцев.

11. Творчество поэтов «чистого искусства»: эстетические концепции, идейно-художественное своеобразие их лирики.

12. Полемика 1860-х годов по вопросам эстетики, роль в ней диссертации Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Современные исследователи об эстетических воззрениях критика.

13. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»: проблематика, идейный смысл, жанровое своеобразие. Проблема положительного героя в романе. Философско-эстетические основы духовного облика «новых людей». Тип «особого человека». Идеалы утопического социализма. Д.И. Писарев и современные исследователи о романе.

14. Школа беллетристов-разночинцев 1860-х годов: отличительные черты идейно-художественных систем произведений её представителей, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие конфликта, тип нового героя, реалистические и натуралистические тенденции (анализ одного из произведений).

15. Творческий путь Н.Г. Помяловского. Роман-дилогия писателя: художественное исследование типов «лишнего человека» и «новых людей». «Очерки бурсы» как цикл.

16. Творческий путь И.А. Гончарова. Трилогия писателя и её место в истории русской литературы.

17. Проблематика, система образов и художественное своеобразие романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

18. Роман И.А. Гончарова «Обломов»: история создания, проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов, художественные принципы изображения характеров, средства типизации. Н.А. Добролюбов, А.В. Дружинин, Ап. Григорьев, Д.С. Мережковский и современные исследователи о романе.

19. Роман И.А. Гончарова «Обрыв»: идейно-художественный смысл, система персонажей, особенности конфликта, роль любовной коллизии, психологизм, авторская позиция и средства её выражения.

20. Творческий путь И.С. Тургенева.

21. Раннее творчество И.С. Тургенева. «Записки охотника», их идейно-художественное своеобразие. Тема народа в цикле. В.Г. Белинский и современные исследователи о «Записках охотника».

22. Повести И.С. Тургенева 1840-х годов: проблематика, концепция героя как «лишнего человека» («Гамлет Щигровского уезда», «Дневник лишнего человека») и «романтика-идеалиста» («Яков Пасынков»), способы раскрытия их характеров.

23. Роман И.С. Тургенева «Рудин»: социально-историческая проблематика и идейные споры героев; ситуация любви и испытания любовью, поэтическая символика как форма выражения универсального содержания. Художественный метод Тургенева-романиста.

24. Повести И.С. Тургенева 1850-х – 1860-х годов («Затишье, «Фауст», «Ася», «Поездка в Полесье», «Первая любовь»): их нравственно-философская проблематика. Тургеневская концепция любви и природы. Повесть «Ася»: спор в русской критике об её идейно-художественной концепции. Статья Н.Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous».

25. Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»: проблематика, система образов, поэтика. Психологизм Тургенева.

26. Роман И.С. Тургенева «Накануне»: социально-историческая и философско-этическая проблематика, система образов, художественное своеобразие. Критики и современные исследователи о романе.

27. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: жанровое своеобразие, система образов. Базаров в системе образов романа: сила и слабость нигилистического отрицания героя, его внутренний конфликт. Базаров как «лицо трагическое», трагизм героя в свете тургеневской концепции бытия. Споры о романе в русской критике и современной науке.

28. Роман И.С. Тургенева «Дым»: социальная проблематика, идейная направленность, любовный конфликт, новые черты поэтики.

29. Роман И.С. Тургенева «Новь»: проблематика, система образов, спор различных политических лагерей (либерального, консервативного, народнического и др.), любовная коллизия, значение эпилога. Эволюция художественный метод писателя.

30. «Таинственные повести» И.С. Тургенева («Сон», «После смерти (Клара Милич)», «Песнь торжествующей любви» и др.): сюжет и композиция, мистическая окрашенность и художественные особенности.

31. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева: жанровое своеобразие и новаторство жанра, богатство проблематики, лирико-философские тенденции, поэтика.

32. Творческий путь А.Н. Островского.

33. Идейно-творческие искания А.Н. Островского в 1840-е – 1850-е годы. Пьеса «Свои люди сочтёмся» как начало творческого пути драматурга. Поиски положительных начал в жизни патриархального купечества и отказ от них. «Бедная невеста», «Бедность не порок», «Доходноеместо»: идейное содержание, особенности художественной структуры.Русскаякритика и современные исследователи о драматурге.

34. «Гроза» А.Н. Островского как социально-бытовая трагедия: особенности сюжета и конфликта, проблематика, система действующих лиц, совершенство художественной формы, роль и природа символики. Трагическая судьба главной героини: социальный, философский, психологический аспекты. Полемикао «Грозе» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев). Современное прочтение.

35. Пореформенное творчество А.Н. Островского. Жанровый диапазон и разнообразие поэтики пьес драматурга этого периода: комедии из купеческого быта («Не всё коту масленица», «Сердце не камень» и др.); сатирические комедии (пьесы «Бешеные деньги», «На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы» и др.); «картинки московской жизни» и тема «маленького человека» в них (трилогия о Бальзаминове и др.); исторические пьесы-хроники; сказочная пьеса «Снегурочка».

36. Комедия «Лес» А.Н. Островского: особенности сюжета, комедийная ситуация, система действующих лиц, художественное своеобразие, многоплановость символических образов. Новаторство драматурга в разработке жанра комедии.

37. Драма А.Н. Островского «Бесприданница»: жанровое своеобразие, природа конфликта, система действующих лиц, новые черты поэтического стиля. Современные исследователи о пьесе.

38. Эстетические взгляды А.Н. Островского. Островский как теоретик театрально-драматического искусства и проблема искусства и образы актёров в его драматургии (пьесы «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»).

 

Модуль 3: Русская литература третьей трети 19 в.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!