Опыт изучения метафоры в художественной литературе



Мы называем метафорой изменение значения слова на основании сходства. Так, звезды похожи на жемчуг: "жемчужные звезды", или "жемчужины звезд", или звезды - "жемчужины неба" представляют различные примеры поэтической метафоры. Небо напоминает купол или своды - "небесный свод", или "небосвод", или "небесный купол" принадлежат к числу метафорических выражений. Метафоры встречаются нередко и в разговорном языке: так, "тяжелое горе", "горькое разочарование", "яркое чувство", "подошва горы", "горлышко бутылки". Изменение значения слов происходит в языке по категориям метафоры.

В процессе называния новое понятие обозначается старым словом, но с измененным значением; например, "тяжелое" вообще является обозначением веса, иначе, однако, в сочетании "тяжелое чувство". Постепенно при этом новое значение слова обособляется от первоначального, приобретает самостоятельный смысл в дальнейшем процессе семантической жизни слова новое значение может окончательно вытеснить старое, тоесть противоречие между первоначальным значением слова и новым его употреблением, свидетельствующее о забвении первоначального значения. Процесс забвения первоначального значения является естественным в практической речи; здесь задача языкового творчества - дать название новому предмету с помощью старого слова на основании сходства тех или иных признаков ("чернило" = "черная жидкость"). В дальнейшем признак, послуживший для изменения словоупотребления, может оказаться практически несущественным ("чернило" - жидкость известного химического состава, употребляемая для тех или иных задач).

В языке поэта метафоры оживают. Это оживление метафорического смысла слова достигается различными приемами. Иногда - несколько необычным сочетанием метафорических слов, например, вместо прозаического "бархатный голос" - у И. Анненского "эти в бархат ушедшие звуки". В других случаях - более или менее последовательным развитием метафоры; например, вместо прозаического "отравленная жизнь", "отравленное чувство" - у Баратынского "мы пьем в любви отраву сладкую"; вместо обычного "горькие слова" - у А. Блока необычное и последовательное развитие той же метафоры: "Горек мне мед твоих слов". Наконец, нередко оживление метафоры достигается метафорическим новообразованием ("неологизмом"), заменяющим износившийся поэтический образ другим, сходным по смыслу, но выраженным иными словами; напр., вм. обычного "холодное чувство", "холодная душа" - у А.Блока "снежная вьюга в сердце", "снежная любовь", вместо прозаического "острые", "резкие" ( "режущие") слова - у Бальмонта "Я хочу кинжальных слов.

Метафоричность - своеобразный и характерный прием поэтического стиля, обязательный далеко не всегда и не для всех поэтов. В искусстве реалистическом, когда поэт стремится приблизить свой язык к художественно-стилизованной разговорной речи, всякая новая и индивидуальная метафора, не обесцвеченная в процессе развития прозаического языка, показалась бы назойливой и нескромной. Некрасов, например, вообще избегает употребления таких метафор:

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

Гляжу: поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз ...

На фоне метафорического стиля русских поэтов эпохи символизма такой скромностью и сдержанностью в употреблении метафоры отличаются некоторые новейшие поэты. Так, сравним у Кузмина:

Я жалкой радостью себя утешу,

Купив такую ж шапку, как у Вас.

Ее на вешалку, вздохнув, повешу

И вспоминать Вас буду каждый раз...

Художественное своеобразие языка Анны Ахматовой определяется прежде всего "преодолением" метафорического стиля своих предшественников, классической простотой и строгостью словоупотребления:

В последний раз мы встретились тогда

На набережной, где всегда встречались.

Была в Неве высокая вода

И наводненья в городе боялись.

 Он говорил о лете и о том,

Что быть поэтом женщине нелепость.

Как я запомнила высокий царский дом

И Петропавловскую крепость!..

В поэтике русских символистов, "метафорический стиль" является одним из наиболее существенных признаков романтического искусства. Отношение к метафоре как к приему поэтического познания мира особенно ясно выражено А. Блоком в лирической драме "Роза и Крест". Сцена между поэтом - Гаэтаном, проникающим вещим своим духом в таинственную жизнь природы, и простым, не умудренным поэтическимопытом рыцарем Бертраном, ясно показывает нам, что та мистическая правда, о которой рассказывает поэт-романтик, с точки зрения исследователя стиля, есть поэтическая метафора. Рыцарь видит море - волны, бушующий ветер и брызги пены, седой туман над морем и свет восходящего солнца - для поэта открывается сказочный мир подводного города с его таинственными обитателями, вероломной феей Морганой, защитником верующих святым Гвеннолэ.

Берег океана...

Гаэтан: Теперь подводный город недалеко.

Ты слышишь звон колоколов?

Бертран: Я слышу,

Как море шумное поет.

Г.: А видишь,

Седая риза Гвеннолэ несется

Над морем?

Б.: Вижу, как седой туман

Расходится.

Г.: Теперь ты видишь,

Как розы заиграли на волнах?

Б.: Да. Это солнце всходит за туманом.

Г.: Нет! То сирены злобной чешуя!..

Моргана мчится по волнам... Смотри:

Над нею крест заносит Гвеннолэ!

Б.: Туман опять сгустился.

Г.: Слышишь стоны?

Сирена вероломная поет...

Б.: Я слышу только волн печальный голос.

Не медли, друг! Через туман - вперед!

Наиболее обычный прием метафорического стиля в поэзии романтиков - это одушевляющая метафора в применении к явлениям природы. В поэтической прозе и в музыке немецких романтиков (Тика, Эйхендорфа ), в описаниях природы Гоголя и Тургенева, в стихотворениях Фета могут быть указаны многочисленные примеры. Например,у Тургенева ("Три встречи"): "Молодые яблони кое-где возвышались над поляной; сквозь их жидкие ветви синело ночное небо, лился дремлющий свет луны…. Липы смутно зеленели, странный, сдержанный шорох возникал по временам в их сплошной листве; они как будто звали, как будто манили под свою глухую сень, они казалось, с тихим вниманием глядели на далекую землю..."

Или у Фета:

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

Как тишиною грудь полна!..

От Фета унаследовал одушевляющую метафору и Бальмонт, у которого мы находим настоящую лирику природы. Стихотворения молодого Бальмонта в этом отношении очень близко напоминают Фета:

Все мне грезится море да небо глубокое,

Бесконечная грусть, безграничная даль,

Трепетание звезд, их мерцанье стоокое,

Догорающих тучек немая печаль.

Все мне чудится вздох камыша почернелого,

Глушь родимых лесов, заповедный затон,

И над озером пение лебедя белого,

Точно сердца несмелого жалобный стон.

Или так:

 Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

 

В болоте дрожит умирающий лик.

То месяц багровый печально поник...

В стихотворении Бальмонта "Фантазия" метафора стала мифом, процесс реализации завершился, "видения" поэта стали фактом объективной действительности:

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,

Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет

И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.

Слыша тихий стон мятели, шепчут сосны, шепчут ели,

В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,

Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,

Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.

Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,

И тоска, и упоенье - точно искрится звезда,

Точно светлый дождь струится, и деревьям что-то мнится,

То, что людям не приснится никому и никогда.

Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,

В час глубокий полуночи мчатся духи через лес.

Что их мучит? Что тревожит?..

В лирике Брюсова эмоциональное вчувствование в явления природы с помощью приемов метафорического одушевления заменяется употреблением других метафор, болеередкостных и экзотических.Так, в описании заката ("Вечеровые песни"):

И глуби черные покинув,

В лазурный день из темноты

Взлетает яркий рой павлинов,

Раскрыв стоцветные хвосты.

А Ночь, охотник с верным луком,

Кладет на тетиву стрелу,

Она взвилась с протяжным звуком,

И птицы падают во мглу.

Весь выводок сразили стрелы...

От пестрой стаи нет следа...

Такие метафоры, как "павлины зари", для которых в обычных языковых метафорах нет соответствующих ассоциаций, производят впечатление поэтической фигуры, фантастического преображения мира.

Вывод

Метафора - вид тропа, перенесение свойств или признаков одного предмета на другой по принципу сходства. Подобными могут быть цвет, форма, характер движения, любые индивидуальные свойства предметов. При метафорическом переносе меняется предмет, но само представление или понятие, ранее закрепленное за другим предметом, не меняется целиком. Любой признак первоначального представления или понятия обязательно остается.

В изучении метафор главное значение уделяется основным лексическим значениям слова. Следует отметить, что метафора существует в языке как реальная семантико-синтаксическая единица. Итак, здесь мы можем говорить о признаках метафоры:

Признак семантической двухплановости.

Данный признак рассматривается с точки зрения толкования прямого и переносного значения слов. Можно привести немало толкований, где прямое и переносное значения раскрываются таким образом, что вырисовываются их общие черты.

Признак отвлеченности.

В прессе метафоризации слово проделывает огромную семантическую работу, в результате которой его значение становится обобщенным и менее определенным;

Признак экспрессивности.

Признаком метафоры является ее качество. Опираясь на признак основного и переносного значения, сравнивая их, обнаруживается, что метафора заостряет внимание на какой-то семантической границе, составленной в основном значении;

Синтаксический признак.

Данный признак выражается в синтаксических условиях метафоризации слова, которые даются словарями и справочниками;

Морфологический признак.

Является числовой характеристикой метафор-существительных. Дается словарями или справочниками.

Поэтому, можно сделать вывод, что метафора - это скрытое сравнение, осуществляемое путем применения названия одного предмета к другому и выявляющая таким образом какую-нибудь важную черту второго. Метафора выражена одним образом, называется простой. Развернутая, или расширенная, метафора состоит из нескольких метафорически употребленных слов, создающих единый образ, то есть из ряда взаимосвязанных и дополняющих друг друга простых метафор, усиливающих мотивированность образа.

Метафора - это перенос наименования исходя из сходства признаков двух объектов - представляет собой основной вид наименования нового предмета речи. Любой новый объект наименования обычно получает метафорическое обозначение.

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!