Глава І. Теоретические предпосылки изучения понятия “метафора” в работах отечественных и зарубежных ученых



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ “МЕТАФОРА” В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ. 7

1.1 Определение понятия “метафора” в работах современных
ученых. 7

1.2 Определение понятия “художественная метафора”. 26

1.3 Опыт изучения метафоры в художественной литературе. 36

1.4 Методический аспект изучения метафоры.. 43

ГЛАВА ІІ. МЕТАФОРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 71

ПРИЛОЖЕНИЯ. 74

 

 


 

Das sind die Weisen, die vom Irrtum zur Wahrheit reisen.

Тот мудр, кто от заблужденья к истине идет. ( пер.авт.)

Berg und Tal kommen nicht zusammen, wohl aber die Menschen.

Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется. ( пер. авт)

 

 

Введение

 

Настоящая ВКР посвящена выявлению жанровых и лингвистических характеристик немецких метафор как одному из представителей малой формы эпического жанра, а также использованию их при обучении письменной и устной речи в старших классах общеобразовательной средней школы.

Актуальность данной работы объясняется повышенным интересом к сопоставительному изучению языков на современном этапе развития характеризуется лингвистика. На это есть ряд причин, в частности, контактность, возникающая как следствие социального, мировоззренческого, культурного сближения народов, независимо от стран, в которых они проживают.

Каждый язык уникален и имеет свои особенности. Человек, владеющий каким-либо иностранным языком, использует разнообразные лексические единицы, употребляет различные грамматические и фонетические законы языка. Но все же возникают парадоксы речевого общения: человек время от времени чувствует полную неспособность к речевому взаимодействию с другими членами этого же языкового коллектива. Метафора как средство выражения оценки привлекала внимание многих исследователей. Нами в качестве теоретической основы были использованы работы таких авторов как С.В. Агеев, Н.Д. Арутюнова, Е.М. Вольф, Ю.Д. Гранин, Т.И. Кулигина, В.П. Рагойша, И.В. Толочин, Е.А. Чернявская.

Нужно отметить, что, несмотря на высокую значимость метафоры как средства выражения оценки в речевой деятельности носителей немецкого и русского языков, она изучена в недостаточной степени. Перспектива изучения специфики метафоры указанных языков определяется теоретическими и практическими потребностями, связанными с обучением вышеназванным языкам учащихся школ.

Язык художественной литературы является своеобразным концентрированным выражением литературного языка. Поэтому в понятие «стиль художественной речи” вкладывается несколько иной смысл, чем при выделении публицистического, научного и других стилей речи. Художественный стиль отличается от других тем, что он аккумулирует в себе языковые средства всех стилей, но в своеобразных сочетаниях и функционально измененном виде. Его сущность раскрывается на основе целесообразного, эстетически оправданного использования языковых ветвей национального языка, всех его выразительных средств.

В художественном стиле языковые средства служат специфической цели - построению художественного образа, она реализуется через сочетание элементов всех функциональных стилей языка; общая образность языка, а также индивидуальное образное словоупотребление тоже активно служат ей. В текстах художественного стиля представлено все богатство выразительных средств языка, которыми возникают художественные образы. Образность - способность передавать общее через единичное - достигается целым рядом языковых приемов. Образ выражает вместо абстрактной конкретную сущность реальности и поэтому способен обогащать наше сознание и чувства, пробуждать своеобразную цепнуюреакцию ассоциаций, размышлений, эмоциональных переживаний. Достигается образность переносом значений слов и целым рядом других средств (ритмика, мелодика, аллитерация). Грамматические средства также не безразличны к ней, даже суффиксы и падежные окончания способны создавать стилистические различия.

Один из наиболее распространенных способов создания образности – метафоризация– охватывает огромное количество общеупотребительных слов, в первую очередь многозначных.

Изучением понятия “метафора” занимаются на сегодняшний день многие лингвисты: Арутюнова Н.Д., Бессорабова Н.Д., Ефимов А.И., Чудинов А.П., Харченко В.К.. Именно их исследования были взяты в основу теоретической части работы.

Научная новизна работы определяется в литературоведческом аспекте выделением метафоры как языкового явления. Огромное значение метафоры состоит в использовании ее в художественных произведениях. Нет ни одного автора, который не воспользовался бы метафорическим переносом для того, чтобы в ярких красках описать героев, различные явления и действия. Не исключение и роман Бернхарда Шлинка «Die Frau auf der Treppe“

За основу практической части работы был взят роман Бернхарда Шлинка “Die Frau auf der Treppe”.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Определить понятие “метафора” ;

2. На основе научных трудов отечественных ученых и исследователей выяснить сущность метафоры.

3. Определить место и функции метафор в художественном произведении.

4. Исследовать опыт изучения метафоры в художественной литературе;

5. Найти метафору в романе Бернхарда Шлинка “Die Frau auf der Treppe“.

Объект исследования: метафора как языковое явление.

Предметом исследования работы является роль метафоры на среднем этапе обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе

Объем и структура ВКР. Поставленные цель и задачи исследования определили структуру выпускной работы. Она состоит из Введения, глав и Заключения. К ВКР прилагается список использованной литературы. Общий объем работы составил страниц компьютерного текста.

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается выбор темы, ее актуальность, научная новизна, кратко рассмотрены цель и задачи исследования. 

В Главе 1 “ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ “МЕТАФОРА” В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ”рассматриваются наиболее дискуссионные вопросы, затрагивающие проблемы дефиниции понятия «метафора”, этапов его формирования как части литературного произведения, а также аспектов его изучения.

В Главе 2 « МЕТАФОРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ” собранный материал предстал в виде тематической классификации, послужившей базой для развития навыков письменной и устной речи в целях подготовки к ЕГЭ. 

В ЗАКЛЮЧЕНИИ представлены основные выводы проведенного исследования.


 

 

Глава І. Теоретические предпосылки изучения понятия “метафора” в работах отечественных и зарубежных ученых

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!