Вклад Ф. Карими в развитие татарского образования начала ХХ в. 5 страница



Вплоть до 1925 г. Ф. Карими продолжает активную педагогическую работу в Оренбурге, в 1919 г. участвует в преобразовании медресе «Хусаиния» в Татарский институт народного образования. При этом вместе с частью преподавателей бывшего медресе он переходит на работу во вновь организованное советское учебное заведение.

Принявший с удовлетворением социальные принципы новой власти, Ф. Карими активно участвовал в разработке и внедрении этих новых принципов в образовательной сфере. Об этом свидетельствует его оригинальная по содержанию работа «Иҗтимагый тәрбия» («Общественное воспитание»), изданная в 1924 г. в Казани. Название работы не случайно, оно отражает настроение и идеи того времени. Новые власти ставят масштабную задачу – несмотря на трудное социально – экономическое положение, провести в стране «проекты» по переустройству жизни общества на новые рельсы. (Даже НЭП не отменял общий политический курс государства). Важной задачей в сфере образования была реализация идеи о всеобщем образовании, ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Всё это требовало коренного изменения не только системы образования, но и методики обучения в школе. Все чаще звучали призывы к внедрению общественных принципов обучения и воспитания. Этому непростому вопросу Ф. Карими и посвятил свою единственную педагогическую работу послереволюционного периода.[171]

Рассуждения автора начинаются с вопроса «Что такое общественное воспитание?» Автор пишет: «Общественное воспитание можно понимать двояко: 1) Кто должен заниматься воспитанием ребёнка – семья или школа? 2) Для кого нужно воспитывать ребёнка: для себя или для общества? В дискуссии о воспитании оба вопроса считаются очень важными. Издавна по отношению к ним есть разные мнения, сторонники и противники».[172] Далее автор приводит доводы приверженцев семейного воспитания и их оппонентов из лагеря общественных воспитателей, делает краткий исторический экскурс в педагогические системы воспитания различных народов прошлого.

Его внимание особенно привлекает опыт воспитательной работы в Афинах и Спарте, диаметрально противоположных по строю и идеологии полисов Древней Греции. Данный приём исторической ретроспекции имел целью доказать важный для автора тезис: только народы с развитой системой общественного воспитания в прошлом добивались высокого уровня развития, прогресса во всех сферах человеческой жизни: «Греция могла защитить себя не за счёт множества людей, а за счёт силы сознательности её граждан. А это было возможно только с помощью общественного воспитания народа… Древняя Греция состояла из нескольких небольших государств, среди которых самыми известными были «Афины» и «Спарта». Несмотря на различия в воспитании детей, в обоих государствах воспитание имело единую основу, было общественным: религия, искусство, гимнастика».[173] Из этого, по мысли автора, следует, что система общественного воспитания зародилась ещё 3 тысячи лет назад. Однако понимание сути общественного воспитания в древности соответствовало уровню развития жизни людей того времени.

В новых социальных условиях роль и задачи общественного воспитания изменились. Теперь, по мнению автора, идёт бурное развитие техники и промышленности, меняется положение женщины в обществе, стоит задача обучения и воспитания детей на новых принципах. Одной из существенных проблем, препятствующих развитию детей, являются ужасные бытовые условия жизни рабочих семей, большая разница в развитии детей из бедных и обеспеченных семей. Особенно сильно Ф. Карими заботит нравственное и умственное развитие подрастающего поколения, условия формирования детского мировоззрения. Так, согласно опросам московских исследователей, 17% детей не знают, что такое корова, лес, поле, огород, 30% никогда не были в лесу, 45% не собирали ягод и грибов. Следует отметить, что все данные в книге касаются положения детей в городских условиях.

Касаясь ситуации в России, автор рассматривает дореволюционный опыт и выражает свои симпатии инициативам новых властей. Ф. Карими полностью одобряет политику Советской власти по внедрению принципов общественного воспитания как одну из программ улучшения жизни рабочих В книге часто приводятся цитаты комиссара народного просвещения Луначарского, что также свидетельствует о поддержке автором новой политики Советской власти.

Наконец, в заключении сформулированы нормы и меры реализации принципа в жизнь. Во-первых, говорит автор, необходимо обратить внимание не только на школьный период, но и на дошкольный период жизни ребёнка. Во-вторых, считает автор, семья не способна обеспечить должное воспитание ребёнка из-за отсутствия необходимых средств, изменения роли семьи под влиянием социально – экономического развития общества. В-третьих, значительная часть детей и без того остаётся без присмотра родителей, много сирот. Последние, как правило, попадают в приюты, которые становятся для них не местом воспитания, а местом заключения. Ф. Карими призывает немедленно исправить сложившееся положение, ввести в воспитание детей принцип физического и духовного воспитания личности ребёнка, создать условия для всестороннего развития детей, раскрытия их способностей.[174]

Ф. Карими подвергает критике существующие детские приюты, считает неприемлемыми условия содержание в них детей, отсутствие педагогических принципов в работе детских заведений. По его мнению, такие приюты должны быть закрыты, а вместо них должны быть организованы воспитательные дома, соответствующие научно – педагогическим требованиям. Необходимо вести систематическую подготовку воспитателей для детских заведений, для чего открыть специализированные учебные заведения по подготовке воспитателей. Сеть детских учреждений должна работать не только в городах, но и в сельской местности. Важное внимание необходимо уделить реабилитации больных детей в специализированных приютах.[175]

В воспитание городских детей Ф. Карими считал нужным внедрить трудовое обучение. В целом, детское воспитание и образование должно было стать системным и многоуровневым: 1) детские сады, детские площадки; 2) начальная школа; 3) вспомогательные и специализированные классы для отвергнутых сверстниками детей; 4) детские клубы; 5) подростковые клубы; 6) игровые и спортивные площадки; 7) детские театры и кинотеатры; 8) детские библиотеки и читальни; 9) художественные и музыкальные классы. Что же касается детских домов, то Ф. Карими считал необходимым улучшить как условия содержания в них детей, приблизив их к семейным, так и способствовать социальному и педагогическому совершенствованию воспитателей домов.[176]

То факт, что Ф. Карими написал работу, посвященную проблеме общественного воспитания детей, прежде всего, говорит нам об актуальности этого вопроса для автора. Первая половина 20-х гг. ХХ в. в жизни Ф. Карими была тесно связана с педагогической работой в новых, меняющихся социальных условиях. На смену прежним новометодным и традиционным мектебам и медресе приходят советские школы. В то же время всё ещё сказываются последствия длительного социального кризиса периода Гражданской войны. Следует сказать, что работа «Общественное воспитание», изданная на татарском языке, естественно предназначалась, главным образом, для татарских педагогов. Но проблемы, поднятые автором в работе, и предложенные пути решения имели общий характер для системы учебно – воспитательных учреждений всей страны. Ф. Карими исходил из: 1) комплексного подхода к созданию системы общественно-воспитательных и образовательных учреждений; 2) необходимости гармоничного и всестороннего развития личности ребёнка независимо от социального происхождения, мер преодоления негативных воздействий социальной среды; 3) поддержки инициативы Советской власти по модернизации системы образования и воспитания детей в сторону её демократизации, гуманизации.[177]

Некоторые из идей Ф. Карими намного опережают своё время. Так, например, его идея создания санаториев и специализированных детских домов для больных и неполноценных детей – некое подобие современных центров реабилитации. Ещё одно желание Ф. Карими: чтобы дети, находящиеся в детских домах, посещали обычные средние школы наравне со своими сверстниками из обычных семей, что способствовало бы воспитанию сирот в общественной среде, а не изоляции, как это происходит даже сейчас.

Привлекает внимание предложенный план развития общих и специальных детских учреждений, различных мероприятий по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Его реализации Ф. Карими придавал особое значение. Ф. Карими не ставил перед системой образования идеологических целей. Главное для него – гармоничное развитие физического, нравственного и умственного в ребёнке, гуманистический подход к воспитанию, научно-педагогические принципы работы педагогов с детьми во всех детских учреждениях. В этом, пожалуй, главное отличие взглядов Ф. Карими от провозглашённых Луначарским принципов. Если последний придавал воспитанию важное значение в борьбе с остатками старого строя, в формировании нового социалистически воспитанного человека (т. е. педагогика и идеология оказывались тесно связаны друг с другом),[178] то во взглядах Ф. Карими на первом месте стоит гуманизм, забота о детях как будущем страны, преодоление негативных воздействий реальности того времени на формирующееся мировоззрение детей, общественное воспитание как новый, более совершенный метод развития личности ребёнка, т. е. важна была взаимосвязь педагогики и ребёнка в конкретных социально – исторических условиях.[179] Можно сказать, что гуманистические воззрения зрелого Ф. Карими являются продолжением и развитием его просветительского мировоззрения более раннего периода.

К сожалению, данная работа Ф. Карими на долгое время оказалась забытой. Лишь в последнее годы, в связи с ростом интереса к национальной педагогической мысли, вновь стали обращать внимание на труды татарских педагогов 20-х годов ХХ в.[180] Работа «Общественное воспитание» выражает не только настроение и идеи времени, но и отношение автора к ним, его мировоззренческие позиции. Положительно оценивая преобразования в области просвещения и воспитания детей, он, тем не менее, имел свой взгляд на пути решения стоящих проблем. Как уже было сказано, Ф. Карими в своей работе проводит мысль о необходимости гармоничного, разностороннего развития ребёнка независимо от его социального происхождения и видит в ребёнке будущего человека, члена общества. Не случайно в очерке, посвящённом воспитанию детей в Древней Греции и Риме, автор особо подчёркивает гражданскую роль общественного воспитания в прогрессивном развитии древнего государства и общества.[181] В настоящее время «Общественное воспитание» Ф. Карими может рассматриваться как оригинальная педагогическая работа в истории развития национальной педагогической мысли 20-х годов ХХ в.

После переезда в Москву Ф. Карими, по воспоминаниям сестры, больше не хотел связывать себя с педагогической работой, даже несмотря на то что его пригласили на должность преподавателя турецкого языка.[182] Конец 20 – 30-е гг. ХХ в. были не самым лучшим временем в жизни Ф. Карими для активной работы. Тем не менее, он все же согласился на преподавательскую работу в Восточном институте им. Н. Нариманова. По предположению С. Рахимова, Ф. Карими в последние годы жизни активно интересовался новейшим периодом истории Турции, читал турецкие газеты.[183] Но, возможно, это могло быть связано с его преподавательской работой. Последнее обстоятельство, турецкая «карта» в судьбе деятеля сыграла трагическую роль. Так в 1937 г. трагически оборвалась длительная педагогическая деятельность Ф. Карими.[184]

Надо сказать, что в этой истории ещё много «белых пятен» и документально не подтверждённых предположений, которые не могут быть изложены в рамках исследования в силу их недоказанности и гипотетического характера.

Строго говоря, вклад Фатиха Гильмановича Карими в развитие национального (до 1917 г. – национально – религиозного) образования не может быть оценен только сухим перечислением мест преподавательской работы и учебников, составленных им. Ф. Карими был многогранным деятелем. Проблемы образования занимают важное место и в публицистике, и в литературном творчестве, общественной работе деятеля. До революции 1917 г. в новометодных медресе активно использовались учебники по географии, истории ислама, всеобщей истории, составленные Ф. Карими, и нередко преподаватели отдавали предпочтение им, нежели аналогичным учебникам других авторов.

Являясь автором оригинальных педагогических работ на татарском языке, Ф. Карими внёс большой вклад в развитие новометодного образования дореволюционного периода. Его «Указатель для учителей и воспитателей», активная работа на педагогических курсах в Каргалах, в Оренбурге и нескольких деревнях Оренбургской губернии снискала ему известность, способствовала развитию новометодного образования среди татар. Также, несомненно, своей общественной и публицистической работой Ф. Карими внёс большой вклад в утверждение и победу принципов новометодного образования в татарском обществе начала ХХ в.

После трагических событий 1917 г. Ф. Карими продолжает активную педагогическую работу, стараясь приспособиться к новым условиям жизни. Его работа «Общественное воспитание» (1924) показывает, что он позитивно оценивал инициативы Советской власти в сфере образования. Работа представляет большой интерес для изучения национальной педагогики 20-х гг. прошлого столетия.

В течение всей своей жизни Ф. Карими придавал исключительно важное значение образовательным учреждениям в развитии общества, многократно выступал в защиту внедрения передовых методов обучения и воспитания, защищал интересы национального образования, оставаясь при этом сторонником просвещения всех мусульманских народов России. Он был не только одним из идеологов новометодного обучения, но и воплотителем его в жизнь, о чём свидетельствуют его многочисленные учебники.

 

 

Газета II . Публицистическая, издательская и редакторская деятельность Фатиха Карими. Газета « Вакыт ». (Фатих Карими – литератор, переводчик, издатель, редактор и журналист. Газета «Вакыт».)

Несомненно, большой интерес представляет исследование журналистской и публицистической деятельности, издательской работы Ф. Карими. Эта сфера деятельности исследуемой личности занимает, пожалуй, самое важное место в его жизни. Однако нужно уточнить: 1) почему объединяется в рамках одной главы публицистика и издательская работа Ф. Карими; 2) какие ещё сферы деятельности представлены в этой главе. Отвечая на первый вопрос, следует сказать, что Ф. Карими был многогранным и разносторонне развитым человеком. Это во многом определяло и его общественную работу, участие в дореволюционном мусульманском движении. В течение всей своей жизни он активно работал во многих сферах. Следует также учитывать влияние отца, Гильмана Каримова, на формирование личности и интересов сына. Поэтому будет целесообразно представить несколько близких и даже взаимосвязанных друг с другом граней таланта деятеля в одной главе.

В рамках главы предполагается рассмотреть следующие сферы деятельности Ф. Карими: писательскую, публицистическую, переводческую, издательскую, журналистско – редакторскую, их взаимосвязь с общественной деятельностью. Указанные аспекты, прежде всего, связаны с дореволюционным периодом жизни Ф. Карими. Их исследованию было посвящено несколько публикаций (М. Гайнуллина, А. Каримуллина, М. Магдеева, М. Гайнутдинова). Тем не менее, до сих пор целостной картины многогранной деятельности Ф. Карими не представлено, ряд вопросов не находит ответа. Это во многом и определяет необходимость исследования.

Литературная деятельность Ф. Карими. Имя Ф. Карими стало известно читающей татарской публике, прежде всего, благодаря его раннему литературному творчеству. К счастью, и в советское время рассказы репрессированного писателя не были забыты. Перед нами не ставится задача изучения его литературно – художественного наследия, так как это относится к области литературоведческого осмысления творчества писателя. Нас интересует литературное творчество Ф. Карими с другой стороны, а именно отражение его личностного мировоззрения, взглядов. Ещё в дореволюционный период о Ф. Карими заговорили как о новом талантливом татарском писателе, чьё раннее творчество оказало заметное влияние на татарских читателей начала ХХ века. Уже в 20-е годы прошлого столетия приступают к изучению его литературного творчества. Г. Сагди называет Ф. Карими и Г. Исхаки идеологами нового направления в татарской литературе начала ХХ века, находя много общего между ними: оба – сторонники джадидизма, левобуржуазного, европофильского направления.[185]

В советское время, во многом благодаря М. Гайнуллину, имя Ф. Карими не было забыто, а его творческое наследие оценивалось в рамках истории татарского просветительства. Учёный писал: «Пришедший в литературу в конце ХIХ в. этот писатель [Ф. Карими. – Г. А.] внёс большой вклад в развитие татарской реалистической прозы… Конечно, рационалист Ф. Карими, как и его предшественники, не ставит задачу полного описания героев и картины их жизни, а стремиться высказать мысли прямо, доказать непригодность методов обучения. Часто делая публицистические отступления, останавливаясь на подробностях жизни, он дидактически объясняет актуальные проблемы современности».[186]

Другой исследователь – Р. М. Мухаметшин – определяет творчество Ф. Карими и Р. Фахретдинова исходя из их общественно – политических взглядов как либерально – демократическое просветительство. Они «характеризуются некритическим отношением к самодержавию, увлечением морально – этическими проблемами преобразования общества, прежде всего, проблемами женской эмансипации, улучшения национального быта, воспитания и образования подрастающего поколения».[187] В постсоветский период вновь происходит переосмысление творческого наследия Ф. Карими, связанное во многом с публикациями М. Гайнутдинова.[188] Но и сейчас, как и в советское время, признаётся просветительский характер творчества Ф. Карими.

Начало литературного творчества Ф. Карими приходится на вторую половину 90-х годов ХIХ в. Уже в одном из первых произведений «Женитьба Салиха бабая» (1897) проявляется гуманистический идеализм Ф. Карими. М. Гайнуллин отмечает высокий художественный стиль, натурализм автора в описании деревенского быта.[189] Центральной темой почти всех произведений Ф. Карими является проблема образования и просвещения народа, его культурный уровень развития. Тема татарской деревни, образы шакирда и мугаллима медресе типичны для ранних рассказов и повестей Ф. Карими. Каждый раз автор возвращается к одним и тем же мыслям, остро задевает проблемы безыдейности, гибельности существующего традиционного мусульманского образования. Особенно ярко это выразилось в двух произведениях: «Учёба Жихангира махдума в деревенском медресе» (1898) и «Один шакирд и один студент» (1898).[190] Последний сразу после выхода в свет вызвал много нападок. Как писал автор в предисловии ко второму изданию, читатели были возмущены такой откровенной критикой старых устоев татарского общества, сам рассказ воспринимался как оскорбление религиозных чувств и обычаев предков, на голову автора сыпались проклятия. Со временем страсти улеглись, произведение получило признание, а автору предложили переиздать его из-за большого спроса на такую литературу.

Следует сказать о том, что в татарской литературе рубежа XIX – XX вв. художественный метод имел несколько иной смысл и значение, нежели в русской и европейской литературе того периода. Это понятно и объяснимо только учитывая конкретно – исторические условия развития явления. Длительное время у татар жанры художественного слова были представлены лишь относительно небольшим (из дошедших до нас) числом произведений, восходящих к жанрам и традициям средневековой татарской или поздней восточной (персидской, турецкой) литературы. Лишь в пореформенное время среди татар России начинается медленное, но верное развитие новых художественных форм. (Учитывая не литературоведческий, а исторический, характер исследования, не буду вдаваться в подробности истории развития татарской литературы.)


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!