Вклад Ф. Карими в развитие татарского образования начала ХХ в. 2 страница



Не менее популярным в дореволюционный период был учебник «Культурная (экономическая) география» («Җәгърафия гыймрани”), написанный в соавторстве с Нуретдином Агаевым и изданный в 1909 г.  Книга использовалась во II отделении рушдии ряда медресе Оренбурга и Уфы.[105] Учебник является во многом компиляцией материалов русского издания проф. Лесгафта «Отечествоведение», о чём сообщают сами составители в предисловии. Это не единственный случай использования русских учебников при работе над татарскими. Такая практика имела место быть и у других педагогов, что объяснимо отсутствием собственных учебных пособий как образцов и нехваткой опыта педагогической работы по светским дисциплинам в татарских учебных заведениях, а главное – нехваткой фактического материала. Поэтому при работе над татарскими учебниками нередко использовались русские и турецкие учебники.

В вводной части учебника, авторы показывают учащимся явную взаимосвязь между социально – экономическим положением страны и уровнем жизни. Среди важных факторов указываются и природно-географические особенности расположения государств. Так, например, рассматривая развитие европейских государств, авторы отмечают их несомненный прогресс во многих сферах, начиная от экономики и кончая культурой. Причинами этого указываются выгодные природно-климатические условия (всего 8 причин), среди которых удобное положение европейского континента вблизи от древних цивилизаций Азии и Африки, умеренный климатический пояс и мягкий климат в Европе, большое количество горных долин и рек, связывающих окраины с центрами, обилие природных полезных ископаемых и водных источников, хорошие предпосылки для развития ремёсел и промышленности. Касаясь народонаселения Европы, авторы отмечают его высокую плотность, незначительные этноязыковые различия в происхождении, адаптацию европейцев к новым странам и народам при колонизации далёких земель. Нетрудно заметить, что в характеристике Европы явно просматривается европоцентристский взгляд, идеализация ряда факторов (природно-географического). Ничего удивительного в этом нет. Авторы учебника шли вслед за господствовавшими в то время идеями. Вводная часть учебника заканчивается сводными данными об экономическом развитии Европы к началу ХХ в.[106]

В основной части учебника рассматриваются различные сферы жизнедеятельности России и европейских стран в сравнении друг с другом: национальные окраины в составе Российской империи (Кавказ, Средняя Азия, Польша, Финляндия) в сравнении с колониальными системами Англии, Голландии и Франции; климатические особенности и различия между Россией и Западной Европой, а также сельское хозяйство, промышленность, торговля, образование, военная служба, финансы, налогообложение в России и др. Значительная часть числовых данных представлена в виде таблиц. Всё это свидетельствует о том, что авторы ставили цель познакомить учащихся медресе с общим развитием России, с особенностями функционирования государства, социально – экономической жизнью страны и показать в сравнении с последней уровень развития европейских стран. Статистические данные служили хорошей иллюстрацией, позволяли учащимся делать свои выводы о развитии России и Европы во времени и в сравнении стран друг с другом.

Особенно интересна последняя глава учебника, дающая сведения о политическом строе государства. Авторы делают интересные выводы о достоинствах и недостатках конституционного и демократического принципов управления: «При конституционном правлении без участия народных представителей национальных собраний, Государственных Дум ничего невозможно сделать, даже составить закон. В государствах с такими принципами управления цари бывают сильнее. В государствах с парламентским правлением решения национального собрания царь принимает решения парламента без поправок».[107] Дав краткое описание основных форм правления (абсолютизма, конституционного строя, республики), авторы переходят к истории появления парламента у англичан, эпохи Великой французской революции. Они замечают, что народное представительство имеет тенденцию к постоянному расширению и распространению по всему миру. В этом видна ещё одна функция учебника, помимо познавательной: формирование нового сознания у шакирдов. Симпатии авторов к конституционному строю и демократическим институтам управления выражают и суть всего джадидского (новометодного) образования начала ХХ века: подготовить и выпустить не только просвещённого, но и сознательно нового человека, сторонника свободы и модернизации.

Обращает на себя внимание характерная для дореволюционного периода терминология. Как и в случае с «Краткой географией», отсутствие ряда собственно татарских географических, экономических, социальных, правовых понятий компенсировалось за счёт арабских, русских заимствований.[108] Такая прктика характерна для многих татарских учебников начала ХХ в. и свидетельствует об активном усвоении европейских научных знаний, активном использовании русской учебной литературы при подготовке собственных учебных пособий. В то же время использование арабизмов может трактоваться как сохранение культурной традиции ориентации на арабо-мусульманскую терминологию, характерную для предшествующих времён.

В связи с активной педагогической работой в конце 90-х годов ХIХ – первые годы ХХ вв. Ф. Карими издаёт свои первые дидактические и педагогические работы: «Воспитанный мужик» (“Тәрбияле мужик”) и «Указатель для учителей и воспитателей» (“Мөгаллим вә мөраббияләрә рәһнамә”).[109] Первая книга имела воспитательный характер, в ней описаны правила приличия и поведения в разных жизненных обстоятельствах. В предисловии автор обращает внимание на важность соблюдения правил этикета: «Есть некоторые обычаи, общепринятые у цивилизованных народов. Если человек, живущий среди культурных людей, не знает эти правила или зная не исполняет их, то такого человека считают невоспитанным. Это бывает причиной насмешек над ним и длительного стыдного положения».[110]

Причиной появления книги, по словам автора, стало желание уберечь своих соплеменников от неприличных привычек и невежества. Кроме того, появление книги можно объяснить и желанием автора повысить общую культуру народа, низким уровнем культуры, отсутствием знаний норм поведения и правил приличия рядовыми людьми. Не случайно в названии книги значится слово «мужик», имевшее в то время общее значение рядового простолюдина.

Возникает вопрос: существовали ли подобные книги дидактического характера до этого? Несомненно, нормы поведения в обществе и в различных ситуациях регулировались религиозными правилами шариата, и в мусульманской литературе содержались соответствующие правила этикета и поведения, установленные в соответствии с канонами ислама. Однако общее влияние таких норм зависело от уровня религиозности, сферы жизни (например, поведение в мечети) и т. д. Книга Ф. Карими относится к иному типу литературы. Она в какой-то мере сходна с «Юности честное зерцало» времен Петра I, пришедшей на смену религиозной этике в регулировании правил общественного приличия в русском обществе начала ХVIII в. В книге содержатся рекомендации, как правильно себя вести на меджлисах, во время еды, при входе в дом, на улице, а также советы женщинам, шакирдам, правила ношения одежды, написания писем. Кроме того, «Воспитанный мужик» знаменует начало просветительства в публицистической деятельности Ф. Карими.

Автором подобного рода дидактических работ был и Р. Фахретдинов.[111] Однако книги последнего носили ярко выраженный религиозно – нравственный характер и касались, прежде всего. Морального облика человека (т. е. относились к разделу «гыйльме ахляк» в мусульманском религиозном знании). Что же касается Ф. Карими, то его «Воспитанный мужик» посвящен нормам этикета и правилам поведения человека вне зависимости от религиозных норм. Конечно, и Ф. Карими, и Р. Фахретдинов преследовали общие цели – повышение уровня культуры и воспитанности людей. Но если Ф. Карими сделал ставку на популяризаторский характер этикета, то Р. Фахретдинов представил нормы этикета в пособиях для изучения их шакирдами в программе курса «ахляк»-нравственность.

 В чем, действительно, сходились оба деятеля, так это в необходимости коренных преобразований системы мусульманского образования, в т. ч. в сфере педагогического образования, подготовки новых учебных пособий, отвечающих требованиям времени и уровню развития науки и техники. Ф. Карими был одним из первых авторов педагогического пособия для татарских преподавателей. Изданию в 1902 г. «Указателя для учителей и воспитателей» («Мөгаллим вә мөраббияләрә рәһнамә») в двух частях предшествовала работа автора на педагогических курсах в Каргалах.[112] И время выдачи разрешения на издание, и содержание книги указывают нам на непосредственную связь с педагогическими курсами в Каргалах. Прежде всего, обращает внимание, что текст книги представлен в виде лекций (в первой части – 12 лекций, во второй – 9, не считая дополнительной главы). Лекции в первом издании начинаются с обращения «Әфәнделәр!» и, как правило, вводной части с описанием новой темы и её связи с предыдущей. Создаётся впечатление, что это стенограмма или подготовленный текст для выступления перед аудиторией. Это даёт основание предполагать, что Ф. Карими издал собственные лекции по педагогике без соответствующей редакционной правки.

Лекции в первой части «Указателя» имеют назидательный характер. В них будущим педагогам объясняется суть обучения и воспитания шакирдов. Судя по лекциям, Ф. Карими смотрел на предмет воспитания весьма широко, что во многом является следствием его просветительского взгляда на образование. Он считал, что преподаватели несут ответственность перед своим народом за развитие и прогресс мектебов и медресе. В обязанности педагогов вменялось не только обучение, но и нравственное воспитание шакирдов, включающее в себя большой набор принципов: начиная от воспитания уважения к государству, царю и своему народу до послушания, уважения старших, соблюдения норм этики. Ф. Карими придавал важное значение и состоянию школы, руководства ею. Работа преподавателя должна была включать широкий круг обязанностей по образовательной, школьной и внеурочной работе, в том числе создание музеев, сбор коллекций образцов животного и растительного мира. Предлагалось проводить вечерние сборы (диваны) шакирдов. Обращалось особое внимание на улучшение условий учёбы, здоровье и гигиену шакирдов, что было очень актуально для татарских мектебов и медресе того времени. Автор советует разнообразить учебный процесс в мектебах и медресе, способствовать разностороннему развитию личности учащихся в физическом, нравственном, умственном плане, для чего предлагает ввести прогулки, занятия письменным творчеством, музыкой, танцами, гимнастикой.[113] Такие идеи, по своей сути, были революционными для татарских мектебов и медресе того времени. Ведь Ф. Карими говорит о качественном изменении в работе мусульманских учебных заведений, новой роли педагога, творческом подходе к педагогической работе. В настоящее время это кажется вполне обычным, но если учесть общее состояние татарских мектебов и медресе на рубеже ХIХ – ХХ вв., царившие в них нравы, то становится ясным, что Ф. Карими предлагает не просто принципы новометодного образования, а систему педагогики, близкую к современным эталонам школы с многофункциональной деятельностью педагогов и многопрофильной подготовкой учащихся.

Во второй части «Указателя» представлена теория педагогической науки своего времени. Рассказ открывает краткий очерк истории становления педагогики. Далее рассматриваются основные принципы и методы обучения в учебных заведениях разных стран, основные теоретические понятия педагогики (ум, совесть, внимание, память, воображение и др.). Говоря о традиционном, индивидуальном методе обучения, автор характеризует его явные недостатки и предлагает перейти к новому методу обучения – самому эффективному и удобному, по его мнению. Это явно «камешек в огород» кадимистам-старометодникам. Но автор касается старых методов обучения вскользь, его цель – убедить в преимуществах новых методов обучения.

Наибольший интерес, несомненно, представляет последняя глава «Указателя», посвященная общему состоянию школьного образования у татар (если быть точнее, то мусульманскому образованию). Здесь Ф. Карими открыто выражает своё мнение о существующих мусульманских учебных заведениях России и определяет основные принципы внедрения джадидского образования. Характеризуя нынешнее состояние дел, он пишет: «В этих (старометодных – Г. А.) мектебах и медресе в большинстве случаев нет экзаменов и за исключением немногих также отсутствует контроль и наблюдение. Подобно тому, как здания мектебов и медресе появляются за счёт пожертвований состоятельных людей и усердных господ, содержание и управление ими также, как правило, осуществляется за счёт небольших пожертвований и крупных вложений».[114] Бедные шакирды летом заняты деревенской работой, а зимой перебиваются в медресе – так они готовятся к жизни. Мударрисам и мугаллимам не определены ни размер жалованья, ни круг обязанностей. Особенно сложным оказывается положение бедных шакирдов, не имеющих возможностей обеспечить своё обучение. Содержание мусульманских школ целиком лежит на плечах родителей шакирдов и прихожан махалли. Плохо обстоит и дело с кадрами: местный мулла выполняет ещё и роль мугаллима в мектебе или медресе при мечети, и таких педагогов в каждом учебном заведении, как правило, не более одного. Шакирды обучаются бессистемно, отсутствует деление на классы, результаты такого обучения плачевны.[115]

Ф. Карими красноречиво и подробно описал вопиющие недостатки традиционного образования, указал на непригодность такого положения в современных условиях. В наше время, пишет автор, когда в других странах, Турции, Египте, Индии, открываются учебные заведения для юношей и девушек, у нас среди российских мусульман ещё только вводятся кое-где новые методы обучения (ысул саутия) в начальных мектебах. В последнем случае процесс идёт медленно, с трудом и упирается во множество препятствий.[116] В то же время, по словам Ф. Карими, высшие учебные заведения России открыты для мусульман, желающих получить медицинское, юридическое, техническое образование, чтобы служить на благо единоверцев.[117] Тем самым он призывает молодых татар идти учиться в русские светские учебные заведения, стремиться к высшему образованию европейского типа.

В заключительной главе книги под названием «Необходимые нам учебные заведения» Ф. Карими подробно излагает свой взгляд на преобразование мусульманского образования и создание современных мектебов и медресе. Он выделяет две группы мусульманских образовательных учреждений, требующих реорганизации и модернизации: 1) школы начального и низшего среднего уровня; 2) медресе.[118] В мектебах первой группы автор предлагает ввести в программу обучения родной язык, основы исламского вероучения и обязательств, арифметику, географию, историю, двухлетний курс изучения русского языка. По окончании учёбы выдавать свидетельства. Далее желающие могли бы продолжить своё обучение либо в медресе, либо поступить в русские гимназии, ремесленные, торговые и промышленные училища.[119] Это был очень смелый и даже революционный шаг со стороны педагога, если учесть когда и при каких условиях высказывались идеи. Ф. Карими, по большому счёту, предлагал привести в соответствие татарские мектебы и медресе с русскими средними учебными заведениями, чтобы обеспечить татарским шакирдам возможность беспрепятственно поступать в последние. Для этого предлагалось ввести в обучение русский язык. Напомним, начало ХХ в. в татарском обществе было ещё временем активного сопротивления миссионерской и русификаторской политике царизма, русские учебные заведения и русский язык большинством татарского населения воспринимались как чуждые явления, приобщение к ним – признаком вероотступничества. Вот в таких непростых условиях Ф. Карими выступает с идеями, ломающими старые стереотипы, с призывом использовать любые способы достижения знаний, учиться у «неверных», чтобы служить своему народу.

Как педагога Ф. Карими волнует качество учебной литературы. Он подвергает критике принципы старометодного образования, основанного на давно устаревших и непонятных татарским шакирдам книгах, из-за которых учёба в медресе оказывается длительной и малоэффективной. В этом, по мнению автора, вся беда старых методов обучения. Даже в деле изучения религиозных предметов Ф. Карими предлагает перейти на родной язык. Идея здравая, если учесть, сколько трудностей нужно преодолеть, изучая непонятные средневековые книги на персидском и арабском языке, чтобы усвоить религиозные дисциплины.

Шакирды мектебов и медресе – не попугаи, продолжает автор. Цель обучения состоит в объяснении и ознакомлении с необходимыми знаниями, развитии мышления и внимания учащихся: «Программы и организация наших медресе нуждаются в реформе… Что может быть понятным, если для изучения арабского языка используются книги по грамматике, написанные 500 лет тому назад специально для арабов и персов!» - возмущается автор и призывает обратить внимание на современные эффективные методы изучения языков, позволяющие всего за один год научиться понимать, читать и писать на другом языке. В первую очередь, считает автор, необходимо изменить методику преподавания арабского языка, подготовить новые учебники. После этого, продолжает он, нужно составить соответствующие учебники по таким дисциплинам, как фикх (мусульманское право), ахляк (нравственность), мантык (логика), ысул-уль-фикх, фараиз (религиозные обязательства), которые должны прийти на смену старым книгам типа шархи, хашии и др. Если ребёнок до 10 – 12 лет пройдёт обучение в рушдийе, то 8 – 9 лет учёбы в медресе, готовящем имамов, мугаллимов и мударрисов, будет вполне достаточно. Из этого срока 6 лет оставалось на учёбу, а оставшиеся 2 года шакирды могли быть заняты практической деятельностью и подготовкой по специальным дисциплинам в соответствии с особенностями будущей работы.[120] Это уже не что иное, как специализация. Таким образом, Ф. Карими в начале ХХ в. предлагал ввести в татарских медресе профильное обучение по религиозному и педагогическому направлениям.

В конце книги Ф. Карими призывает татар учить русский язык, просвещать народ, использовать достижения технического прогресса. Едко высмеивается бухарская учёность схоластического типа, не чурающаяся употребления опиума, получения удовольствия от наркотического опьянения, ставя в пример ходжу Багаутдина.[121]

Всё вышесказанное является развернутой программой Ф. Карими по преобразованию мусульманских мектебов и медресе России под современные нужды общества, а также его критический взгляд на существующую старометодную схоластическую школу. Тот факт, что «Указатель» был проверен цензурой ещё в первой половине 1901 г. даёт основание полагать, что время составления пособия совпадает с преподавательской работой Ф. Карими на педагогических курсах в Каргалах. Об этом свидетельствует и содержание лекций первой части «Указателя». Очевидно, данные взгляды на реформу мектебов и медресе были изложены автором учащимся курсов.

«Указатель для учителей и воспитателей» Ф. Карими является одним из первых татарских педагогических пособий дореволюционного периода. Второе издание «Указателя» активно использовалось при педагогической подготовке шакирдов в ряде татарских медресе того периода.[122] Удобное и простое изложение теоретических принципов, назидательный характер пособия, адаптированность к особенностям существующего мусульманского образования, программное изложение принципов модернизации мусульманского образования – всё это является важным достоинством «Указателя». Преподавательская работа на курсах в Каргалах, как и изданное Ф. Карими пособие, сыграли важную роль в распространении новометодного образования среди татар на рубеже ХIХ – ХХ вв. Мы видим, что в период работы на каргалинских курсах у него уже было своё целостное представление о мерах по преобразованию мусульманского образования, в том числе о необходимости использования русских учебных заведений для подготовки национальных кадров по юриспруденции, медицине, технике, о чём свидетельствует указанное пособие.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!