Вклад Ф. Карими в развитие татарского образования начала ХХ в. 1 страница



Последняя четверть ХIХ в., на которую пришлось детство и юность Ф. Карими, была ещё периодом господства в образовании старых, традиционных методов. Их суть заключалась в постоянном повторении, заучивании книг на арабском, персидском языке, бессистемном обучении шакирдов в течение 10 – 15 и более лет: «В мактабах с преподаванием по старому методу (усули-кадим) учащихся не разделяют по классам, а обучают каждого ученика отдельно, но иногда соединяют их по группам в 3 – 4 человека (шарик – товарищества), если они проходят одну и ту же книгу и при одинаковых успехах. В школе нет ни парт, ни классной доски, ни каких-либо учебных пособий, потому что заведующие школами муллы, фанатичные приверженцы старины, считают подобные нововведения противными учению шариата».[71] Даже учитывая некоторое неприятие автора этих строк к мусульманскому образованию, следует признать, что большинство татарских учебных заведений рубежа ХIХ – ХХ вв. имели строго конфессиональный характер и не удовлетворяли условиям нового времени – развитию капиталистических отношений в стране.

Трудности традиционного обучения пришлось испытать на себе и Ф. Карими во время пребывания в Чистопольском медресе. По воспоминаниям сестры, Ф. Карими выражал недовольство уровнем преполавания в медресе, книгами и методами обучения, применявшимися там. Из-за этого Гильман Каримов вынужден был забрать сына оттуда. Но отца этот факт не расстроил. Благодаря ему Ф. Карими не только получил звание «мударриса» в Духовном Собрании в Уфе, но и окончил одно из лучших турецких учебных заведений европейского типа.

Первым педагогическим опытом Ф. Карими была преподавательская работа в крымско-татарском мектебе деревни Дара кюй в 1896 – 1898 гг., затем помощь отцу в обучении деревенских детей в Минлебаево. В это время он работает над своими первыми рукописными учебниками, так как собственной учебной литературы на татарском языке практически не было.

Вслед за своим отцом Ф. Карими становится одним из последовательных сторонников распространения новометодного образования среди мусульман (не только татар, но и других народов, исповедовавших ислам) России, последователем идей И. Гаспринского

Что же представляло из себя новометодное образование? По моему мнению, существует упрощенный взгляд на этот вопрос. Считается, что основным признаком, характеризующим эту педагогическую систему, является ысул саутия (звуковой метод), часто упоминаемый в татарской публицистике начала ХХ века. Ысул саутия предполагал замену слогового (традиционного) метода обучения на более удобный, быстрый и практичный звуковой, благодаря чему значительно возрастала эффективность обучения чтению и письму в начальной школе – мектебе.[72] Однако, строго говоря, ысул джадид не сводится только к внедрению звукового обучения. Новый метод – это комплекс мер и принципов обучения, в корне меняющий не только процесс, но и результат обучения. Важной особенностью ысул джадида была необходимость внедрения в мусульманское образование общеобразовательных предметов с параллельной реформой курса религиозных предметов. Это дает основание считать джадидские мектебы и медресе относящимися к смешанному типу учебных заведений.

Идея реформирования мусульманского образования периодически возникала у нескольких татарских деятелей и, несомненно, была заимствована ими из опыта европейского образования того времени. Так, одним из первых программу создания мусульманского учебного заведения нового типа предложил татарский просветитель Х. Фаезханов.[73] Ученик Ш. Марджани предлагал ввести в такое медресе обучение по определенной программе, экзамены по окончании курса обучения, обеспечить нужды медресе и содержание преподавателей деньгами и т. д. Однако планы просветителя не были осуществлены, еще при его жизни они вызвали неприятие казанских мулл, особенно по отношению к введению преподавания русского языка, о чем с сожалением писал Ш. Марджани.[74]

Определенных успехов во внедрении нового метода образования добился М. Махмутов – разработчик методики звукового метода обучения чтению и письму на татарском языке. Но и по отношению к нему татары Казани выражали крайнее пренебрежение. Вот что писал о нем один неизвестный автор: «Скончавшийся два года тому назад, долго служивший по Министерству Народного Просвещения Махмудов, несмотря на то, что был человек с медресским, чисто мусульманским образованием, среди татар пользовался репутацией далеко неприятной для религиозного чувства покойного: его считали чуть ли не безбожником и прозвали даже «урус», что обозначает «русский», т. е. неправоверный, и все это только из-за того, что он жил среди русских, состоял на русской службе и по образу жизни и наружности настолько отличался от заурядного татарина, хотя он убеждениям своим был истинным приверженцем религии Магомета».[75]

Ни идеи Х. Фаезханова, ни педагогическая деятельность М. Махмудова не находили понимания среди казанских мулл и мугаллимов, одной из причин чего, вероятно, было опасение нововведений, шедших из европейского (русского) образования. Как писал аноним: «Новаторы составляют в нем (мусульманском духовенстве – Г. А.) исключение, да и они не пользуются сколько-нибудь заметным влиянием, потому что их идеи и поступки вызывают сильное порицание в приверженцах старины».[76] Даже более удачная педагогическая деятельность К. Насыйри на первом этапе вызывала неодобрение и насмешки среди мулл и мугаллимов Казани. Жёсткая оппозиция «новаторам» в Казани до конца ХIХ в. значительно осложняла развитие здесь нового метода.[77]

Несмотря на указанные трудности, Казань была одним из первых мусульманских центров страны, где начал внедряться «новый метод» в мусульманских учебных заведениях Так, уже в 1891 г. Галимжан Баруди вводит преподавание по новому методу в медресе «Мухаммадия».[78] Определённые усилия в этом направлении предпринимал ещё ранее Ш. Марджани в своём медресе. Однако идейного оформления принципов новометодного образования в Казани так и не случилось, здесь не было создано прочного общественного и идеологического фундамента для повсеместного распространения идеи среди татар – мусульман. Помимо внутренних (естественного консервативного настроения татарского населения[79]), существовали серьёзные внешние препятствия к культурно – преобразовательской работе прогрессивных татарских деятелей Казани: противодействие местных царских (губернских) органов власти, многочисленные отказы в развитии татарской прессы и др.

Идейное течение зародилось в другом месте – в Крыму. Главным средством распространения движения за преобразование мусульманского образования были не книги и учебники И. Гаспринского, а создаваемые им новометодные школы и особенно газета «Тарджеман», издаваемая с 1883 г. Начиная со второй половины 80-х годов ХIХ в. печатное слово И. Гаспринского пробуждает умы многих молодых татарских деятелей, не довольных схоластическим методом обучения в медресе. И. Гаспринский последовательно развивал на страницах газеты новую идеологию общественного переустройства жизни мусульман страны, идею прогресса и единения всех мусульманских народов России, заимствования достижений европейских стран в образовании, культуре и социальной жизни.

Идеи И. Гаспринского оказали заметное влияние на ряд татарских деятелей и учащихся медресе 80-90-х гг. ХIХ в. В их числе можно назвать Г. Каримова, Р. Фахретдинова, Г. Хусаинова и др. Ф. Карими также хорошо был знаком с идеями И. Гаспринского и разделял их. На протяжении долгого времени их связывала дружба, о чем свидетельствует переписка и публицистика Ф. Карими. Так, например, возвращаясь домой после длительной поездки по Европе, в мае 1899 г. Ф. Карими вместе с Ш. Рамеевым навестил И. Гаспринского в Бахчисарае. Даже после смерти деятеля Ф. Карими долгое время хранил добрую память о редакторе «Тарджемана», являлся приверженцем его идей.

После возвращения из Европы Ф. Карими останавливается в Оренбурге и сообщает родителям о желании съездить на кумысолечение после длительного путешествия.[80] Однако планы меняются, и через несколько дней Ф. Карими сообщает родителям о намерении заняться педагогической работой на курсах в Каргалах, просит прислать книги для подготовки к работе.[81] Судя по всему, договоренность о работе Ф. Карими на педагогических курсах была достигнута в начале 1899 г. в Оренбурге до отъезда в Европу, о чем свидетельствует письмо Г. Хусаинова Р. Фахрутдинову.[82] После возвращения из Европы в Оренбург, вероятно, Ф. Карими вновь встречается с Гани баем и окончательно решают вопрос о начале работе на курсах в Каргалах.[83]

На письма и обращения Гани Хусаинова через газету «Тарджеман» откликнулось до 60 человек из разных областей и губерний страны. Это был первый опыт организации педагогической подготовки по новометодному обучению. Никто из педагогов не был толком знаком с подобной работой, не хватало опыта. Поэтому, как вспоминал впоследствии Ф. Карими, там царила особая атмосфера задора, духа просвещения. Учащиеся и преподаватели свободно обсуждали злободневные проблемы, делились мыслями и вдохновлялись общей целью – служения интересам народа. Это было место общения ведущих татарских общественных деятелей. Ведь курсы посещали Гильман Каримов, Садри Максуди, Галимжан Баруди и др.[84]

Инициатором, организатором, вдохновителем и душой курсов был Гани Хусаинов. Поставив целью распространение нового метода обучения, он не только активно участвовал в организации курсов, но и взял на себя полное денежное обеспечение, содержание курсов, которое включало компенсацию расходов учащихся на дорогу, обеспечение учебного процесса, оплату работы преподавателей, расходы на питание и учебные принадлежности и др. Активная и бескорыстная деятельность купца вызывала нарекания и недовольство со стороны местных мулл, видевших в действиях бая вмешательство в их интересы. Гани Хусаинова беспокоило наличие оппозиции в родных Каргалах и Оренбурге, о чем он писал в письме Г. Каримову ещё в январе 1899 г.[85] Существенную помощь Гани Хусаинову оказал лишь Аюп Ибрагимов, предоставивший медресе.

Педагогические курсы действовали в течение 3 лет в весеннее-летний период 1899 – 1901 гг., когда обычно шакирды медресе разъезжались по домам, а медресе было свободно.[86] На 2 – 3 месяца со всей страны собирались молодые муллы, преподаватели деревенских мектебов и медресе, старшие шакирды. Основной контингент учащихся составляли татары, но были и представители народов Туркестана, Кавказа. Всего обучение на курсах прошло более 200 человек (в 1899 г. – 60, в 1900 г. – 70, в 1901 г. – 78).[87]

Программа летних курсов сочетала религиозные предметы и светские общеобразовательные дисциплины.[88] Некоторые из учащихся приезжали только с целью изучения общеобразовательных дисциплин. Последние на курсах преподавал Ф. Карими. К ним относились основы математики (с геометрией), история, география, астрономия, химия и др.[89] За несколько месяцев слушатели курсов получали основные сведения по общим дисциплинам, повышали знания в религиозной сфере, наглядно знакомились с основными принципами новометодного образования применительно и к светским и к религиозным предметам. По общему признанию друзей Г. Хусаинова, летние курсы в Каргалах сыграли важную роль в распространении новометодного образования и просвещения татарских педагогов. Среди слушателей курсов было немало будущих общественных деятелей, исследователей и педагогов, сыгравших важную роль в жизни татар начала ХХ в. С особой теплотой о преподавательской работе Ф. Карими на курсах и деятельности Г. Хусаинова отзывался Хади Атласи.[90] Он считал его работу важной и ценной с точки зрения внедрения общеобразовательных предметов в программу мусульманских учебных заведений. Несомненно, лекции Ф. Карими пользовались большим интересом среди слушателей, о чём свидетельствуют отзывы в его адрес (Х. Атласи, Г. Валиди).

Как уже было сказано, активность Гани бая вызывала недовольство среди местного консервативного духовенства. В 1901 г. местные органы власти получили донос о работе курсов в Каргалах, и 16 июня того же года в медресе неожиданно нагрянули пристав 5-го стана и околоточный надзиратель с целью проверки курсов на предмет противозаконных действий. Однако из-за отсутствия настоятеля мечети и медресе А. Ибрагимова ничего сделано не было. Зато на следующий день урядник и надзиратель провели тщательную проверку в медресе, допросили учащихся, преподавателей, муллу и, не обнаружив никаких противозаконных фактов в работе курсов, вынуждены были удалиться.[91]

Ряд сложностей вызывает вопрос о закрытии педагогических курсов. Автор ряда монографий по истории педагогики у татар З. Т. Шарафутдинов пишет: «Так, например, известный педагог джадидизма Фатих Карими в 1901 году созвал в селе Каргалы Оренбургской губернии полуторамесячные курсы учителей новометодного направления. Царское правительство разогнало эти курсы».[92] Получается, что после проверки курсы должны были закрыться по требованию властей. Однако в воспоминаниях участников событий нет никаких намеков на такой исход событий. По словам А. Ибрагимова, после проверки пристав сказал, что никаких противозаконных действий не обнаружено, можно продолжать работу. Через 10 дней после инцидента курсы сами собой закрылись, а слушатели разъехались по домам.[93] В истории татарского образования педагогические курсы Г. Хусаинова были первыми в дореволюционный период и единственными столь масштабными, за исключением нескольких подобных курсов в Казани, а также безуспешных попыток открытия официальных педагогических курсов (дарельмугаллимина) в Бугульминском уезде. Тогда, летом 1909 г., по инициативе местного мусульманского общества «Бәйрәкә тәрәккыюн ислам җәмгыяте” (Общества прогресса ислама деревни Бейреке) была предпринята попытка организовать педагогические курсы для мугаллимов в деревне Бейреке, затем – в Бугульме. Но местные власти наотрез отказались дать разрешение, сославшись на несоответствие программы курсов закону и отсутствие необходимости в них. Ф. Карими, горячо поддерживавший развитие образования у татар и выступивший в 10-летний юбилей каргалинских курсов с призывом активизировать педагогическую работу среди татарских мугаллимов, гневно осудил реакционную политику царских властей по отношению к мусульманскому образованию. В газете «Вакыт» была опубликована статья «Бугульминская мусульманская учительская школа» (вероятно, самого Ф. Карими).[94] Надзорные органы, естественно, усмотрели в этой статье антиправительственную критику и наложили на редактора Ф. Карими штраф в 150 рублей.[95]

Это не единственный случай выступления Ф. Карими в печати с жесткой критикой политики царских властей. Материалы газеты «Вакыт» показывают, что татарская периодическая печать неоднократно выступала с призывом к открытию педагогических курсов для преподавателей мектебов и медресе. Ф. Карими прекрасно осознавал, что новометодные мектебы и медресе требуют квалифицированные педагогические кадры. Поэтому и сам Ф. Карими, и журналисты газеты «Вакыт» неоднократно поднимали проблему создания дарельмугаллимина и дарельмугаллимата в 1909, 1911, 1913, 1917 гг. Впрочем проблема реализации указанной идеи коренилась не в среде татарской интеллигенции, главным препятствием этого процесса была политика царских властей в сфере инородческого просвещения, не допускавшая развития собственной педагогической базы для мектебов и медресе, переживавших смену старой педагогической парадигмы на новометодную.

Будучи уже редактором газеты «Вакыт», Ф. Карими приложил много усилий к защите интересов мектебов и медресе. Показательной в этом плане является многолетняя кампания борьбы татарских общественных деятелей за отмену «Правил» 31 марта 1906 г. Газета «Вакыт» стала ведущим татарским периодическим изданием, освещавшим эту проблему в период с 1906 по 1908 гг. Следует сказать, что смелое выступление за невмешательство царского правительства в сферу мусульманского образования было оправданным. Ведь суть проблемы не сводилась только к широкому внедрению кириллицы в учебную литературу. Татарские деятели видели прямую угрозу национальным и религиозным интересам, прежде всего опасность начала новой кампании христианизации и русификации инородцев, наступления на их права в «освободительную эпоху» 1905 – 1907 гг. Ответные меры не заставили себя ждать: в 1909 г. Ф. Карими и Х. Атласи были публично наказаны за издание брошюры «Новый закон и наши учёные». Но даже после этого проблема образования оставалась в центре внимания Ф. Карими.

Активная педагогическая деятельность Ф. Карими в 1896 – 1901 гг. способствовала появлению новометодных учебников для шакирдов мектебов и медресе, что было обусловлено острым недостатком таковых в конце ХIХ в. Прежде всего, нужно сказать об учебнике «Краткая география» («Мохтәсар җәгърафия”), изданном в Казани в 1899 г. Это один из ранних учебников по географии для татарских мектебов.[96] О его популярности говорит тот факт, что до 1917 г.книга выдержала 8 изданий и была одобрена съездом мугаллимов в Казани.[97] Достоверно известно, например, что учебник использовался в начальной школе при медресе «Усмания» в Уфе[98], а также в татарских учебных заведениях Оренбургской, Уфимской и др. губерний.

Первые издания «Краткой географии» насыщены османизмами. Это, с одной стороны, связано с влиянием турецкого образования, а с другой – было весьма характерно для новометодных учебников того времени. Ведь главной проблемой, с которой сталкивались татарские педагоги при внедрении новых учебных предметов в программы медресе, был явный недостаток соответствующей терминологии в родном языке. Как правило, проблема решалась либо традиционным способом – использованием арабских и персидских заимствований; либо использованием османизмов и русизмов. Особенно заметно влияние османских заимствований в грамматическом плане (суффиксы, окончания).[99]

В структурном плане учебник «Краткая география» простой. Вначале автор даёт краткую характеристику общим понятиям (значение географии, суша, водные объекты), затем кратко излагает географию Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии по страноведческому принципу. В конце каждого раздела приведены сводные таблицы морей, проливов, полуостровов, островов, гор, вулканов, озер, рек каждого континента. О странах дана общая информация о положении на континенте, внутреннем делении в зависимости от ее размеров, крупных городах, государственном устройстве, религии, культуре. Учебник даёт только общее представление о Земле и мироустройстве, знакомит учащихся с существующими государствами на уровне начальной школы – мектеба. Так как иллюстраций в учебнике и специальныъ атласов для учащихся татарских мектебов и медресе в то время не было, Ф. Карими рекомендовал использовать «Новый учебный атлас» Ильина на русском языке, изданный в 1895 г. В конце учебника представлены краткие данные о народонаселении Земли по расовым и религиозным отличиям и языковым группам.

При последующих переизданиях учебник перерабатывался автором в содержательном плане, структурные особенности при этом сохранялись почти без изменений. Например, сводные данные по таблицам были заменены небольшими очерками по каждой стране. Возросла наглядность текстового материала, изменился язык.[100] В оренбургских изданиях учебника преобладает собственно татарская лексика и грамматика,[101] но страноведческая и географическая терминология представлена в основном арабскими и турецкими заимствованиями. В пятое издание авторов были внесены изменения в связи с происходившими в то время событиями на Балканах, в странах Азии (Китае, Японии), Турции и на африканском континенте.[102] Таким образом, от издания к изданию учебник постоянно перерабатывался и обновлялся.

Особое внимание уделено характеристике России в разделе, посвященном странам Европы. Автор описывает географическое положение, климат, хозяйственно – экономическое состояние, численность и национальный состав населения, государственное устройство и недавние изменения в нём, столицу государства. Очерк о Российской империи начинается со слов: «Наша родина – Россия, по размерам первая среди всех существующих на Земле государств. Половина Европы, треть Азии, будучи в составе России, составляют одну шестую часть всей земли».[103] В словах автора видно и уважение, и гордость за свою страну, которую не случайно называет родиной. Выражая свою гражданскую позицию и любовь к стране, автор стремиться привить это чувство и учащимся мектебов: «Петербург – очень красивый город, там есть богато украшенные дворцы, большие библиотеки и храмы, школы, университеты, торговые компании, различные фабрики и заводы».[104]


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!