Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 37 страница



 

Индейцы племени зуни подробно изучены и описаны такими этно­ графами, как Рут Бенедикт (26, 1934), Маргарет Мид, Ирвинг Голдман, F^T Бунцель и другими. Зуни живут в юго-западной части США и зани­ маются земледелием и овцеводством. Как и все остальные общества пуэбло-индейцев, они в XIII—^XIV в. заселяли многочисленные города, но история их уходит в глубь веков, когда они жили в небольших каменных домах, состоявших из одного помещения и подземелья для церемоний. Можно считать, что они жили ”в достатке” (с точки зрения их потребностей), хотя материальные ценности не имели для них сущест­ венного значения. Что касается их социального положения, то бросается

глаза отсутствие соперничества, хотя территория племени зуни невели­ ка, а орошаемых земель и вовсе мало. Общество матрицентрично, но мужчины занимают посты церковных и светских служащих. Того, кто ведет себя недружелюбно или агрессивно, считают ненормальным. Все виды работ, как правило, выполняются совместно, лишь овцеводство является исключительно мужским делом. Индивидуальным достижени­ ям в общем и целом не уделяется особого внимания. Если случаются ссоры, то чаще всего их причиной является не экономическое сопер­ ничество и не интересы собственности, а любовные интриги.

 

Проблема накопления капитала практически отсутствует. Это не значит, что все абсолютно равны материально: кто-то — богаче, кто-то — беднее, но границы этих различий очень подвижны. Отношение зуни к материаль­ ным ценностям наглядно характеризует такой пример: каждый с удовольст­ вием одолжит свое украшение другу или любимому соплеменнику, если тот его об этом попросит. Браки, как правило, очень стабильны, хотя развод не является проблемой. Это не значит, что отсутствуют ссоры на почве ревности. Женщина, естественно, не подчиняется мужчине. Люди часто делают друг другу подарки, но (в отличие от известных обществ, где царит дух соперничества) это делается не ради демонстрации своего имуществен­ ного превосходства и уж конечно не для того, чтобы унизить того, кому преподносится дар. При этом совершенно отсутствует сравнение подарков или расчет на взаимность. Благосостояние семьи поддерживается прилеж­ ным индивидуальным трудом каждого из ее членов; использование чужого труда здесь неизвестно. Имеется частная собственность на недвижимое имущество, но ссоры являются большой редкостью и быстро улаживаются.


 

150


Систему зуни можно понять, если исходить из того факта, что материальные вещи здесь сравнительно низко ценятся, а основные жиз­ ненно важные интересы имеют религиозную природу. Другими словами, главной ценностью в обществе считается сама жизнь и все живое,

отнюдь не вещи и не обладание собственностью. Важнейшее место в этой системе занимают песни, молитвы, ритуалы и танцы. Священнос­ лужители пользуются огромным уважением, хотя они и не выполняют функций цензора или судьи. Религиозная сфера считается гораздо более важной, чем светская (чем экономика, хозяйство, прибыль). Это доказы­ вает тот факт, что судебные тяжбы по имущественным вопросам раз­ бирает чиновник, который по сравнению со священником имеет доволь­ но низкий социальный статус.

Наименьшую ценность для зуни представляет, вероятно, такая кате­ гория, как личный авторитет. Хорошим человеком считается человек ’’дружелюбный, мягкий, уступчивый и добросовестный”. Мужчины ни­ когда не применяют свою силу. Даже в том случае, если жена изменила мужу, о насилии не может быть и речи. Во время инициации юношей подвергают испытанию (страхом), но эти обряды никогда не превраща­ ются в настоящую пытку, как это бывает в других культурах. Убийство


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!