Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 35 страница




 

147


представители фрейдистского подхода. И кроме того, я полагаю, что агрессивность не следует рассматривать изолированно, что это не от­ дельно взятая характеристика, а часть совокупности, составная частьнекоего целостного синдрома, ибо агрессивность обнаруживается всегда рядом с целым набором вполне определенных признаков системы, та­ ких, как строгая иерархичность, лидерство, классовые противоречия

 

т. д. Другими словами, я считаю агрессивность составной частью целостной характеристики общества, а не отдельной чертой поведения изолированного индивида*.

 

Анализ тридцати первобытных племен

 

точки зрения агрессивности (или миролюбия) я изучил тридцать первобытных культур.

 

Три из них ещё в 1934 г. были описаны Рут Бенедикт (26, 1934)^, тринадцать — исследованы Маргарет Мид (182, 1961)^ пятнадцать

— Джорджем Мердоком (199, 1934)"* и одна — Тёрнбалом (268, 1965)^ При изучении этих 30 обществ сразу обнаруживаются системы трех

разных типов (А, В, С).

Они отличаются друг от друга не только наличием или отсутствием агрессивности, но и структурой характеров: так, в разных типах обществ мы встречаем разные отличительные черты индивидов (личностные характери­ стики), причем некоторые из них не обнаруживают связи с агрессивностью®.

 

Система А: жизнеутверждающие общества

 

этой системе все идеалы, институты, обычаи и нравы направлены на сохранение и развитие жизни во всех ее сферах.

 

Враждебность, насилие и жестокость встречаются в минимальных проявлениях, практически отсутствуют репрессивные институты: нет ни преступлений, ни наказаний, институт войны отсутствует полностью либо играет минимальную роль. Детей воспитывают в духе дружелю­ бия, телесные наказания не практикуются. Женщины и мужчины пользу-

 

‘ Здесь я должен высказать слова благодарности в адрес покойного Ральфа Линтона, который в личных беседах и научных дискуссиях многому меня научил.

1948—1949 гг. в Йельском университете проходил научный семинар по пробле­ ме структуры личности в первобытных обществах. В нем принимал участие также Джордж Мердок, которому я также благодарен за идеи, хотя наши взгляды во многом диаметрально противоположны.

 

^ Племена: зуни, добу и квакиутлы.

^Племена: арапеши, гренландские эскимосы, бачиги, квакиутлы, манусы, ирокезы, самоанцы, зуни, батонго, дакота и маори.

 

'^Племена: самоанцы, семанги, тоды, айны, хайды, гописы, инки, витоты, тасманцы, ганды, ацтеки, аранды, ирокезы.

 

^ Племя: мбуту.

*Так, зуни и квакиутлы изучали не только Рут Бенедикт, но и Маргарет Мид; ирокезов и самоа описывали и Мид, и Мердок; я беру каждый раз какое-нибудь одно описание.

 

Из первобытных охотников, описанных Сервисом (243, 1966), я взял только семангов, эскимосов и австралийских аборигенов. Семанги и эскимосы подпада­ ют под систему типа А, а австралийские аборигены — это тип В. Гописов я не включал в анализ, ибо их социальная структура представляется мне крайне противоречивой и не поддается классификации (ср. Эгган. — 81, 1943).


 

148


ются равными правами, уж во всяком случае женщины не эксплуатиру­ ются и не унижаются. Отношение к сексу положительное и в целом толерантное. В обществе почти не обнаруживаются зависть, тщеславие

 

жадность; не заметен индивидуализм, нет соперничества. Зато очень заметны черты кооперации (коллективности). Личная собственность рас­ пространяется лишь на предметы индивидуального обихода. В межлич­ ностных отношениях в целом преобладают надежность, доверие и обяза­ тельность — то же самое можно сказать и об отношении к природе.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!