Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 34 страница



 

египетские правители (как и месопотамские цари) оставили после себя памятники, где ’’хвастливо сообщали о собственноручной расправе с важ­ ными пленными...” (198, 1961; нем.: с. 50). Я и сам в своей психотерапев­ тической практике имел возможность убедиться, что садизм, по сути дела, коренится в страстном желании неограниченной власти над людьми и вещами (101, 1941а). Идея Мэмфорда о садистском характере этой социальной системы подтвердила мое собственное воззрение.


 

146


навой городской цивилизации наблюдается еще одна тенденция, которая, по-видимому, как-то связана с садизмом, — это страсть к раз­ рушению жизни и развивающаяся привязанность ко всему мертвому (некрофилия). Мэмфорд цитирует Патрика Геддеса, у которого сказано, что каждая историческая цивилизация ”с живым городским ядром, полисом” начинается ’’массовым захоронением, полным пыли и костей,

 

некрополе или на кладбище”, а заканчивается ’’закопченными руинами, разрушенными строениями, пустыми мастерскими и кучами бессмыс­ ленного мусора, в то время как население было истреблено или угнано

рабство, — вот таковы следы любой цивилизации” (198, 1961, нем.: с. 62). И действительно, духом беспощадной нечеловеческой разрушитель­ ности пропитана история арабских завоеваний и в не меньшей мере

 

— история вавилонских войн. Вот одна иллюстрация — оставленная Сеннахерибом запись о полном разрушении Вавилона:

 

Город и постройки я опустошил, разрушил до основания и сжег. Стены и оградь!, дворцовые башни, храмы и статуи богов — все было разрушено и сброшено в воды канала Арахту. Через центр города

 

приказал прорыть канал, наполнил его водой и разрушил город до основания. Это было полнейшее разрушение, сравнимое разве что с мощ­ ным наводнением (цит. по: 198, 1961; нем.: с. 62).

 

История цивилизации от разрушений Карфагена и Иерусалима до разрушения Дрездена, Хиросимы и уничтожения людей, земли и дере­ вьев Вьетнама — это трагический документ садизма и жажды разруше­ ния.

 

 

Агрессивность в первобытных культурах

 

До сих пор мы рассматривали проявление агрессивности в доисторичес­ ких обществах и у сохранившихся первобытных охотников. А что мы знаем о других, более развитых, но все же еще первобытных культурах?

 

Сначала кажется, что на этот вопрос ответить нетрудно: достаточно изучить какой-нибудь серьезный научный труд об агрессивности, опира­ ющийся на множество антропологических данных, но тут я столкнулся

 

невероятным явлением: такого труда не существует. Очевидно, ант­ ропологи сочли феномен агрессивности недостаточно важным, чтобы собирать для его изучения эмпирический материал. Есть маленькая брошюра Дерека Фримана, в которой он пытается дать обзор антропо­ логических данных относительно агрессивности, чтобы подкрепить тем самым теорию Фрейда (98, 1964).

 

 есть небольшая работа антрополога Гельмута, который придер­ живается противоположной позиции, считая, что в первобытных обще­ ствах агрессивность сравнительно невелика (129, 1967).

 

Поэтому мне пришлось сделать самостоятельный анализ этой про­ блемы, изучив большое число других работ. Сначала я взял более доступные публикации антропологов, но поскольку собранные в них данные не были ориентированы на проблему агрессивности, то их можно считать в широком смысле слова случайной выборкой.

 

Я вовсе не претендую на то, что результаты моего анализа о рас­ пространении агрессивности в первобытных культурах имеют строгую статистическую валидность (достоверность). Я и не ставил перед собой статистические цели, а просто хотел показать, что неагрессивные обще­ ственные системы не так уж редки, как это считает Фриман и другие


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!