Пьер Корнель, «Гораций»: краткое содержание, начало сюжета



Список произведений

1. Пьер Корнель. «Сид».

 

2. Пьер Корнель. «Гораций».

 

3. Жан Расин «Федра».

 

4. Жан Расин «Андромаха».

 

5. Мольер «Скупой».

                               

6. Мольер «Тартюр».

 

7. Мольер «Дон Жуан».

 

8. Никола Буало́-Депрео́ «Поэтическое искусство».

 

9. Педро Кальдерон «Жизнь есть сон».

 

10. Джон Мильтон «Потерянный рай».

 

11. Даниель Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзова Крузо…».

 

12. Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».

 

13. Дени Дидро «Монархиня».

 

14. Фридрих Шиллер «Разбойники».

 

15. Иоган Вольфганг Гёте «Страдания юного Вертера».

 

 

Пьер Корнель.

Сид».

Первое представление «Сида» имело место в декабре 1636 или в январе 1637 года.
Действующие лица.

ü Дон Родриго, сын дона Дьего и возлюбленный Химены. Имя «Сид» будет упомянуто королём и инфантой по отношению к Родриго только в IV и V актах.

ü Химена, дочь дона Гомеса и возлюбленая дона Санчо и дона Родриго, в последнего она влюблена сама.

ü Дон Гомес, граф Гормас, отец Химены.

ü Дон Дьего, отец дона Родриго.

ü Донья Уррака, инфанта кастильская (тайно влюблена в Родриго).

ü Дон Фернандо, первый король кастильский.

ü Дон Санчо, влюбленный в Химену.

ü Эльвира, воспитательница Химены.

ü Леонор, воспитательница инфанты.

ü Дон Ариас и дон Алонсо, кастильские дворяне.

Сюжет.

   Дон Родриго, влюблённый в Химену, дочь графа Гормаса, вынужден вызвать на поединок отца возлюбленной, тяжко оскорбившего его собственного отца — дона Диего, — дав тому пощёчину. Выбор между любовью и сыновним долгом Родриго делает в пользу последнего и убивает Гормаса на поединке. Теперь уже Химена оказывается перед выбором: она по-прежнему любит Родриго, но смерть отца взывает о мести. Как и Родриго, Химена ставит долг выше любви и требует у короля смерти возлюбленного.

Трагическую развязку предотвращает ночное нападение сарацин, которое отбивает отряд во главе с Родриго. Король, впечатлённый его верностью и патриотизмом, решает заменить казнь поединком между Родриго и защитником Химены — доном Санчо. Победитель поединка должен получить руку Химены. Когда после поединка проигравший Санчо предстаёт перед Хименой с этим известием, она, будучи уверена в том, что Родриго убит, выдаёт свои истинные чувства к нему. После этого она вынуждена отказаться от мести, и король даёт разрешение на свадьбу.
Образы и конфликт.

Сид» — первая пьеса во французской литературе, в которой раскрыт основной конфликт, занимавший писателей эпохи классицизма, — конфликт между долгом и чувством. Хотя выбор герои последовательно совершают в пользу долга, Корнель стал первым, кто показал связанные с ним душевные муки, которые отражены в словах Химены:

«     Увы! Моей души одна из половин

Другою сражена, и страшен долг, велевший,

Чтоб за погибшую я мстила уцелевшей. »

Конфликт между честью и личным счастьем Корнель разрешает, вводя идею ещё более высокого долга, чем долг родовой чести, — долга перед страной, перед монархом, который в «Сиде» трактуется как единственно подлинный. Выполнение этого долга превращает Родриго в национального героя, над которым не властны обычные феодальные этические нормы, которые сменяет государственная необходимость.

Образы «Сида» также характерны для классицизма, вызывая восхищение и преклонение своей героической цельностью. Такой стиль изображения персонажей одной краской — либо полностью положительными, либо негодяями без единой светлой черты — типичен для всего творчества Корнеля, а создание образов рыцарей без страха и упрёка диктовалось историческим периодом, который в тот момент переживала Франция, нуждавшаяся в образцовых героях.

О жанре «Сида».

Сейчас «Сида» обычно называют трагедией, но сам Корнель назвал свою пьесу трагикомедией. Довольно распространено мнение, согласно которому причина – в том, что финал пьесы достаточно благополучный, что якобы нетипично для трагедии.

Эта версия неверна, поскольку очень многие, или даже большая часть трагедий французского классицизма имеют более или менее благополучный финал. Для примера можно назвать хотя бы трагедии того же Корнеля - «Никомеда» или «Цинну». Обе трагедии (единодушно признаваемыми вершинами французской классики) заканчиваются всеобщим примирением, причем в «Цинне» вообще не погибает никто из персонажей (в «Никомеде» - только второстепенные).

Причина в другом. (См. Библиотеку всемирной литературы, том «Театр французского классицизма», М, 1970; вступительная статья французского литературоведа Антуана Арно). Трагедия, согласно строгим правилам классицизма, обязана была выдерживать три единства: времени (все события происходят в течение одного дня, от рассвета до заката), места (при одной декорации, в крайнем случае – в разных комнатах одного дворца) и действия. Критики «Сида», с которыми Корнель не мог не считаться, указывали, что в пьесе они выдержаны плохо.

Однако, как пишет А. Арно, «когда трагикомедия желала подчиняться правилам, она истолковывала их так, как ей было нужно. Единство времени расширялось до 24 часов; единство места не замыкалось одной залой, действие могло происходить в разных местах одного города». Именно так обстоит дело в «Сиде»: действие начинается днем, и заканчивается в середине следующего дня, и т.д. Отсюда – название жанра.

 

Пьер Корнель.

«Гораций».

Монументальное трагедийное произведение «Гораций» Корнель завершил в конце 1639 года. В первый раз оно поставлено на сцене театра дю Маре весной 1640 года. В начале 1641 года трагедия вышла в печатном виде. Исследователи творчества Пьера Корнеля и критики едины в своем мнении о том, что автор создал произведение, которое показывает с неимоверной силой политические цели абсолютистского государства. А именно: нация должна быть едина; феодальная анархия должна быть ликвидирована; власть монарха безоговорочная; гражданский долг и обязанности должны находиться над личными интересами и пристрастиями.

В «Горации» Корнель показывает героя, который стоит перед выбором - руководствоваться в своем поведении чувствами, семейными обязанностями либо исполнять долг перед государством. Древнеримская обстановка трагедии является лишь ширмой для показа актуальных общественных проблем периода, в котором живет Пьер Корнель. Конфликтная ситуация в трагедии предельно обнажена. А ситуация виртуозно показана посредством симметричности персонажей произведения.

Пьер Корнель, «Гораций»: краткое содержание, начало сюжета

События трагедии разворачиваются в период, когда Древний Рим еще не стал центром Античного мира. Он являлся всего лишь небольшим городом-государством под управлением царей. Правитель Тулл показан Корнелем мудрым властелином. В период его правления у Рима имелся соперник - могущественный город Альба Лонга. До недавнего времени города были союзниками. Однако во время разворачивания действия пьесы они находятся в состоянии войны. Между воюющими армиями проходят небольшие бои, стычки. Ситуация обострилась, когда альбанское войско подошло к стенам Рима и ожидается главное сражение.

Выбор воинов для поединка.

Однако перед решающей битвой предводитель Альпы Лонга обратился к римскому царю Тулу с предложением о необходимости принятия мер для недопущения взаимного полного уничтожения. Он убедил римлянина вынести разрешение имеющихся противоречий на поединок воинов, по три человека с каждой стороны. А от битвы надо отказаться, так как альбанцы и римляне являются одним народом, к тому же между собой связаны многочисленным кровными и родственными узами. По условию поединка цари договорились о том, что чьи войны будут повержены, тот город и станет вассалом города победителей. С римской стороны жребий выпадает на троих братьев из семьи Горация. С противоположной стороны, от города Алба Лонге, выступать предстоит трем братьям-бойцам из семьи Куриациев. Кланы Горациев и Куриациев повязаны дружескими и родственными связями. У старшего брата семьи Горациев жена Сабина является сестрой братьев Куриациев. А сестра Горациев Камила обручена со старшим братом из клана Куриациев.

Перед поединком

По ходу развития сюжета трагедии П. Корнеля «Гораций» мужчины и женщины общаются друг с другом. Обсуждают проблему выбора, а именно, что главное - долг или чувства. Все основные герои сходятся к тому, что долг на первом месте, однако подходят к этому выводу по-разному. Так, старший брат Куриаций считает такой долг «печальным». Принимая бой, он остается верен дружеским чувствам к Горациям. А вот старший Гораций полагает, что чувства ничтожны, их необходимо отмести в сторону. Глава семьи, старый Гораций, прекращает общение героев и приказывает зятю и сыну отдаться воле богов и идти исполнять высокий долг. Но поединок братьев может не состояться. После того как воины стали друг против друга, в рядах обоих армий начался ропот. Солдаты оказались недовольны решением своих царей. По их мнению, поединок - преступление, братоубийственная бойня. Царь римлян Тулл прислушался к гласу солдат и заявил: будут принесены жертвы для того, чтобы по внутренним органам убитых животных выяснить, подтверждают ли боги выбор бойцов или нет. Однако надежды на то, что поединок будет отменен, угасают, после того как старый Гораций сообщает: боги согласны на поединок братьев.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!