Методика организации групповых и индивидуальных занятий по выработке



Речевого дыхания и голоса.

Роль дыхания в постановке речевого голоса.

 

Дыхание является физиологической основой речеголосового звучания. Сила, красота, легкость голоса, мелодичность речи во многом зависят от умения сознательно управлять своим дыханием.

Первый этап подготовки к звучанию речевого аппарата состоит из упражнений по усвоению и выработке смешанно-диафрагматического дыхания.

Второй этап - тренировка фонационного дыхания.

При воспитании навыка верного дыхания важно сосредоточить внимание на создании опоры дыхания (сознательное сохранение вдыхательной установки, которую контролируют мышцы – вдыхатели.

Этому помогают упражнения по выработке хорошей осанки и упражнения для тренировки мышц брюшного пресса.

 

Уже на первых занятиях по подготовке речевого аппарата к звучанию можно познакомить учащихся с приемами самомассажа.

Са массаж - есть последовательная подготовка и разогревание органов и мышц, участвующих в голосообразовании. Массируя мышцы, мы снимаем мышечные зажимы, которые мешают свободному течению звука. Массаж резонаторных полостей помогает формированию звука, попаданию его в резонаторы без усилия.

Предлагается два типа массажа: гигиенический – поглаживающий, вибрационный – постукивающий. При поглаживании активизируется работа нервных окончаний, расположенных близко к коже.

При постукивании разогреваются и подготавливаются к действию нервные окончания, расположенные глубже. Кроме того, самомассаж действует успокаивающе, снимает усталость мышц участвующих в голосообразовании, придает бодрость. Гигиенический массаж следует проводить сначала беззвучно, затем с включением согласных.

Вибрационный - проводится обязательно со звуком

Общие правила самомассажа:                 

1. Чистота кожи массируемых частей и рук.

2. Все движения массирующей руки производятся по ходу лимфатических и венозных СОСУДОВ.

3. Массируемые мышцы должны быть расслаблены.

4.  Массаж делается медленно, плавно.

Вибрационный массаж.

1. Постукивать лоб кончиками пальцев от середины к ушам и одновременно тянуть на выдохе сонорный м (ми).

2. Постукивать верхнюю часть лица от спинки носа к ушам, произнося на выдохе сонорный н (ни).

3.  Постукивать надгубное пространство, произнося на выдохе звонкий щелевой согласный в (ви).

4. Постукивать под нижней губой, произнося на выдохе согласный з (зи).

5. Постукивать по верхней части грудной клетки, произнося сонорный м.

6. Постукивать по нижней боковой части грудной клетки, в области нижнебрюшных мышц, произнося на выдохе щелевой согласный ж или сонорный м.
Все упражнения повторять 4 - 6 раз.

 На уроке во время тренинга присутствуют 10-12 человек. Время урока  - 90 минут 20 -25  минут используется для речеголосового тренинга, 20 - 25 минут на проверку домашних заданий 20 - 25 минут на объяснение нового материала (с обязательными записями заданий в тетради), 10 - на вопросы обучающихся.

 

Методика организации занятии по постановке речевого голоса.

Цель всех приведенных ранее упражнений - развитие лучших качеств голоса, свойственных данной личности, приспособление их для профессионального звучания.

Основным методическим приемом работы и построения занятий в работе над голосом является комплексное развитие частей речевого аппарата:

1. Развитие речевого дыхания во взаимосвязи с деятельностью     артикуляции;

2. Координированная работа частей внутри глоточной и внешней артикуляции;

3. Ощущение резонирования при свободном положении артикуляционного аппарата;

4. Развитие слуховых и мышечных ощущений.

На первых занятиях необходимо познакомить учащихся с такими понятиями как артикуляция и резонирование, атака звука, регистры, диапазон.

Резонированием называется максимальная концентрация ЗВУКОВЫХ волн. Резонаторами являются: грудная клетка, трахея, бронхи, твердое небо, глотка, полость носа, зубы. В процессе речи все части резонаторно - артикуляционного аппарата работают согласованно. Главная задача их - воспроизведение звука.

Атакой звука называется момент его образования. Существует три вида атаки - твердая, мягкая и придыхательная. Развивая голос нужно придавать особое значение мягкой атаке звука. В отдельных случаях - для активизации речевого аппарата, для преодоления вялости смыкания голосовых связок - возможно применение твердой атаки.

Придыхательная атака в речевом голосе употребляться не должна.

Диапазон голоса - объем голоса, регистры - части диапазона. Ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же голосовым механизмом, называется регистром.

Границы регистров зависят от индивидуальных особенностей речевого аппарата учащегося.

Главное условие упражнений по развитию голоса, используемых в тренинге - добиться ощущения звука в позиции резонаторов. Постепенное соединение грудного и головного резонирования при активной работе артикуляционного аппарата и органов дыхания речевой голос приобретает мощность, красоту и силу, необходимые для профессионала.

Для развития навыка использования резонаторов применяются упражнения с сонорными согласными - м, н, л, р. При выполнении упражнений, при произношении сонорных согласных отдельно и в сочетании с гласным, необходимо следить за ощущением вибрации в областях резонирования. Для ощущения головного резонирования – прикладываем руку к темени, лицевому костяку, затылку; грудного резонирования - положив руку на грудь или спину.

Продолжая работу над постановкой речевого голоса преподавателю постоянно нужно следить, чтобы упражнения по дикции производились только после предварительного вдоха носом, чтобы учащиеся пользовались правильным вдохом и умели распределить выдох. При произнесении звуков соблюдалась их точная артикуляция. Во время дикционной и дыхательной тренировки снимались мышечные зажимы, звучание голоса в резонаторах должно быть свободным.

 Задача специальных голосовых упражнений - научиться управлять своим голосом, развить координацию слуха и голоса, дыхания и звучания. В результате систематической тренировки голос приобретает звучность, полетность, богатство тембра. На занятиях голосовыми упражнениями обращается внимание на одновременное использование головного и грудного регистров. Головной регистр  придает голосу полетность, грудной - обеспечивает его «тембральность».

Методика организации занятий строится на комплексном тренинге голосовых упражнений и предусматривает утверждение и дальнейшее развитие правильного звучания, найденного в первоначальных упражнениях. Переходя к новому заданию, не надо забывать предыдущих упражнений их нужно систематически повторять. Даже когда в процессе постоянной тренировки накапливается мною упражнении, возвращение к первичным упражнениям полезно, а иногда необходимо.

При тренировке речевого голоса используются два приема: напевный и речевой.

Напевные упражнения помогают удерживать звук на заданной высоте и легче осваивать понижение и повышение голоса на новую ступень.

В речевых упражнениях необходимо добиваться естественной, разговорной, плавной речи.

Упражнения нараспев не являются вокальными, они приближены к речевому звучанию. Все упражнения по голосу, за исключением первоначальных тренируются на материале стихотворных текстов.

По мере освоения комплексных упражнений по голосу, от простого к сложному, можно позволить учащемуся выбирать упражнения для самостоятельной тренировки.

Время занятий по постановке речевого голоса может быть постепенно увеличено до 30

минут.         

Упражнения на развитие голоса.

1. Правильное направление звука с использованием сонорных м, н, л;

2. Повышение и понижение голоса при произнесении пословицы нараспев.

3. Тренировка голоса в чередовании речевого и напевного звучания пословицы.

4. Тренировка голоса в повышении и понижении на коротких стихотворных строчках, на удлиненной строчке.

 

Речевой эпизод – синтаксическая единица речевого потока – группа предложений, образующих авторское высказывание, композиционное, смысловое, стилистическое ритмоинтонационное единство.

Порядок слов, паузы, ударения могут оставаться во фразе стабильными, а «смысл» изменятся через интонацию. Однотипность эмоциональных состояний порождает сходность интонаций.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!