С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 101 страница



Две самых первых акварели «Холстомер в молодости» и «Холстомер в старости» (1887) художник подарил Толстому: до сих пор они висят на стене верхней площадки парадной лестницы в хамовническом доме.

Н.В. Зайцева

СВЕШНИКОВА Елизавета Петровна (1847-1918) — литератор, педагог, участница движения по распространению грамотности в народе. Получила домашнее образование. Во второй половине 1860-х гг. сдала экзамен на звание домашней учительницы и в течение 5 лет содержала в Вологде «смешанную» — для мальчиков и девочек — частную школу. С 1870-х гг. жила в Петербурге, активно занималась литературной работой и общественной деятельностью. Печаталась в журналах «Детское чтение», «Воспитание и обучение» (рецензировала книги для народного чтения), «Педагогический листок СПб. женских гимназий» (в 1876 г. преобразован в «Женское образование»). Была постоянным автором этого журнала, где помещала педагогические статьи и вела отдел критики и библиографии (до 1891 г.).

В 1888-1905 гг. служила начальницей Тверской женской земской учительской школы им. П.П. Максимовича, которая благодаря её усилиям была «поставлена на высоту образцового педагогического заведения».

Знакомство Свешниковой с Толстым связано с её сотрудничеством в издательстве «Посредник», где она опубликовала шесть книг. Сохранились отзывы писателя о таких её сочинениях, как «Скупой и его дочь» (по О. Бальзаку), «Фабиола, или Древние христиане» (по Е. Тур), «Франциск Ассизский». Получив рукопись «Брат на брата» (переложение романа В. Гюго «Девяносто третий год»), Толстой писал В.Г. Черткову 1-2 июня 1885 г.: «Я вчера прочёл <...> вслух при наших и кузминских детях и взрослых. Всех захватило. Язык не безупречный в описаниях, но поправлять не буду <...>, И так хорошо» (85: 211). Своё впечатление он тогда же подробнее высказал в письме П.И. Бирюкову: «Язык однохарактерный и в разговорах даже очень хорош и чувствуется Hugo, т.е. великий мастер» (63: 254).

 

451

 

Для самой Свешниковой рассказы Толстого были образцом народной книги. В журнале «Воспитание и обучение» она опубликовала две рецензии на сочинения Толстого, в которых сформулировала требования к народной книге: «живая речь» и «живая душа». Лучшим из его народных произведений она считала рассказ «Упустишь огонь – не потушишь», объясняя это тем, что «ни в одной из всех прочих книг нет такой трезвой красоты мысли в связи с таким безукоризненно-прекрасным и понятным языком» (Воспитание и обучение. 1886. №10. С. 201).

Общение Свешниковой и Толстого вплоть до 1890 г. связано и с личностью Вильяма Фрея (Владимира Константиновича Гейнса), почитательницей которого она была. Фрей пытался обратить Толстого в свою веру — «религию человечества». Сознавая невозможность этого и выражая своё понимание личности и значения Толстого, Свешникова в 1886 г. писала Фрею: «В его глазах вы — человек глубоко религиозный в лучшем смысле этого слова, независимо от формы вашей религии <...> Толстому надо предоставить идти, как он идёт; избирать новый путь было бы для него, я думаю, слишком мучительно <...>. Он желает жить и дожить “не греша”, и сторонится — мало того, что сторонится, а просто отбивается — от сомнений, которые с той или другой стороны могли бы ещё охватить его <...>. За это вы не разлюбите его, конечно; помимо личной его симпатичности, доброты, ума, у него не может никогда быть вычеркнут из счёта тот горячий порыв, который стольких захватил и поднял за собой» (ОР ГМТ).

 

Лит.: Строганова Е.Н. Из истории женского движения 1870-1880-х годов (Е.П. Свешникова) // Женщины. История. Общество. Сб. научных трудов. Вып. 1. Тверь, 1999. С. 96—107; Строганова Е.Н. «Свешникова милая» // Друзья и гости Ясной Поляны: Сб. статей. - Тула, 2006. - С. 79-86.

Е.Н. Строганова

СВИСТУНОВ Пётр Николаевич (1803-1889) – декабрист, член Южного и Северного обществ. Родился в старинной дворянской семье, воспитывался в иезуитском пансионе, служил в Кавалергардском полку. Следственная комиссия установила: в 1824 г. М.И. Муравьёв-Апостол «говорил Фёдору Вадковскому и Свистунову, что намерен посягнуть на жизнь покойного государя, не хотят ли они также <...> содействовать <...> Фёдор Вадковский и Свистунов были согласны» (Восстание декабристов. М., 1976. Т. IX. С. 259). На специальный запрос следствия 22 апреля 1826 г. о предложении покушения на жизнь императора Свистунов ответил, что «предложение было сделано для того, чтобы испытать смелость» их (Восстание декабристов. Т. XIV. С. 347-349). Позднее Муравьёв-Апостол писал: «Свистунов из дружбы ко мне, не желая для опровержения моего показания подвергнуться очной ставке со мною, подтвердил его письменно, хотя оно значительно усиливало его виновность. <...> Должен с признательностью заявить, что ни он, ни Вадковский <...> никогда не пеняли на меня за эту оплошность (Воспоминания и письма М.И. Муравьёва-Апостола // Мемуары декабристов. Южное общество. М., 1982. С. 186).

Верховный уголовный суд признал Свистунова виновным в том, что он «участвовал в умысле цареубийства и истребления императорской фамилии согласием, а в умысле бунта принятием в общество товарищей». За это он был отнесён к гос. преступникам второго разряда и приговорён к бессрочной каторге (заменена на 20-летнюю, позднее сокращена до 15 лет) с последующим пожизненным поселением в Сибири. По возвращении из ссылки участвовал в проведении Крестьянской реформы в Калужской губ.; вместе с декабристами Е.П. Оболенским, Г.С. Батеньковым и петрашевцем Н.С. Кашкиным был членом губ. комитета «по устройству быта помещичьих крестьян».

  Свистунов был одним из первых декабристов, с кем познакомился Толстой в начале работы над романом «Декабристы». Первая встреча их произошла 9 февраля 1878 г Имя Свистунова неоднократно упоминалось в письмах и дневниках Толстого: «Завтра еду к Свистунову, декабристу», «Потом поехал к Свистунову» (83: 242, 245). Самому Свистунову Толстой писал: «...для меня каждое ваше слово, взгляд, мысль, кажутся чрезвычайно важны и необыкновенны, и не потому, чтобы я особенно дорожил теми фактическими сведениями, которые вы сообщаете, а потому, что ваша беседа переносит меня на такую высоту чувства, которая очень редко встречается в жизни и всегда глубоко трогает меня» (62: 394-395).

Свистунов пережил почти всех участников восстания и называл себя «последним декабристом».

 

В.А. Жаров, М.В. Строганов

СВЯТОПОЛК-МИРСКИЙ Дмитрий Иванович (1825-1899), князь — офицер; до 1854 г. – адъютант главнокомандующего

 

452

 

отдельным кавказским корпусом. Принимал участие в обороне Севастополя, в сражении на Чёрной речке. С 1864 г. — генерал-адъютант, дослужился до должности помощника наместника на Кавказе; с 1880 г. — член Гос. совета.

В 1880-е гг. — корреспондент и адресат Толстого; с 1882 г. жил в деревне. В письме 3 марта 1884 г. Святополк-Мирский напоминал о своих встречах с Толстым в Крыму в 1855 г. и о «горячих спорах» в ауле Рапала; высказывал сочувствие христианским религиозным и нравственным стремлениям писателя. 5 апреля Толстой записал в дневнике: «Письмо от Мирского и стихи. Поразительно. Он христианин. Стихи прекрасны по содержанию и 13-летнего мальчика по форме». 6 апреля Толстой отвечал: «Из наших давнишних встреч у меня осталось впечатление о человеке умном, простом... и, должно быть, добром. Потом ваша деятельность, о которой я слышал, отчуждала меня от вас, и вдруг ваше письмо, показавшее, что мы близки с вами — гораздо больше, чем с многими людьми, с которыми я прожил жизнь.

Стихотворение ваше поразило меня: оно полно содержания поэтически-философского или религиозного и прекрасного (на мой вкус) поэтому содержания, — но оно невозможно по своей форме: нет размера, не соблюдены правила стихосложения, нет даже чувства красоты языка. Вам нельзя и не нужно писать стихами. Пожалуйста, если поднимется у вас на меня дурное чувство за эти слова и за весь тон моего письма, подавите его в себе во имя того, что правдивость моя вытекает из уважения к вам и любви, которую чувствую к вам после вашего письма. <...> Тоже не сердитесь, что не употребляю слов — князь и др. Это происходит не от неуважения, а от уважения к человеку».

Н.И. Бурнашёва

СЕЙРОН Анна (Seuron; рожд. Вебер; 1845-1922) – гувернантка-француженка, жившая у Толстых в 1882-1888 гг. вместе с сыном-подростком Альсидом, учеником Лазаревского института восточных языков. Это была «пожилая, представительная француженка», которую дети Толстые называли «герцогиней» (Очерки былого. Гл. «Почтовый ящик»). В 1884 г. Сейрон помогала Толстому редактировать немецкий перевод С. Бер трактата «В чём моя вера?»: «Всё поправляю по утрам немецкий перевод». «Утро работал над переводом с m-mе Seuron», — отмечал Толстой в дневнике (49: 113). Она – автор отрывочных и во многом недостоверных воспоминаний, изданных на немецком языке: «Graf Leo Tolstoi. Intimes aus seinem Leben von Anna Seuron» (Berlin, 1895). На русском языке вышло два издания книги: Сейрон А. Шесть лет в доме Льва Николаевича Толстого: Записки (СПб., 1895) и «Граф Лев Толстой» (СПб., 1896). По мнению Толстого, «книга кишит ошибками» (69: 53). В 1895 г., получив в письме «газету с статьёй о клеветах и глупостях книжки Seuron» (53: 33), он огорчился, «но немного». Опровергать ничего не собирался, несмотря на предложение журналиста. В дневнике записал: «Да я ничего о себе не утверждал, поэтому нечего мне и опровергать. Я такой, какой есть. А какой я, это знаю я и Бог» (там же).

Кого клевета на Толстого огорчила, это немецкого журналиста доктора философии Альберта Дрейзнера, а многочисленных почитателей Толстого в Германии возмутила: «Нынче письмо от немца с выписками из вранья m-me Seuron. Было досадно», «если нужно унижение личности моей, то, видно, так надо» (53: 39). 2 октября 1906 г. Сейрон прислала в Ясную Поляну письмо, в котором писала, что хочет издать продолжение воспоминаний, «но они семье не понравятся. Разные намёки в письме, похожие на шантаж. Решили не отвечать» (ЯПЗ. 2. С. 250).

А.Н. Полосина

СЕМЁНОВ Леонид Дмитриевич (Семёнов-Тян-Шанский; 1880-1917) — писатель, поэт, один из первых представителей русского символизма; единомышленник, знакомый, корреспондент и адресат Толстого.

Внук знаменитого географа и путешественника (удостоенного за свои выдающиеся открытия права называться П.П. Семёновым-Тян-Шанским), Семёнов учился на естественном, затем на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1905 г. выпустил свой первый поэтический сборник, в котором отразились его мистические настроения и религиозные искания. На формирование его романтических идеалов оказала влияние философия Ницше, поэзия Шиллера и героический образ Жанны Д’Арк. Как и многих его сверстников, Семёнова увлёк революционный поток. 9 января 1905 г. он шёл в первых рядах демонстрации рабочих и чудом спасся во время её расстрела. Он посещал кружки социал-демократов, эсеров, принимал участие в их деятельности и был приговорён к тюремному заключению. Пребывание в тюрьме и личная трагедия — смерть любимой девушки — заставили его многое

 

 

453

 

переосмыслить, повлияли на его мировоззрение. Он стал всё чаще обращаться к Евангелию и, выйдя на свободу, оставил университет и начал зарабатывать на жизнь физическим трудом: нанимался на работу за стол и угол и, живя батраком среди сектантов-скопцов, воспринял от них вегетарианство, смирение, отрицательное отношение к обрядности и насилию.

В июне 1907 г. Семёнов отправился в Ясную Поляну. Встретив Толстого в саду, сразу представился ему революционером. Возмущённый вызывающим тоном молодого человека, писатель не стал с ним говорить; но вечером они разговорились, и тут им открылась такая духовная близость, что оба разрыдались. Семёнова сближало с Толстым не только вегетарианство и отрицательное отношение к любым проявлениям насилия, но, главное, мучительное искание своего пути к истине, к Богу. «Редко приходится переживать такой праздник души, когда сознаёшь, что совершенно сходишься с другим человеком, да ещё с человеком, который настолько опытнее и старше тебя, как Вы меня», — писал Семёнов (Семёнов Л.Д. Письма Льву Толстому // Русская филология. Уч. записки. Т. 9. Смоленск, 2004. С. 316). Толстой отвечал ему 26 октября 1909 г.: «Письмо ваше мне было радостно тем, что показало мне, что та истинная работа жизни, приближения к Недосягаемому, неуклонно совершается в вас. <...> Очень люблю вас и не за вас, а за то, что позволяю себе думать, что мы с вами живём одним духом, хочу сказать, что люблю вас особенной любовью сознания единения в Боге, какою, к несчастью, могу любить только немногих». Словом «радость» Толстой часто определял свои отношения с Семёновым: «Радуюсь тому, что есть такие люди, как вы, которые показывают нам, что мы должны делать и не сделали. И, удивительное дело, чем больше такие люди обличают нас, тем больше их любишь» (19 ноября 1909 г.). В дневнике в этот день записано: «От Леонида Семёнова прекрасное письмо. Как радостно и благотворно общение с такими людьми!» (57: 174).

Семёнов искал ответы на свои вопросы не только в письмах, но и в сочинениях писателя, «никому из людей так не веря в печатном слове», как Толстому. Он тонко чувствовал, что было для самого Толстого главным в его трудах, и отдавал предпочтение записям дневника и «мыслям, выбранным из разных» его писаний.

Взаимопонимание не мешало им часто спорить. Отказавшись сам от революционной деятельности, Семёнов не осуждал революционеров-идеалистов. Он спорил с Толстым, стремясь постичь истину. Писатель ценил это и не давил на него своим авторитетом: «И я не беру на себя смелость убеждать своими доводами такого живущего вполне духовной жизнью, как вы, человека, но, любя вас, очень бы просил вас самому строго и свободно подумать об этом» (речь шла об отношении к Библии и Евангелию; 80: 204).

Под впечатлением происходящих в России событий Семёнов написал рассказ «Смертная казнь», который глубоко тронул Толстого, и, высказав ряд замечаний, он заключил: «...всё это превосходно, так хорошо, что не могу себе представить ничего лучше... Я не мог говорить от слёз, душивших меня» (78: 137-138). Толстой рекомендовал рассказ в журнал «Вестник Европы», сопроводив его своим письмом, которое было опубликовано как предисловие к рассказу (1908. Кн. 8). Последнее напечатанное произведение Семёнова — «У порога неизбежности» — было написано в 1908 г., в пору наибольшего сближения с Толстым (Шиповник. 1909. Кн. 8). Позднее Семёнов отказался от литературного творчества. Потребность общего дела со своими единомышленниками привела его в Саратовскую губ. в общину А.М. Добролюбова. За отказ по убеждениям от военной службы он был вновь привлечён к суду. Но, к сожалению, Семёнов, как и многие единомышленники Л.Н. Толстого во Христе, в зрелом возрасте остановился в своих духовных поисках, а с 1915 г. началось его возвращение к православию. В 1916 г. он отправился в Оптину пустынь. Это был новый и последний в его жизни духовный переворот. Вскоре Семёнов выступил с публичным покаянием за отпадение от веры. Он стал готовиться к женитьбе и принятию священнического сана, но накануне этого события был убит выстрелом в спину на пороге своего дома. Причины убийства остались неизвестны.

 

Лит.: Сапогов В.А. Лев Толстой и Леонид Семёнов (об одном корреспонденте Л.Н. Толстого) // Уч. записки. Вып. 20. Филологич. серия. Кострома: Ярославский Гос. пед. ин-т, Костромской гос. пед. ин-т, 1970.

 

Ю.Д. Ядовкер

  СЕМЁНОВ Сергей Терентьевич (1868-1922) – крестьянин деревни Андреевской Волоколамского уезда Московской губ.; писатель.

Служил мальчиком в московском трактире, когда познакомился с сочинениями Толстого. С самим писателем был знаком с конца 1886 г. Под его влиянием стал писать рассказы о крестьянской жизни,

 

454

 

показывал их Толстому, постоянно переписывался с ним. Семёнов досконально знал сельскую жизнь, он вернулся в деревню и занимался обработкой земли, применяя новые методы ведения хозяйства. Толстой особенно ценил у него правдивое, без фальши изображение деревни. Рассказы Семёнова отличались простотой изложения и ясностью, чистотой народного языка. «Я не люблю поощрять к литературному труду, в особенности когда это заработок, — писал ему Толстой 21 июня 1891 г., — но ваши писания всегда мне нравятся своей содержательностью и правдивостью, и потому в отношении вас я делаю исключение». Толстой пропагандировал творчество Семёнова, хлопотал об издании его сочинений, защищал от нападок мракобесов и чиновников, считал его человеком умным, просвещённым, нравственным и очень скромным. В феврале 1894 г. Семёнов попросил Толстого «предложить кому-нибудь из издателей» сборник его «Крестьянских рассказов»: замучила нищета, долги, «может быть, купят и издадут, может быть, тогда как-нибудь удалось бы распутаться, а то просто беда», — писал он. Толстой живо откликнулся: «Книжечка может выйти хорошая, и я могу искренно похвалить её» (67: 43). В мае того же года книжка Семёнова «Крестьянские рассказы» была напечатана с предисловием Толстого.

Говоря о сочинениях Семёнова, Толстой определял и свои эстетические позиции. Его «правило» — «судить о всяком художественном произведении с трёх сторон: 1) со стороны содержания», насколько оно важно, нужно и ново; «2) насколько хороша, красива, соответственна содержанию форма произведения, и 3) насколько искренно отношение художника к своему предмету, т.е. насколько он верит в то, что изображает». Толстой считал, что «искренность — главное достоинство Семёнова», хотя у него и «содержание всегда значительно», и «форма рассказов совершенно соответствует содержанию: она серьёзна, проста, подробности всегда верны: нет фальшивых нот». В 1910 г. в расширенном варианте «Крестьянские рассказы» Семёнова с предисловием Толстого были изданы «Посредником» в шести томах, и в 1912 г. это издание получило премию Академии наук.

В 1905-1906 гг. Семёнов проникся революционными настроениями, принимал участие в деятельности Крестьянского союза, за что был выслан из России. В ссылке очень страдал, стремился на родину. С помощью Толстого вернулся в Россию в 1908 г.

Семёнов написал «Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом» за период 1886-1905 гг. (см. ТВС. 1960. 1). Он подготовил статью «Крестьянство в жизни и творчестве Толстого». В ГМТ хранится портрет Семёнова, выполненный Т.Л. Толстой в 1893 г.

Деятельность и сама личность писателя-крестьянина, отход его от суеверий церкви, а в особенности увлечение книгами вызывали вражду у некоторых односельчан. В 1922 г. христианин-мученик С.Т. Семёнов мирно жил в своей родной деревне Андреевской в Московской области, где и был убит православными соседями, обвинившими его в колдовстве и чернокнижии.

 

Н.И. Шинкарюк

СЕН-ТОМА Проспер Шарль Антуан (наст, фамилия Тома – Thomas; 1812-1881) – гувернёр Толстого, родился в г. Эпинале (Франция) в семье Антуана Жоржа Тома, «старого, бедного наполеоновского солдата». В 1831 г. Тома закончил в Эпинале старое учебное заведение, основанное в XVIII в., где изучал древние и современные языки (английский, греческим и латинский), основы истории и естественных наук. По окончании получил диплом учителя иностранных языков. У него были «очень основательные познания латинского языка и французской литературы» [1 (19); 238-239]. В 1835 г., подобно тысячной армии молодых французов, Проспер Тома приехал в Россию искать счастья и остался на семь лет. В Петербурге при получении паспорта сменил свою фамилию на псевдоним Сен-Тома. В России он «принялся серьёзно заниматься русским языком и через год говорил очень порядочно» (там же). В 1909 г. Толстой вспоминал, что его «первый гувернёр Сен-Тома говорил хорошо по-русски» (ЯПЗ. 3. С. 389). В Москве в 1837 г. из дома Милютиных он поступил гувернёром к Толстым и прожил с ними до 1841 г. Он был образован, «неглуп, довольно хорошо учён», обладал личным обаянием, понравился («очень мил») бабушке П.Н. Толстой, пользовался авторитетом у тёток Т.А. Ёргольской и А.И. Остен-Сакен. Сохранились письма Сен-Тома бабушке П.Н. Толстой, Т.А. Ёргольской, А.И. Остен-Сакен, Л.Н. Толстому, его братьям и сестре (ОР ГМТ).


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!