С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 79 страница
Ницше, как и Толстому, не нравится лицемерие церкви, однако это не значит, что он одобряет проповедь Иисуса Христа. Наоборот, христианскую систему ценностей, как он считает, необходимо преодолеть. Но в данном отрывке эта точка зрения не была выражена, ибо автор ограничился критикой церкви.
Мировоззренческие позиции обоих мыслителей были радикальными, требовали пересмотра традиционных ценностей европейской цивилизации. Не удивительно. что в XX в. духовные последователи Толстого и Ницше (или считавшие себя таковыми) оказались на разных полюсах общественной и политической жизни. К толстовской идеологии были близки многие деятели ненасильственных движений (М. Ганди, Д. Неру, М.-Л. Кинг и др.); крайние течения в ницшеанстве сблизились с идеологией фашизма, и своеобразно понятые идеи Ницше активно использовались в Германии 30-х гг.
Лит.: Щеглов В.Г. Лев Толстой и Фридрих Ницше. —Ярославль, 1898; Немировская Л.З. Толстой и Ницше: пособие в помощь изучающим филологию и культурологию. - М., 1998; Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. - М., 1989.
Ю.В. Прокопчук
НОВИКОВ Алексей Митрофанович (1865-1927) — знакомый Толстого, математик, будущий доктор медицины, поэт, критик, историк, переводчик, артист — был незаурядной личностью. Он родился в Туле в семье рабочего. Поступил в гимназию, а потом и на математическое отделение Московского университета, который успешно окончил в 1888 г. со званием кандидата чистой математики. Его оставляли в университете для подготовки к профессорской должности. Но судьба определила ему совсем иное жизненное поприще. Встреча с Толстым оказала большое влияние на его взгляды и жизнь.
|
|
Новиков познакомился с Толстым в 1889 г. в доме И.И. Раевского, где Новиков был учителем. Знакомство началось со споров. В общем разговоре «Толстой задел Пушкина, заметив, что у Пушкина только повести хороши <…>, а всё остальное незначительно». «Тогда я с высокомерием спросил: “Кто же это не признаёт Пушкина великим писателем? Я таких не знаю”, — вспоминал Новиков. “Да вот, например, я”, — ответил Л.Н. “Вы и ваши последователи — это ведь кружок, секта...” <...> Дальше я уже не знал удержу и не помню, как дело шло, но помню конец этого разговора. Л.Н. почмокал, покачал головой и проговорил <...>: “Какой спорщик! Ах, какой спорщик!” <…> Мы простились без выражения симпатий и без предчувствия, что проживём три года вместе. А я, кроме того, совершенно не предчувствовал, что не только пойму <...> личность Толстого, но и сам попаду под его прямое влияние, сам буду трезвенником и вегетарианцем, хотя всё-таки останусь самим собою» (Новиков А.М. Л.Н. Толстой и И.И. Раевский // МТА. С. 192-193).
|
|
В доме Толстых Новиков появился 9 октября 1889 г. как учитель их младших сыновей Андрея и Михаила, которых нужно было подготовить в гимназию. Рекомендовали его Раевские «как способного, широкообразованного, владеющего европейскими языками интеллектуала и передового по своим взглядам человека» (Бриль С. Доктор Новиков, человек и учёный // Урал. 1983. № 9. С. 155). Учитель понравился и мальчикам Толстым, и родителям. Толстой оценивал его как учителя «очень удачного» и «очень оригинального, умного, и доброго, и ласкового к детям человека» (64: 325). В очерке «Зима 1889—1890 годов в Ясной Поляне: Картины яснополянской жизни в 1890-х годах» (ТВС. I) Новиков ярко и выразительно нарисовал картины яснополянской жизни того периода и своеобразие своих отношений с писателем: «Разговоры наши с Толстым начались вскоре же после моего приезда. Я был революционер, позитивист и материалист <...> и Толстой сразу пошёл на штурм моих убеждений, доказывая мне, что государственное устройство — это только циферблат часов, а не внутренний механизм их; оно само является результатом нравственного и религиозного уровня общества, а не наоборот. Думать, что какое бы то ни было государственное устройство может сделать людей лучше, это всё равно что переводить стрелку часов и воображать, что этим исправляешь их внутренний механизм. Материя есть наше представление, а представление не есть следствие материн. Дорого и нужно не положительное знание, а знание того, что мне нужно изучать, и это первый вопрос, который надо человеку
|
|
354
решить…» Споры часто были горячими, но обычно заканчивались примирением. «…От его быстрого взгляда исподлобья мне ни разу не удалось скрыть ни одного движения души…» — вспоминал Новиков.
Он вызывал искреннюю симпатию писателя. Отношения между ними были доверительными. Толстой привлекал учителя к общей работе. Одним из первых дел была яснополянская школа для деревенских детей. Обучались дети грамоте, счёту по азбукам Толстого, по его сказкам. Младшее отделение вела M.Л. Толстая, дочь Толстого, старшее — Новиков. Вторым делом, на котором «сошлись» Толстой и Новиков, была яснополянская библиотека. Все «книги были свалены без описи, без всякого порядка, в 13 шкапах. Я не мог отнестись равнодушно к участи такого культурного богатства и засел за составление каталога и за расстановку книг. Толстой часто заходил ко мне, проводил со мной подолгу время в беседах об этих книгах...» — рассказывал Новиков.
|
|
Была и совместная работа Толстого и Новикова. Писатель обращался к нему с просьбами делать переводы статей с иностранных языков: Новиков прекрасно знал греческий, французский и немецкий языки. В октябре 1890 г. он перевёл статью известного швейцарского учёного-психиатра Д. Фореля «Обычай пьянства, его гигиеническое и общественное значение по отношению к университетской молодёжи». И статью, и перевод Толстой нашёл прекрасными. Тогда же Новиков перевёл новеллу Мопассана «Le porte». Рассказ заинтересовал писателя. Он назвал его чудным. Увлёкшись им, Толстой стал исправлять перевод Новикова: упростил язык, исключил отдельные фразы, диалоги приблизил к народному языку. Так появился свободный перевод рассказа Мопассана, которому Толстой дал название «Франсуаза». Позднее писатель, работая над статьёй «В чём моя вера?», привлекал Новикова как консультанта при переводе с греческого евангельских текстов.
Новиков часто принимал участие в коллективной работе семьи Толстых, переписывая рукописи «Послесловия к “Крейцеровой сонате”» (1890), статьи «Первая ступень» (1891) и др. сочинений писателя. С особым интересом зимой 1899 г. переписывал, и неоднократно, комедию «Плоды просвещения», восхищаясь каждой её фразой. А затем и превосходно играл в одноимённом домашнем спектакле роль лакея. Зима 1889-1890 гг. в яснополянском доме была деятельной и интересной.
В 1891 г. мальчики Толстые поступили в московскую гимназию Поливанова, и Новиков покинул дом Толстых. 1891 г. в его жизни был очень важным. Неурожай повлёк за собой повальный голод во многих центральных губ. По инициативе И.И. Раевского Новиков участвовал в переписи голодающею населения в Рязанской губ. Страшные картины вымирающих от голодного тифа деревень так потрясли его, что он решил сменить профессию и поступить па медицинский факультет Московского университета, чтобы приносить реальную пользу страдающим людям. 23 ноября 1891 г. он писал Толстому: «Я припоминаю, как изменялась моя душа и две вещи, которых не было у меня до Вас: равнодушие к завтрашнему дню и благорасположение ко всем людям» (ОР ГМТ).
Университет Новиков закончил с отличием в 1896 г. Его учителями были корифеи отечественной науки С.С. Корсаков, И.М. Сеченов, Н.Ф. Филатов, Н.В. Склифосовский. Профессор В.Ф. Снегирёв предсказывал ему успех в будущем, и предсказание сбылось. Юношеские мечты Новикова о все общем благе полностью реализовались в действительности: он был земским врачом, защитил докторскую диссертацию, основал медицинский институт на Урале, работал в Ташкенте, принимал участие в создании Екатеринбургского университета.
Ежегодно Новиков выступал в печати с воспоминаниями о Толстом. В одной из работ «Об учении Льва Толстого» (1920) он писал: «Деятельность, направленная на непосредственное любовное служение страдающим и на уничтожение общих причин страдания, — и есть та единственная радостная работа» человека, которая составляет его жизнь (ОР ГМТ). Ещё в Ясной Поляне, напутствуемый Толстым, Новиков дал себе слово всю свою практическую деятельность посвятить народу. И до конца своих дней от этого слова не отступал.
Е.Г. Шестакова
НОВИКОВЫ
Адриан Петрович (1865-1930) — крестьянин. Семья Новиковых происходила из деревни Боровково Тульского уезда. Давние знакомые Толстого, его посетители, корреспонденты и адресаты. Последователи его взглядов. 26 октября 1902 г. в письме к А.Ф. Кони Толстой сообщал: «В Тульском уезде есть замечательная по нравственности, уму и образованию семья крестьян Новиковых». Толстой особенно тесно был связан с братьями Адрианом и Михаилом. Адриан служил лакеем в Москве у Волконских. Со взглядами Толстого познакомился через свою барыню. Неоднократно
355
бывал в Ясной Поляне, переписывался с Толстым. В 1903 г. написал «Записки лакея». Толстой читал их в рукописи. Сочинение Новикова произвело ни нею сильное впечатление. Впоследствии он не раз перечитывал «Записки». Хотел написать что-то подобное сам. «Записки лакея» опубликованы в 1905 г.
Михаил Петрович (1871-1939) – из крестьянской семьи Новиковых; последователь взглядов Толстого, его посетитель, корреспондент и адресат. Писатель, автор воспоминаний о Толстом.
Толстой считал, что в семье Новиковых «самый выдающийся из них по уму Михаил» (73: 311). Он был старшим военным писарем в воинской части в Москве. В 1893 г. Толстой прочёл рукопись одной из его статей и сразу заметил его талант. Он использовал материал статьи в своей драме «И свет во тьме светит». В 1896 г. Толстой встретился с Новиковым и тогда же записал о нём в дневнике: «...изменил свою жизнь, вследствие моих книг. <...> Горячий юноша» (53: 83). Толстой часто встречался с Новиковым, вскоре за либеральные идеи тот был разжалован из писарей и сослан в Тургайскую область. Вернувшись из ссылки, поселился в деревне и занялся крестьянским трудом, продолжал писать о крестьянской жизни. Начальство и духовенство стали для него заклятыми врагами, всё чаще происходили столкновения. В 1902 г. ему пришлось хоронить своего ребёнка в огороде, ибо священник не разрешал это сделать на кладбище.
Вскоре случилась новая беда: Новиков, член комитета по нуждам сельскохозяйственной промышленности, подал в комитет достоверное и правдивое описание жизни крестьянства и его нужд и за это был арестован. Освобождён по ходатайству Толстого и его друзей. Когда началась Русско-японская война, Новикова призвали в армию. Из армии в письмах он рассказывал Толстому об истинных настроениях и страданиях простых людей. Писатель включил эти письма в статью «Одумайтесь!». Особенно высоко оценил Толстой статью Новикова «На войну», она была напечатана при его содействии в 1905 г. в Англии. Статьи Новикова «Письма крестьянина» и «Старая вера» увидели свет в 1909 и 1910 гт.
Толстой постоянно пропагандировал сочинения Новикова, который часто бывал в Ясной Поляне и был для писателя и единомышленником, и близким другом, 20 октября 1910 г. он в гостях у Толстого: «Много говорил с ним. Серьёзно умный мужик». Спустя три дня в «дневнике для одного себя» запись: «Мысль о Новикове не покидает». Что за «мысль» не «покидала» Толстого? 20 октября у них состоялся долгий ночной разговор, и Толстой поведал о своих трудных отношениях с женой, о мучительных для него условиях жизни, сообщил своё намерение уйти из Ясной Поляны. 24 октября он послал Новикову письмо с просьбой подыскать ему в деревне избу. Обо всём этом Новиков рассказал впоследствии в воспоминаниях. Ответ Новикова Толстой получил уже в Астапове.
Н. И. Шинкарюк
НОВОСЁЛОВ Михаил Александрович (1864-1938) — публицист, философ, богослов. Некоторое время разделял религиозные воззрения Толстого; его посетитель, корреспондент и адресат. Сын директора тульской гимназии, с которым общался Толстой: в гимназии учились сыновья писателя Илья и Лев, Сергей сдавал экзамены экстерном.
Новосёлов окончил историко-филологический факультет Московского университета (1886). Тогда же познакомился и начал переписываться с Толстым. Осенью 1887 г. он «бросил учительство» и уехал в деревню, переписывал запрещённые сочинения Толстого. За распространение толстовских произведении («Николай Палкин» и др.) был арестован, в 1888 г. освобождён под надзор полиции с запрещением проживать в столицах. После этого Новосёлов купил участок земли и организовал одну из первых толстовских земледельческих общин (в с. Дугино Тверской губ.), которая просуществовала около двух лет. Общинники терпели преследования со стороны властей и воровство местных жителей, о чём Новосёлов сообщал в письмах Толстому. Толстой отвечал, что надо относиться к преследователям с любовью, что это — самое важное дело в жизни. Кризис в жизни общинников наступил в 1890 г. Выяснилось, что «Новосёлов хочет выйти из общины, потому что ему непереносно название и положение перед людьми собственника». Толстой решил написать ему, что «первый шаг — это отказаться от похоти и удовлетворяющей ей собственности, второй шаг — это отказаться от тщеславия и удовлетворяющего этому мнения людского» (51: 29. См.: 65: 52). О новосёловской общине говорили Толстой и Новосёлов при личной встрече 13 сентября 1891 г. «Общинники не обманывали себя, что они свободны от собственности, если они владеют сообща, а видели, что они удерживали собственность вместе так же, как прежде удерживали порознь. Окружающие
356
тащили. А им надо было держать. И держать нельзя было, потому что у живших вместе людей та степень, дальше которой человек не может уступить, была не одна и та же. Оттого разлад. Оказалось, что жить надо в той перетасовке чёрного и белого и всех теней, в которой мы все находимся, и не выделяться одним более или менее светлым и окрашиваться ещё одной краской» (52: 52). В 1891-1892 гг. Новосёлов, как и многие другие толстовцы, принимал участие в оказании помощи голодающим крестьянам.
В середине 1890-х гг. он отошёл от толстовства, начал критиковать толстовское учение, общаться с Иоанном Кронштадтским, посещать старцев Оптиной и Зосимовой пустыней. Толстой спокойно отнёсся к тому перевороту, который произошёл в сознании Новосёлова и некоторых других «толстовцев». 24 июня г. он писал М.В. Алёхину: «Пути, по которым идут Новосёлов и ваш брат Аркадий, совершенно непонятны для меня, но уверен, что они ведут туда же, куда мы все идём: к истине и Богу». После отлучения Толстого от церкви в 1901 г. и появления «Ответа Синоду» Новосёлов послал Толстому увещевательное письмо (опубликовано в «Миссионерском обозрении»). Впоследствии он вынужден был извиниться перед Толстым за то, что в печати письмо появилось раньше, чем дошло до адресата. 28 июля 1901 г. Толстой отреагировал на это обращение в письме к Л.П. Никифорову: «Письмо же его в “Миссионерском обозрении” ужасное, жалкое. Это прямо гипнотическое внушение, вследствие которого человек, рассуждая здраво обо всём, как только попадает на предмет внушения, начинает бредить».
Новосёлов был участником петербургских религиозно-философских собраний (1901-1903) и Московского религиозно-философского общества им. Вл. Соловьёва (1905-1918). В Вышнем Волочке он издавал религиозно-философскую библиотеку (1902-1917, 39 книг), в которой нашлось место и для некоторых сочинений Толстого (были опубликованы отрывки из статей «Религия и нравственность», «О воспитании» и др.).
Несмотря на имеющиеся идейные разногласия, Толстой и Новосёлов продолжали общаться. В 1902 г. Новосёлов получил от писателя требуемое цензурой разрешение на публикацию писем Толстого к нему в журнале «Новый путь» (письма вышли в № 1 и 2 журнала за 1903 г.). Толстой был знаком с издательской деятельностью Новосёлова, читал выпуски религиозно-философской библиотеки, иногда присылаемые ему автором-составителем.
29 октября 1910 г. М.Н. Толстая предложила заехавшему к ней брату книги из этой серии. «Л.Н. заглянул в некоторые выпуски и, как он это умел, быстро сориентировался, чего стоят, и они сразу понравились ему, отобрал четыре книжечки из 21 и взял их с собой» (ЯПЗ. 4. С. 407). Одно из последних писем Толстого, продиктованное Маковицкому и отправленное из Шамордина 30 октября, было адресовано Новосёлову. «М.А. Новосёлову, Вышний Волочок, Тверской губ. Лев Николаевич у сестры в Шамординском монастыре нашёл вашу “Религиозно-философскую библиотеку”. Она ему чрезвычайно нравится, и он желал бы знать, продолжается ли она и сколько её №-ов. И присылает вам свой привет — если вы его помните (добавил Л.Н.). Д.П. Маковицкий» (ЯПЗ. 4. С.408). 31 октября, в поезде, Толстой наряду с «Кругом чтения» читал понравившуюся ему составленную Новосёловым книгу «О религии и смысле жизни».
В 1912 г. Новосёлов был избран почётным членом Московской духовной академии. Тогда же он стал известен как один из активнейших участников антираспутинской кампании, выпустил брошюру «Григорий Распутин и мистическое распутство», в которой изобличал «старца» в принадлежности к секте хлыстов. В 1917—1918 гг. он участвовал в работе Поместного собора Русской православной церкви.
В 1929 г. Новосёлов был арестован, в январе 1938 г. расстрелян в Вологде. Причислен к лику святых Русской православной церкви.
Ю.В. Прокопчук
НОРОВ Авраам Сергеевич (1795—1869) — писатель, общественный деятель, знакомый Толстого. Происходил из старинного дворянского рода. Учился в Московском университетском благородном пансионе. Не окончив курса, в 1810 г. поступил юнкером в гвардейскую артиллерию. В 1812 г. участвовал в военных действиях под Смоленском; в Бородинском сражении был ранен (с ампутацией ступни). Вышел в отставку в чине полковника. Основные занятия его в последующие годы — литература, изучение языков, переводы. Он печатался в журналах и альманахах с 1816 г. Библиофил, владелец замечательной библиотеки. Самая существенная часть литературного наследия Норова — описания предпринятых им путешествий.
С именем Норова связана история печатания «Записок маркёра» и севастопольских
357
рассказов Толстого. На донос по поводу «Записок маркёра» Норов, бывший с 1854 г. министром народного просвещения, прореагировал спокойно и «приказал: оставить без последствий». Рассказ «Севастополь в декабре месяце» министр приводил как образец для разрешения печатания подобных статей в «Современнике». Что касается печальной цензурной истории «Севастополя в мае», И.И. Панаев 28 августа 1855 г. писал Толстому в Севастополь, что он показывал цензурную правку, сделанную М.Н. Мусиным-Пушкиным, «самому министру», который был приведён «по поводу некоторых вымарок в совершенное удивление, — и теперь я буду представлять все Ваши рассказы, — обещал Панаев, — министру и печатать с его разрешения. Норов — человек образованный и горячий. Он любит литературу... Не бойтесь же за следующие Ваши труды и не охлаждайтесь некоторыми цензурными неудачами...»
Толстой познакомился с Норовым, видимо, осенью 1855 г., когда приехал из Севастополя в Петербург.
В начале 1858 г. Норов подал прошение об отставке, он был назначен членом Гос. совета. В его занятиях преобладала научная деятельность; с 1840 г. он член Российской академии, ас 1851 г. — действительный член Академии наук по отделению русского языка и словесности, председатель нескольких учёных обществ. Он продолжал путешествовать: Толстой с ним встретился в августе 1860 г. во время своей поездки в Европу.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!