С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 77 страница



Главное различие позиций мыслителей заключалось в самом подходе к исследованию вопросов жизни: если для Толстого основная составляющая учения – религиозная (представления о смысле жизни, любви к Богу и ближнему и пр.), а философское осмысление этих воззрений – на втором плане, то Николаев уделял основное внимание чисто философскому обоснованию тех же взглядов, пытаясь, исходя из метафизической основы (представлений о душе), исследования нашего сознания, способностей познания окружающего мира и пр., выйти на религиозно-этические представления о нравственном совершенствовании, ненасилии, новом понимании жизни. Учение Николаева представляло собой попытку «научно» обосновать толстовское жизнепонимание, поэтому оно и было столь дорого Толстому.

 

Лит.: Мардов И.Б. Подвиг подмастерья (судьба и труды П.П. Николаева) // Толстовский ежегодник-2001. Тула, 2001. С. 303-324.

 

 Ю.В. Прокопчук

 

НИКОЛАЕВ Сергей Дмитриевич (1861-1920) — один из близких друзей Толстого. Родился в Москве в семье фельдшера. В 1881 г., подготовившись самостоятельно к приёмному экзамену, поступил в Высшее техническое училище. Летом 1884 г. побывал в Германии и Франции; вернувшись в Москву, оставил техническое училище и самостоятельно занялся математикой, физикой и философией. В 1887 г. впервые узнал об американском экономисте Г. Джордже, основателе учения о едином налоге на землю, и начал изучать английский язык, чтобы читать этого автора

 

 

 345

 

в подлиннике, вся дальнейшая жизнь Николаева была посвящена популяризации идей Г. Джорджа в России. «Николаев был своеобразным, умным и цельным человеком. Это был типичный человек одной идеи, которой он отдал все силы своей жизни. Идеей этой был “единый налог” Генри Джорджа. Сергей Дмитриевич был превосходным знатоком учения Джорджа и многие из его сочинений перевёл на русский язык. Идеям Джорджа Николаев был предан фанатически...» -- писал А. Б. Гольденвейзер в книге «Вблизи Толстого». Он перевёл на русский язык все главные сочинения Г. Джорджа. Сам Николаев – автор статей: «Генри Джордж. Биографический очерк», «Учёная критика Генри Джорджа» со вступительным письмом Толстого (в издательстве «Посредник» вышла под заглавием «В защиту земельной реформы Г. Джорджа»), «Об освобождении земли, по учению Генри Джорджа», «Попытки частичного осуществления теории единого налога Генри Джорджа».

Около 1900 г. Николаев познакомился с Толстым и с этого времени на летние месяцы уезжал в Ясную Поляну, чтобы целиком посвящать их общению с писателем: оба пламенно верили во всеспасительность утопии Г. Джорджа.

Статьи Николаева, пропагандировавшие учение американского экономиста, не находили широкого круга читателей из-за цензурных препятствий. Вмешался Толстой. 30 августа 1904 г. он обратился к известному юристу А.Ф. Кони с просьбой: «Письмо это вам передаст близкий мне и очень хороший человек, С.Д. Николаев, большой знаток, поклонник и переводчик Генри Джорджа. Последняя прекрасная книга его: “Речи Генри Джорджа с его биографией” (20 печатных листов) задержана цензурой <...>. Книга прекрасная, доступная большой публике и могущая внести много света. Если можете и сколько можете, помогите этой книге пройти».

  Начиная с 1904 г. в дневнике Толстого нередки записи о посещениях Николаева с обязательным прибавлением к фамилии друга эпитета «милый»: «Был Николаев, милый, всегда добрый, всегда серьёзный» (57: 49). В 1905 г. Толстой привлёк его к работе над статьями «Единое на потребу», «Великий грех», «Конец века» и др. В 1907 г. Николаев помогал Толстому при переиздании в «Посреднике» трактата «Соединение и перевод четырёх Евангелий»; в 1909 г. редактировал его статью «Неизбежный переворот».

Николаев мечтал о том, чтобы теория Джорджа нашла применение в России. Писатель сочувствовал этому и 26 июля 1907 г. написал П.А. Столыпину, председателю Совета министров, советуя ему познакомиться с учением Г. Джорджа: «Если бы Вам хотелось более живым способом познакомиться с этим делом, я бы посоветовал Вам пригласить к себе моего приятеля, великого знатока, едва ли не лучшего в Европе, всего сделанного Генри Джорджем, Николаева». В ответном письме Столыпин выразил готовность видеть Николаева (встреча не состоялась).

Утопией Г. Джорджа много лет интересовалась старшая дочь писателя T.Л. Толстая. Она даже делала попытки осуществления на практике единого земельного налога в своём имении Овсянниково близ Ясной Поляны. Изучив произведения Г. Джорджа и литературу о нём, она решила написать популярный очерк об этой теории. Осенью 1909 г. она послала на просмотр отцу начало работы и, чтобы получить беспристрастный ответ, скрылась под псевдонимом «П.А. Полипов». Толстой ответил 6 ноября 1909 г.: «Помогай вам Бог закончить этот труд, и чем скорее, тем лучше. Знакомы ли вы с Николаевым? Познакомьтесь, это такой знаток Генри Джорджа и такой страстный сторонник его учения, и такой прекрасный человек, каких редко встретить».

Николаев помог Д.П. Маковицкому в его работе над «Яснополянскими записками». Он передал ему все тончайшие подробности своих бесед с Толстым и всего, что происходило в его присутствии.

Последней работой Николаева был перевод статьи Г. Джорджа «Наука политическая экономия». Лишь за пять дней до смерти он прекратил свои занятия переводом этой статьи. Последние его слова были: «Как жаль, что не кончу этой статьи, хотелось бы кончить, это – свод всего его учения» (55: 454). Он скончался на Кавказе 17 июля 1920 г.

 Е.В. Белоусова

НИКОЛАЕВА Лариса Дмитриевна (1875-?) — жена С.Д. Николаева; происходила из «буржуазной семьи, для которой её “толстовство” было большим ударом. Идеям мужа она старалась следовать совершенно искренне, но натура её была совсем иная... У них была куча детей, жили они принципиально без прислуги. Приходилось ей тяжело. А Сергею Дмитриевичу всё казалось, что они живут слишком роскошно, не по-христиански. Жизнь их была трудная, и оба они и духовно и физически очень страдали», — писал А.Б. Гольденвейзер в книге «Вблизи Толстого».

 

 

346

 

  В.Ф. Булгаков вспоминал, что это была «невысокая, полная, довольно красивая женщина, с блестящими чёрными глазами, чёрными волосами и прекрасным, нежным цветом лица, вся — энергия и движение» (Булгаков В.Ф. Лев Толстой, его друзья и близкие. Тула, 1970. С. 223).

Она имела собственный взгляд на образование, который поощрял Толстой: «Детей наших в школу мы не отдаём! Мы совершенно согласны со Львом Николаевичем, что казённая школа только развращает детей. Сергей Дмитриевич сам занимается с ними, и они учатся прекрасно и будут знать не меньше, чем знают гимназисты и реалисты...» (там же). Все летние месяцы Николаевы проводили в Ясной Поляне, снимая дом в деревне. Как и её муж, Лариса Дмитриевна бывала у Толстых. Приходили они всегда отдельно, потому что одному из родителей нужно было оставаться дома с детьми. Вначале у них было два варианта образа жизни: кочевать по друзьям или жить в Ясной. Первый вариант не был одобрен Толстым, который сказал Ларисе Дмитриевне: «Я не сочувствую этому. Тогда уж не нужно иметь детей. <…> Оставайтесь здесь» (запись Гольденвейзера).

В 1904 г. в издательстве «Посредник» вышла её книга «Сто вегетарианских блюд. Наставления к приготовлению кушаний для безубойного питания, составленные на основании практики Ж.И. Шульц в германских, швейцарских, венгерских и русских вегетарианских столовых». Она подарила Толстому свой труд; книга и сейчас находится в личной библиотеке писателя в Ясной Поляне.

Николаева полностью поддерживала взгляды мужа на жизнь (вегетарианство и жизнь без прислуги) и считала, что результатом этих «шагов» станет искоренение привычки к роскоши и многословию.

30 мая 1910 г. Толстой отметил в дневнике: «Вечером интересный разговор с Николаевой». Д.П. Маковицкий записал этот разговор: «Л.Н. за чаем с Ларисой Дмитриевной о целомудрии в браке <...> что надо не бежать от соблазна, а развивать внутреннее сопротивление; оно полезно и самому и тем, с которыми живёшь. Николаева заметила, что ведь следует и внешние обстоятельства устраивать, чтобы не давали повод к соблазну, например, общество развратных мужчин».

С симпатией относилась к Николаевой и С.А. Толстая, нередко жалуясь ей на свои семейные проблемы и сочувствуя её трудностям. «Все чужды, кроме жены Николаева», — таково было отношение Софьи Андреевны к посетителям Ясной Поляны в 1907 г. (ДСАТ. 2. С. 266). «Вечером пришла Николаева. И её жизнь нелёгкая с идейным, хотя и очень хорошим мужем, но с пятью детьми, без прислуги», - записала она в дневнике 3 сентября 1910 г.

В марте 1909 г. Николаева поделилась с Толстым идеей устройства вегетарианской столовой для народа. Он одобрил это и в 1913 г. такая столовая была открыта в Москве.

 

 Е.В. Белоусова

 

НИКОЛАЙ I Павлович (1796-1855) — российский император (декабрь 1825 – февраль 1855 г.). Толстой родился через 3 года после воцарения Николая I, в «Николаевскую эпоху» прошли его детство и молодость. Не случайно он в своём творчестве не раз обращался к этому времени и к личности самого императора: в повестях «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», в рассказах «После бала», «За что?», в незавершённой статье «Николай Палкин» и начатом романе о декабристах. Об идее этого замысла говорит дневниковая запись Толстого 28 июня 1904 г.: «Вспомнил военную выправку при Николае Павловиче (Записки Розена, трёх забей, одного выучи), вспомнил крепостное право и то испытанное мною отношение к человеку, как к вещи, к животному: полное отсутствия сознания братства. Это главное в том, что я хотел бы писать о Николае I и декабристах».

Эпоха Николая I была «вершиной петербургского периода русской истории в смысле утверждения государственного абсолютизма» — именно с этой точки зрения интересовала Толстого и эпоха и сама личность императора. Конечно, и Николай I, проводя свою жёсткую политику, стремился к благу России. Но делал это так, что к концу своего правления привёл страну почти на край гибели; это дало право поэту Ф.И. Тютчеву очень резко выразиться об итогах его гос. деятельности: «Чтобы создать такое безвыходное положение, нужна была чудовищная тупость этого злополучного человека» (цит. по: Чулков Г.И. Императоры. М., 1991. С. 219).

Царствование Николая I началось с расправы над декабристами. Постепенно всё больше ужесточалась армейская дисциплина: шпицрутены, розги, за малейшую провинность — прогнание сквозь строй, где палками забивали солдат до смерти (не случайно в армейской среде царя прозвали Николай Палкин). Чтобы заткнуть рты недовольным, было создано 3-е отделение Тайной канцелярии, призванное осуществлять постоянную слежку за граж-

 

 

347

 

данами. Bo внешней политике – кровавые подавления освободительных движений (восстание в Польше в 1830 г.), завоевательная политика на Кавказе… И наконец – поражение России в Крымской войне и сдача Севастополя.

В юности, как и многие дворянские мальчики, Толстой представлял себе государя высшим идеалом человека. В 1906 г. он высказал несколько суждений о Николае I, в частности, признался, что в отрочестве и юности обожал императора: «В 1840 г. при закладке храма Спасителя помню чувство восторга, был влюблён в царя <…>. Видел издалека» (ЯПЗ. 3. С. 177 - 178). Вспоминая свои впечатления, Толстой отметил, что Николай Павлович – величественен» (ЯПЗ. 3. С. 239). Это своё отроческое чувство к царю писатель передал Николеньке Иртеньеву («Отрочество», гл. «Мечты»). Однако, вплотную столкнувшись с безобразиями в николаевской армии во время военной службы на Кавказе и в Севастополе, он стал критически оценивать деятельность императора. Сразу после его смерти в 1S55 г. Толстой начал писать «Проект о переформировании армии», который намеревался подать новому царю. Тогда же возник замысел рассказа о судьбе рекрута в русской армии («Дяденька Жданов и кавалер Чернов»). И в «Проекте...» и в рассказе открыто показано, как истязают солдат в николаевской армии. Ни тот, ни другой замысел Толстой не завершил, осознав, что написал в слишком резких тонах.

Наиболее полный портрет Николая I и его эпохи писатель создал в повести «Хаджи-Мурат». Обращение к характеру Николая I — это попытка до конца осмыслить. что такое власть и деспотизм. В письме к дочери. Т.Л. Сухотиной. 28 февраля 1903 г. Толстой говорил, что в его планах «Хаджи-Мурата» «кончить и в нём характеристику Николая Павловича – деспотизма». А чуть позже в письме к П.И. Бирюкову 3 июня 1903 г. о своей работе над «Хаджи-Муратом» сообщал: «...теперь бьюсь над главою о Николае Павловиче, которая мне очень кажется важна, служа иллюстрацией моего понимания власти». Главные отрицательные черты власти для Толстого –насилие и безнравственность. Наиболее же ярким и отвратительным проявлением насилия в0 внутренней политике Николая I для него физическое насилие над солдатами особенно – наказание шпицрутенами (прогнание сквозь строй), во время которого людей нередко забивали насмерть. Во внешней политике Николая I возмущение Толстого вызывали и агрессивные завоевательные войны, и подавление борьбы других народов за независимость. Так, Николай I ненавидел поляков за их свободолюбие. В «Хаджи-Мурате» Толстой писал о Николае: «Он сделал много зла полякам. Для объяснения этого зла ему надо было быть уверенным, что все поляки негодяи. Николай считал их таковыми и ненавидел их в мере того зла, которое он сделал им» (гл. XV). В рассказе «За что?» Толстой показал, как личное неприязненное отношение императора к полякам искалечило судьбы многих участников польского освободительного восстания 1830 г. В «Хаджи-Мурате» писатель подчёркивал безжалостность, бесчувственность Николая по отношению к народам Кавказа, называл Николая бездушным, взгляд его безжизненным. А в дневнике 3 июня 1903 г. записал: «Николай считал всех людей такими же, как те, которые окружали его. А те, которые окружали его, были подлецы; и потому он всех людей считал подлецами».

   Ключ к характеру Николая Толстой искал не только в его действиях как политика – писателю хотелось представить его как человека. Потому, работая над сочинениями, где присутствует Николай I, Толстой читал не только исторические труды С.С. Татищева, Н.Г. Устрялова. Н.К. Шильдера, но и мемуары, обращался к разным людям с просьбой прислать ему, кроме деловых, официальных, материалы частного характера о жизни царя. 26 января 1903 г, он писал своей родственнице фрейлине А. А. Толстой, прося сообщить ему подробности домашней жизни Николая I («именно подробности обыденной жизни»). Писателя интересовала «история его интриг, завязывавшихся в маскараде, его отношение к Нелидовой и отношение к нему его жены». «...Мне надо совершенно, насколько могу, овладеть ключом к его характеру», – объяснял он. Этот ключ – не в парадной стороне официальной деятельности человека, а в мелочах частной жизни, где можно увидеть его неприкрашенным, не играющим роль, а самим собой.

Частная жизнь русских императоров (особенно неприглядные её стороны) всегда тщательно скрывалась, чтобы «помазанник Божий» в глазах подданных выглядел человеком «без страха и упрёка». Однако многим становились известны любовные «проказы» Николая I: его многолетняя связь с фрейлиной В.А. Нелидовой (что заставляло страдать императрицу), в маскарадах (где было удобно скрыться под маской) «особая милость» привлекательным молодым девушкам, которым потом «помогали» выйти замуж. Один из таких случаев

 

 

348

 

Толстой описал в «Отце Сергии» (князь Касатский отказался от женитьбы на своей невесте, узнав, что одно время она была любовницей царя). В «Хаджи-Мурате» маскарадные интрижки Николая использованы и для характеристики его личности, и для картины нравов его эпохи.

Безнравственность, жестокость, «невежество и самоуверенность» Николая, упоение властью — всё это привело страну к тяжёлому кризису. Ни насаждение палочной дисциплины в армии, ни преследование свободной мысли, ни ужесточение цензуры и полицейского надзора над гражданами, ни стремление повысить международный авторитет России — ничто не помогло Николаю I завоевать Кавказ, выиграть Крымскую войну, искоренить казнокрадство и бюрократию и хоть как-то увеличить довольство народное. Создавая образ Николая I в 1900-е гг., Толстой ясно представлял себе причины того кризисного положения, в котором оказалась Россия накануне революции 1905 г., — они коренились в злополучной Николаевской эпохе.

 

 М.Е. Суровцева

НИКОЛАЙ II Александрович (1868—1918) — российский император. Старший сын императора Александра III. С 1881 г. цесаревич, наследник престола. С 1894 г. император Всероссийский. В период Первой мировой войны Верховный главнокомандующий русской армией (1915—1917). Отрёкся от престола 2 марта 1917 г. в Пскове. Арестован вместе с семьёй 8 марта 1917 г., выслан из Царского Села в Тобольск 1 августа 1917 г., оттуда отправлен в Екатеринбург, где расстрелян вместе с семьёй и приближёнными. Канонизирован Русской православной церковью за границей в 1981 г., Русской православной церковью (Московский патриархат) в 2000 г.

Вступление в октябре 1894 г. на престол нового императора вселило в Толстого надежды на изменение политической обстановки в стране. В декабре 1894 г. писатель сделал набросок рассказа «Сон молодого царя», пытаясь сказать в нём правду об «ужасном» царствовании Александра III и выразить надежду, что новый государь не пойдёт по стопам отца. Толстой писал об ответственности самодержца за положение дел в стране и о том, что правитель должен быть прежде всего человеком. Рассказ не был закончен, и очень скоро отношение Толстого к Николаю II изменилось. Со временем оно ухудшалось и переросло в открытую неприязнь. Первым поводом к перемене отношения стала краткая речь Николая II перед представителями дворянства и земства, собравшимися в Петербурге с поздравлениями по случаю восшествия нового императора на престол (17 января 1895 г.). В этой речи Николай II назвал идеи об участии представителей земства делах внутреннего управления (высказывавшиеся в некоторых поздравительных адресах) «бессмысленными мечтаниями и подтвердил своё стремление охранять незыблемость начал самодержавия. Толстой назвал эти слова «дерзкими» и весной 1895 г. написал статью, за которой закрепилось название «Бессмысленные мечтания».

Тем не менее Толстой неоднократно обращался с письмами к Николаю II по paзличным частным вопросам (в основном по поводу притеснений сектантов). Эти письма передавались лично царю. 10 мая и 19 сентября 1897 г. Толстой направил императору два письма о самарских молоканах («писал я с искренним уважением и любовью к нему, как к человеку»), 7 декабря 1900 г. — письмо о жёнах духоборов, желавших вернуться в Россию и уехать в Сибирь к своим мужьям, передавал и прошения от самих потерпевших. В ряде случаев эти обращения имели положительный результат. Правда, молчание в ответ на его первые два письма позволило писателю усомниться в эффективности обращений непосредственно к монарху. В 1898 г. в черновиках романа «Воскресение» Нехлюдов живёт в Москве, готовит записку «Государю о необходимости уничтожить всякое уголовное преследование и заменить его нравственным образованием масс. Статья, которую он напечатал в журнале об этом <.„> была вся запрещена и вырезана из журнала. Книга его о том же была сожжена. Будущее покажет, какая будет судьба его записки» (33: 160), — и ясно, что эта судьба вряд ли будет иной, чем судьба статьи или книги. Со временем отношение Толстого к Николаю II сформировалось: «Говорят про царя, что не виноват он, а его окружающие, - неправда - он один причиной всего. Жалеть его можно и должно, но нужно знать, где причина», — записал Толстой в дневнике (3 февраля 1898 г.); «...нашему Царю надо, главное, исполнять требования нравственности — оказалось, что таких нет, кроме супружеской верности; он должен и казнить, и грабить, и развращать» (6 апреля 1900 г.): «Обращаются к Царю, советуя ему сделать то-то и то-то для общего блага. И я делал это. От него ждут помощи, действий, а он сам чуть держится» (25 июля 1903 г.).


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!