С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 58 страница



Однако Короленко не мог согласиться с идеей о непротивлении злу насилием, хотя понимал, что эта идея Толстого «логически самая сильная», но «она стоит вне грешной жизни и потому остаётся без влияния на неё».

В последний раз Короленко был в Ясной Поляне по приглашению Толстого 6 августа 1910 г. «Эти три свидания, -- говорил он, -- стоят в моей памяти живо и ярко, как будто они происходили недавно. <...> Каждый раз это впечатление другое: точно это три разных снимка, и только в конце они сливаются в один образ великой человеческой личности».

Октябрьскую революцию Короленко не принял, хотя видел, что к ней привёл «исторический ход вещей». Живя в Полтаве, в годы Гражданской войны переходившей

 

 

262

 

из рук в руки, писатель не раз рисковал жизнью, выступая против бессудных расстрелов и погромов, грабежей, «обоюдного озверения». В письме А.В. Луначарскому 22 сентября 1920 г. Короленко излагал самые мрачные мысли о будущем России: «Не желал бы быть пророком, но сердце у меня сжимается предчувствием, что мы только ещё у порога таких бедствий, перед которыми померкнет всё то, что мы испытывали теперь <...>. Правительства погибают от лжи... Может быть, есть ещё время вернуться к правде, и я уверен, что народ, слепо следовавший за вами по пути насилия, с радостью просыпающегося сознания, пойдет по пути возвращения к свободе. Если не для вас и не для вашего правительства, то это будет благодетельно для страны и для роста в ней социалистического сознания. Но... возможно ли это для вас? Не поздно ли, если бы вы даже захотели это сделать?» (Короленко В.Г. Дневник. 1917— 1921. Письма. М., 2001. С. 470).

 

 Л.Ф. Подсвирова

КОСТОМАРОВ Николай Иванович (1817—1885) – историк, писатель. Сын дворянина и крепостной, рождённый до брака. Учился в Харьковском университете. Непродолжительное время находился на военной службе.

  В 1830-е гг. увлёкся русской историей. В 1844 г. защитил диссертацию «Об историческом значении русской народной поэзии». Адъюнкт-профессор русской истории Киевского университета (с 1846 г.). За принадлежность к «Кирипло-Мефодиевскому братству», выступавшему за культурно-национальную автономию Украины, арестован и осуждён (1847 г.). Провёл год в Петропавловской крепости. Выслан в г. Саратов, где отдан под надзор местной полиции. Получил запрет на преподавательскую деятельность (отменён в 1859 г.) и публикацию своих произведений (отменён в 1856 г.). Продолжал активную историческую и историко-этнографическую работу, писал художественные произведения.

После выхода в отставку Н.Г. Устрялова возглавил кафедру русской истории Петербургского университета (1859). В 1861 г. после студенческих беспорядков покинул столичный университет. По настоянию Министерства народного просвещения был вынужден отклонить ряд предложений о работе в Киевском и Харьковском университетах. В последние годы жизни продолжал активно работать.

Опубликовал целый ряд научных трудов по социально-политической и экономической истории России и Украины, до сих пор не утративших своей значимости, например, «История России в жизнеописаниях её главнейших деятелей», «Быт и нравы русского народа в XVI и XVII вв.», «Смутное время Московского государства в начале XVII столетия (1604-1613 гг.)».

Автор ряда стихотворений на украинском языке (под псевдонимом Иеремия Галка), прозаических произведений, в т.ч. повестей «Сын» (1864), «Кудеяр» (1875), «Холоп» (1878), «Черниговка» (1881), и исторических пьес «Савва Чалый» (1838) и «Переяславская ночь» (1841).

Толстой высоко ценил работы Костомарова, был знаком с его историческими, художественными и публицистическими сочинениями. Разделял его точку зрения о необходимости перестройки университетского образования в России.

Однако наибольший интерес у него вызывало художественное творчество Костомарова, особенно легенда «Сорок лет». Это сочинение, написанное по-украински ещё в 1840 г., появилось на русском языке в 1881 г. Когда именно Толстой познакомился с легендой, сказать сложно. Однако уже после смерти Костомарова писатель через третье лицо получил предложение от вдовы историка переработать текст (особенно концовку), так как в первоначальном изложении легенда не была до конца понятна публике. Толстой ответил согласием и в течение некоторого времени занимался переработкой текста: упростил язык, сократил оригинальный текст, частично переписал окончание легенды.

 Легенда «Сорок лет» была опубликована в журнале «Образование» лишь в 1902 г. При этом перед непосредственной публикацией возникла путаница с авторством текста: редактор журнала «Обозреватель» П.А. Буланже поместил объявление о рассказе гр. Толстого «Сорок лет». Толстой, всегда называвший автором Костомарова, был огорчён этим обстоятельством. «Нынче видел объявление “Образования”, и очень нехорошо. Выходит, что я присвоил себе произведение Костомарова...» -- писал он Буланже 28 февраля 1902 г. (73: 209). В конце концов легенда вышла с указанием соавторства Толстого и Костомарова.

 

 Е.М. Болтунова

 

КОЦЕБУ Павел Евстафьевич (1801—1884) — генерал-адъютант, член Гос. совета. Служил на Кавказе; с началом Восточной войны — в Дунайской армии. Во время Крымской кампании — в Севастополе: начальник штаба Южной армии и всех сухопутных и морских сил, расположенных в Крыму. После войны, в 1860-е гг., был

 

 263

 

новороссийским и бессарабским генерал-губернатором; в 1874-1880 гг. — варшавский генерал-губернатор и командующий войсками Варшавского военного округа.

   Осенью 1854 г., находясь в Дунайской армии, Толстой намеревался привлечь его к сотрудничеству в журнале «Военный листок»; в «Программе журнала» говорилось, что его редакция «будет покорно просить принять участие в журнале генерал-адъютанта Коцебу» (далее перечислялся ещё ряд имён). В одной из солдатских песен времён севастопольской обороны (песня появилась осенью 1855 г., и её приписывали П.К. Менькову) есть куплеты:

 

А как первого числа

Ожидали в фоц-Сала

Батюшку-царя!

Коцебу просил Толстова

Написать хотя два слова

На этот предмет [2: 560].

 

Последний куплет свидетельствовал о популярности Толстого — автора севастопольской песни «Как четвёртого числа...».

 Н.И. Бурнашёва

 

КРАЕВСКИЙ Андрей Александрович (1810-1889) – издатель, журналист. Один из соиздателей «Современника» после смерти А.С. Пушкина, в 1839-1868 гг. издавал и редактировал журнал «Отечественные записки». Помимо этого был издателем газет «Русский инвалид» (1847-1852), «Санкт-Петербургские ведомости» (1852-1862, соиздатель) и «Голос» (1863-1882).

Толстой познакомился с Краевским 24 ноября 1855 г. Писатель и издатель общались недолго, в период пребывания Толстого в Петербурге (декабрь 1855 – май 1856 гг. и ноябрь – декабрь 1856 г.).

  Сразу после знакомства Толстой обещал Краевскому дать в «Отечественные записки» «к февралю или марту» «Роман русского помещика» – один из своих первых крупных замыслов, к которому молодой писатель периодически возвращался с 1852 г. Однако работа над сочинением шла трудно, что отразилось в переписке с издателем. 31 декабря 1855 г. Толстой писал Краевскому: «Я немного увлёкся <...> сказав <...> что я обещаю в Ваш журнал и в нынешнем году “Роман русского помещика”. Роман этот ещё далеко не кончен и не отделан, поэтому ежели Вы будете в числе Ваших сотрудников поминать меня, то, пожалуйста, не называйте именно что я обещал» (59: 336).

Из «Романа русского помещика» в процессе работы получился рассказ «Утро помещика». Его автор и передал Краевскому в «Отечественные записки» (напечатан в № 12 за 1856 г.). Это было единственное произведение Толстого, опубликованное в издании Краевского. На этом закончилось и их личное общение.

 

 К. В. Титов

 

  КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837 — 1887) – художник. Родился в семье мелкого чиновника в маленьком городке Острогожске Воронежской губ. Закончил четырёхклассное училище, был переписчиком, подмастерьем иконописца. В 1857 — 1863 гг. учился в Академии художеств в Петербурге в классе А.Т. Маркова. Вышел из Академии до окончания курса. Был одним из учредителей и идейным вдохновителем Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Живописец, рисовальщик, акварелист, портретист. Работал и в области пейзажа, бытового и исторического жанра. Автор художественно-критических статей.

  Знакомство Крамского с Толстым состоялось в начале 70-х гг. в Ясной Поляне. Ещё в мае 1869 г. автору «Войны и мира» стало известно о желании П.М. Третьякова заказать его портрет. Об этом известил писателя А.А. Фет. Толстой тогда ответил Фету: «О Третьякове – не знаю, никого не хочется».

  В 20-х числах июня 1873 г. Крамской поселился на лето с семьёй на даче на станции Козлова Засека, в трёх верстах от Ясной Поляны. Вместе с ним приехали писать этюды И.И. Шишкин и К.А. Савицкий. Крамскому исполнилось 36 лет. За плечами – успех его большой картины «Христос в пустыне» (1872) на 2-й выставке Товарищества передвижников. (Толстой впоследствии говорил про эту картину: «Это лучший Христос, которого я знаю».) Толстой встречался с Крамским ещё за 10 лет до этого. Во время поездки в Москву после женитьбы на С.А. Берс он вместе с молодой женой посетил храм Христа Спасителя, где тогда расписывал купол молодой художник Крамской. Но встреча была мимолётной.

  Крамскому было известно о желании Третьякова иметь портрет Толстого. Узнав о том, что по соседству находится имение Толстого, художник решил уговорить его позировать для портрета. 1 августа 1873 г. Крамской, отвечая на просьбу Третьякова, обещал ему: «...употреблю все старания, чтобы написать портрет графа Толстого...» (Крамской И.Н. Письма. Статьи: В 2 т. М., 1965. Т. 1. С. 187).

 

 

 264

 

В начале сентября 1873 г. Крамской посетил Толстого. Писатель тогда приступил к работе над романом «Анна Каренина». О знакомстве с художником существует несколько легенд. Два дня Крамской уговаривал Толстого согласиться позировать для портрета. По воспоминаниям И. Л. Гинцбурга, Крамской якобы сказал: «Я или кто-нибудь другой напишем (портрет), но напишем неверно, мертвенно, фальшиво, по фотографическим карточкам». Аргумент подействовал. Сам Толстой об этом писал Страхову 23-24 сентября 1873 г.: «Уж давно Третьяков подсылал ко мне, но мне не хотелось, а нынче приехал этот Крамской и уговорил меня, особенно тем, что говорит: всё равно ваш портрет будет, но скверный. Эго бы ещё меня не убедило, но убедила жена сделать не копию, а другой портрет для неё».

  6 сентября 1873 г. состоялся первый сеанс. Крамской начал писать сразу, без предварительных набросков, а через три дня стал одновременно работать на двух холстах – один для Третьякова, другой – для Толстых. Крамской обладал талантом глубоко видеть, «невольно по инстинкту понимать тех, с кем случай его сталкивал», и он сумел увидеть в Толстом «великого русского писателя в эпоху средних его лет» (В.В. Стасов).

Толстому и его окружению портрет сразу понравился. Крамской работал с необычайным подъёмом: «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, – сообщал он 22 февраля 1874 г. И.Е. Репину, – даже удивительный. Я провёл с ним несколько дней и, признаюсь, был всё время в возбуждённом состоянии; даже на гения смахивает» (Крамской И.Н. Письма. Статьи. Т. 1. С. 238).

  Толстому художник тоже был интересен. Они много беседовали об искусстве, литературе, о своих замыслах, одновременно наблюдали друг за другом. И, как оказалось позднее, писатель тоже писал портрет художника, только литературный: в романе «Анна Каренина» он вывел его в образе художника Михайлова, на что сразу обратили внимание современники.

  После недельного перерыва (Толстой уезжал с Оболенским охотиться) 23 сентября сеансы возобновились. 3 октября художник завершил работу. Всего за 2-3 недели были написаны два портрета Толстого. Крамской предложил писателю выбрать для себя лучший. В Ясной Поляне остался портрет, который выбрала Софья Андреевна.

  Все ждали, что портрет Толстого будет представлен на 3-й выставке передвижников, но Толстой воспротивился этому, и художник выполнил данное ему обещание. Позднее, в 1878 г., писатель согласился, чтобы портрет был показан в экспозиции русского отдела Всемирной выставки в Париже. Современники признавали, что это был один из лучших портретов Толстого.

  Писатель и художник переписывались. В 1884 г. Крамской согласился участвовать в работе издательства «Посредник». Только смерть его в 1887 г. помешала осуществить это.

  Толстой очень высоко ценил творчество Крамского и особенно его картину «Христос в пустыне». «’’Христос” Крамского, – говорил он, – великая вещь. Я понимаю этого Христа и вижу в нём глубокую мысль <...> повесьте у себя эту картину – она вечно будет тревожить вашу душу» (Жиркевич А.В. Встречи с Толстым // ТВС. 2. С. 13).

 

 Н.В. Зайцева

 

КРАСНОВ Василий Филиппович (1878-?) — крестьянин Волоколамского уезда Московской губ. Последователь Толстого в религиозных вопросах; его корреспондент, адресат и посетитель в Москве и Ясной Поляне.

В 1896-1897 гг. работал ретушёром в фотографии на Тверской улице, куда заходил Толстой. Краснов читал его произведения. В 1905 г. был одним из основателей Всероссийского крестьянского союза. Избран в его Главный комитет. В 1906 году был приговорён к каторжным работам и сослан в Сибирь, откуда бежал в 1907 году. В 1908—1909 году жил нелегально в Харькове. Переписывался с Толстым. Они обсуждали вопросы мироздания, явления природы. В марте 1909 г. Краснов написал Толстому в несколько приёмов большое письмо-жизнеописание, благодарил писателя за влияние, которое он оказал на него в молодости, писал о своём согласии с ним в основных вопросах жизни. Толстой отвечал 2 апреля 1909 г.: «Письмо ваше, милый Василий Филиппович, доставило мне одну из лучших радостей, которые я испытывал когда-либо во всей моей жизни. <…> Оно до глубины души тронуло меня и, признаюсь, плакал, читая его».

В январе 1910 г. Толстой прочитал рукопись Краснова о Ходынке, советовал доработать. «Ходынка. Рассказ не до смерти затоптанного» был опубликован в 1910 г. Материалы рассказа послужили основой для статьи Толстого «Ходынка».

 

 Н.И. Шинкарюк

265

КРЕМНЁВ Фока Демидович (1779 - 1855) – дворовый человек Волконских, затем Толстых. Помогал Толстому в школе 1849 г. Следил, как работали учителя, хотя сам не знал ни арифметики, ни грамматики. Толстой описал его в повести «Детство». В «Воспоминаниях» он тоже не забыт: «...в огромно высокую дверь (тёмно-красную, подмалёванную, двери такие и остались) входит в синем сертуке с высокими со сборками плечами дворецкий, бывшая вторая скрипка в оркестре дедушки, Фока Демидыч, с своими сходящимися поднятыми бровями и с очевидной гордостью и торжественностью объявляет: “Кушанье поставлено”» (гл. VIII).

 

 Н.И. Шинкарюк

КРОПОТКИН Пётр Алексеевич (1842-1921) – теоретик анархизма, философ, учёный, литератор. В 1868 г. был избран членом Русского географического общества. В 1872 г. под воздействием идей I Интернационала и новейшей социалистической литературы «стал анархистом» (Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1966. С. 261). Вёл революционную пропаганду, в 1874 г. арестован и заключён в Петропавловскую крепость. Через два года бежал, выехал за границу. В 1893 г. был избран членом Британской научной ассоциации. В июне 1917 г. вернулся в Россию.

Толстой не разделял взглядов Кропоткина на социальное устройство, поскольку понимал, что нельзя достигнуть благородной цели – установления социального благоденствия – низкими средствами: революцией, гражданской войной, экспроприацией. Дня него было очевидно, что человек без христианской системы ценностей не способен создать общечеловеческое благо, поскольку идею блага понимает неполно, а потому неизбежно вступит в конфликт с окружающим миром. В утверждении всеобщего благоденствия насильственным путём Толстой видел неизбежное уклонение ко злу и считал это большим заблуждением: «От этого же неверия в закон Бога и происходит и то кажущееся странным явление, что все теоретики-анархисты», среди которых он назвал и Кропоткина, «как скоро начинают говорить о возможности устройства общественной жизни без того человеческого закона, который они отрицают, так тотчас же впадают в неопределённость, многословие, неясность, красноречие и совершенно фантастические, ни на чём не основанные предположения» (36: 347). Поэтому вполне объяснимо, что сам Кропоткин относился к учению Толстого отрицательно, ибо концепция ненасилия противоречила основным положением его программы осуществления социального благоденствия, что он и отметил в письме к В.Г. Черткову 10 июня 1897 г. Несмотря на критику, письмо Толстому «очень понравилось», поскольку его аргументы в пользу насилия представлялись «не выражением убеждения, но только верности тому знамени, под которым он честно прослужил свою жизнь» (88: 31). Несмотря на то, что, по Кропоткину, общественные инстинкты являются источником этических норм и в целом «развития нравственности», Толстой всё же был уверен, что «не может он не видеть того, что протест против насилия <...> должен быть твёрдо обоснован, а протест, допускающий для себя насилие, не имеет почвы под собой и этим самым обрекает себя на безуспешность» (там же).

   Толстой с интересом читал сочинения Кропоткина. Так, 20 декабря 1902 г. он слушал несколько глав из «Записок революционера», а в письме Черткову 22 мая 1903 г. просил передать «больше чем привет Кропоткину» и признался, что «читал его мемуары и очень сблизился с ним». Это признание Толстого вовсе не было одобрением анархических взглядов Кропоткина и согласием с тем, что всеобщее счастье достижимо насилием. Ему оказались близки идеи Кропоткина относительно переустройства общества, но пути их реализации он ставил под сомнение. Прочитав работы Кропоткина «Безначальный коммунизм и экспроприация» и «Коммунизм и анархия», он заметил в дневнике 22 августа 1907 г.: «Хорошо написано и хорошие побуждения, но поразительно по внутреннему противоречию: для того, чтобы прекратить насилие одних людей над другими, совершать насилие. Дело в том, как сделать людей не эгоистами и не насильниками? По их программе, дня достижения этой цели нужно совершить новые насилия» (56: 53). Толстой считал «зловредным суеверием» и заблуждением стремление людей «устраивать и направлять по своим соображениям и всегда насилием жизнь других людей» (78: 258).

 М.Ю. Белянин

 

КРОСБИ Эрнест (Crosby Ernest Howard; 1856-1907) – американский поэт, публицист, реформатор; корреспондент, адресат и посетитель Толстого, последователь его учения, автор работ о Толстом («Tolstoy and his message» — 1903; «Tolstoy as a schoolmaster» — 1904). В яснополянской библиотеке сохранилось 14 книг Кросби. Юрист по профессии, представитель Международного суда в Египте, Кросби после чтения в 1891 г. книги Толстого «О

 

 

266

 

жизни» резко изменил свою жизнь, отказавшись от блестящей политической карьеры ради распространения идей Толстого в Америке. Как отметил канадский профессор политэкономии Дж. Мейвор, сочинения Кросби показывают, насколько глубоко «он впитал толстовское евангелие опрощения». Книгу Кросби «Plain talk in psalm and parable» (1899) Толстой назвал «превосходной», а открывающее её стихотворение перевёл и опубликовал в «народной» газете «Молодая воля» (1907. № 1). В своих произведениях Кросби выступал как поэт-публицист, поднимающий проблемы войны и мира, непротивления злу насилием; его сатирический роман антимилитаристского направления «Captain Jinks, Него» (1902) был одобрен Толстым. Дж. Мейвор писал: «Такие люди, как Лев Толстой и Эрнест Кросби, находят, что реализовать идеально простую жизнь не просто субъективно трудно, но объективно невозможно. Их упорство в достижении идеальной жизни, конечно, бесплодно. <...> Ранняя смерть Кросби лишила Соединённые Штаты и весь мир настоящего борца за справедливость». Сборник изречений «The Earth-for-all-calendar», составленный Кросби, хранит следа чтения Толстого и стал одним из источников его «Круга чтения». Благодаря Кросби в библиотеке Толстого появилась книга мэра города Толедо Сэмуэля Джонса (Letters of love and labor... – Toledo (Ohio), 1900), на суперобложке — цитата из романа «Воскресение»; есть и дарственная надпись: «Льву Толстому. Со всей любовью и добрыми приветствиями от одного из тех, кому вы помогай ненавидеть войну и любить Любовь».


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!