С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 17 страница
Начиная с 1880-х гг. теософские идеи находились в поле внимания Толстого. Как и многие отечественные литераторы, философы, учёные, он отнёсся к ним с интересом. Однако этот интерес довольно быстро сошёл на нет. В письме Д.А. Хилкову 14 сентября 1892 г. Толстой писал: «О теософском обществе я просил Попова <...> послать вам всё, что у меня есть, но вперёд говорю, что вы ничего там не найдёте. Я так же, как и вы, сначала очень заинтересовался им и думал найти там многое, но скоро разочаровался: ложка дёгтя там очень большая» (66: 258).
Разочарование Толстого в теософии распространялось и на учение Блаватской. Критическое и даже настороженное восприятие теософских взглядов Блаватской, по-видимому, исходило из того, как были представлены ему эти взгляды его знакомым, спиритом Н.А. Львовым. 18 апреля 1884 г., после встречи со Львовым, Толстой в дневнике записал: «Львов рассказывал о Блаватской, переселении душ, силах духа, белом слоне, присяге новой вере. Как не сойти с ума при таких впечатлениях?» (49: 84). Ещё одним обстоятельством, существенно охладившим интерес Толстого к учению Блаватской, стало посещение им спиритического сеанса, устроенного на квартире Львова (не позднее 1887 г.). Тех,
82
кто доказывал возможность вступления в непосредственный контакт с душами умерших, Толстой считал обманщиками, затуманивающими сознание доверчивых людей. После беседы со Львовым к таким мыслителям Толстой, видимо, стал относить и Блаватскую. Неудавшийся сеанс, на котором по собственной инициативе присутствовал Толстой, укрепил его во мнении, что спиритических явлений не существует, что с верой в эти явления следует всерьёз бороться. Пребывание Толстого на спиритическом сеансе нашло отражение в его комедии «Плоды просвещения».
|
|
В начале XX в., в феврале 1903 г., Толстой вновь обратился к теософским идеям. Он читал «прекрасный теософический журнал» и записал в дневнике: «много общего с моим пониманием» (54: 155). В журнале «Theosophischer Wegweiser» (Leipzig, 1902-1903) он отметил афоризмы Рамакришны, Фомы Кемпийского и изречения из сокровенных индусских писаний, древневосточной «Книги Золотых Правил». В журнале были представлены впервые опубликованные Блаватской три небольших отрывка из «Книги Золотых Правил»: «Голос безмолвия», «Семь врат», «Два пути». Впоследствии два изречения из «Голоса безмолвия» Толстой включил в сборник мыслей «На каждый день».
В начале 1900-х гг. Толстой в разговорах со своими посетителями не раз касался вопросов, связанных с личностью Блаватской, её теософскими воззрениями. 22 сентября 1905 г. Маковицкий записал слова Толстого о Блаватской: «Это удивительная вещь – жена офицера приобрела большое уважение среди индусов и американцев. Теперь издаётся большой журнал с её направлением» (ЯПЗ. 1. С. 401).
|
|
20 октября 1906 г., отвечая на вопрос М.С. Сухотина о том, как он относится к теософии, Толстой сказал: «Когда я читаю их мысли о внутреннем сознании человека, которое есть во всяком, это превосходно. Но когда читаю то, что основателем теософского учения была Блаватская, тогда... удивляюсь, что она могла быть основательницей – такая пустая женщина, столько она приплела сюда чудесного, пустого. Она писала мне из Англии лет 15 тому назад, хотела вступить в общение; мне не понравилось её письмо». Толстой даже «привёл её слова о себе: “Заснула неизвестным человеком и проснулась прославленной вследствие своей книги”» (ЯПЗ. 2. С. 277). Письмо Блаватской неизвестно, но в яснополянской библиотеке сохранилась её книга с дарственной надписью (Blavatskaia Н.Р. The Voice of the Silence: Being chosen fragments from the «Book of the Golden Precepts». Translated and annotated by H.P.B. - L.; N.Y. 1889. — Блаватская Е.П. Голос безмолвия: Избранные фрагменты из «Книги Золотых Правил». Перевод и аннотации Е.П.Б.).
30 июня 1908 г., говоря о теософии, Толстой заметил, что в теософии неоправданно смешивается духовное и материальное, а о Блаватской добавил, что, даже «когда она была в славе, было недоверие к ней» (ЯПЗ. 3. С. 131). В теософском учении Блаватской Толстому были близки идеи единства людей, их нравственного возвышения, но мистический контекст её учения был ему чужд.
|
|
М.А. Лукацкий
БЛОХИН Григорий Федотович (? - 1905) — нищий крестьянин из деревни Лисьи Прияры, что в 20 верстах от Ясной Поляны. Душевнобольной человек. Считал себя князем, хотел бы создать банки и на этом основании желал не работать, а жить за счёт других. Часто и подолгу бывал в Ясной Поляне, его все хорошо знали как человека незлобивого.
Толстой упоминал Блохина в статье «Так что же нам делать?», сравнивал стремление праздных и богатых людей, не работая, пользоваться трудом других с манией величия душевнобольного Блохина – «князя». В «Почтовом ящике» Ясной Поляны, заведённом летом 1883 г., куда вносились «сочинения» обитателей усадьбы Толстых, в шутливо-серьёзном «Скорбном листе душевнобольных яснополянского госпиталя» Толстой называет и Блохина, считая, что «блохинизмом» болели многие обитатели усадьбы. «Князь Блохин» неоднократно упоминается в дневнике.
«Князя» Блохина вспоминали многие Толстые, их друзья и посетители. Т.Л. Толстая в июне 1891 г. нарисовала «князя» Блохина.
|
|
Н.И. Шинкарюк
БЛУДОВ Дмитрий Николаевич (1785-1864), граф - литератор, друг Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. В 1815 г. стал одним из учредителей литературного общества «Арзамас». По рекомендации Батюшкова в 1807 г. Блудов начал дипломатическую службу, и его называли «перлом русских дипломатов». В1826 г. по рекомендации Карамзина как человек, владеющий «отечественным языком в совершенстве», Блудов был назначен делопроизводителем Следственной комиссии по делу декабристов и написал обширный доклад «Донесение Следственной комиссии», который стал, по сути, основой
83
для приговора, вынесенного Верховным уголовным судом. «С чисто фактической точки зрения, ни прямых вымыслов, ни грубой лжи, ни каких-либо передержек “Донесение” в себе не содержало» (14 декабря 1825 года и его толкователи. М., 1994. С. 31). Однако современники отмечали сервилизм Блудова; один из друзей молодости А.И. Тургенев порвал с ним все отношения, а его брат декабрист Н.И. Тургенев большую часть своих записок посвятил критическому разбору этого сочинения (Тургенев Н. Россия и русские. М., 2001. С. 97-174). С другой стороны, Н.П. Огарёв назвал «Донесение...» «драгоценным документом», полагая, что, «как ни старалась комиссия исказить дело, всё же донесение служит великой защитою, великим оправданием, похвальным словом для людей 14 декабря».
В 1832-1838 гг. Блудов был министром внутренних дел. В 1839-1862 гг. – главноуправляющим Вторым отделением Императорской канцелярии; он руководил разработкой «Уложения о наказаниях» -- первого уголовного кодекса России. Позднее – президент Академии наук, председатель Гос. совета и Кабинета министров. Блудову принадлежит несколько исторических очерков и статей: «Записки об известной самозванке Таракановой», «Дневные записки князя Меншикова» и др.
По воспоминаниям А.И. Кошелева, Блудов «был очень умён, образован и крайне добр; но характером он был слаб и труслив. <...> Добра он делал очень много, был доступен для всякого и готов был выслушивать каждого». Сходную характеристику дал и директор Московского архива юстиции П.И. Иванов: «Граф Блудов готов был оказать самое тёплое, самое радушное покровительство и поддержку каждому. Едва ли найдётся хоть один трудолюбивый или один даровитый писатель, который, имея нужду в покровительстве графа, мог бы сказать, что обращался к нему напрасно» (Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Самые знаменитые юристы России. М., 2003. С. 61, 64).
В подготовительных материалах к роману Толстого «Декабристы» есть «Блудова эпиграмма»:
Хотите ль, господа, между певцами
Узнать Карамзина отъявленных врагов.
Вот комик Шаховской с плачевными стихами,
А вот бледнеющий над рифмами Шишков.
Они умом равны, обоих зависть мучит,
Но одного сушит она, другого пучит (17: 458), —
правда, авторство Блудова в связи с этим текстом остаётся под вопросом.
Толстой был знаком с Блудовым и состоял с ним в переписке. В дневнике 1856 г. он неоднократно отмечал свои встречи с Блудовым: «Обедал у Блудова», «Был у Блудовых». Однако в целом отношение писателя к Блудову было сложным: в дневниковой записи 28 декабря 1856 г. Толстой дал хлёсткую характеристику: «Блудов стерва». Позднее Толстой высказывал противоречивые суждения об этой сложной исторической личности по возможности «объективно»: «Это был очень интересный дом, где собирались писатели и вообще лучшие люди того времени. Я помню, что читал там в первый раз “Два гусара”. Блудов был человек когда-то близкий к декабристам и сочувствующий в душе всякому прогрессивному движению. Но он всё-таки продолжал свою службу при Николае» (запись А.Б. Гольденвейзера). Тут же, впрочем, Толстой высказывался и более резко, и менее лицеприятно: «Блудов - он мне покровительствовал, это я могу сказать, - был глупый» (ЯПЗ. 2. С. 434). Книга Е.П. Ковалевского «Граф Блудов и его время» (1866) имелась в библиотеке Толстого в Ясной Поляне.
В качестве исторического персонажа Блудов несколько раз упоминался в вариантах повести «Хаджи-Мурат»: «За Чернышёвым и Долгоруким вошёл в ленте и штатском мундире маленький пухлый старик с докладом о новых законах, прошедших в Государственном совете. Это был Блудов, друг декабристов, бывший министр, тогда начальник 2-го отделения канцелярии составления законов» (35: 555), но в последнюю редакцию «Хаджи-Мурата» имя Блудова не вошло. Критическое отношение к нему как типичному явлению эпохи Николая I писатель сохранял и позднее.
В.А. Жаров, М.В. Строганов
БОБОРЫКИН Константин Николаевич (1829-1904) – поручик артиллерии, сослуживец Толстого в Кишинёве в штабе артиллерии Дунайской армии и в Севастополе. После войны служил в Китае и был консулом в Урге; впоследствии генерал-лейтенант, оренбургский военный губернатор и наказной атаман Оренбургского казачьего войска. В 1876—1888 гг. - орловский губернатор. Один из участников проекта основания Общества для содействия просвещению и образованию среди войск, переросшего в октябре 1854 г. в проект журнала «Военный листок». В пробном номере журнала, направ-
84
лепном государю императору, была и статья Боборыкина «Находчивость и презрение к смерти русского солдата». Боборыкин высоко ценил произведения молодого Толстого, «с удовольствием и вниманием читал и перечитывал “Отрочество”», «Набег», читал отзывы в печати, а 26 января 1855 г. писал Толстому из Кишинёва: «После отзывов журналов не буду говорить, скажу только, что к любимым моим авторам Гоголю и Тургеневу прибавился ещё и г. Л.Н.Т.» (Гусев. Материалы. 1. С. 519). После войны общение с Боборыкиным не было особенно близким, но смерть его в 1904 г. вызвала горькие строки в письме к В.В. Стасову: «Как сухие листья осенью, сыпятся мои друзья сверстники: Боборыкин, Чичерин» (75: 42).
Н.И. Бурнашёва
БОБОРЫКИН Пётр Дмитриевич (1836-1921) – писатель, прозаик, автор многочисленных романов и повестей, преимущественно на злободневные темы («Жертва вечерняя», «Дельцы», «Китай-город», «Василий Тёркин» и др.). С 1914 г. в эмиграции.
В сочинениях Боборыкина Толстой ценил знание жизни, общественных нравов, быта. «Боборыкин, — заметил он, — писатель, по произведениям которого можно будет изучать быт современного общества. В этом отношении его писания являются ценным материалом» (ПРП. 2. С. 152).
С 1860-х гг. Толстой с Боборыкиным состояли в переписке. В 1863-1865 гг., будучи редактором-издателем журнала «Библиотека для чтения», Боборыкин пытался завязать с Толстым деловые отношения, но это не получилось: в то время Толстой уже погрузился в работу над «Войной и миром» и в журнале при Боборыкине не печатался.
В 1865 г. Боборыкин стал присылать в Ясную Поляну выходящие номера «Библиотеки для чтения», в которых публиковались и его собственные романы. «Прочтя оба ваши романа <“Земские силы” и ”В путь-дорогу”. - В.Б.>, — писал ему Толстой летом 1865 г., — <...> я чувствую, что полюбил сильно ваш талант» (61: 99). При этом его отношение к Боборыкину было весьма критическим. В том же письме он подверг строгому разбору роман «Земские силы», заметив, что Боборыкин «пишет слишком небрежно и поспешно». Главное же — Толстой упрекал его в мелкотемье: «Вопросы земства, литературы, эмансипации женщин и т.п. полемически выступают у вас на первый план, а эти вопросы в мире искусства не только не занимательны, но их нет. <...> Все эти вопросы трепещутся в маленькой луже грязной воды, которая кажется океаном только для тех, кого судьба поставила в середину этой лужи. Цели художества несоизмеримы <...> с целями социальными. Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешать вопрос а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех её проявлениях» (61: 100). Правда, это письмо Толстой не отправил: поразмыслив, он написал Боборыкину другое письмо (оно не сохранилось).
В дальнейшем Толстой высоко оценил повесть Боборыкина «Труп», а о романе «Тяга» заметил, что Боборыкин «замечательно чуток» (71: 260). Поздние же произведения Боборыкина он не одобрял, находя, что у автора нет «определённого миросозерцания», а потому часто нельзя понять, что он хочет сказать.
Лично писатели познакомились в 1881—1882 гг., когда Толстой переехал в Москву. О своих встречах с Толстым Боборыкин подробно рассказал в очерке «В Москве у Толстого». Впоследствии он написал ещё несколько статей и воспоминаний о Толстом: «Юбилей Л.Н. Толстого» (Русское слово. 1908. № 199); «Толстой - вероучитель» (На чужой стороне. Вып. ХIII. Прага, 1925). Упоминал он о Толстом и в своих воспоминаниях «За полвека».
В 1900 г. Толстой высказался за избрание Боборыкина почётным академиком.
В.М. Бокова
БОБРИНСКИЙ Алексей Павлович (1826-1894), граф — генерал-лейтенант, адъютант свиты его императорского величества. В 1872-1874 г. - член Гос. совета, почётный член городов Богородицка Тульской губ. и Скопина Рязанской губ.
Окончил Императорский Александровский лицей. В 1844-1846 гг. служил в Департаменте хозяйственных и счётных дел Министерства иностранных дел. Богатый помещик Богородицкого уезда, Бобринский в 1846-1855 гг. был уездным предводителем дворянства; в 1848 г. построил в Богородицке сахарный завод и создал пять хозяйственных хуторов для выращивания сахарной свёклы. Близ села Товаркова Богородицкого уезда заложил для производственных нужд завода угольную копь.
Участвовал в Крымской войне, в 1858 г. получил звание подполковника и стал флигель-адъютантом. В том же году командирован в Орёл для раздачи пособия погорельцам. После отмены крепостного права в 1861 г. – мировой посредник пер-
85
вого призыва. В 1868 г. был причислен к Министерству внутренних дел, в 1871 г. назначен товарищем министра путей сообщения, а спустя короткое время – министром путей сообщения. Активно содействовал в 1870-1874 гг. постройке Ряжско-Вяземской железной дороги через Тулу с ветвью на Богородицк, Ефремов, Елец, способствовавшей развитию Подмосковного угольного бассейна и хлебного рынка. Во время строительства Ростово-Владикавказской железной дороги, как вспоминал виднейший гос. деятель России С.Ю. Витте, «вёл дело крайне самостоятельно». В результате возникших разногласий с Александром II он «подал в отставку и уехал к себе в деревню и больше уже из своей деревни (в Тульской губернии) не выезжал. Если он и бывал в Петербурге, то только инкогнито, причём он сделался редстокистом» (Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 1. М., 1960. С. 124-125). Бобринский вышел в отставку в 1880 г.
Деятельность Бобринского на посту министра путей сообщения запечатлел Н.А. Некрасов во второй части поэмы «Современники»:
Слыл умником и в ус себе не дул,
Поклонники в нём видели мессию;
Попал на министерский стул
И наглупил на всю Россию!
Толстой заинтересовался личностью Бобринского в 1870-е гг., когда его стал беспокоить вопрос о религиозно-духовном смысле жизни. В «Исповеди» он писал, что в поисках ответа обращался к верующим людям своего круга, к учёным, к монахам и «к так называемым новым христианам, исповедующим спасение верою в искупление». Он «ухватывался за этих верующих и допрашивал их о том, как они верят и в чём видят смысл жизни» (23: 38). Одним из представителей «новых христиан» в России был граф Бобринский.
В 1874 г. в великосветских салонах Петербурга появился англичанин лорд Гренвиль Редсток, проповедовавший спасение одной верой в искупительную Крестную жертву Иисуса Христа. Вскоре последователи Редстока, названные по имени их лидера «редстокистами», объединились в общество, имевшее все особенности секты. Позднее многие из них пошли за В.А. Пашковым и стали называться «пашковцами». Среди последователей этого учения был и Бобринский.
В феврале 1876 г. Бобринский приехал в Ясную Поляну. В письме С.С. Урусову 21 февраля 1876 г. Толстой писал: «На днях был у меня Бобринский, Алексей Павлович. Он очень замечательный человек, и, как нарочно, разговор зашёл о религии. Он горячий верующий, и его слова после вас имели на меня то же влияние, чувство зависти к той высоте и спокойствию, которыми вы обладаете».
В письме к А.А. Толстой 20-23 марта 1876 г. Толстой сообщал, что Бобринский поразил его искренностью и жаром своей веры. «И никто, никогда лучше мне не говорил о вере, чем Бобринский. Он неопровержим, потому что ничего не доказывает, а говорит, что он только верит, и чувствуешь, что он счастливее тех, которые не имеют его веры, и чувствуешь, главное, что этого счастия его веры нельзя приобрести усилием мысли, а надо получить его чудом». Между Толстым и Бобринским завязалась переписка. Письма Толстого неизвестны.
Бобринский снова побывал в Ясной Поляне в начале июня 1878 г. Но Толстой, увлечённый в этот период собственными поисками веры, начал терять интерес к учению, которое проповедовал пламенный редстокист-пашковец. После отъезда гостя он записал в дневнике: «Был Бобринский. Измучил меня своими разговорами о религии, о Слове. Его страсть говорить! Самообольщение удивительное. Для меня он важен был тем, что на нём с ужасной очевидностью ясно заблуждение основания веры на слове, на одном слове» (3 июня).
Д.Д. Оболенский, приятель Толстого, вспоминал, что в конце 1870-х-начале 1880-х гг. писатель «вёл продолжительные споры с редстокистами, которые помышляли сделать из него своего адепта. Однако полёт Льва Николаевича был куда выше их усилий. Но гг. Редсток, Пашков, гр. А.П. Бобринский <...> надеялись сделать его своим.
-- Мне нужен редстокист, но настоящий, -- как-то сказал мне Лев Николаевич. И мне удалось завезти в Ясную Поляну бывшего министра путей сообщения графа А.П. Бобринского. Спор его с Львом Николаевичем был очень интересен и отразился на нескольких страницах в ’’Анне Карениной”, где Алексей Александрович Каренин делается редстокистом, оставляя свой высокий служебный пост... Но гр. Бобринский остался не особенно доволен результатами своей миссии» (Оболенский Д.Д. Отрывки. Из личных воспоминаний // ТВС. I. С. 194). В седьмой части «Анны Карениной» (гл. XXI-XXII) писатель иронически упомянул о последователях этого сектантского учения.
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!