С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 20 страница



 

Н. И. Бурнашёва

 

БУЛАНЖЕ Павел Александрович (1865 – 1925) – литератор, инженер; знакомый Толстого, автор статей и воспоминаний о нём.

Буланже родился под Pocтовом-на-Дону в слободе Артёмовке. Окончил Харьковский университет, работал на железной дороге в Екатеринославе. В 1885 г прочитал «Исповедь» и другие религиозно-философские сочинения Толстого, что заставило его по-новому взглянуть па жизнь, пересмотреть многое в своих взглядах. Переживая в 1886 г. тяжёлый период – смертельную болезнь ребёнка, разногласия с женой, неудовлетворённость работой, Буланже решил написать, о своих проблемах Толстому и спросить у нею совет. Ответ Толстого 10 мая 1886 г. пришёл тогда, когда он был особенно нужен: в тот день Буланже хоронил сына. В феврале 1888 г. он впервые посетил писателя в Хамовниках. 7 февраля Толстой написал близким друзьям В.Г. и А.К. Чертковым: «Буланже необыкно­венный, нежный, сердечный и непоколебимо твёрдый и религиозном чувстве человек, Я его очень полюбил». Для Буланже личное общение с Толстым имело огромное значение. Он делился своими сокровенными чувствами с Чертковым: «Недавно я в третий раз посетил Льва Николаевича. Теперь так хорошо: как будто бы после тяжёлой болезни встаёшь, и всё ново: солнце как будто бы иначе светит и мягче, зелень мягче, люди дороже, и сердце для них открыто, и всех их любишь, н всем готов отдать себя. И не хочется условностей» (18 декабри 1890 г.; ОР ГМТ). В июле 1893 г Буланже был переведён на работу в Москву. С это-

 

 

95

 

го времени он приобщился к делу изда­тельства «Посредник» и часто виделся с Толстым.

В 1901 г., когда Толстой тяжело забо­лел, Буланже воспользовался своим пра­вом служащего железной дороги и полу­чил отдельный вагон для переезда писате­ля с семьёй на лечение в Крым. В 1901— 1902 гг. он часто приезжал в Гаспру к боль­ному Толстому, ухаживал за ним вместе с членами семьи, дежурил по ночам у его постели, помогал отвечать на письма, за­писывал под диктовку дневник и новые замыслы Толстого. 20 февраля 1902 г. Буланже писал Черткову о больном Толстом, что даже «в моменты полного упадка сил он сохраняет ту же ясность мысли». Об этих встречах с Толстым в Крыму Буланже рассказал позднее в своих воспоминаниях.

В конце июня 1902 г. Толстые вернулись в Ясную Поляну. Буланже по-прежнему был рядом. По поручению Толстого он принимал участие в судьбах различных людей, переводил с французского и ан­глийского для серии книг «Посредника» «Замечательные мыслители древнего и нового мира», помогал писателю в подго­товке сборника «Мысли мудрых людей на каждый день».

   Человек увлекающийся, Буланже не всегда поступал согласно своим убежде­ниям. В 1907 г., проиграв в карты большую сумму казённых денег, он бежал на Кавказ, где устроился рабочим на нефтя­ные промыслы, а через несколько месяцев уехал за границу. Эта история стала для него серьёзным уроком и дала материал для повести «На промыслах. Из дневни­ка рабочего» (Познание России. 1909. Кн. 1—3; за подписью: П. Хлебников). Толстой снисходительно и даже сочувственно от­носился к его слабостям, рекомендовал эту повесть для печати и дал ей высокую оценку: «Статья эта — дневник его впечат­лений, как рабочего среди рабочих. Всё, здесь написанное, совершенно правдиво и даёт потому очень верное впечатление о состоянии, и преимущественно духовном, рабочих. Автор человек очень образо­ванный и чрезвычайно чуткий и не ли­шённый литературного дарования, потому думаю, что статья эта может пригодиться для вашего журнала» (16 августа 1908 г.). Вернувшись в 1909 г. в Россию, Буланже поселился недалеко от Ясной Поляны, в имении Т.Л. Сухотиной Овсянниково, построил себе дом и в течение ряда лет готовил для «Посредника» серию книг о китайских и других восточных мудрецах (книги редактировал Толстой). «После обеда читал прекрасную работу Буланже о Конфуции и поправлял», -- записал Тол­стой в дневнике 21 ноября 1909 г.

После смерти писателя деятельность Буланже была направлена в основном на издание и распространение его сочине­ний. Он принимал участие в подготовке «Посмертных художественных произве­дений Л.Н. Толстого» (М., 1911); редак­тировал его «Педагогические сочинения» (Изд. К.И. Тихомирова, М., 1912). Сложная работа по подготовке к печати рукописей повести «Хаджи-Мурат» вылилась в ста­тью «Как Л.Н. Толстой писал “Хаджи-Му­рата”» (Русская мысль. 1913. № 6). Он ав­тор статей «Толстой и Чертков» (М., 1911), «К смерти Л.Н. Толстого» (Русские ведомо­сти. 1911. № 256, 6 ноября) и др. В 1911 г. Буланже принял участие в создании музея Толстого в Москве и первым передал туда имевшиеся у него письма, корректуры, книги.

 

Лит.: Буланже П.А. Как работал и учил работать Л.Н. Толстой // Жизнь для всех. — 1911. № 8; Буланже П.А. Первые встречи с Л.Н. Толстым // ЯП. сб. 1982. — Тула, 1984.

 

Ю.Д. Ядовкер

 

БУЛГАКОВ Валентин Фёдорович (1886-1966) — последний секретарь Тол­стого, литератор, мемуарист, музейщик. Родился в семье смотрителя училищ и учи­тельницы приходского училища в г. Куз­нецке Томской губ. и вспоминал город сво­его детства, «как какой-то прекрасный и навсегда исчезнувший сон». Ещё в детстве прочитал в книжках «Посредника» некото­рые сочинения Толстого и был покорён ими.

В 1906 г. Булгаков поступил на истори­ко-филологический факультет Московско­го университета, а через год познакомился с Толстым и навсегда подпал под обаяние его личности. По предложению писателя он стал его секретарём; оставил универси­тет и с 17 января 1910 г. поселился в Яс­ной Поляне. В обязанности Булгакова вхо­дило отвечать на письма и помогать в рабо­те над книгой «Путь жизни».

Войдя в яснополянский дом по рекомен­дации Черткова, Булгаков обязался достав­лять в Крёкшино опальному другу и едино­мышленнику Толстого, административно высланному из Тульской губ., копии своего дневника, чтобы тот мог ясно представлять себе обстановку в Ясной Поляне, -- и на первых порах добросовестно исполнял это поручение. Но уже через несколько меся­цев он перестал это делать, т.к. усомнился в абсолютной искренности и бескорыстии Черткова. Это было особо отмечено в ав­торском предисловии к публикации днев­ника (Булгаков. С. 29) 

 

 

96

 

Уникальность занятой Булгаковым ли­нии поведения заключалась в том, что, со­чувствуя всем обитателям Ясной Поляны, он не присоединился ни к одной из воюю­щих сторон, а старался максимально облег­чить положение Толстого. У него ни с кем в доме не было никакой распри. «Правди­вый, простой, мягкий, добрый, прилежный, спокойный человек» (ЯПЗ. 4. С. 264).

И после смерти Толстого Булгаков не демонстрировал свои убеждения, а от­стаивал их последовательно и деликатно. Считая, что публичное обсуждение заве­щания Толстого не делает чести членам семьи, он в феврале 1911 г. покинул дом Черткова в Телятинках. В черновом на­броске неотправленного письма Черткову 19 июня 1911 г. он мотивировал свой отказ вернуться так: «Я не могу принадлежать ни к какой партии. <...> Я думаю, что всем нужно объединяться после смерти Льва Николаевича...» (РГАЛИ. Ф. 2226, on. 1, ед. хр. 1200, л. 18-25).

В декабре 1912 г. по договору с С.А. Толстой он начал составлять научное описание библиотеки Толстого. Эту работу Булгаков считал одним из важнейших дел своей жизни, к которым он возвращался после вынужденных перерывов.

Потом была Первая мировая война и отказ взять в руки оружие, арест и суд, февральские революционные события. Октябрьский переворот и репрессивная политика новой власти вызвали в душе Булгакова активный протест. 12 сентября / 30 августа 1918 г. он участвовал в публич­ном заседании, посвящённом 90-летию со дня рождения писателя, и особо выделил неприятие Толстым «самого принципа вла­сти среди равных братьев-людей». Уже тогда он говорил об институте заложников и о застенках революции, которые не менее ужасны, чем застенки самодержавия (Лев Толстой и наша современность. М., 1919).

В ноябре 1918 г. вместе с другими чле­нами Общества истинной Свободы в па­мять Толстого его последний секретарь подписал письмо с требованием немедлен­но отменить смертную казнь.

Но главное, чем занимался Булгаков в эти годы, это расширение и воссоздание Толстовского музея в новом, просторном и красивом здании. Его торжественное открытие состоялось в 10-ю годовщину смерти писателя, 20 ноября 1920 г. По сло­вам П.И. Бирюкова, «за последние годы В.Ф. Булгаковым одним сделано для Музея больше, чем могло сделать всё Толстов­ское общество в целом». Позднее Булгаков был назначен заведующим домом Толстого в Хамовниках.

30 марта 1923 г. Булгаков с семьёй покинул советскую Россию. На четверть века, как и многих других беженцев из Рос­сии, их приютила Чехословакия. 2 апреля Булгаковы приехали в Прагу, а 7 апреля 1923 г. бывший секретарь Толстого был принят президентом Т. Масариком. Вско­ре со свойственной ему энергией он начал работу в нескольких направлениях. За дол­гие годы объездил не только крупные ев­ропейские города, но и затерянные в горах деревушки с лекциями о Толстом, о движении непротивления, о далёкой Сибири. Талант Булгакова-рассказчика отметили уже первые слушатели.

Вскоре после нападения Германии на СССР Булгаков вместе со старшей до­черью были арестованы как советские под­данные и находились в лагере для интер­нированных советских граждан в Баварии. По окончании Второй мировой войны Булгаков в Праге возбудил ходатайство о возвращении на родину, и 20 августа 1948 г., через 25 лет после высылки из стра­ны, Булгаковы выехали на родину.

Некоторое время Булгаков препода­вал немецкий язык в сельской школе. В июле 1949 г. он был назначен на долж­ность младшего научного сотрудника музея-усадьбы «Ясная Поляна», а в марте 1951 г. стал хранителем дома Толстого в Ясной Поляне. В январе 1959 г. он вышел на пенсию, но по-прежнему жил в музее-заповеднике.

 

Соч.: На кресте величия (Смерть Льва Толстого). - Тянь-цзин: Изд-во А.Н. Серебренникова, 1937.

Лит.: Абросимова В.Н., Краснов Г.В. Последний секретарь Л.Н. Толстого (По материалам архива В.Ф. Булгакова) // Известия АН СССР. Серия лит. и языка. - М., 2002. Т. 61. № 3.

 

В.Н. Абросимова

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871—1944) — русский религиозный фило­соф, богослов и экономист. Всё творчество Булгакова может быть условно разделено на три периода: марксистский, философ­ско-литературный и богословский. Перу С.Н. Булгакова принадлежит ряд выдаю­щихся произведений, таких как «Филосо­фия хозяйства», «Свет невечерний» и др. Булгаков был одним из инициаторов и идейных вдохновителей нашумевшего в своё время сборника «Вехи», где была на­печатана его публицистическая статья под названием «Героизм и подвижничество».

N. ш •м. ь> °а иаь0' L ЗаН5Ч ш Щ: hL***- 2ич«.
В книге «От марксизма к идеализму» (1902) Булгаков объяснял свою духовную эволюцию, исходя из понимания диалектической

 


 

97

 

взаимосвязи свободы и необходимо­сти. В марксизме она означает свободную игру причин и следствий, через которую прокладывает свой путь необходимость истории. В идеализме она означает испол­нение благого и разумного плана и направление истории к разумной цели, то есть к Царству Божию.

августа изстра-
В богословский период творчества Булгаков отрицал сугубо философско-исторический подход к идее прогресса. С точки зрения этого подхода, история «не имеет своего естественного конца и, не достигая свершения, обречена на дурную бесконечность» (Булгаков С.Н. Свет неве­черний. М., 1994. С. 350). С религиозной точки зрения, история должна подготовить свой закономерный конец и выйти за свои пределы. История «имеет значение лишь по связи с тем, что совершается в недрах мира между человеком и Богом» (там же. С. 351). История есть процесс боговоплощения в Церкви, которая «есть душа души мира и души истории» (там же. С. 350).

■Смерть Изд-во Lb Г.В. го (По Вва) // Иыка. - Щичова евич )ИЛО- Вство пено :оф- Iepy ;аю- )СО- ДР- » и Щ в на- юд ■у» ■то 0'
Булгаков трижды встречался с Тол­стым: в 1897 г. в Москве, в марксистский период своего творчества, и дважды в 1902 г. в Гаспре. По мнению А.Б. Голь­денвейзера, бывшего свидетелем пер­вой встречи, писатель, горячо выступав­ший против материалистических идей Булгакова, оказал сильное влияние на их эволюцию от марксизма к идеализму. Сам Булгаков неоднократно высказывался в своих произведениях о Толстом как о ве­ликом художнике слова и нравственно­-религиозном реформаторе.

В 1902 г., сравнивая творчество Толстого с творчеством художника В.М. Васнецова, философа B.C. Соловьёва и писателя Ф.М. Достоевского, Булгаков называл его воинствующим христианством. Толстой, по мнению Булгакова, есть ищущий религиоз­ную истину мыслитель, идеи которого во многом субъективны. В 1910 г., уже после смерти Толстого, Булгаков охарактеризовал его как деятеля народного духа, питавше­гося в своём творчестве соками русской земли. «Да, Лев Толстой – это сама наша первобытная стихия, с её раскрытыми и нераскрытыми задатками, со всем её хаосом и мощью» (Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996. С. 234). Религиозность Толстого по­нимается здесь уже не просто как ищущая, но и как утверждающая и определяющая ценности культуры.

Булгаков считал, что богословские и нравственно-религиозные трактаты Тол­стого вскоре будут забыты из-за их утопич­ности и резонёрства. Для нового жанра, по мнению Булгакова, «у Толстого не хва­тало ни подлинного религиозного вдох­новения, ни философского дарования, ни логической выдержки и научного метода» (там же. С. 248). Такая критика Толстого была типичной в начале XX в. – и со сто­роны марксистов Ленина и Плеханова, и со стороны Д. Мережковского, и со сторо­ны религиозных философов Н. Бердяева, Н. Лосского и др. В подобной критике можно усмотреть нежелание принять Тол­стого в круг значительных мыслителей, противоречивость оценки его творчества как гениального в художественной области, но утопического и упрощённого в фило­софском его смысле.

Е.И. Рачин

БУЛЫГИН Михаил Васильевич (1863-1943) — единомышленник и друг Толстого, постоянный посетитель Ясной Поляны. В 1910 г. Толстой сказал: «У меня друзья все с буквы Б: Булгаков, Булыгин, Буланже...» (Булгаков. 21 января).

Булыгин происходил из дворян. Его отец, сенатор Василий Иванович Булыгин, был активным участником проведения Крестьянской реформы 1861 г., состоял членом Комитета об улучшении быта по­мещичьих крестьян. В семье В.И. Булы­гина и его жены Александры Алексеевны было 12 детей. Михаил был восьмым ре­бёнком. Детство его прошло при дворе, в Петербурге. В восьмилетнем возрасте он потерял отца. Закончив Пажеский корпус, служил офицером в лейб-гвардии Егерском полку; в будущем он мог бы стать вид­ным сановником эпохи Александра III и Николая II.

Однако в 1880-е гг. в сознании Булыгина произошёл перелом. Под влиянием учения Толстого карьера военного была забыта. Булыгин круто изменил свою жизнь. В 1886 г. он поступил в Петровскую сельско­хозяйственную академию, а весной 1887 г. был исключён из неё за участие в студен­ческих волнениях. Молодой толстовец ре­шил поселиться рядом с Толстым в одной из деревень, принадлежавших Булыгиным в Тульской губ., — Хатунке Крапивенского уезда, расположенной в 16 км от Ясной Поляны. Вместе с мужем в Хатунку при­ехала его жена Анна Максимовна. Вскоре у них родился сын Сергей, а впослед­ствии ещё трое: Иван, Михаил, Илья. Так в 1889 г. в жизни Булыгина начался новый период, связанный с Толстым.

Булыгин часто навещал писателя, и Толстой не раз бывал у него на хуторе. Он приходил сюда пешком или приезжал на лошади. «...Милый Булыгин. Я его люб­лю», — записал Толстой в дневнике 19 августа

 

 

98

 

1889 г. «Встав, застал Булыгина. Про­вёл с ним всё утро. Милый, умный, твёр­дый человек», — ещё одна запись (51: 71).

22 августа 1890 г. в Хатунке случился пожар. Сгорело 14 дворов. Толстой, обе­спокоенный судьбой погорельцев и друга, поехал на хутор. Оказалось, что Булыгины не пострадали.

Как и герой романа «Анна Каренина» Константин Левин, Булыгин считал себя частью народа, работал вместе с крестья­нами, входил в их интересы, стремился быть ближе к ним. Видя смысл жизни в труде на земле, он пытался создать в Хатунке образцовое хозяйство. Здесь у него было 8-10 лошадей, 5-6 коров, пчё­лы. Работали все члены семьи, а также единомышленники – толстовцы, жившие на хуторе. Даже на такой плохой земле, как в Хатунке, были отличные урожаи зерновых культур. Булыгин способствовал и распространению в крестьянских хозяй­ствах овощных культур. Он постоянно помогал крестьянам советами, личными хлопотами; оказывал помощь самой со­вершенной сельскохозяйственной техни­кой, привозимой из-за границы: жатка­ми, молотилками, сеялками, косилками. Занимался пчеловодством. Многолетняя дружба связывала его с известным пчело­водом А.С. Буткевичем. Тяжёлую физиче­скую работу на земле Булыгин сочетал с научными исследованиями. В доме была большая библиотека. Сохранились руко­писи его трудов по изучению растений- медоносов европейской части России.

Друзья и последователи Толстого посто­янно приезжали в Хатунку. Здесь бывали Н.Н. Ге, В.Г. Чертков, В.Ф. Булгаков и др. Впоследствии, живя в Праге, В.Ф. Булга­ков писал: «Хатунка - одна из светлых, не­забвенных сторон моей жизни».

В начале 1890-х гг. Булыгин вместе с женой, которая всегда была другом и еди­номышленником, открыли в Хатунке шко­лу для крестьянских детей. Устроили её в соответствии с педагогическими принци­пами Толстого. По жалобе местного свя­щенника в 1893 г. школу закрыли. Булыгин был привлечён к судебной ответственности и оштрафован. В 1894 г. его арестовали. Толстой навещал его и писал Н.Н. Ге-сыну 1 июня: «Третьего дня были с Чертковым у Булыгина, который сидит в Крапивне в тюрьме – на две недели – за отказ предста­вить своих лошадей для воинской повин­ности. Он удивительно твёрд и радостен. Завтра хочу опять ехать к нему».

13 июня Толстой писал в дневнике: «За это время ездил к Булыгину. Он очень си­лён. Ему прислала жена гостинцев. Он ото­слал назад, прося прислать только того, что можно поделить со всеми».

Считаясь политически неблагонадёж­ным, Булыгин находился под постоянным наблюдением полиции. В последний год жизни Толстого он вместе со старшими сыновьями часто навещал его в Ясной Поляне. После смерти писателя, как и другие по­следователи Толстого, Булыгин остался верен его идеалам. После 1917 г. он уехал из Хатунки, поселился в Москве и работал в различных учреждениях. Главным делом его жизни теперь была работа над наследи­ем писателя. Став помощником редактора Полного собрания сочинений Толстого, он разбирал рукописи, готовил их к печати.

Живя в Москве, он часто навещал в Ясной Поляне С.А. Толстую. В день её смерти, 4 ноября 1919 г., поздно вечером С.Л. Толстой записал: «У тела остался Михаил Васильевич Булыгин» (Очерки бы­лого. Гл. «Кончина моей матери»).

В начале 1930-х гг. Булыгин узнал, что имение в Хатунке разгромлено. Он продолжал жить в Москве и напряжённо трудиться. Блестящее знание иностран­ных языков помогало ему в работе над переводами французских текстов из архива В.Г. Черткова и писем декабристов. В эти годы он жил в крохотной комнатке дома № 7-а в Лефортовском переулке. Здесь на­ходилась и главная редакция издания Пол­ного собрания сочинений Л.Н. Толстого.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!