Демократия как форма политической жизни: понятие, теории, принципы, институты, модели и условия. Демократические начала политической жизни Республики Беларусь.



Происхождение и понятие

Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима — демократия. Возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от греч. demos—«народ» и kratos — «власть»), термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Впервые понятие «демократия» было употреблено в переводе аристотелевской «Политики» в 1260 г. С тех пор и до настоящего времени (т. е. в течение семи столетий) не смолкают споры о значении термина «демократия».

Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор в политической науке не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на гарантированности основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т.д. Соответственно демократия интерпретируется в нескольких смыслах.

Во-первых, расширительно, как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида. Во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, где управление осуществляется группой лиц). В-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, формируют движение за их реализацию. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

Тории и демократии.

Можно выделить два подхода к интерпретации современной демократии. В первом случае, с точки зрения нормативного подхода, формируется идеальная модель демократического правления, соответствующая ментальности населения, его представлениям о справедливом правлении. Однако реальные условия приспосабливают идеальную модель демократического правления к запросам практики. Во втором случае, с позиций эмпирически-описательного подхода, демократия оказывается совокупностью принципов, процедур и политических структур, которые обнаружили свою эффективность в реализации общественных и индивидуальных потребностей и целей. В этом случае демократия выступает как технология бескровной смены существующего правительства, потерявшего доверие населения. В рамках этих подходов существуют конкретные теории демократии:

1. Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции, которая рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либеральной модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия. Источником власти является народ, выражающий свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. С одной стороны, управлением занимаются специально подготовленные люди, но, с другой стороны, их деятельность может быть эффективной лишь постольку, поскольку она опирается на поддержку большинства населения. Отношения между представителями народа и самим народом основаны на полномочиях и доверии и определяются конституцией. Конституция закрепляет перечень тех полки;

2. Теория прямой (или идеититарной) демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо, отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой деятельности правительств и составления законов.

3.    Сторонники теории плюралистической демократии отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно уже потому, что в силу своей природы люди в конкретных действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Общество же представляет собой совокупность социальных групп, стремящихся к реализации собственных интересов. Процессы принятия политических решений и формулирования воли происходят через борьбу этих сил и оказываются своеобразным компромиссом, вследствие чего монополизировать указанные процессы какой-то одной силой оказывается невозможно. Плюралистическая теория демократии исходит из равновесия политических сил, исключающего действие в своих особых интересах одной властвующей группы.

4.    Последователи элитарной теории демократии (одним из них является И. Шумпетер) используют обратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода: следует идти не от идеала демократии, а, наоборот, от признания в качестве нормы лишь того, что проверено на практике. Поскольку не существует рационального поведения отдельного индивида при голосовании или принятии решений, отсутствует обязывающая концепция всеобщего блага, постольку необходимо «политическое разделение труда». Господствующая элита, избранная на определенный срок, принимает функции политического представительства большинства населения, лишенного на тот же срок возможности действовать. Требования демократии (обычно элитизм и демократия противостоят друг другу) касаются лишь методов формирования институтов власти. И. Шумпетер замечал, что «демократический метод—это порядок создания института для достижения политических решений, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством конкурентной борьбы за голоса народа».

Существующие теории не исключают друг друга а дополняют. Политическая практика современных демократий (к ним причисляют тридцать пять стран) позволяет выявить ряд общих черт и структурных атрибутов:

1) общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и на том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. «Суверенный» народ участвует в контроле над властью вместе с бюрократией, группами интересов и средствами массовой коммуникации.

Сама демократическая система институтов контролируется сложным конституционным устройством и судебными инстанциями;

2)    конкурирующая политика. Главными при демократии являются честная и всеобъемлющая конкуренция (соревновательные выборы) и процесс представительства с целью обеспечить передачу воли народа с ее последующим исполнением;

3)    наличие политических партий—основного механизма, облегчающего процессы формирования воли народа, его осмысленного выбора и влияния на правительство;

4)    гражданские, политические и социальные права.

Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!