Политическая власть, ее функции, черты и субъекты.



Политическая власть— это особое общественное отношение, которое проявляется в способности одного или нескольких лиц эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам —от убеждения до принуждения и проводить свою волю. По своей сущности власть есть принуждение.

Политическая власть внутренне присуща всякому цивилизованному обществу, поскольку реализует в обществе следующие задачи и функции: а) заставляет уважать существующий политический порядок и основывающие его правила; б) защищает общество от его собственных несовершенств и слабостей; в) ограничивает внутри него результаты соперничества между группами и индивидами, предохраняя общество от энтропии и хаоса и обеспечивая внутреннюю кооперацию и равновесие. Политическая власть многолика.

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ - носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания. Св., взятые в ином отношении, могут быть и являются объектами для вышестоящей власти. Применительно к государственной власти ее субъекты определяются Конституцией. Примерами субъектов власти может быть как само государство, так и индивиды (граждане) облеченные государственной властью, политики.

Политическая власть, ее механизм, источники, основания, ресурсы. Соотношения политической и государственной власти

                   Политическая власть— это особое общественное отношение, которое проявляется в способности одного или нескольких лиц эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам —от убеждения до принуждения и проводить свою волю. По своей сущности власть есть принуждение.

Обращение к проблеме ресурсов и механизмов валсти —это попытка выявить природу властного воздействия, понять первичные истоки власти отношений и непосредственные средства, используемые для достижения поставленных целей. Власть по определению есть способность субъекта проводить собственную волю вопреки сопротивлению других, поэтому ее реализация предполагает использование определенных методов и средств. С их помощью власть может воздействовать на объекты и достигать поставленных целей. В политической теории средства властного воздействия делят на реальные, т.е. используемые властью в конкретный период (их называют основаниями власти), и потенциальные, т.е. те, которые могут быть использованы, но пока не используются (их называют ресурсами власти). Однако представляется, что подобная классификация достаточно условна. Между реальными и потенциальными источниками власти нет жесткой границы, поэтому целесообразнее использовать термин «ресурс». В качестве наиболее типичного понимания термина «ресурс» можно воспользоваться определением американского политолога М. Роджерса, который замечал: «Ресурс —это атрибут, обстоятельство или благо, обладание которым повышает способность его обладателя оказывать влияние на других индивидов».

Государственная власть составляет ядро политической власти, но не исчерпывает полностью ее содержание. Политическая власть включает в себя также власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров ит.д. Политическая и государственная власть, во многом совпадая, не тождественны.

Легальность и легитимность политической власти. М. Вебер о типологии легитимности власти. Эффективность и легитимность власти.

Легитимность власти и ее источники.– легитимностью, это способность власти обеспечивать себе поддержку населения сформировать уважение и желание подчениться. Если власть опирается только на принуждение (физическое, материальное, психологическое), то возможности ее достаточно ограниченны. По природе своей властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия. Двойственность власти состоит в том, что она может быть не только результатом принуждения кого-либо над кем-либо, но и результатом согласия населения добровольно подчиняться. (Легетимность) Термин «легитимность» (франц. legitimite) имеет несколько значений. Первоначально он возник в начале XIX в. во Франции и практически отождествлялся с термином «легальность» — «legalite» (законность). Он использовался для обозначения законно установленной власти в отличие от власти, насильственно узурпированной. Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. Легитимность представляет психологическую характеристику. М. Ве-бера, включал в нее два положения: во-первых, признание власти правителей; во-вторых, обязанности управляемых подчиняться власти. Термин легальность политической власти означает законность (юридические основания ) считать данную политическую власть легальной. М. Вебер выделил три идеальных типа легитимности: традиционный, харизматический, рационально-легальный. Однако на практике обозначенные типы легитимности не так явно противостоят друг другу. Скорее, они переплетаются и могут дополнять друг друга. Исторически первым типом легитимности власти был традиционный (власть вождей, королей). Традиционная легитимность основывалась на глубокой вере в священный характер традиции и легитимность тех, кто пришел к власти благодаря этой традиции. Учреждаются правила престолонаследия для властителей, правила рекрутирования элиты, раздачи земель, сословные кодексы чести, которые опирались на божественный характер власти монарха. «Божественное право» гласило, что «власть тех, кто правит, будучи выражением власти Бога на земле, приобретает особое достоинство, стоящее выше человеческого».

Второй тип легитимности, по М. Веберу — харизматический. Харизма в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Понятие «харизм» М. Вебер заимствовал у теолога Р. Зона, поэтому оно имеет религиозный характер. Однако за термином «харизм» так и не сохранилось какого-то четкого содержания. Его трактуют предельно широко: от культа личности (в СССР — В. И. Ленина, И. В. Сталина и т.д.) до подлинных носителей харизматической власти (например, бывшего лидера Ирана аятоллы Хомейни). По М. Веберу, ранние формы господства имели харизматическую природу. Когда харизматический авторитет существует длительное время, происходит рутинизация харизмы. Харизматическое господство, по М. Веберу, характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку власть в лице лидера наделяется выдающимися, а подчас и сверхъестественными качествами. М. Вебер относил к харизматическим лидерам Моисея, Давида, Магомета, Будду.

Легально-рациональный тип легитимности власти основан на вере в справедливость формальных правил и процедур (например, формирования власти на свободных выборах, верховенство закона, законопослушности граждан и т.д.), в легальность пришедших к власти, их право управлять, в необходимость выполнения их предписаний.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!