Место и роль России в мировой истории.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИя И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. Косыгина (ТЕХНОЛОГИИ. ДИЗАЙН. ИСКУССТВО)»

(ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»)

 

Ксенофонтова С.Б.

ИСТОРИЯ РОССИИ

ОТ СЛАВЯН ДО ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

Конспект лекций

Учебное пособие

Допущено к изданию редакционно-издательским

советом университета в качестве учебного пособия для подготовки бакалавров по направлению 40.03.01. Юриспруденция, 45.03.01  Филология, 37.03.01. Психология

 

Москва

РГУ им. А.Н. Косыгина 2017

 

УДК 004.925.5 + 677.027.52

И 20

 

И 20 С.Б. Ксенофонтова

История России от славян до первых Романовых. Конспект лекций: Учебное пособие – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2017.- (количество страниц)

 

ISBN 978-5-87055-___-_

Рецензенты:

Кузнецова Т.Ф. - д-р фил. наук, декан филологического факультета кафедры ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», академии имени Маймонида

Филатова Е.В. – канд. пед. наук, доцент Кемеровского государственного университета

 

В учебном пособии «История России от славян до первых Романовых. Конспект лекций» освещается развитие России от предыстории русской государственности до окончания эпохи правления Рюриковичей.

Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, 45.03.01 Филология, 37.03.01 Психология.

 

 

УДК 004.925.5 + 677.027.52

 

 

Подготовлено к печати на кафедре

философии, манусоники, теологии

 

Печатается в авторской редакции

 

ISBN 978-5-87055-___-_ © РГУ им. А.Н. Косыгина, 2017
  © Ксенофонтова С.Б., 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Лекция 1.

Введение в курс «Отечественная история».                                      Стр.4

1.1. Предмет отечественной истории.      

1.2. Место и роль России в мировой истории.

Лекция 2.                                                                                         Стр.18

Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья.                                                                         

2.1. Понятие средневековья. Его основные характеристики.

2.2. Восточные славяне.

2.3. Киевская Русь. Общая характеристика и этапы развития.

2.4. Удельная Русь.

2.5. Борьба Руси с иноземными захватчиками.

2.6. Спорные вопросы о развитии государства у восточных славян.

Лекция 3.                                                                                              Стр.39

Образование российского централизованного государства.

3.1. Становление Московского централизованного государства.

3.2. Московское царство. Иван Грозный.

3.3. Причины, основные этапы, последствия смутного времени.

4. Приложение 1. Словарь терминов по теме «Введение в курс Отечественная история»                                                                           Стр.58

5. Приложение 2. Словарь терминов по теме «Киевская Русь»           Стр.66

6. Приложение 3. Россия в трудах русских и советских историках.    Стр.70

7. Список литературы.

 

Лекция 1. Введение в курс «Отечественная история».

 

Предмет отечественной истории.

 

Актуальность изучения истории и прежде всего истории своего народа, своего Отечества, проявляется, во-первых, в необходимости разобраться в современных событиях, опираясь на прошлый опыт; во-вторых, в возможности предвидеть будущее развитие, уяснив исторические закономерности и найдя в истории прошлого аналогичные ситуации, в-третьих, в насущной потребности оценить место России в мировой истории и свое место в историческом процессе.

При изучении истории возникает историзм мышления - одна из предпосылок формирования активной и целенаправленной личности. Обращение к прошлому, к истории, позволяет, прежде всего, лучше познать современность и заглянуть в будущее.

Именно на это свойство исторических знаний указывает В.Г.Белинский, отмечая, что "мы вопрошаем и допрашиваем прошлое, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем".

Интерес к прошлому существует с тех пор, как существует человек. С одной стороны, человек сам по себе любознателен по природе. С другой – он и сам развивается в процессе исторического развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установ­ле­ние”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинно­сти собы­тий и фактов. В настоящее время мы используем сло­во “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прош­­лом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Итак, история – это гуманитарная наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество.

Предмет истории определяется неодно­значно. Предметом истории может быть социальная, политическая, эконо­ми­чес­кая, демографическая история, история города, деревни, семьи, част­ной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и ми­ро­воззрением историка. Историки, стоящие на материалистических пози­циях, считают, что история как наука изучает закономерности раз­вития об­щест­ва, которые, в конечном счете, зависят от способа про­­из­вод­ства ма­те­риаль­­ных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу — а не людям — при объяс­­нении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных по­зи­­ций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Из­вест­­ный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”. Для наиболее точной картины событий история использует исследования вспомогательных дисциплин.

 

 

Подготовить специалиста - значит подготовить человека к принятию решения (в стандартных и нестандартных ситуациях) в рамках профессиональной и служебной компетенции. В этом смысле, при всех различиях, больше сходств, так как современный специалист - это человек умеющий:

- быстро адаптироваться в имеющихся условиях;

- ориентироваться в происходящих процессах;

- работать в содружестве с другими людьми;

- общаться;

- критически мыслить и принимать самостоятельные решения.

Показателями профессионализма стали умения: работать с информацией, самостоятельно добывать знания, повышать свою квалификацию.

Сегодня основной кризис — кризис идентичности, самоидентификации (термины, обозначающие оценку человеком, группой, населением страны себя и своего места в жизни/в мире). Человек должен правильно определить и оценить свои личные интересы, способности, ценности и соотнести их с интересами страны, социальными общностями, то есть с миром, в котором он существует. Социально—гуманитарные дисциплины призваны представить ''образцы'' и механизмы самоидентификации. Знания о прошлом, исторические образы страны являются основой самоидентификации.

История России неразрывна связана с мировой историей, с историей развития отдельных наций и народов. Поэтому рассматривать события прошлого России с позиции национальных интересов, реализации личности — корректно и своевременно.

Изучая историю, мы должны присваивать, развивать, проверять в различных жизненных ситуациях, при решении профессиональных вопросов:

1) Навыки исторического мышления.

2) Представления об источниках исторического знания и приемах работы с ними.

3) Представления об основных событиях, процессах, этапах истории и их хронологии.

4) Умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам исторического прошлого.

В. О. Ключевский: Некоторые никогда не учившиеся истории, а только философствующие о ней говорят, что история ничему не учит. История не только учит, но еще и проучивает своих неспособных или нерадивых учеников.

История помогает понять настоящее при помощи прошлого. В историческом прошлом, нерасчленимом и тотальным, выделяется некоторая группа фактов из их бесконечного множества (прием актуализации) и оценивается с современных позиций. Так факты становятся историческими.

Историческое мышление предполагает объемное видение затруднений практики. Для этого необходимо проделать следующую процедуру, определить:

1) В чем состоит затруднение и сформулировать.

2) Когда, как возникло, осознанно, что решали, что удалось, чего не замечали.

3) Какие люди, государственные и общественные структуры имели отношение к попыткам решения данной проблемы.

Т.о., суть историзма заключается в идее развития. Все события жизни, культуры, науки, техники, свидетелями которых мы являемся, или о которых знаем, являются результатом предшествующего развития. В середине ХХ в. обнаружилось, что системный подход, построение систем базируется на аксиомах, для доказательства которых требуется построение еще более сложных систем. В этом случае ряд противоречий снимает исторический подход.

Источники. Получить информацию о прошлом можно, только опираясь на исторические источники. Исторический источник – это память эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно классифицируют по трем группам: письменные, вещественные, аудио и кино-фото материалы. Наиболее распространены два способа понимания исторического источника:

1) исторический источник – это все, откуда можно получить информацию о развитии общества.

2) исторический источник – это произведение, созданное человеком, продукт культуры.

Различия в определении источника на самом деле глубоки, так как вызваны разным пониманием объекта исторического познания. Первое определение исходит из посылки инвариантности прошлого. Главным методом является все более точное моделирование, реконструкция единственно возможного прошлого. Исторический источник – лишь хранилище фактов, ценных для выстраивания (реконструкции) инвариантного прошлого.Второе определение понимает историческое прошлое как реконструкцию. В ее основе диалог сознания исследователя с сознанием людей, живших прежде.

Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом виде». Их необходимо «извлечь», объяснить. Для этого используют различные методы исторических исследований. Попытки понять настоящее с помощью прошлого во многом применяют подходы, практикуемые с ХIХ в..

Изучение исторических фактов невозможно без использования той или иной методологии. Методология — учение о научном методе познания; метод (от греч. methodos) — путь исследования, теории, учения. Интерпретация — истолкование.

Теория – система основных идей в той или иной отрасли знаний.

Стадиальный подход к осмыслению исторических фактов предполагает единство исторического процесса. Он имеет следующие варианты:

Формационный подход — объясняет историю как закономерную смену общественно—экономических формаций. В основе этой смены лежит противоречие между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Движущей силой развития общества является классовая борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Революции — локомотивы истории. Все страны проходят стадии общественно—экономических формаций. (К.Маркс., Ф. Энгельс).

В советский период это направление было господствующим. Но, несмотря на идеологическое давление, историки этого направления внесли огромный вклад в изучение отечественной истории. В 60—е гг. ХХ в. сформулирована концепция "многоукладности" экономики России периода капитализма, обусловившая специфику социально—политического строя. Во второй половине 80—х гг. — идея исторических альтернатив. Ее суть — свершившееся прошлое не было единственно возможным. На поворотных точках развития существовали и иные способы понимания проблем, и их сторонники.

Цивилизационный подход (понятие "цивилизация" ввел А. Тойнби, но не дал ему определение. Цивилизация — тип развития общества в своеобразном единстве всех сторон его жизни).). Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечест­ва, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жиз­ни человечества произошли большие изменения, кото­рые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилизационном процессе три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и пост­индустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называ­ют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилиза­ция», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие различных регионов мира всегда шло не синхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация ох­ватила далеко не все уголки мира. Тем не менее, такая терминология является общепринятой.

Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые зани­мают определенную территорию и имеют свои осо­бенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации — это своего рода «единицы», составляющие общий поток истории. Как правило, локальные цивилизации совпадают с грани­цами государств. Однако бывают и «исключения». На­пример, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных госу­дарств, в науке принято считать одной цивилизацией, ибо при всем своеобразии каждого они имеют большое количество общих черт, резко отличающих их от дру­гих цивилизаций.

Локальный в переводе с латыни означает «мест­ный». В данном случае имеется в виду ограниченность пространственными рамками.

Это своеобразие весьма устойчиво: конечно, с те­чением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, «яд­ро», благодаря которому одна цивилизация все равно отличается от другой.

Тем не менее, неповторимость, уникальность ло­кальных цивилизаций нельзя абсолютизировать: в своем развитии каждая цивилизация проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.

Обе теории — стадиальная и локальная — дают возможность по-разному увидеть историю. В стади­альной теории на первый план выводит общее — единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций — индивидуаль­ное, разнообразие исторического процесса. Таким об­разом, обе теории имеют свои преимущества и взаим­но дополняют друг друга. Попытки объединить их предпринимались уже неоднократно. К сожалению, до сих пор еще не создана «универсальная» схема исто­рии, в которой идеально соединились бы локальный и стадиальный подходы. Но именно такой путь изуче­ния истории цивилизаций следует признать наиболее плодотворным.[1]

Историки, пытающиеся объединить стадиальный и цивилизационные подходы (А.С.Панарин, И. Валлерстайн – Ф. Бродель) – синтезный способ интерпретации истории.

Теории изучения исторических фактов [2] Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа)   Всемирно-историческая (Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность ¾ материальные блага)   Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность ¾ гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни)

 

Различия в теориях изучения

Название теории Принципы теории Главное в теории
Религиозно-историческая (Христианская) Вера в Бога, вечность человеческой Души и кратковременность жизни. Главное в истории – это суть выделение человека из животного мира греха, освобождение от дьявольских козней плоти и спасение Души, движение к Богу.  
Всемирно-историческая: Общемировое развитие, прогресс человечества и, прежде всего, прогресс человеческого разума, сознания. Главным в истории человечества считается прогресс. Ведущий фактор прогресса – социальный. Развитие прогресса по возрастающей приведет к абсолютному господству человека над природой.
Локально-историческая Единство человека и его среды обитания. Главным в истории считается гармония биосферы, где человек и его среда обитания являют неразрывное целое. Ведущий фактор гармонии биосферы – биологический. Прогресс является продуктом человеческой деятельности и вторичен к нему. Общество не совершенствуется в ходе прогресса, а представляет собой повторяющийся во времени продукт человеческих инстинктов.

Взаимная непримиримость теорий[3]

Название теории Предмет изучения Критика одной теории с позиций другой теории
Религиозно-историческая Движение человека к Богу. Всемирная и локальная теории считают религиозную теорию ненаучной, ложной. Естественные науки не подтверждают существование Бога и наличие у человека Души.
Всемирно-историческая Общемировой прогресс. Локальная теория считает всемирную теорию ненаучной, ложной. Прогресс не главное в жизни человека, он всего лишь продукт его деятельности. Прогресс почти не сказывается на биологической сущности человека.
Локально-историческая Единство человека и его среды обитания. Всемирная теория считает локальную теорию ненаучной, ложной. Локальная теория абсолютизирует биологические инстинкты и не уделяет должного внимания техническому и социальному прогрессу.
Теория[4] Направления изучения

Всемирно-историческая теория

– Материалистическое Отдает приоритет в изучении прогрессу – революции общества, общественным отношениям, связанным с формами собственности, классовой борьбе. (Рассматривает человека в обществе.) Во всех странах закономерна революционная смена общественно-экономических формаций и возникновение бесклассового коммунистического общества. Процесс смены общественно-экономических формаций в Европе происходит ранее, чем в других регионах.
– Либеральное Отдает приоритет в изучении прогрессу – развитию личности и обеспечению ее индивидуальных свобод. (Элемент противопоставления человека обществу, человек и общество). Все страны придут к цивилизации, которая ассоциируется с сегодняшним обществом в Западной Европе. В процессе исторического прогресса возникают альтернативы. Одна альтернатива – цивилизованная, а другая – нецивилизованная. В результате прогресса во всех странах победит цивилизованная альтернатива развития.
– Технологическое Отдает приоритет в изучении прогрессу – технологическому, научным открытиям. (Человек и техника). Все страны на основе научно-технического прогресса в результате конвергенции (слияния) придут к одному общественно-политическому строю, основанному на западноевропейских либеральных ценностях. Прогресс прежде всего выражен в фундаментальных, технологических открытиях и не зависит от политического строя государств.

 

Методы, используемые при исторических исследованиях:

1) Историко-генетический – воссоздание прошлого человечества в его становлении и развитии.

2) Историко-типологический – выделение типов и этапов исторического развития на основе тщательного изучения разнообразного фактического материала, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно- политической концепции и т.п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности.

3) Историко-сравнительный - выделение общего и особенного и сопоставление однородных явлений.

4) Историко-системный - анализ исторического явления как единой системы (конкретное государство на определенном этапе развития).

Особо важно не только соотношение источника и действительности, но и взаимодействие познающего субъекта и источника.

Таким образом, анализируя источник, необходимо учитывать:

— взгляды автора источника,

— воззрения, сложившиеся в историографии (в том числе научно—популярной, художественной литературе),

— точку зрения исследователя.

Освоение фактологии рассматривается как средство выработки способности критического (самостоятельного) мышления. А для того, чтобы самостоятельное мышление выработать, нужно иметь основу исторических знаний и выработать свою позицию. Это и есть сейчас основная задача высшей школы. Студента нужно учить не мыслям, а мыслить. Также на мышление оказывает мировоззрение и идеология. Мировоззрение человека — совокупность сознания и психолого-биологических факторов. Идеология — система политических, правовых, нравственных, религиозных, фило­соф­ских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к дейст­ви­тельности. Идеология человека формируется в значительной мере идеологией лидирующей верхушки того государства, в котором он живет. И это еще раз подчеркивает ту мысль, что человек, человеческое общество, этапы его развития неразрывно связаны с историей своего государства. А поскольку история каждого государства – это часть мировой истории, то и человек - маленькая частичка мирового исторического процесса.

Все исторические теории имеют свои достоинства и недостатки. В основе всех исторических событий, на любой стадии развития лежит экономика. Однако развитие и реализация исторических событий идет через человеческий фактор, часто поворотные события возникают под влиянием одной личности. В настоящее время много наук соединяют в себе два направления. Например – экономическая история. Экономика изучается в контексте исторических событий. История экономических учений - здесь исторический аспект рассматривается на примере развития направлений в экономической теории.

Из выше изложенного, невозможно, на мой взгляд, выработать одну единственно правильную теорию на все времена. Однако, как автор, я обязана определить свою точку зрения.

Я придерживаюсь всемирно-исторической теории, материалистического направления.

Место и роль России в мировой истории.

Данную тему рекомендую изучать по следующим направлениям:

1.2.1. Спорные проблемы о цивилизационной принадлежности России.

Существуют два наиболее четко выраженные точки зрения на этот вопрос, оформившиеся в ХIХ в.:

1) Россия – европейская страна, западного типа. В 1840-е годы в России формируются две большие группы – «западники» и «славянофилы». «Западники открыто заявили, что Россия – это часть европейской цивилизации, и она должна развиваться по тем же законом, что и Запад. Западники считали, что Россия вступила во всемирно-историческое развитие с реформами Петра I. Советская историография отечественной истории базировалась исключительно на западной концепции.

Вариант западничества – теория модернизационных эшелонов развития. Согласно ей, Россия по тем или иным причинам отстает от западных стран, поэтому необходимо предпринимать попытки ликвидации или сокращения отставания (реформы).

Однако сама западная цивилизация формировалась без России и является результатом эволюции германо-романской цивилизации, возникшей географически в той части Европы, которую принято называть Западной. В настоящее время позиции западников подвергаются острой критике, так как они игнорируют своеобразие российского общества. Особенно это проявляется в периоды глобальных реформ: переход к рыночной экономике, выход из кризиса, развитие науки, реформы образования. Считается, что Россия не должна «обезьянничать», а используя западный опыт, учитывать свою специфику.

2) Славянофилы. По их мнению, Россия первоначально развивалась своим, самобытным путем, но реформы Петра I нарушили естественный ход истории. Сейчас, по их мнению, нужно сделать синтез всего лучшего, что было в допетровской Руси (свободу крестьян, верность, православие, власть царя, опирающуюся на мнения народы, выраженное на Земских соборах) и того, что было заимствовано в Запада.

Славянофилы – идейные наследники воззрения Филофея и его теории «Москва – Третий Рим». «Третий Рим» - последний центр и оплот православия. «Третий Рим» - это и все Русское царство, и Русская церковь. Первый Рим – языческий - пал под ударами варваров в 476 году. Второй Рим – Византия, пошел на согласие с католиками и пал под ударами мусульман в 1453 году. Теперь есть «Третий Рим», а четвертому Риму не бывать. Идею национальной самобытности России.

Последнее десятилетие развития исторической мысли привело к возникновению различных мнений о месте России в мировой истории. Их можно свести к двум основным подходам:

1) Россию лишают цивилизационной целостности, говорят о «конгломерате цивилизаций», «расколотом обществе». (Б.С.Ерасов, И.Г.Яковенко, Л.И. Семеникова, А.С. Ахиезер и др.)

2) Россия рассматривается как локальная цивилизация, самостоятельная, а не периферия западного центра.

3) Среди сторонников цивилизационного подхода, так же существует несколько точек зрения. Одни видят в ней центр православия или же славянской цивилизации. (после Второй мировой войны все славянские государства вошли в сферу влияния СССР). Другие учитывают многонациональный состав населения России, выделяют особую российскую цивилизацию. На переломных моментах она приближается то ближе к Западу, то к Востоку.

1.2.2. Факторы специфики России.

1) Геополитический фактор.

ОБШИРНЫЕ, СЛАБО ЗАСЕЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ, занимающие промежуточное положение между Европой и Азией. Равнинный характер местности, отсутствие непреодолимых естественных преград давало возможность передвигаться и расселяться на огромных территориях. Границы постоянно расширялись, плотность населения была очень низкой, колонизация проходила безболезненно для коренного населения, места хватало для всех. Слабая заселенность так же в определенной мере ограждала от колоссальных эпидемий.

НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫМИ ПРЕГРАДАМИ ГРАНИЦ требовала от русского народа огромных усилий по обеспечению безопасности страны (и материальных, и людских ресурсов), роль государства возрастала, так как требовалась концентрация сил народа, формировался мобилизационный тип развития (татаро-монгольское нашествие).

ОТОРВАННОСТЬ ОТ МОРЕЙ. Борьба за выход к морю – основное направление в развитии истории России это понимали и чувствовали русские государи от Александра Невского до Петра I.

РЕЧНАЯ СЕТЬ. Это благоприятный фактор исторического Развития России, способствовал коммуникации между различными частями большой территории, сплачиванию страны политически и экономически.

ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ. Отсутствие продуктивных земель, короткий цикл сельскохозяйственных работ, предопределенность экстенсивного развития.

СОЦИОГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФАКТОР. Крепкие общинные традиции. Неблагоприятные климатические условия, огромная территория явились причиной формирования государственной власти, жестко контролирующей все сферы жизни общества.

ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР. Ядром русской цивилизации является русский народ. Большинство этносов, вовлеченных в единое культурное пространство, использовали языком межнационального общения – русский язык, стали участниками единого культурного процесса. В 1721 г. страна стала официально империей, однако в ней отсутствовало понятие «метрополия», не было юридически господствующей нации, не было национального угнетения в пользу самого многочисленного русского народа. Подавляющее большинство народов входило в состав России добровольно, часто после многократных просьб.[5]

Когда в Европе существовал расизм, в России, в условиях реального неравенства, этот вирус не задел сознания. Маркиз Д.Н.Керзон, в 1989-1905гг. король Индии, и в 1910-1924 гг. министр иностранных дел Великобритании, вспоминал о своей поездке в дореволюционную Россию: «Русский братается в полном смысле слова. Он совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и мрачного высокомерия, который в большей степени воспламеняет злобу, чем сама жестокость. Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами»[6].

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР. Важность религиозного фактора заключается в том, что господствующая религия формирует менталитет народа, создает систему нравственных символов. В России особая роль в формировании и развитии цивилизации принадлежит православию. Православие более других религий соответствовало складывавшемуся хозяйственному укладу. (см. выше). Главным в православии был ориентир на то, для чего нужна человеку свобода, что предполагает поиск нравственного ориентира для ее использования. 

О влиянии религии можно говорить и спорить очень много. Особенно в настоящее время, после перехода России на рыночную экономику, демократический путь развития, вхождения в мировое экономическое пространство. В вузах есть специальный предмет, более полно раскрывающий множество спорных направлений – Культурология и история религий.

В начале 90-х годов, в переходный исторический период, во многих общеобразовательных школах стали вводить предмет Закон Божий, читали его представители православной церкви. Однако, в связи с многонациональным составом России, с большой миграцией населения (в том числе гастарбайтеры), в классах сидели ученики разного вероисповедания. Поэтому выделение одной религии отрицательно сказывалось на социально-психологическом климате. В данный момент вопросы религий, истории их возникновения включены в курс истории и обществознания.

В XXI веке имеет много дискуссий и научных споров о месте России в сложившейся ситуации. Центральными, на мой взгляд, можно выделить два направления: рентоориентированная, зависимая экономика, или – равноправное вхождение в мировое экономическое пространство. Несомненным остается факт, что Россия отстает по многим вопросам, и модернизация необходима... Формируются и обсуждаются «модели» будущего России учеными, практиками разных направлений и разных стран.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 960; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!