Цитация у церковных авторов (до 170 г.)



От первого периода до нас не сохранились списки книг, которые имели особый статус в ранней Церкви. Судить о том, насколько авторитетна была та или иная книга, можно лишь по косвенным признакам, в первую очередь по тому, какие книги, вошедшие позже в канон, цитируют авторы первых полутора столетий. насколько авторитетна была та или иная книга, можно лишь по косвенным признакам, в первую очередь по тому, какие книги, вошедшие позже в канон, цитируют авторы первых полутора столетий. Прибегая к данному подходу, следует помнить: он может помочь сделать положительный вывод (какие книги считались авторитетными), но не может стать основанием для отрицательного вывода (какие книги не были авторитетными или отвергались). В истории и археологии хорошо известен принцип: «отсутствие свидетельств не есть свидетельство отсутствия». Та или иная книга, вошедшая позже в канон, могла не цитироваться древними авторами не потому, что они ее не принимали, а потому, что цитация из нее не была уместной их сочинениях.

Св. мч. Иустин Философ из всех книг Нового Завета явно называет только Евангелия и Откровение. Для Евангелий он использует выражение «Памятные записки (или воспоминания апостолов».

В Дидахи́, раннехристианском произведении начала II в. (полное название: «Учение Господа, [переданное] народам через 12 апостолов»), приводится текст молитвы «Отче наш» со словами о том, что ее «Господь заповедал в Своем Евангелии»37 — однако не до конца понятно, идет ли речь о Евангелии от Матфея, где и мы можем прочитать ее (Мф 6:5 и дал.), или об устном Евангелии ранней Церкви.

Первые списки канонических книг (170 г. – кон. III в.)

Началом второго этапа принято считать появление первого из известных на сегодняшний день церковного списка канонических книг, известного как «Канон Муратори» (или «Мураториев канон»). Обычно в качестве рубежа принимается 170 г. — дата весьма условная. Это произведение было найдено католическим исследователем и священником Лудо́вико Анто́нио Мурато́ри в Амврозианской библиотеке в Милане. Мураториев канон не является только перечнем канонических книг; его автор излагает их основные богословские идеи, а также приводит известные ему обстоятельства написания некоторых из них. Поэтому данное произведение можно считать первым из известных нам введений в Новый Завет. Можно констатировать, что в Мураториевом каноне прослеживаются зачатки деления книг на четыре категории: повсеместно признаваемые, спорные, неканоническая (частное чтение которой допустимо), полностью отвергаемые еретические книги.

Стабилизация канона (IV-V вв.)

В этот период разногласия между существующими списками постепенно свелись к минимуму, и в результате произошла стабилизация канона (хотя отдельные споры продолжались и позже). Евсевий Кесарийский был одним из первых церковных историков. Он придавал немалое значение вопросу о том, какие книги рассматривали в качестве авторитетных христиане предыдущих эпох. Именно благодаря ему сохранился ряд уникальных сведений на данную тему. Как видно из следующей ниже цитаты, Евсевий Кесарийский разделяет книги, претендующие на вхождение в канон Нового Завета, на четыре категории: «Принимаемые единодушно повсюду», «Оспариваемые, но принятые большинством», «Подложные», «Еретические». Его сомнения относительно Откровения были, вероятно, более серьезными, поэтому он помещает его одновременно и в первую, и в третью группы, предоставляя читателю самому сделать выбор.

Свт. Афанасий Александрийский существенно повлиял на формирование канона (как ветхозаветного, так и новозаветного. через 39-е, так называемое «праздничное» (или «пасхальное»), послание 367 г. Свт. Афанасий указывает, что не следует смешивать апокрифические книги с «несомненно богодухновенным Писанием», и приступает к тому, чтобы «исчислить с начала по порядку все книги, внесенные в канон, преданные нам как божественные, и таковыми признанные». Он делит все книги, претендующие на вхождение в канон, на три группы: «Канонические» – в точности совпадают с книгами современного канона (отличаются только порядком), «Неканонические» – не вошедшие в канон, но рекомендуемые для чтения оглашенными, «Апокрифические» – сочинения еретиков.

Значение 39-го праздничного послания свт. Афанасия для православного богословия двоякое. Во-первых, именно предложенный им список канонических книг постепенно был принят и на Востоке, и на Западе. Во-вторых, им же окончательно была закреплена традиция разделения книг на три разряда. После стабилизации канона в Церкви относительно некоторых произведений шли споры о том, относятся ли они ко второй или третьей группе произведений, однако само деление на три разряда никто сомнению не подвергал.

На Западе решающую роль в стабилизации канона сыграли два замечательных святых – блаж. Иероним Стридонский и блаж. Августин Иппонский.

Блаж. Иероним Стридонский – известен тем, что по удалении в отшельническое жительство в Сирии начал в возрасте 40 лет изучать еврейский язык, чтобы читать и переводить текст Ветхого Завета с языка оригинала, причем труды на этом поприще он воспринимал как особый род подвижничества. После переезда в Палестину он сделал новый перевод Священного Писания на латинский язык. Много позже, на Тридентском соборе (1545–1563), перевод блаж. Иеронима был провозглашен официальным переводом Библии в Католической Церкви и известен нам под названием Вульгата. В силу этого значение личности блаж. Иеронима в формировании канона Нового Завета на Западе было огромным.

Блаж. Августин Иппонский – замечателен не только как выдающийся богослов Западной части Церкви, но и как составитель одного из первых сочинений по библейской герменевтике под названием «Христианская наука». Изложив критерий каноничности, он приводит список канонических книг всего Священного Писания, причем для Нового Завета данный перечень совпадает по объему с современным каноном и отличается только порядком перечисления произведений: за Евангелиями он указывает Послания св. ап. Павла, затем — Соборные (ставя Послание Иуды на последнее место и начиная с Посланий св. ап. Петра), Деяния и Откровение. Благодаря авторитету блаж. Августина данный канон Нового Завета был признан на Поместных Соборах Западной Церкви — Иппонском (393) и двух Карфагенских (397 и 419)


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!