Обзор и классификация апокрифических Евангелий



Апокрифические Евангелия раннехристианские и средневековые сочинения, повествующие о земном служении, об учении и о послепасхальных явлениях Иисуса Христа, но не входящие в канон НЗ и отвергаемые Церковью как недостоверные ввиду сомнительного (неапостольского) или еретического происхождения. Подобного рода тексты стали появляться, вероятно, уже в кон. I - нач. II в. В жанровом отношении они весьма разнообразны и часто называются «евангелиями» лишь по той причине, что в них говорится о Христе.

Апокрифических евангелий в разы больше — в той или иной степени дошли до нас более 50 апокрифических евангелий. В апокрифических евангелиях, как правило, развиваются сюжеты, слегка затронуты в канонические евангелиях.

Естественным образом, такой жанр как евангелие – жизнеописание Иисуса, был очень популярен. Существовало большое количество устных преданий, которые становились основой все новых и новых апокрифических евангелий.

Сегодня многие исследователи Библии питают все больший интерес к подобным евангелиям, пытаясь отделить правду от вымыслов и домыслов. Интерес к апокрифическим евангелиям, да и ко всей апокрифической литературе, появился в XIX веке. Церковь же и по сей день отвергает ценность апокрифических евангелий по двум причинам: авторы апокрифических евангелий не имели апостольского происхождения, Сюжеты евангелий, по мнению церкви, были нарочито искажены. Все же чтение апокрифических евангелий интересно с точки зрения знакомства с ними, как с литературными памятниками эпохи. Все апокрифические евангелия можно разделить на 2 группы:

Фольклорной направленности (немыслимые фольклорно-фантастические описания событий из жизни Христа). Появились ввиду того, что человеческой природе присуще домысливать то, чего нет. Так, к примеру, отсутствие в канонических евангелиях какой-либо информации о детстве Христа привело к появлению большого количества так называемых евангелий детства – апокрифических евангелий, описывающих детство и юность Иисуса.

Идеологической направленности (как способ изложения различных религиозно-философских воззрений). Появились из-за желания многих перетолковать христианские идеи, сделать их так или иначе удобными для достижения определенной цели. Многие авторы перетолковывали евангелие с точки зрения вписывания христианских идей в языческое мировоззрение.

Обзор (характеристика и общее содержание) некоторых прочих новозаветных апокрифов. Понятие «аграфа».

Агра́фа (от греч. ἄγραφα — «незаписанные») — изречения, приписываемые Иисусу Христу и не записанные в четырёх канонических Евангелиях, передаваемые устно, либо записанные в частично дошедших до нас апокрифических Евангелиях, либо записанные в доканонических источниках. Аграфы представляют большую ценность для исследователей Нового Завета как источники, в которых, возможно, сохранилось несколько подлинных речений Иисуса Христа. Также они помогают понять, как развивалась христианская традиция.

Вся апокрифическая литература разрабатывалась в тех формах, что и каноническая литература: апокрифические евангелия, деяния апостольские, послания апостолов и апокалипсисы.

Билет 22

Этапы формирования канона Священного Писания Нового Завета: цитация у церковных авторов (до 170 г.), первые списки канонических книг (170 г. – кон. III в.), стабилизация канона (IV-V вв.). Споры о каноничности некоторых новозаветных книг, «спорные сочинения». История новозаветного канона в Средние века и в период Реформации; канон в католицизме и протестантизме.

Этапы формирования канона Священного Писания Нового Завета

Как было уже отмечено, список канонических книг формировался в Церкви постепенно, в течение продолжительного периода времени. Условно можно выделить три этапа формирования канона.

до 170 г. — период, от которого до нас не дошли в явном виде списки канонических книг, однако процесс отбора произведений в канон (особенно в свете полемики с гностицизмом) имел место, и судить о нем можно по цитированию авторами этой эпохи отдельных новозаветных книг как «Священного Писания» в своих произведениях;

от 170 г. до конца III в. — период, от которого сохранился ряд списков канонических книг, списки эти отличаются друг от друга в определенных деталях; 

IV–V вв. — стабилизация списка канонических книг и принятие его Вселенской Церковью.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!