ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕКА




позитивного права, позитивной морали и божественных законов. К сожалению, полагает Остин, это происходит довольно часто.

Следует четко разделять предметы разных наук, убежден Остин. «Существование права — это одно дело, его достоинства или недо­статки —другое. Существует ли право или не существует — это одно исследование, соответствует или не соответствует какому-либо при­нятому стандарту — другое» (р. 233-235).

Мораль поэтому должна быть решительно отделена от право­ведения, у которого свой ограниченный предмет исследования. «Наука юриспруденция (или просто и коротко юриспруденция) имеет дело с позитивными законами, не принимая во внимания их достоинства или недостатки (в моральном смысле. — И. К.)» (р. 114).

Позитивистская теория права, порвав с идеализмом, сосредо­точилась на изучении действующего, реально существующего пра­ва, оставив в стороне рассуждения о том, каким оно должно быть. По существу, это был огромный прорыв вперед. И. Бентам и Дж. Остин подчеркнули роль государства в формировании права, предложили четкий и понятный критерий, отличающий право от неправа, — госу­дарственную суверенную волю. Но в этом же был заключен основ­ной порок этатистского позитивизма — огосударствление права.

ГЛАВА 5. МАРКСИЗМ

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)— основоположники материалистической философии и социологии, частью которых является классовая теория государства и права. В своих трудах они пытались обосновать преходящий характер государства и права, неизбежность пролетарской революции и построения бес­классового и безгосударственного общества. К основным произве­дениям, касающимся вопросов государства и права, следует отнес­ти совместно написанные работы «Немецкая идеология» (1847), «Манифест коммунистической партии» (1848), работы Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850), «18 Брю­мера Луи Бонапарта» (1852), «К критике политической экономии» (1859), «Капитал» (1867-1894), «Гражданская война во Франции» (1871), «Критика Готской программы» (1875) и работа Энгельса «Происхоиадение семьи, частной собственности и государства» (1884).

328


JBL ГМЦ1—————-^—————————————————————————————МАРКСИЗМ

e i. Материалистическое понимание истории

Огромное влияние на Маркса оказала философия Гегеля, но в то же время марксизм вырос из критики гегелевского идеализма. Так же как и Гегель, Маркс и Энгельс пытались проследить цепочку причинно-следственных связей и открыть законы социального развития. В отли­чие от Гегеля эти законы они увидели не в сфере духа, а в условиях материальной жизни. Этот основополагающий вывод Маркс и Энгельс сделали уже в первых совместных работах. По их мнению, пред­ставление о том, что идеи правят миром, иллюзорно: «Идея неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от интереса».28

Общественное сознание всецело определяется общественным бытием (материальными условиями жизни). Поэтому и сознание людей должно объясняться из их бытия, а не наоборот. Такой способ объяснения социальных процессов и получил название «материа­листическое понимание истории», суть которого обобщил Маркс:

«Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном про­изводстве своей жизни люди вступают в определенные, необходи­мые, от их воли независящие отношения — производственные от­ношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производ­ственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается политическая и юриди­ческая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жиз­ни обусловливает социальный, политический и духовный процессы Жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наобо­рот, их общественное бытие определяет их сознание» (4, 137).

Итак, производительные силы, т. е. рабочая сила и средства производства, образуют базис общества, а государство, право, мо­раль, религия и т. д. образуют нечто производное от базиса и зависи­мое от него — надстройку общества. В связи с этим у надстроеч­ных явлений, включая государство и право, нет своей собственной

^ 28 Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9 т. М., 1984-1988. Т. 1. С. 91. —Далее ылки на это издание даются в тексте главы; первая цифра в скобках означает номер тома, вторая — страницы.

329


Раздел IV


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!