ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIXBFlf,.
Он накапливает различное имущество для обеспечения своего будущего, что неизбежно приводит к праву, так как «без права нет обеспечения ни для жизни, ни для имущества» (Цель... С. 51).
Однако право само по себе также должно быть обеспечено «Поэтому понятие о праве включает в себя два момента: систему целей и систему их осуществления. Подобно тому как лицо и имущество необходимо вызывают собою право, так последнее неминуемо приводит к государству; не (логическая) сила отвлеченного понятия а (практическая) производительная сила цели необходимо создает одно из другого» (Цель... С. 58).
Всякий человек существует не только для себя, но для и общества (для «м1ра» — в дореволюционных переводах). Человек — общественное существо, повторяет он слова Аристотеля (Цель... С. 70). Это, по мнению Иеринга, «высший культурный закон истории», его реализация — цель человеческого рода. Поэтому встает вопрос о форме или системе его осуществления. Форма эта может быть свободная и вынужденная. Последняя непосредственно связана с государством и правом. «Сфера принуждения совпадает со сферой права и государства... в том смысле, что государство, по крайней мере, средства к осуществлению своих целей приобретает с помощью принуждения» (Цель... С. 68). Необходимость в принуждении, по мнению Иеринга, возникает в случае нарушения общественного порядка, и только тогда оно необходимо и оправдано. Во всех остальных случаях общество «саморегулируется». В связи с этим Иеринг анализирует два основных «двигателя социального движения» — вознаграждение и принуждение, мотивом которых является эгоизм. «Без них общественная жизнь немыслима: оборот немыслим без вознаграждения, право и государство — без принуждения» (Цель... С. 76). Гражданский оборот как вид социальной организации стоит ниже права и государства, и поэтому Иеринг начинает с него, чтобы совершить восхождение от низшего к высшему.
|
|
Принципы гражданского оборота
«Оборот, — пишет Иеринг, — есть организация удовлетворения индивидуальных потребностей, основанного на вознаграждении» (Цель... С. 77). Но индивидуальные потребности человека могут быть удовлетворены только при взаимодействии людей друг с другом. При
344
Гяа1 |
РУДОЛЬФ ИЕРИНГ |
чтом отношения между ними даже в сфере оборота не всегда предполагают вознаграждение, т. е. не строятся исключительно на основании возмездности. Существуют, как известно, и безвозмездные сделки. Но не они определяют существо оборота. Во-первых, бескорыстие не свойственно человеку, стремящемуся удовлетворить собственный интерес. Во-вторых, система отношений, построенная на бескорыстии, не совершенна и не стабильна. В этой системе отношений каждый отдельный человек зависим от благоволения другого, что ставит его в униженное положение просителя.
|
|
Этот тезис Иеринг доказывает простым примером. Какую страну выбрать для путешествия: ту, в которой много гостиниц, или ту, в которой их отсутствие восполняется всеобщим гостеприимством? Конечно, — первую. «Гостиница всегда гарантирует мне приют за деньги, которые совершенно избавляют меня, вместе с тем, и от необходимости унижаться до просьб или от обязанности благодарить за благодеяние; в моем кошельке — моя свобода и полная независимость во время путешествия», — пишет он (Цель... С. 93). Возмезд-ность предполагает эквивалентность, т. е. справедливость, оборота. Справедливость как эквивалентность требует признания индивидов независимыми и равными лицами, в противном случае экономический оборот невозможен.
Итак, оборотом движет человеческий эгоизм или взаимная выгода. «Такова, следовательно, логика двустороннего договора: каждый ищет собственной выгоды и убежден, что другая сторона поступает также, — только лицемер будет спорить против этого. Никто поэтому не считает себя обязанным быть благодарным своему контрагенту, так как всякий знает, что он вступил в сделку исключительно |i ради своих личных интересов. Такую логику этого правоотношения признало и право во всей его силе, предоставляя эгоизму полный простор, лишь бы для достижения своих целей он не пользовался недозволенными средствами» (Цель... С. 96-97).
|
|
Гражданский оборот способен к саморегуляции. Ее механизмами являются, во-первых, конкуренция — «социальное регулирование эгоизма»; во-вторых, способность человека ради будущей выгоды жертвовать настоящим — «индивидуальное саморегулирование Гоизма»; в-третьих, свободное самоограничение. Суть последнего •^лючается в том, что человек как существо социальное для удовлет-Рения своих интересов вступает в различные ассоциации и должен итаться с интересами партнеров и общим интересом ассоциации.
345
Раздел IV
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!