Критика исторической школы права и философии естественного права
В молодости Иеринг испытал серьезное влияние исторической школы права и даже первый том «Духа римского права» он посвятил памяти «великого» Г. Ф. Пухты. Так Иеринг отдал должное учителям и занялся последовательным опровержением их взглядов.
Весной 1872 г., в докладе, сделанном на заседании Венского юридического общества и изданном вскоре в виде брошюры под названием «Борьба за право», Иеринг признался: «Это — тот взгляд (историческая школа. — И. К.) на возникновение права, с которым я сам в свое время оставил университет и под влиянием которого я находился в течение многих лет».30 И затем дал резкую характеристику исторической школе права: «Будучи, в качестве теоретического воззрения, ложной, но безопасной, она является в качестве политического принципа одним из опаснейших лжеучений, какие только можно представить себе, так как в этой области, где человек должен действовать и при этом действовать с полным, ясным сознанием цели и с напряжением всех своих сил, она утешает его тем, что дело делается само собою, и ito он поступит лучше всего, если сложит руки и будет с доверием °жидать, что постепенно появится на свет из мнимого первоисточника права— национального правового убеждения» (Борьба... С. 20).
Такая резкость не была случайной. Основные идеи исторической школы права находились в полном противоречии со взглядами
30 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1891. С. 17.-чие даются в тексте главы.
|
- Далее ссылки на это изда- |
339
Раздел IV |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XlXBF.if^
самого Иеринга. Если историческая школа подчеркивала исключительность и самобытность каждой национальной правовой системы, то Иеринг подчеркивал принцип всеобщности в праве. В «Духе римского права» он иронизировал по поводу отношения Савиньи к римскому праву, который, как известно, подчеркивал его значение для развития права германского. Эта позиция Савиньи, по убеждению Иеринга, находится в полном противоречии с программой исторической школы права, которая видит содержание права в истории нации, а не произволе. Если строго следовать ее постулатам, то влияние римского права на германское не имеет никакого оправдания. «Странная ирония научной судьбы! Мысль, которая должна нанести римскому праву смертельный удар, призывается спасти ему жизнь, знамя национальности права развертывается в пользу римского права, против тех, которые хотят сделать из этой мысли правду. Римское право в течении времени сделалось нашим — этим изворотом думали поставить его под защиту принципа национальности. Пусть так, но какое слово оправдания найдет это учение в пользу того, что римское право сделалось нашим?»31
|
|
Что касается теории естественного права, то он называл ее «зловредной» за чрезмерную «индивидуалистичность» и противопоставление индивида обществу.32 Однако одну заслугу он все же признал за ней: отстаивание идеи всеобщности права независимо от места и времени (Дух... С. 9). Сам он думал также, но находил иные аргументы, нежели сторонники теории естественного права. «Вопрос об усвоении чужих учреждений права, —писал он, — не есть вопрос национальности, но просто вопрос пользы, нужды. Никто не будет доставать издалека то, что у него есть дома так же хорошо или лучше, но только глупец отвергнет хинную кору на том основании, что она выросла не на его капустнике» (Дух... С. 7). Иеринг призывает преодолеть узкие границы национальных правовых систем и создать единую юридическую науку, которая бы получила в «форме сравнительного правоведения характер всемирности» (Дух... С. 12).
31 Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. Ч. 1. СПб., 1875. С. 3-4. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.
32 Иеринг Р. Цель в праве. Т. 1, СПб., 1881. С. 379. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.
340
РУДОЛЬФ ИЕРИНГ
|
|
С 2. Предмет юридической науки
Иеринг исходит из органических представлений о праве. Право, пишет он, как и любой другой организм «может подвергнуться двойному исследованию — анатомическому и физиологическому; первое имеет своим предметом его составные части и их отношения друг к ДРУО^ т- е- его структуру, второе — его функции» (Дух... С. 22).
Анатомическое строение, или структура, права существует объективно. Главное — правильно ее выразить, иными словами познать и сформулировать право. Процесс познания права идет двумя путями. С одной стороны, право выражается непосредственно народом, с другой — законодателем, «высказывающим и признающим право, уже существующее в форме нравственного или обычного права». Затем в дело вступают юридическая наука и практика (Дух... С. 23).
Сначала мы как бы наблюдаем существующие правовые положения, т. е. то, что постоянно совершается, повторяется и воспринимается как должное (Дух... С. 23). Но это лишь внешняя сторона мира права. Здесь мало знания и много чувства. «Вы поняли, — пишет Иеринг, — самую ничтожную часть из того мира права, который вас окружает, большая часть его не попадается вам на глаза и живет только в вашем чувстве; вы состоите в правовых отношениях, их не зная, вы действуете по нормам, которых ни один из вас не высказал; правовые положения, о которых вы имеете понятие, представляют только отдельные отблески света, которые бросает в ваше сознание мир фактического права» (Дух... С. 25-26).
|
|
Фактически существующее право должно быть сформулировано, т. е. выражено в словесной форме. Но словесная форма несовершенна, поэтому несовпадение фактического и сформулированного права неизбежно. Собственно говоря, это несовпадение и оправдывает существование юридической науки: «Чисто научные формулирования находятся постоянно в текучем состоянии, принимают ежедневно новые формы...» (Дух... С. 27).
«Правовые положения» черпаются из конкретных «жизненных отношений», которые чрезвычайно разнообразны, но в то же время находятся во взаимосвязи. Задача науки —раскрыть их, иными словами, открыть объективно существующую систему права, понять ее логику и сформулировать понятия, например, понятия правовых Институтов, составляющих «скелет» права, понятия лиц, вещей, действий, прав и т. д. Наука должна перевести правовые положения в правовые
341
Раздел IV _______________ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВГКч
понятия, которыми она и оперирует. Так будет раскрыта логика права которая «есть некоторым образом цвет правовых положений, экст-' ракт из них; в одном верно схваченном понятии заключается, быть может, практическое содержание десяти прежних правовых положений» (Дух... С. 32). Таким образом, с «анатомической» стороны право представляет собой систему понятий или догматическую логику.
Вместе с тем право имеет смысл только тогда, когда оно действует. Поэтому «физиологическое» рассмотрение предполагает изучение функционирования правовой системы. Более того, особенности функционирования являются определяющими для всего организма. Понимание физиологии ведет к истинному пониманию анатомии. Практическая годность права лежит в его функциях. А «функция права состоит вообще только в его осуществлении. Что не реализуется, не есть право и наоборот, то, что отправляет функции, есть право, хотя бы оно и не было признано таковым (обычное право)». Итак, право должно быть осуществимо.
Иеринг пишет о материальной и формальной осуществимости права. В первом случае речь идет о соответствии содержания норм права реальным потребностям времени, во втором — о форме выражения права, которая обеспечивает «легкость и надежность применения абстрактного к конкретным частным случаям» (Дух... С. 42-43). Исследованию действия права, права в жизни, Иеринг и посвятил основные свои работы.
Цель и интерес в праве
Право действует тогда, когда люди ведут себя в соответствии с его предписаниями. Но что вынуждает их к этому? Наиболее эффективным средством воздействия на поведение человека является не внешняя сила, а внутренняя предрасположенность, когда право не препятствует, а способствует реализации личного интереса, т. е. достижению личной пользы и выгоды. Поэтому личный эгоизм является побудительным мотивом человеческой деятельности.
Но вместе тем, право призвано выражать и охранять не только личные, но и общественные интересы. «Пусть мир заинтересует эгоизм в осуществлении своих целей, и его содействие будет для мира обеспечено», — заявляет он. (Цель... С. 27). Дело в том, что, по мнению Иеринга, эгоизм выражается в стремлении к целесообразной деятельности. Здесь важно понять, какова полезная цель и как можно
342
1 |
РУДОЛЬФ ИЕРИНГ
Гла*Ц
ее достигнуть. Эгоизм «мелочный, близорукий имеет перед глазами только отдельную выгоду» и преследует ее за счет общих интересов. Истинный эгоизм предполагает совпадение индивидуального и всеобщего интересов. Примером такого совпадения для Иеринга является римский дух. Римлянин знает, «что его индивидуальное благо обусловлено благом государства, его эгоизм обнимает, следовательно, вместе с первым в то же время и государство. Он знает, что строгое соблюдение и исполнение законов соответствует всеобщему, следовательно, и его собственному интересу» (Дух... С. 278). Из такого духа и выросло римское право «как система дисциплинированного эгоизма». Благодаря идее объективной целесообразности римлянам «удалось перенести право из области души и чувства в область рассчитывающего разума, сделать из права независимый от влияний мимолетного субъективного нравственного взгляда внешний механизм», которым можно управлять, зная его конструкцию (Дух... С. 281). Итак, цель творит право. Как это происходит?
Иеринг, развивая идеи, сложившиеся еще в античности, указывает на два закона, на основании которых происходят изменения в мире. В природе действует механический закон причинности. В соответствии с ним предшествующее событие определяет последующее. В социальном мире действует психологический закон причинности, закон человеческой воли. Иеринг называет его целевым законом. «Целевой закон гласит, — пишет он, — нет хотения, или, что то же, нет деяния без цели» (Цель... С. 2). Или — «цель является представлением о будущем, которое воля предполагает осуществить» (Цель... С. 6).
Цели подразделяются на организованные и неорганизованные, индивидуальные и общественные. Неорганизованные цели (это, например, деятельность научного сообщества) не являются специальным предметом исследования, а организованные — союз, артель, товарищество, юридическое лицо, государство, которое «характеризуется обширным применением права» (Цель... С. 34-35),— представляют для юридической науки специальный интерес. Цели индивида — это цели личного, или эгоистического, самоподдержания, которое может быть физическим, экономическим и юридическим. Цели общества выражаются в деятельности государства.
Физическое, экономическое и правовое самоподдержание ин-ДИвида непосредственно взаимосвязаны. Одно из отличий человека от животного заключается в том, что свое физическое самоподдер-ание °н связывает не только с ближайшим моментом, но и с будущим.
343
Раздел IV
Мы поможем в написании ваших работ! |