Координатный способ задания движения точки.



При этом способе задается 3 функции (при движении в пространстве), определяющие три координаты точки в каждый момент времени. Системы координат могут быть разными, например: прямоугольная декартова, цилиндрическая или сферическая система координат. В первом случае задается: х=х( t ); y =у( t ); z = z ( t ) - это и есть уравнения движения точки (рис.2). в цилиндрической системе координат (рис.3) задаются: ρ= ρ( t ); φ= φ ( t ); z = z ( t ). В сферической (рис.4): φ = φ( t ); θ= θ( t ); r = r ( t ) . если движение задано в какой - то из этих систем координат, то всегда можно перейти к заданию движения в любой из двух других.

Естественный способ задания движения точки.

Он заключается в задании (рис.5):

1) траектории точки: у = f (х),

2) начала отсчета (точка О),

3) положительного направления отсчета,

4) закона движения s = s(t), где s - дуговая

координата.

Естественные оси координат.

Естественные оси двигаются вместе с точкой и изменяют свое положение в пространстве. Этих осей три (рис.6):

 касательная, главная нормаль, бинормаль.

Единичный вектор касательной - (тау) направлен по касательной к траектории в сторону положительного отсчета дуги.

Соприкасающаяся плоскость - предельное положение плоскости, проходящей через т. М1, лежащую на кривой и касательную в

т. М, при стремлении т. М1 к т. М. Единичный вектор  главной нормали  -  перпендикулярен , лежит в соприкасающейся плоскости и направлен в сторону вогнутости траектории. Плоскость перпендикулярная касательной называется нормальной. Единичный вектор  бинормали - перпендикулярен соприкасающейся плоскости и направлен в ту сторону, откуда вращение от  к , по кратчайшему пути, видно происходящим против часовой стрелки. Плоскость ( , ) называется спрямляющей.

Скорость при векторном способе задания движения.

Пусть за время Δt точка переместилась из М в М (рис.7) , вектор Δ - вектор перемещения. Средней скоростью точки за время Δt называется вектор ср = Δ /Δt. Скоростью точки в данный момент времени называется предел, к которому стремится отношение вектора перемещения к промежутку времени, за которое оно произошло, при стремлении последнего к нулю : 

 = lim Δ t

Δt  

Из рис. 7 видно, что: ( t ) + Δ = ( t +Δ t ) тогда:  Δ = ( t +Δ t ) - ( t ), и

  = lim Δ t = lim(  (t+Δt) -  (t)) / Δt = d / dt.

                Δt           Δt

то есть, скорость точки в данный момент времени равна первой производной от радиуса вектора по времени. Из рисунка видно, что вектор скорости в данный момент времени занимает положение касательной. Скорость измеряется в м/с.

6 . Ускорение при векторном способе задания движения.

     Средним ускорением называется отношение вектора изменения скорости к промежутку времени, за которое оно произошло:    ср /Δt.

Ускорением точки в данный момент называется предел этого отношения при стремлении промежутка времени к нулю. 

= lim Δ / Δ t = lim(  (t+ Δ t) - (t))/ Δ t.

Δ t           Δ t

Ускорение равно первой производной от скорости или второй производной от радиуса вектора по времени:

= d / dt = d / dt .

Ускорение ср, а значит и ускорение в данный момент времени -  направлено в сторону вогнутости траектории (рис.8). Ускорение измеряется в м/с2.

7 . Скорость при координатном способе задания движения.

Известно, что:   = d / dt,но   = x · + y · + z · , тогда (т.к. , , - const):  

= dx / dt · + dy / dt · + dz / dt · ,                               (1)

С другой стороны:                 = v · + v · + v · .                           (2)

 сравнивая (1) и (2) получим: v х = dx / dt ; v у = dy / dt ; v = dz / dt, т.е. проекция скорости на ось равна первой производной от соответствующей координаты по времени. Зная проекции можно найти модуль скорости:

   = , а так же направляющие косинусы:

соs( ; ) = vx / | | ; соs( ; ) = vy / | |; соs( ; ) = vz / | |.

8. Ускорение при координатном способе задания движения.

Известно, что: = d / dt,   но    = vx · + v y · + vz · , тогда:

        = dv x /d t · +dvy /d t · +dvz /dz · ,                                     (1)       

с другой стороны :              = ах · + ау ·  + а z · .                                        (2)

сравнивая (1) и (2) получим:

а x = dv x / dt = d x / dt ;     а y = dvy / dt = d y / dt ;    а = dvz / dt = d z / dt . то есть: проекция ускорения на ось равна первой производной от проекции скорости на ту же ось, или второй производной от соответствующей координаты по времени.

Модуль ускорения : | | = , направляющие косинусы:

соs ( ; ) = а x / | | ;   соs( ; ) = а y / | |;   соs ( ; )  = а z  / | |.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!