Особенности русского словесного ударения.



1. Характеризуется как силовое или динамическое (ударный слог отличается большей силой, напряжённостью и сложностью).

2. Подвижность (возможно перемещение с одного слога на другой при изменении слова) при этом в РЯ преобладают слова с неподвижным ударением.

Некоторые слова в РЯ могут иметь не одно а 2 или 3 ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:

- сложные слова из двух основ древнерусский

- многие сложносокращённые слова стройматериалы

- слова с приставками после вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супер окололитературный, суперобложка

- в сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ возможно 3 ударения.аэрофотосъемка

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочное ударение не выделяется хлебозавод, достоверный

Последнее время проблема русского ударения обостряется в связи с возрастающей ролью устной речи. Нормы нарушаются из-за того, СМИ настроены на живое непринуждённое общение и по причине расширения круга лиц, допускаемых к эфиру. Расшатывание литературных норм связано с тем, что в русский язык приходят много новых слов. Общей тенденцией считается стремление к ритмическому равновесию. Это заключается в смещении ударения к центру слова аккомпанировать

Состояние СРЯ в акцентном отношении свидетельствует о живых процессах, происходящих в языке. Тенденции – смена традиционного ударения.

 

Сложность и прихотливость русского ударения известны всем. Пожалуй, ни одна область русского языка не вызывает столько споров, недоумений и колебаний. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом:

· оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове, ср.: ку''хонный, экспе''ртный, проходно''й);

· подвижностью (может менять свое место в разных формах одного слова, ср.: нача''ть, на''чал, начала'', на''чало);

· кроме того, ударение может меняться с течением времени. Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Такие варианты редко бывают равноценными. Хотя одинаково правильным считается произношение таких вариантов, как тво''рог итворо''г, ба''ржа и баржа'' и др;

· Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение,условно обозначаемое знаком гравис ( ). Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова): клятвопреступле''ние, околозе''мный, вице-президе''нт.

Обычно существует несколько вариантов произношения в зависимости от сферы употребления:

· литературный и нелитературный (то есть просторечный, жаргонный, диалектный);

· основной (используемый в официальной обстановке) и дополнительный (допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке).

Например, глагол заня''ться в прошедшем времени фиксируется в речи в трех вариантах: занялся'' — основной вариант, заня''лся — дополнительный литературный вариант (допустим в неофициальном общении), за''нялся — встречается в просторечии, не рекомендуется для использования в литературном языке.

 

Постановка ударения может зависеть от значения слова:

 

заброни''ровать место в гостинице — забронирова''ть новое орудие;

языково''й барьер — языко''вая колбаса;

занято''й человек — за''нятое место;

ша''баш ведьм — шаба''ш работе.

 

Наибольшие трудности обычно вызывают иноязычные, книжные, устаревшие или, наоборот, только вошедшие в язык слова. Колебания наблюдаются также и в некоторых широкоупотребительных словах.

 

Однако в языке существуют определенные модели постановки ударения в целых группах слов, хотя большинство из них действует лишь как тенденция, т.е. возможны различные отклонения, колебания внутри этой модели. Для облегчения запоминания постановки ударения приводятся группы слов с общими акцентологическими признаками. Так, запомнив одно из кратких страдательных причастий женского рода, например, занята'' вы будете знать, как произносить более двадцати идентичных форм: заснята'', отнята'', поднята'', начата'' и т.д.

 

Есть немало слов, произношение которых служит «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Неправильная постановка ударения не только затрудняет понимание, отвлекает слушателей, но и подрывает доверие к говорящему, заставляет сомневаться в его компетентности не только в области речевой культуры, но и в профессиональной деятельности.

Вопрос 23 Акустические характеристики интонации

Интонация - это совокупность просодических (супрасегментных) средств языка: различные соотношения частоты основного тона, тембра, интенсивности и длительности, служащих для оформления единицы коммуникации - высказывания. Для интонации важен также тембр голоса: он является одним из средств смыслового выделения слова, а также выражения эмоций.

Акустическими компонентами интонации являются мелодика (мелодический компонент), интенсивность (динамический компонент) и длительность (временной или темпоральный компонент).

Пауза чаще всего используется для отделения одной части высказывания от другой, а также для связи этих частей.
Все компоненты интонации выступают в единстве и тесном взаимодействии между собой.

С точки зрения акустики интонация — взаимосвязанные изменения частоты основного тона и интенсивности, развёр­ты­ва­ю­щи­е­ся во времени. Для лингвиста важны не абсолютные, а отно­си­тель­ные значения акустических параметров интонации.
Акустические параметры воспри­ни­ма­ют­ся как модификации мелоди­че­ского движения (выше​/​ниже, плавно​/​резко), мелоди­че­ско­го диапазона (шире​/​уже), громкости (слабее​/​сильнее), темпа речи (быстрее​/​медленнее). Регуляр­но­сти воспроизведения этих модификаций создают ритм речи.
Единица интонации — интонема — совокуп­ность интона­ци­он­ных признаков , достаточных для дифферен­ци­а­ции значения высказывания или его части и передаю­щих коммуникативный тип высказывания, членение на тему и рему.
В системе интонации вычленяются также фигуры: повыше­ния и пониже­ния мелоди­че­ско­го движения на различных участках фразы (восходящая интонация, нисходящая интонация), мелоди­че­ские пики. Сами по себе они значения не имеют, но могут изменять коммуникативные и тема-рематические характеристики высказывания.

§ 113. Просодические или интонационные средства (иначе − фонетические компоненты

интонации, просодические параметры) принято подразделять на:

1) тональные,

2) количественно-динамические,

3) фонационные и артикуляционные.

 

 1. Тональные просодические параметры (мелодика) связаны с изменениями частоты основного

тона (ЧОТ), которые происходят обычно в пределах 50-500 Гц. Кривая изменения ЧОТ, освобожденная от

сегментных и позиционных влияний43

, называется мелодическим контуром. Параметры мелодического

контура:

• направление движения тона (восходящий, нисходящий, ровный и их комбинации);

• интервал конкретного тонального движения (величина изменения ЧОТ);

• диапазон − общая величина изменения ЧОТ на всей синтагме;

• уровень или регистр (средний, низкий, высокий) на котором происходят тональные

изменения;

• скорость этих изменений – крутизна тонального движения;

 • характер синхронизации контура со звуковой последовательностью (timing) – например,

реализация тонального движения только на гласном, только на согласном или на гласном и

согласном.

 

2. Количественно-динамические параметры:

• пауза44

 – универсальное средство членения речевого потока на просодические единицы – фразы и

синтагмы);

• длительность и темп;

• интенсивность.

 

3. Артикуляционные параметры − это

• раствор рта,

• просодическая назализация,

• смещение взад/вперед язычной артикуляции,

• общее сокращение или увеличение резонатора;

К числу фонационных параметров относятся различные типы голоса.

 

Существенно заметить, что наибольшую значимость в интонации имеют не абсолютные, а

относительные значения просодических параметров. Кроме того, следует иметь в виду, что существует

сложнейшая система взаимной компенсации просодических параметров – часто тональные изменения

воспринимаются как различия по громкости и/или длительности и наоборот. Наконец, хотя все

просодические параметры могут функционировать независимо друг от друга, часто они образуют

определенные просодические комплексы (например, повышение тона почти всегда сопровождается

увеличением интенсивности).

 

Вопрос 24 Лингвистическая значимость интонации и связь с другими уровнями языка

Интонация имеет объективное лингвистическое значение: независимо от функциональной нагруженности интонация всегда объединяет слова во фразы, и без интонации фразы не существуют. Субъективные различия в интонации фразы не имеют лингвистической значимости.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 473; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!