СОЗИДАНИЕ ПРОСТРАНСТВА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЦЕЛЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



 

                      

 По-простому, так речь здесь пойдёт о том, чему и как учить и воспитывать детей своих, чтобы выросли добродетельные потомки, и какая среда будет в помощь этому процессу и их развитию.

Говорить будем о созидании пространства жизненной среды, как о наиважнейшей части нашей традиционной культуры. То, что сейчас должны были бы назвать экологией, потому что эко – это дом, пространство, а логос – наука, слово. Однако сейчас экология, как наука занимается всё больше спасением пространства природы от человека, а не созиданием пространства, как единого мира природы, человека и Бога и потому, как мне кажется, особых перспектив на своём поприще не имеет. Но я сегодня не об этом. Я сегодня о том, в какой среде легче воспитывать ребёнка, дабы она (среда) сама активно включалась в процесс воспитания.

Речь пойдёт об образовании, о тех образах, которые создадут благоприятную среду для воспитания достойного человека, которым будут гордиться родители и страна. Гордиться потому, что из ребёнка вырос человек с качествами, которые считаются обществом хорошими и важными.

Развивающая среда, это пространство, однажды уже кем-то созданное и несущее собой образы, которые работают уже без активного вмешательства её создателя. Такая среда однажды была создана Богом – Творцом (возможно в сотворчестве с Человеком – творцом) на планете Земля и она до сих пор является примером созидания гармоничной среды (дом, лес, село, община, рабочий коллектив и пр.). Она до сих пор помогает человеку самостоятельно понять своё предназначение на земле и жить этим пониманием. В общем решаем вопрос: «Чем окружаем своего ребёнка, куда его помещаем, чтобы из него вышло, что-нибудь путное».

 Главными успехами в реализации такой задачи человечеством когда-то стали: создание пространства семьи и семейной традиции, религии и религиозной традиции, государства и людского сообщества, объединивших людей в общей цели и в общей традиции. Позже появились школа, детский сад, ясли, спортивные секции, пионерские экологические и другие лагеря, весь набор не берусь перечислить. Да и дело ведь не столько в спектре и в количестве таких заведений, сколько в том, как они работают: на что нацеливают современную молодёжь, какую среду создают своей деятельностью, насколько эффективны в своей работе. А ещё важно то, как они своей деятельностью сохраняют или меняют традицию, уже однажды созданную нашими предками или по-простому: чему учат, к чему и как готовят ребёнка, делают из него россиянина или европейца. Для этого нам просто необходимо, по крайней мере, знать ту традицию, которую дерзаешь переделывать и улучшать, чтоб не испортить её, не соорудить новую вавилонскую башню мимо фундамента и не повторить ошибок предыдущих строителей, уже не однажды ввергавших общество в огненную гиену революционных потрясений и бунтов.

Живущим в современном мире доминирующего материального и эгоистического интереса к жизни, в мире мегаполиса, жёстко вырванного из божественного храма природы, оторванным от земли и прикованным к станку или офису, бывает очень трудно дойти до сути традиции наших предков, сути, создавшей наш мир, создавшей когда-то монолит государства российского. Современный мир формирует свою, современную традицию, что в общем-то естественно для любой эпохи и любого общества, так было всегда. Но ещё никогда традиция в своём саморазвитии настолько не теряла связи со своими корнями не теряла свой стержень – ствол веры, подвергая человечество опасности самоуничтожения.   

Для того, чтобы понять какие человеческие качества считать хорошими и важными необходимо понимание значимых жизненных целей, которые вы хотите предложить молодому человечку (когда он подрастёт) и ответить самому себе на вопрос: «ЗАЧЕМ мы тут есть на этой земле (ЦЕЛЬ)». А уж потом будем отвечать на вопрос, тот, что в заголовке, то бишь: «КАК всего этого достичь (в какую развивающую среду ребёнка погружать, чтоб в помощь была).

 Общество, от семьи и до государственного многоосновного и многоэтнического сообщества, это община, однажды уже созданная и объединённая под значимую общую цель нашими предками, знавшими зачем они это делают. Однажды мы уже объединились в Великую Россию (потому что только так можно было этого достичь) и до сих пор не разошлись — значит эта цель до сих пор для нас актуальна. Более того - этот процесс продолжается, и государственные сообщества планеты Земля, много веков преодолевая разногласия и споры пытаются найти общий, приемлемый для всех образ – цель, который бы стал глобальной идеей человечества.

 Надо признать, что общая цель – идея уже однажды была найдена людьми, и это стало несомненной победой человечества над самим собой, своими звериными инстинктами – страстями. Этот проект отражён в мировых религиях, существующих на планете. Это проект создания гармоничного общества мира людей, где каждый человек моет духовно расти в общинном сотворчестве вырастая до совершенства Космоса (ангельского мира). Важнейшим итогом такого процесса стало возникновение религиозной традиции воспитания человека, где главным инструментом достижения цели должна была стать ЛЮБОВЬ. Но что-то пошло не так и народы разных религий стали по-разному видеть способы достижения общей цели и на этих разногласиях произошло их разобщение и ссоры. И не только это. По-моему, так уже просто, как-то незаметно произошла подмена главных понятий общей цели, и часть человечества под знамёнами с лозунгом «любите друг друга» устремились к нелюбви.

У легендарных и исторических истоков народов были свои цивилизаторы (боги – ангелы), которые дали изначальные знания своим народам и ушли, предоставив возможность нашей повзрослевшей самости самой выполнить задачу формирования религиозной традиции на основе переданных ими знаний. Хорошо задумалось, да не просто делалось, так как с уходом цивилизаторов из всех щелей повылазили псевдоцивилизаторы со своим понятием глобальной идеи и способа её осуществления. А ещё неокрепшая самость человеческая оказалось прекрасной средой для создания псевдорелигий и псевдотрадиций.

 Я здесь не буду делать никаких реальных открытий – эти открытия сделаны уже очень давно и вошли в сокровищницу нашей традиции. Но мне, возможно, как и вам, пришлось их переоткрывать собой и для себя, а теперь возможно и для вас тоже. Как это сейчас ни странно звучит для городского жителя, но наша русская цивилизация является общинно – земледельческой цивилизацией и традиция для неё выработанная временем, соответствующая. Поэтому мы горожане, оторванные от земли, зачастую её (традицию), просто не понимаем, но она нам нравится во внешних формах, даже без понимания её сути (что-то типа генной памяти). Ну, а когда мы попадаем в условия жизни других цивилизаций нам становится как-то неуютно и неуверенно, пропадает ощущение счастливости бытия, быстро приходят разочарования, стресс и прочие пакости. От поколения к поколению нами постепенно забываются традиционные знания о нас самих, возникают ощущения, что так, по-видимому, просто устроен мир и ничего тут не поделаешь, ничего не изменишь. Смею вас уверить, что это не так. По крайней мере я пришёл к этому пониманию, и понимание пришло не столько из книжек современных авторитетов, сколько из собственной жизни. Сначала пространство выбирало меня, потом и я сам стал выбирать для себя пространство и в конце концов стал научаться изменять пространство под свои задачи. Обо всём этом мой сегодняшний сказ.

Я сам. вот уже пятьдесят три года работаю на земле. Когда мне пришлось переходить во второй класс родители купили садовый участок. Видимо они нутром понимали такую необходимость и не только в кормлении своих детей свежими продуктами со своего сада-огорода. Мы, дети, сами прикоснулись к земле, изучили предмет естествознания и ботанику, поняли наше мироустройство на натуральных образах. Я научился работать, с дерево материалами, перенял от отца и матери навыки строительства и работы с землёй, сестра тоже научилась работе на земле, делать из плодов земледельческого труда зимние заготовки. А самое главное мы, как-то незаметно стали частью пространства природы на своём маленьком участке. Мы улучшали его, как могли, обрабатывая свою землю, и она, рожая нам плоды свои, служила нам.

О силе воспитания землёй люди знали всегда, огромное количество обрядов и праздников, детских игр и сам временной календарь были завязаны (да и сейчас ещё тоже) на единство земли и человека. Человек - земледелец понимал свою культуру изнутри, становился частью её. И если вдруг он не имел своей земли и семьи (малой общины), он не имел права голоса на вечевом собрании, он не мог быть ни боярином, ни дворянином, ни даже царём. У царя вообще всегда была земля, его специальным, при вхождении на царство, обрядом «женили» (венчали на царство) на всей государственной земле (держава в левой руке) и он обязан был держать эту землю и всероссийскую земледельческую общину во внутреннем спокойствии и порядке, вести к благоденствию и защищать её от внешних угроз (скипетр - посох в правой руке). Он был в чине отца народов (царя – батюшки). Дворяне и бояре тоже были закреплены за частью государевой земли, с работающими на ней земледельческими общинами с теми же правами и обязанностями. Община их кормила, они её окормляли судом и правдой, защищали от внешних угроз. Такая вот была симфония земли и власти.

Считаю наличие пространства земли, за которое человек отвечает своим радением, необходимым условием взросления гармоничного человека, самоиндентифицирующего себя, как русского.

 Когда подросли и обзавелись семьёй мои дети, я им всем подарил землю, на которой они сами построили свой дом, на которой они со своими детьми учатся быть малой земледельческой общиной.

Мы с женой вот уже сорок лет являемся радетелями своих детей и внуков. За это время я прекрасно понял, что гармоничные отношения детей и родителей, постоянное самосовершенствование родителей как способ воспитания своих детей, их ответственность за мир в семье, их видимое (детям) служение миру и семье являются лучшей развивающей средой первой малой общины в жизни маленького человека, замешанной на безусловной любви и уважения старших. В такой среде развиваются родители и с них, с их образов, развиваются дети – будущие родители. Такая среда называется семейной традицией.

Я сам вырос в полной семье. Не скажу, что там был всегда покой и благоденствие, но у моих родителей хватило разума и ответственности пройти эти испытания и подчинить своё эго интересам семьи и будущих поколений. Это был их подвиг. Теперь мне, имея их пример пройти этот путь много легче. И ещё я понял, что главное качество мужа в семье — это ответственность, жены – смирение, а общее их качество — это любовь, победившая эгоизм.

Другая развивающая среда в помощь человеку духовно растущему – это религиозная традиция. Религия возникла вместе с возникновением человеческой цивилизации. Её создавали сами люди на основе божественных откровений, полученных от просветителей и пророков. Задач у неё всегда было три: принять новую душу в этот мир, дать ей путь в мир божий(рай), помочь в жизни пройти путём духовного взросления к духовному совершенству и отправить её в лучший мир, подведя земной итог земной жизни. Отход от религиозной традиции однажды стало одной из главных причин крушения СССР. После изобретения ядерного оружия, супердержавы отказались от прямых столкновений и войны между ними стали носить только религиозный характер (война идеологий). То есть это стали войны за души людей на территории противника. Эту войну Советский Союз проиграл из-за того, что большинство населения не выдержало испытания завистью к более обеспеченному Западу и большинством своим проголосовало за либерально демократические реформы, и не было нам тогда в помощь религиозной традиции. Теперь стыдно признаться, но я был тоже среди большинства.

 Кстати, сейчас идёт та же война против нас, как носителей нашей общинно земледельческой культуры и она находится в периоде серьёзного обострения. Не продать бы нам снова души свои, по глупости, всё той же торговой и ростовщической цивилизациям на своём же майдане. По статистике уже к 2001 году количество людей погибших от самоубийств превысило количество людей, погибающих в войнах и терактах. То есть людей, разочаровавшихся в своём жизненном выборе (и не нашедших иного пути) возросло настолько, что решивших свести, свои счёты с жизнью, стало просто ужасающе много. А если считать и тех, кто не решился на самоубийство, но влачит жалкое существование по тем же причинам, то становится понятным, что страх бессмысленности существования от потери пути стал главным человеческим страхом 21-го века. Надеюсь, вы согласитесь со мной, что это результат жесточайшего кризиса в религиозной традиции нашего мира и Россия здесь не исключение. Поэтому считаю, что значение религиозной традиции, призванной хранить души людские от «иных» в жизни человека и государства и раньше и сейчас просто трудно переоценить, что её основы надо хранить и оберегать, что она есть и будет наиважнейшей частью нашей культурной традиции.

Вот уже шестнадцать лет я занимаюсь с подростками и молодёжью вопросами воспитания их в традиции нашей русской культуры, при этом воспитываюсь сам и вся наша инструкторская команда. Этот проект называется Детско - юношеской этно - экологической экспедицией «Былина». Экспедиция – это поход за открытиями в нашу культурную традицию, это попытка создания максимально эффективной развивающей среды для современных подростков и молодёжи живущих в современном мегаполисе. Поход происходит в условиях природной среды национального парка реки Чусовая. Этот живописный уголок природы является сохранившейся частью храма природы, созданной Богом. Храм создан для человека, чтобы он смог его улучшить собой, и далее, чтобы он, глядя на это совершенство уже совместного с Богом творенья, смог сотворить такой же гармоничный храм уже человеческой общности на планете Земля. Природа не девственная, а уже оплодотворённая любовью человека разумного, является мощной развивающей средой, работающей незримо на сознание человека растущего, давая ему зримые образы и возможности гармонии сотворенья. Здесь гармония цветов и форм, запахов и образов порождает гармонию мысли. Здесь ты неожиданно начинаешь слышать и понимать мысли Творца.

 Думаете напридумывал – ничего подобного. Ещё сейчас можно встретить географические карты, где на плане территории отмечены урочища в названиях которых стоит фамилия рода, опекающего его, и некогда прежде сотворившего его на участке дикой природы. Здесь прежде, а кое-где и поныне существуют священные рощи, где проводят свои обряды староверы. Эти уголки природы отличаются особым благолепием. Может вы уже заметили, что сёла и деревни, основанные задолго до Октябрьской революции, отличаются от сел и посёлков, созданных в прошлом веке, зримой красотой самого поселения и его окрестностей. Это результат умения тогдашних его жителей вживаться в природу, создавать гармонию мира людей с миром природы.

Первая задача, которая ставится перед нашей экспедицией, это нахождение общей цели и создание под её осуществление экспедиционной общины. Собственно, с этого и началось создание русской северной цивилизации и государства российского племенами и народами осознавшим свою необходимость в единении под общую цель. Подобные задачи на бытовом уровне жизни общества возникают постоянно: помочь соседу с ремонтом, построить всем миром храм, помочь погорельцу, проведение сенокосов, сельхоз работы в колхозе, другие задачи. К сожалению, сейчас во время роста индивидуалистских и материалистских настроений в обществе подобные задачи всё больше решаются по найму, опосредованы деньгами, а не желанием помочь ближнему или выполнением общей значимой задачи.

 У нас в экспедиции изначальная цель, конечно же предлагается инструкторами, и она довольно проста: «Пройти сплавом примерно сто километров по реке Чусовой, построить для этого корабли, стать командой, познакомиться с традиционной русской культурой и каждому участнику найти своё место в общине, стать ей нужной в решении общей задачи». Инструктора знают, как это делать и дирижируют процессом от начала до конца экспедиции, таким образом, чтобы к концу экспедиции образовался «общинный хор». В процессе экспедиции «дирижёры», стараются не вмешиваться в принятие общих решений, даже если это ошибочные решения. Разумеется, эта «демократия» до тех пор, пока они (эти ошибки) не угрожают безопасности экспедиции. И это тоже опыт, формирующий среду развития.

Следующая составляющая нашей среды – экологическое мышление. У нас есть простое правило: «Оставь поляну (свою планету) в состоянии лучшем, чем принял её от предшественников». Это просто и очень действенно учит человека ответственности за пространство, в котором он находится, ответственности перед своей планетой, в том числе за своих нерадивых соплеменников.

Мы считаем, что мы «не бог весть» какие молодцы. Но мы очень стараемся, стараемся создать в своей экспедиции максимально эффективную развивающую среду для современной молодёжи, оторванной от естественной среды обитания. Мы проводим такую экспедиционную работу потому, что сегодняшние образовательные учреждения практически отказались от такой своей функции и оказывают лишь образовательные услуги, на практике оказывая обществу «медвежью услугу» по выпуску в жизнь человека может и умного, но не разумного. А ещё потому, что наше общество за проблемами поиска пути в быстро меняющихся условиях и решением текущих задач, изрядно подзабыло свою традицию умения создавать пространство развивающей среды для поколения грядущего. Очень надеюсь, что российское общество скоро осознает каким богатым наследием оно обладает какая миссия в этом мире ему уготована и что культура это не просто кино, театр и книги, а это в первую очередь культ света, к главной цели земного пути человечества.

 

 

РОДИТЕЛЯМ О ВАЖНОМ. ПРИДАНОЕ

 

Написать эту заметку меня подвигла недавняя встреча с молодёжью из Североуральска. Школьникам было от двенадцати лет и более. В основном это были девчонки. К ним и был обращён вопрос о том, как они представляют своё будущее, свою судьбу. Я и раньше задавал подобные вопросы девчатам в экспедициях. Практически все они говорили мне что-то о продолжении образования, о карьере, о том, чтоб пожить для себя, попутешествовать. На вопрос о том, как насчёт того, чтобы выйти замуж, отвечали, что мол да, наверное, но это потом, совсем потом. На этот раз отвечающая заявила о том, что замуж не особо желает и вообще детей не любит. Печальный ответ. И печальное будущее ждёт страну, в которой так думают потенциальные жёны и матери нового поколения. Что-то важное мы забыли, упустили на государственном уровне, забыв про народное просвещение и культурную традицию. Но я вам скажу, что виноваты в таком положении дел не только государственная политика в области просветительства и образования, но и уже состоявшиеся родители, сегодняшние матери этих мальчишек и девчонок, с которыми они играли в не те игры, наставляли в нетуда. Вместо кукол – пупсов, которых надо обшивать и одевать, дарили кукол – принцесс и кукол «мисс мира» с короной на голове и набором соответствующих нарядов, направляли их по жизни к спортивной, конкурсной, деловой и какой-то там ещё карьере, забывая о самом главном о карьере матери будущей женщины.

Когда нам бывает плохо, когда обстоятельства складываются как-то не так, мы ищем причину наших неудач. Счастливый и несчастный случай, он всегда имеет свою причину в прошедших временах и событиях, даже я бы сказал несколько или много причин, случившихся своими лучами (последствиями события) из прошлого в одной просранственно - временной точке. Случились, и на тебе произошёл случай. Мы начинаем искать причину и находим её достаточно быстро среди наших друзей, недругов, близких и не особо близких. Но «быстрая» причина, как и причина, открытая вне себя – это не истинная причина. Даже если она имеет опосредованное отношение к вашей беде, она для вас не имеет никакого смысла. Ищите причины в себе, в своих поступках, в своём далёком или недалёком прошлом и настоящем. Только так вы сможете победить беду и снова выйти на «дорогу радости». Может вам это не так заметно за ежедневной суетой в собственных проблемах, но присмотритесь, это невозможно уже скрыть. Сколько девчонок, которым за тридцать и уже осознавших своё одиночество вне семьи, которым за тридцать пять и не могущих родить ребёнка, тем которым за шестьдесят и так и не дождавшихся своих внуков.

Чагой-то я расфилософствовался: увлёкся, отвлёкся. Давайте-ка посмотрим на заголовок, там, где про приданое прописано. Может и архаизм всё это, может оно и совсем не соответствует времени и временным важностям - наши заботы о приданом своей дочери. Нынешние невесты сами народ грамотный, вполне состоятельны и самостоятельны. Им нет никакой необходимости выходить замуж в шестнадцать лет, как когда-то их сверстницы. Они вначале получают образование, потом реализуют себя на работе и в обществе, как вполне самостоятельные личности. Особо удачливые накопят денег, возьмут квартиру, обременят себя ипотекой, получат максимум радостей от «возраста весны» и там, где-нибудь годам к 28 – 30 - ти подберут себе подходящего принца под свою стать и прилепятся к нему на всё готовое. Конечно, не всегда выходит так, но как бизнес-план в составе судьбы-плана примерно так большинство девчонок и рассматривают своё будущее. Мамочки на сиё смотрят вполне одобрительно. В этих планах подготовка приданого, как способ реализации своей судьбы никак не рассматривается. И всё было бы хорошо, если бы реализация такого плана выливалась в счастливый случай. Но мы родители со стажем ведь знаем, что проблема- то всё-таки существует, что даже при внешней видимой удачности в семье, почти всегда существует внутренний брак брачного союза, и мы зачастую видим печальные глаза своих дочерей, как бы говорящих: «А ведь я думала, что всё будет не так, я думала, что всё будет намного лучше». Потом они сочтут за правило, что лучше и не бывает и такова уж жизнь. Потом поведают об этом своим дочерям, гася в них надежду на настоящее счастье и создавая «традицию неудачниц» в последующих поколениях. Я здесь не претендую на все объемлемое решение такой сложной проблемы, но вот, как она раньше решалась – подскажу.

А раньше её решали загодя, когда она ещё и проблемой-то не стала. Она была лишь задачкой с вопросиком для молодых родителей: «Как воспитать своих подрастающих детей в трудолюбии, как привить им правильные понятия о жизненных ценностях и способах самореализации в этих ценностях». Им, конечно, было проще, они впитали от родителей ответы на эти вопросы через традицию, через опыт предыдущих поколений. Он был у них всегда перед глазами, и они знали великое правило: «В какие игры ребёнок играет в детстве – в такую жизнь он и будет жить потом».

У меня вообще большое подозрение, что подготовка девочек к взрослой жизни в семье через созидание и накопление приданого имеет не только и даже не столько материальный аспект. Этих аспектов было множество и все они укладывались в понятия образования, воспитания и просвещение невесты, как будущей жены, матери и хозяйки дома. Собирание приданого – это была такая игра, взрослеющей девочки во взрослую жизнь. Причём игра со временем тоже взрослела. Сами посудите. Лет с трёх у неё была своя кукла, которую надо было одевать, раздевать, кормить, садить на горшок, разговаривать с ней за жизнь, штопать или шить её платье, играть с ней в семью. Всё это она брала от мамы и папы, от образов своей семьи со всеми счастливыми и несчастливыми случаями. Уже в семь лет девочка понимала (этот возраст ещё легко поддаётся внушению), что замужество и рождение детей – это начало взрослой жизни, начало судьбы любой женщины (без замужества нет судьбы, а есть лишь недоля), что это важнейшее событие и к нему надо готовится заранее. Именно так готовились её старшая сестра, мама, бабушка и все, все, все женщины. И никакие там медийные провокации о счастливой лесбиянской судьбе, судьбе бизнес-леди, или там ещё какого другого счастья уже навряд ли её совратят. Такое (традиционное) понимание счастливой судьбы было для неё первым и очевидным среди её родни и соседей, и в эту судьбу она уже вступила, начав готовить себе приданное. Конечно, здесь было весьма желательным, чтобы родители и близкие старались (ради будущего своего рода), сломать своё эго в пользу ребёнка и выглядеть вполне счастливыми, смиряя свои споры и разногласия. И это понятно улучшало среду, в которой росла будущая жена и мать.  Но и опыт того, на что сердится папа, как с ним общается мама, и как своим смирением успокаивает его, хранит погоду в доме, тоже шли впрок подрастающей невесте. Уровень счастливости семьи, в которой растёт невеста тоже был показателем, своеобразным приданым, которое замечали в основном родители жениха (потому как были трезвы в рассуждениях, в отличии от опьянённого любовью сына). Далее девочка начинает овладевать навыками женского труда и реализовывать их в своём приданном для своего будущего счастья. Она уже смотрит на мамины заботы по дому через призму своей судьбы и охотно помогала, и подражала ей. Раз тема была важной, разговоры по ней возникали постоянно, вопросы к маме всегда были. Мать конечно же помогала дочери, и через этот совместный труд, направленный в будущее счастье девушки, через их разговоры она узнавала много нового о том, как правильно выстроить отношения в семье. То есть информация о семейной жизни шла из традиций своей семьи, а не из медийной системы и не от «свидомых» подружек, как сейчас часто происходит. Эти разговоры часто слышат и сыновья, они тоже оказываются в теме понимания создания правильной семьи, неизбежности и необходимости этого события. Родня и соседи, приходящие в дом, видели, как растёт приданое новыми сундуками, заводили разговор об этом, поощряли её рвение. Чрез них об её умелости узнавали другие, в том числе и те, у кого подрастали женихи.

 Количество и качество её приданого являлось как бы документом, свидетельствующим о её трудолюбии и умениях, о готовности быть женой, матерью и хозяйкой дома. Думаю, что угощение сватов во время сватовства блюдами, приготовленными молодой хозяйкой, тоже давало возможность оценить её способности. Если сватовство оказалось неожиданным, и невеста брала тайм-аут в решении своей судьбы, то после принятия решения она могла послать своему жениху «невестины пироги». По пирогам, по их вкусу легко можно было понять её способности, да и само её решение тоже. Пироги могли оказаться вообще малосъедобным и не потому, что невеста неумелая, а потому, что жених ей не гож.

Я ещё не говорил о таких базисных вещах, прививаемых девушке в такой «игре», как надёжность всего того, что даётся нам собственным трудом, о бережливом отношении к вещам, аккуратности и ощущению красоты мира и труда, направленного на самореализацию в собственной судьбе. Я много что ещё не сказал из семейных традиций наших предков. Пока только столько. Теперь попробуем сравнить ещё недавнее прошлое с современностью и прикинуть, что из прошлого можно было бы принять, адаптировав его к нашему времени. Что мы растеряли и незаслуженно забыли из опыта веков, именуемого культурной традицией. Ну и подведём некоторые итоги.

Итак, подготовка приданного – это игра взрослеющей девочки во взрослую жизнь.

Приданое – это не только сундуки с добром от невесты, стоящие в гостиной на видном месте, но и подарок её рода в виде добродетелей семьи её родителей, о которых знают окружающие.

И наконец приданое – это умение быть ответственной женой и хозяйкой, умеющей рачительно вести хозяйство и хранить мир в доме через собственное смирение и умение смирять мужа.

Ответственность за качественные характеристики приданого лежат на родителях и самой невесте.

Я не хочу давать, друзья мои, готовых рецептов возможных образов современного приданого современных родителей и невест. Я сам уже не особо современен. Потом готовые рецепты не дорого стоят и быстро забываются. Совсем другое дело, приготовленное собой и для себя.

Успехов вам молодые родители и счастья вам в счастливых детях и внуках.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!