Русская драма 50-60-х годов 19-го века. Общая характеристика.



 

ДРАМАТУРГИЯ 60-е годы в истории русской литературы явились эпохой становления и развития самобытной национальной драматургии. Островский оказался в центре драматического искусства 1860-х годов, задавая тон, намечая основные пути, по которым пошло развитие драмы. Характерен жанровый универсализм великого национального драматурга, в эпоху 60-х годов никем не повторенный. Спутники Островского углубляли и разрабатывали те или иные грани его многопланового искусства: «Бедность — не порок» дала толчок к появлению драмы из народной жизни в творчестве А. А. По- техина; «Свои люди — сочтемся!» открыли дорогу социально-бытовой драме Щедрина («Смерть Пазухина») и Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского»); «Гроза» намечала пути национальной трагедии (А. Ф. Писемский, «Горькая судьбина» и «Самоуправцы»); «Доходное место» намечало контуры социально-политической комедии, развитие которой в творчестве Салтыкова-Щедрина («Тени») и Сухово-Кобылина («Дело» и «Смерть Тарелкина») сопровождалось усилением сатирических начал; исторические хроники Островского заложили фундамент исторических драм А. К. Толстого, Н. А. Чаева. Островскому русская драматургия обязана своим неповторимым национальным обликом. Как и во всей литературе шестидесятых годов, в ней существенную роль играют начала эпические: драматическим испытаниям подвергается мечта о братстве людей, подобно классическому роману, обличается «все резко определившееся», «специальное, личное, эгоистически отторгшееся от общечеловеческого». Русский драматург питает доверие к повседневному ходу жизни, изображение которого смягчает самые острые драматические конфликты и придает драме эпическое дыхание: зритель чувствует, что творческие возможности жизни не исчерпаны, итоги, к которым привели события, относительны, движение жизни не завершено и не остановлено. Произведения русских драматургов 60-х годов не укладываются ни в одну из классических жанровых форм, что дало повод Добролюбову называть драмы Островского «пьесами жизни». Русский драматург не любит отторгать от живого потока действительности и специализировать сугубо комическое или сугубо трагическое: ведь в жизни нет ни исключительно смешного, ни исключительно ужасного; высокое и низкое, великое и смешное пребывают в ней в растворенном состоянии, причудливо переплетаясь друг с другом. Ведущее место в русской драматургии середины XIX века принадлежит народной драме из быта купечества (Островский) и крестьянства (Потехин и Писемский), которая, тем не менее, в пределах только купеческого или сугубо крестьянского быта не замыкается. Драматурги выходят, как правило, к проблемам общенародным, национальным, широко используют фольклор, ориентируются на массовое зрелище, тяготеют к поучению в духе народной притчи. Рядом с народной драмой широкое распространение в русской литературе 60-х годов получила драма общественная, генетически связанная с гоголевским «Ревизором». Однако в новых исторических условиях, на новом этапе развития реализма качественно изменился в ней характер конфликта. Сатирическая комедия ассимилировала в себе жанровые традиции социально-бытовой драмы. В нее вошли страдающие от общественной несправедливости силы, оказывающие сопротивление давлению обстоятельств, окруженные авторским сочувствием, вызывающие зрительское соучастие. Конфликт в общественной драме стал более живым и диалектичным, углубился психологический анализ, сатирические мотивы осложнились лирическими. Своеобразной разновидностью этого жанра явилась обличительная драма. В центре ее оказывался, как правило, конфликт честного чиновника новой формации со старой николаевской бюрократией. Вершиной общественной драмы 60-х годов явилась трилогия А. В. Сухово-Кобылина — уничтожающая сатира на русскую бюрократию с позиций патриархально-дворянского мироощущения, близкого в некоторых своих чертах настроениям широких народных масс. Историческая тема заняла одно из ведущих мест в драматургии 60-х годов. Русских драматургов привлекали в основном две эпохи отечественной истории: конец XVI века, период царствования Ивана Грозного с его деспотизмом и самовластием, и начало XVII века — время мятежей и смут, крестьянских волнений, нашествий иноземцев на Русь и патриотических народных движений. В 60-е годы появились драматурги, целиком посвятившие свое творчество исторической теме: Д. В. Аверкиев, автор исторических пьес «Мамаево побоище», «Слобода Неволя», «Фрол Скобеев», «Каширская старина»; Н. А. Чаев, автор исторических драм «Князь Александр Михайлович Тверской», «Царь Василий Иванович Шуйский», «Грозный царь Иван Васильевич» и др. Трилогия А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» принадлежит к числу выдающихся явлений драматургии шестидесятых годов. Основной пафос ее заключается в борьбе с самодержавием, с неограниченной властью монарха, установившейся в эпоху централизации земель вокруг московского княжества. А. К. Толстой считал, что прямым следствием самодержавия явилась современная бюрократическая государственность, подавляющая живые силы в стране.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!