Жанр фэнтези в детском чтении



Вопросы:

1. Жанровое своеобразие фэнтези, происхождение жанра. Моделирование иной реальности в произведениях жанра фэнтези, соединение фольклорных заимствований и собственно авторского вымысла при ее создании.

2. Философская проблематика трилогии Р.Р.Толкиена «Властелин колец».

2.1.Фантастическая действительность и формы ее организации в романе «Властелин колец».

2.2.Организация художественного пространства романа:

 образ Срединной Земли и способы его создания (география, климат, государство, история);

 моральная основа географии Срединной Земли. Восток – зло, Запад – добро;

 пространственное многообразие Срединной Земли. Рохан и Гондор-локализация эпического пространства. Мотив дороги как аллегория жизненного пути.

2.3.Организация художественного времени в романе:

 контраст авторского времени в «прологе» и реального времени;

 объективное и субъективное время;

 «стоячее время»;

 цикличность и фольклорное время;

 структурное и концептуальное время;

 линеарное время и циклическое.

2.4.Нравственная концепция

Дж.Р.Толкиена и ее отражение через пространственно-временной континиум романа. Моральный антагонизм добра и зла и способы его выражения.

3. Семантика возможных миров в «Хрониках Нарнии» К.Льюиса.

 

Литература:

1. Гуревич Г.И. «Научная фантастика – это лоции для потомков»: [Беседа с писателем-фантастом] // Книжное обозрение. – 1992. – 28 февр. – С. 3.

2. Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М., 1974.

3. Кошелев С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж.Р.Толкиена // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. Вып. 6. М., 1981.

4. Новиков А. Миры «Поляриса»: [О фантастической литературе] // Книжное обозрение. – 1994. – 20 сент. – С. 16 – 17.

5. Покровский М. Этюды из эпохи перемен: [О специфике жанра фантастики] // Четвертое измерение. – 1992. – № 1. – С. 110 – 116.

6. Чернышева Т.А. Природа фантастики. Иркутск, 1984.

 

Методические указания:

1. Прочитайте произведения Р.Р.Толкиена «Властелин колец», К.Льюиса «Хроники Нарнии».

2. Найдите (сформулируйте) определение жанра «фэнтези».

3. Подумайте над сходством и различием фэнтези и фантастики.

4. Составьте перечень известных вам произведений, созданных в жанре фэнтези, и их авторов.

5. Изучите научную литературу по проблемам поэтики названных произведений писателей.

 

 

Практическое занятие № 13

Своеобразие трактовки образа ребенка в детской литературе 60-80-х гг. Творчество Н.Н.Носова

Вопросы:

1. Путь в литературу Н.Н.Носова. Особенности творческой манеры писателя в постановке этических вопросов.

2. Юмористические рассказы для детей Н.Н.Носова. Образ ребенка в ранних рассказах Н.Носова («Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша», «Карасик», «На горке», «Про репку» и др.).

3. Проблема формирования детского характера в борьбе с собственными недостатками в повестях «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина».

4. Трилогия «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»: литературные предшественники Незнайки и Знайки, жанровые особенности романа-сказки, изображение действий героев, обладающих детской психологией, в реальности «взрослого» мира, своеобразие характеристик героев и их характеров, специфика юмора в произведении.

5. Дидактика и популяризаторский пафос произведений Н.Н.Носова для детей.

 

Литература:

1. Жизнь и творчество Николая Носова: Сборник / Сост. С.Миримский. М., 1985.

2. Катаев В. О Николае Носове // Носов Н.Н. Собр. соч.: В 3 т. М., 1968. – Т.1. – С. 5 – 7.

3. Носов Н.Н. О правде художественного вымысла // Книги – детям. М., 1967. – С. 43 – 54.

4. Рассадин С. Николай Носов: Критико-биографический очерк. М., 1961.

5. Сивоконь С. Ради счастья детей // Сивоконь С. Уроки детских классиков. М., 1990. – С. 258 – 282.

Методические указания:

1. Прочитайте указанные произведения Н.Н.Носова.

2. Выпишите определения понятий «юмор», «комизм» / «комическое». Вспомните, каким еще может быть смех? Присутствуют ли эти «другие» формы смеха в рассказах Н.Н.Носова?

3. Подумайте, какие приемы выполняют комическую функцию в рассказах писателя (например, детская фантазия, диалоги героев и т.д.).

4. Несмотря на то, что в имени Незнайка заложено отрицание, все же этот герой несет эстетический заряд интеллектуального, духовного роста. Поразмышляйте, каким образом это возможно раскрыть детям?

5. При прочтении повести «Витя Малеев в школе и дома» подумайте, что сближает ее героев с современными детьми? В чем проявляется их несхожесть?

 

Практическое занятие № 14


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 485; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!