Научно-фантастические произведения в русской детской литературе
Вопросы:
1. Своеобразие тематики и проблематики русской научной фантастики.
2. Основные тенденции развития русской научной фантастики.
3. Научно-фантастические произведения А.Н.Толстого: соединение исторической реальности и научно-фантастического вымысла, поэтика названия.
4. Идейно-художественное своеобразие научно-фантастических произведений А.Беляева, проблема личной ответственности человека в его произведениях.
5. Детская научная фантастика К.Булычева. Идеальный образ будущего в «Девочке с Земли», Алиса Селезнева как девочка двадцать первого века. Своеобразие проблематики произведений К.Булычева последних лет («Любимец», «Убежище»).
Литература:
1. Арзамасцева И.Н, Николаева С.А. Детская литература. М., 2007.
2. Гуревич Г.И. «Научная фантастика – это лоции для потомков»: [Беседа с писателем-фантастом] // Книжное обозрение. – 1992. – 28 февр. – С. 3.
3. Новиков А. Миры «Поляриса»: [О фантастической литературе] // Книжное обозрение. – 1994. – 20 сент. – С. 16 – 17.
4. Покровский М. Этюды из эпохи перемен: [О специфике жанра фантастики] // Четвертое измерение. – 1992. – № 1. – С. 110 – 116.
Методические указания:
1. Прочитайте произведения А.Н.Толстого «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», А.Беляева «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля», К.Булычева «Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», «Любимец», «Убежище».
2. Изучите научную литературу по проблемам поэтики названных произведений писателей.
|
|
Практическое занятие № 10
Жанр сказа в детском чтении. Творчество П.П.Бажова
Вопросы:
1. Жанровые особенности сказа:
1.1. составляющие сказового повествования;
1.2. образ сказителя и способы его формирования:
интонационный строй;
строй образной речи: слово как произведение в произведении;
самохарактеристика рассказчика (сказителя): наличие – отсутствие;
иные способы (стилизация, пародирование, фельетонирование и др.);
1.3. способы живописания в сказе: колористика, фантастическое, юмористическое.
2. Сказовое творчество П.П.Бажова:
2.1. «Малахитовая шкатулка»: своеобразие композиции, тематики, особенности поэтики. Фольклорное начало в сказах Бажова. Образы Великого Полоза, Хозяйки Медной Горы;
2.2. «Каменный цветок»: проблема создания совершенного произведения искусства. Образы мастеров и горнодобытчиков в сказе. Решение социальной проблемы и противопоставление жизни уральских мастеровых людей и жизни столицы.
3. Стилевые особенности сказов П.П.Бажова.
4. Сказы «детского тона»: «Огневушка-Поскакушка», «Серебряное копытце» - примеры ювелирной работы писателя над текстом: передача малейших оттенков разговорных интонаций, эмоциональная палитра, своеобразие
|
|
композиции и моральный смысл.
Литература:
1. Арзамасцева И.Н, Николаева С.А. Детская литература. М., 2007.
Методические указания:
1. Прочитайте сказы П.П.Бажова.
2. Выпишите определение жанра сказа.
3. Подумайте, чем сказ отличается от сказки и какова доля вымысла в сказе.
4. Определите «географию» сказов П.П.Бажова: человеческий мир – сказитель – фантастический мир. Укажите систему персонажей каждого из миров и характер соприкосновения двух миров.
5. Подумайте, какие качества людей в первую очередь прославляет писатель в своих сказах.
Раздел 7 «Детская литература 60-80-х годов ХХ века»
Практическое занятие №11
Жанр сказочной повести в детской литературе
Вопросы:
1. Жанровое своеобразие сказочной повести (повести-сказки).
2. Генезис и развитие жанра сказочной повести, основные тенденции этого развития.
3. Идейно-художественное своеобразие повестей-сказок А.Линдгрен: специфика сказочного вымысла, соединение сказочной фантастики и достоверности изображаемого мира. Повесть-сказка «Рони, дочь разбойника», ее отличие от ранних сказочных повестей Линдгрен.
4. Развитие художественных открытий Андерсена в сказочных повестях Т.Янссон. Муми-Дален как идеальный мир, своеобразие дидактики.
|
|
5. Жанр повести-сказки в русской литературе. Сказки-обработки сказок зарубежных писателей («Приключения Пиноккио» К.Коллоди и «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н.Толстого, «Удивительный волшебник из страны Оз» Ф.Баума и «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова);
6. Идейно-художественное своеобразие сказочных повестей А.Шарова и Э.Н.Успенского.
Литература:
1. Арзамасцева И. Гарантийный сказочник Эдуард Успенский // Детская литература. – 1993. – № 1. – С. 9 – 12.
2. Брауде Л.Ю. Не хочу писать для взрослых: Документальный очерк о жизни и творчестве Астрид Линдгрен. Л., 1987.
3. Брауде Л.Ю. Сказки скандинавских писателей. Л., 1990.
4. Варшавер О. «Озкренне ваш – Лаймен Фрэнк Баум» // Детская литература. – 1993. – № 4. – С. 41 – 45.
5. Васюченко И. Игра и тайна: Сказки XX века // Детская литература. – 1994. – № 4. – С. 3 – 9.
6. Латова Н. Удивительные приключения «Волшебника страны Оз» в России // Детская литература. – 1995. – № 1 – 2. – С. 49 – 53.
7. Мяэотс О. Туве Янссон // Детская литература. – 1994. – № 5 – 6. – С. 84 – 85.
8. Неелов Е.М. Фантастический мир Стругацких: (Повесть «Малыш») // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1992. – С. 49 – 67.
|
|
Методические указания:
1. Прочитайте повести-сказки А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Пеппи, Длинныйчулок», «Рони, дочь разбойника», Т.Янссон «Шляпа волшебника», А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот», А.Шарова «Мальчик Одуванчик и три ключика» и др.
2. Найдите (сформулируйте) определение жанра «сказочная повесть».
3. Подумайте, каковы отличия сказочной повести от сказки и повести.
4. Изучите научную литературу по проблемам поэтики названных произведений писателей.
Практическое занятие № 12
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 830; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!