Пикет №13 «Заколдованные врата»



       Легенда: «Никогда не теряй терпения – это последний ключ, открывающий двери…» Так гласит народная мудрость. Тропа лабиринта, так или иначе, всех путников приводит к заколдованным воротам. Здесь, за этими воротами твой мир, юный друг. Ты сможешь вернуться в него, если откроешь семь замков ключами, найденными в лабиринте. Выходя из лабиринта, оглянись и скажи спасибо всему тому, что научило тебя бороться и преодолевать препятствия. Их будет ещё много. Сегодня ты выучил свой первый в жизни урок мужества и усердия!

Оснащение пикета. На финише игры символические врата, образованные сплетением верёвок, натянутых между деревьями. На концах каждой верёвки металлические кольца. С помощью этих колец верёвки между собой скреплены металлическими замочками. Их семь. Если снять замки, сетка распадётся.

Условия игра. Это последнее испытание в игре. Командам необходимо подобрать семь ключей к семи замкам и снять верёвочную завесу. Игра считается оконченной для команды в тот момент, когда будет открыт последний из семи замков. К финалу игры команда должна добраться в полном составе.

МЕТОДИКА организации и проведения

интеллектуально-познавательных турниров:

Практические рекомендации организаторам

                                                     

       Интеллектуально-познавательные игры – на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми. Их можно называть по-разному: эрудицион, викторина, познавательный турнир и многие другие. Эти игры могут быть разными по тематике и правилам, но сходные по сути. С точки зрения педагогики интеллектуально-познавательные игры обладают не только образовательным, но и огромным воспитательным потенциалом. Конечно, одна игра не позволяет решить какие-либо воспитательные задачи. Но когда интеллектуально-познавательные игры организуются в детском коллективе как система, они могут дать детям очень многое.

Во-первых, такие игры стимулируют познавательный интерес ребёнка и формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний.

Во-вторых, принцип соревновательности, на котором строятся все интеллектуально-познавательные игры, даёт возможность ребёнку оценить свои способности, побуждает к развитию коммуникативных навыков, например, техники и культуры речи.

В-третьих, работа в команде способствует развитию у детей навыков коллективной мыслительной деятельности, сотрудничества и совместного поиска решения проблемы.

Но необходимо помнить, что любой воспитательный потенциал игры может быть реализован только при грамотной организационной работе тех, кто готовит и проводит интеллектуально-познавательный турнир.

Все интеллектуально-познавательные игры, независимо от их названий, обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение осуществляются по одному организационному алгоритму. Но прежде чем раскрыть этот алгоритм, необходимо выделить сходные черты, которые присущи всем без исключения интеллектуально-познавательным турнирам. Вот эти 3 ключевых признака:

v наличие вопросов, на которые будут отвечать участники игры;

v наличие определённых правил, которые необходимо соблюдать в ходе игры;

v наличие игрового сюжета, игровой интриги, определяющей тематику и характер игры.

На каждом из этих компонентов следует остановиться поподробнее. Итак, вопросы

Не всякий вопрос годится для интеллектуально-познавательной игры. К сожалению, этим часто пренебрегают многие организаторы. Порою в той или иной игре встречаются некорректные вопросы, что приводит к спорам и конфликтам между участниками и ведущим. Заранее проигрышны для любого турнира банальные, скучные и откровенно глупые вопросы.

Вот несколько видов вопросов, которые крайне нежелательны для интеллектуально-познавательных игр. Например,…

· Что такое гипотенуза?

· Сколько дней в високосном году?

Подобные вопросы можно назвать откровенно примитивными. Они требуют от участников игры знания общеизвестных фактов из жизни и программных курсов школы и не требуют ни малейших проявлений логического мышления.

· Что такое «парадигма»? (Теория, принятая за основу дальнейших изысканий)

· Кому Б. Пастернак посвятил стихотворение «Приближение грозы», написанное в 1927 году? (З. Черняку)

Подобные вопросы имеют некоторое сходство с предыдущими: они не требуют от игрока ничего, кроме эрудиции, точного знания фактов. Но в то же время эти вопросы являются абсолютной противоположностью тем, которые были приведены в пример ранее: если на первые вопросы способен ответить любой средний ученик-семиклассник, то на вопросы, предложенные следом, даже учитель ответить сможет не всегда. Эти вопросы требуют глубоких узкопрофессиональных знаний, ответить на них можно только со словарём и энциклопедией в руках. Когда игра состоит из таких слишком сложных вопросов, у детей пропадает всякое желание играть.

· В каких городах мира есть метро?

· Каких вы знаете белорусских писателей?

Подобные вопросы требуют ответа-перечисления. При этом, как правило, возникает проблема: нужно перечислить всё или можно ограничиться несколькими названиями? Если можно ограничиться, то, что именно необходимо назвать в первую очередь, чтобы ответ сочли правильным? Результатами в игре с подобными вопросами можно варьировать: кому-то засчитать правильный ответ, а кому-то и не засчитать. Это нарушает главный принцип судейства – объективность, а, значит, влечёт за собой конфликт между участниками и экспертной судейской группой. Ведь городов, где есть метро, десятки, и белорусских писателей много. Такие вопросы если существуют, то должны даваться с пояснениями. Например: В каких городах мира есть метро? Назовите хотя бы три из них.  Но лучше, если организаторы и вовсе будут избегать при проведении игр вопросов, которые требуют ответа-перечисления.

· У какого знаменитого литературного героя-сыщика был помощник, от имени которого написаны произведения об этом сыщике?

· Какой пролив разделяет два материка?

Такие вопросы не имеют одного правильного ответа. При этом авторы, придумавшие вопрос, зная только один ответ, порой даже не догадываются, что существует и другой правильный ответ. Например, в первом случае, помимо Шерлока Холмса (по мнению сочинителей вопроса именно этот ответ считается правильным), можно назвать Эркюля Пуаро и Ниро Вульфа – и это тоже правильные ответы. А во втором вопросе, кроме Берингова пролива (именно его имел в виду сочинитель вопроса), можно назвать ещё и Гибралтарский пролив. Поскольку подобные вопросы скрывают в себе потенциальный конфликт, они недопустимы в игре. Вопрос должен быть сформулирован так, чтобы на него был только один правильный ответ.

· Какой вклад в науку внёс Альберт Эйнштейн?

· Как можно охарактеризовать кровеносную систему человека?

Подобные вопросы предполагают не просто ответ, а целое развёрнутое выступление-лекцию. Причём очень трудно определить даже минимум информации, которая должна прозвучать, чтобы ответ был признан правильным. А, значит, любой ответ при желании можно назвать неполным, что создаст ситуацию конфликта между участниками и организаторами игры.

· Кто, когда и в связи с каким событием сказал: «Велика Россия, а отступать некуда!»?

· Как назывался, когда, где и по какой причине погиб самый большой пассажирский корабль?

К таким вопросам вообще неприменимо слово «вопрос». Каждый из них – это сумма из нескольких самостоятельных вопросов. Когда в игре встречаются такие вопросы, всегда существует вероятность, что игрок или команда ответят только на часть, а не на все вопросы. В этом случае чаще всего засчитывается поражение. Чтобы не создавать напряжённости в игре, в каждой формулировке должен звучать только один вопрос.

· Какого цвета спортивные трусы были на инструкторе по физкультуре на утренней зарядке?

· Сколько раз был женат директор детского оздоровительного лагеря?

Подобные вопросы неэтичны. Если организаторы игры позволяют себе придумывать подобные вопросы, они демонстрируют определённый уровень воспитанности. Заставляя детей отвечать на такие вопросы, мы прививаем им обывательское мышление и дурной вкус.

· В какой стране происходит действие сказки А. Линдгрен «Волшебный голос Джельсомино»?

· Как назывался пароход, на котором Магеллан совершил кругосветное плавание?

Эти вопросы можно назвать элементарно безграмотными. Астрид Линдгрен не является автором сказки «Волшебный голос Джельсомино». Её написал Джанни Радари. А Магеллан никогда не плавал на пароходах. Любая, и стилистическая, и фактическая, ошибка может перечеркнуть положительное впечатление обо всей игре. Предложенный вами вопрос должен иметь познавательное значение и формулироваться на основе проверенный данных.

Для того, чтобы вопросы были грамотными, яркими, интересными и имели образовательно-воспитательное значение, при разработке вопросов необходимо придерживаться следующих правил:

v Хороший вопрос – это тот, при ответе на который нужны не только знания, но и умение логически мыслить.

v Хороший вопрос – это тот, который несёт в себе много информации. Даже если участники игры не смогут дать на него ответ, они получат новые знания, которые заключены в самом вопросе.

v Хороший вопрос – это тот, в котором есть ирония и юмор, оставаясь при этом корректным и тактичным.

v Хороший вопрос – это тот, который соответствует теме и сюжету игры.

v Хороший вопрос – это тот вопрос, про который даже не ответившие, проигравшие участники могут без лукавства и без обиды сказать «Это был хороший вопрос!».

А теперь давайте поговорим о ПРАВИЛАХ игры.

В каждой интеллектуально-познавательной игре есть свои правила. Это первое, чем отличаются подобные игры друг от друга. Правила, конечно, могут быть разными, но при внимательном их рассмотрении можно обнаружить некую закономерность. Она заключается в том, что все правила, так или иначе, являются ответами на одни и те же организационные вопросы. Всего таких вопросов, или организационных проблем, десять:

1. Кто принимает участие в игре: команды или отдельные участники?

2. Если играют команды, из скольких человек они состоят?

3. Сколько всего команд либо индивидуальных участников одновременно принимают участие в игре?

4. Как воспроизводится вопрос: ведущим, участники задают друг другу, вопрос выводится на экран, вопрос звучит в записи, вопрос подаётся в конверте для самостоятельного прочтения игроками (могут быть и другие варианты)?

5. Как озвучиваются вопросы: одновременно всем игрокам, по указателю на игровом поле, последовательно или по принципу жребия (могут быть и другие варианты)?

6. Сколько времени даётся на подготовку ответа?

7. Каким образом участники должны заявить о готовности дать ответ: с помощью звукового сигнала, цветной сигнальной карточки, просто поднятием руки (могут быть и другие варианты)?

8. Кто оценивает правильность ответа: сам ведущий, экспертная группа, судейская группа, счётная комиссия (могут быть и другие варианты)?

9. Каким образом начисляются баллы за каждый правильный ответ?

10. До каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не истечёт время игры, пока одна из команд не наберёт определённое количество баллов (могут быть и другие варианты)?

Иногда в играх бывает несколько раундов, при этом правила игры в каждом раунде могут изменяться. Но и здесь все перечисленные организационные вопросы не теряют своей актуальности, просто к каждому раунду они прилагаются в отдельности. Если при разработке правил, организаторы упустят хотя бы один организационный вопрос, то правила игры окажутся недоработанными, неконкретными, а это может привести к недоразумениям и конфликтам уже в процессе проведения турнира.

Правила игры рекомендуется участникам сообщать заранее, но в начале самого мероприятия они должны быть публично повторены ещё раз. При этом правила игры преподносятся в форме игровой интриги, то есть из скучного набора указаний правила превращаются в игровой сюжет. Таким образом, мы подошли к третьему признаку, характеризующему хорошую интеллектуально-познавательную игру – это ИГРОВОЙ СЮЖЕТ.

Возможен ли турнир без игрового сюжета? Наверное, да. Но такой турнир будет напоминать скучный опрос в школе. Наличие сюжета помогает собрать содержание турнира в одну логическую линию. Предположим, принято решение провести турнир знатоков-автолюбителей (история автомобилестроения, устройство автомобиля, современный авторынок, автоспорт). Допустим, для этой игры уже подготовлены несколько десятков интересных, грамотных вопросов. Правила игры просты: участие принимают две команды по пять человек, ведущий поочерёдно задаёт им вопросы, побеждает та команда, которая первой наберёт 10 баллов. В таком виде игра, конечно, пройдёт, но без особой интриги и азарта. Чтобы в игре появилась «изюминка», необходимо в неё ввести сюжет.

Вариант 1. Допустим, две команды – это два экипажа, участвующих в сложнейшем авторалли. Трасса, которую предстоит преодолеть, насчитывает всего 10 миль, но какие это мили! Вполне возможно, что один из экипажей вообще не сможет дойти до финиша. Преодоление каждой мили – это ответ на один вопрос. Нет ответа – значит, случилась поломка в пути или возникло неодолимое препятствие. Кто первым сможет, преодолев все препятствия и избежав поломок, проехать 10 миль, - тот победитель.

Для того, чтобы игра в таком варианте прошла более красочно и выразительно, можно изготовить демонстрационное табло с изображением маршрута и два картонных автомобильчика, которые, перемещаясь по табло, будут показывать место расположения экипажей.

Вариант 2. Представьте, что команды – это два клуба автолюбителей, которые решили собрать автомобиль своими руками. Для сборки автомобиля им нужны колёса, руль, кузов, двигатель, фары, коробка передач и т. д. Всего частей автомобиля должно быть десять (согласно количеству вопросов). Чтобы приобрести одну из деталей, нужно ответить на вопрос. Вопросы при этом могут быть разного уровня сложности – в зависимости от значимости автомобильной детали. Каждый клуб вправе начать приобретение деталей с того, что им больше нравится. Главное, чтобы к концу игры был полный комплект составных частей. Тот, кто первым приобретёт все необходимые детали и соберёт автомобиль, станет победителем.

       Как видно из примеров, из одного и того же набора вопросов и правил, благодаря наличию игрового сюжета, возникли две совсем не похожие игры. Грамотный организатор, воспользовавшись таким приёмом, всегда может придумать десятки «новых» познавательных игр. Внешняя новизна игр будет способствовать поддержанию интереса детей к познавательным играм.

       Но игровой сюжет позволяет не только придумывать игры, он ещё и обеспечивает их динамику. Наличие сюжета даёт возможность ведущему в процессе игры ярко, красочно комментировать происходящие события, вносить в скучную форму вопросно-ответного общения эмоциональность и азарт. Сюжет и роли – это как раз то, что превращает набор вопросов и перечень правил в игру. Таким образом, можно сформулировать основные пункты организационного алгоритма, единого для всех интеллектуально-познавательных игр:

· составить вопросы;

· разработать правила игры;

· продумать игровой сюжет;

· сформировать и подготовить команды;

· оформить место проведения игры;

· подготовить необходимый реквизит и техническое обеспечение;

· пригласить зрителей;

· приобрести призы для участников;

· определить состав жюри;

· подготовить ведущего.

Все эти пункты не помечены цифрами, так как реализовать их можно в любой последовательности, но подготовку игры так или иначе необходимо начитать с первых трёх пунктов: вопросы, правила, сюжет.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА

«Все цвета радуги»

       Цели и задачи:вызвать интерес к чтению художественной и научно-популярной литературы, выявить интеллектуальные способности, развить логическое мышление и творческие способности.

Пояснительная записка.

       Познавательная игра «Все цвета радуги» проводится на основе секторного поля. Игра длится 1ч. 30 мин. В игре принимают участие шесть команд по семь человек. Возраст участников игры от 8 до 13 лет. Игровое поле состоит из семи секторов различного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Все вопросы соответствуют цветовой тематике сектора. Семь секторов на поле располагаются по кругу. В центре находится белый сектор под названием «Случайный вопрос», вопросы которого могут соответствовать любой теме.

       В начале игры по жребию определяется, чья команда будет делать ход первой. Ход команды осуществляется таким образом: в мешочке находятся семь фишек разного цвета, согласно секторам. Одному представителю от команды предоставляется право выбрать на ощупь одну фишку. В зависимости от того, какой попался цвет, команда отвечает на вопрос того или иного сектора. За каждый правильный ответ команда получает 1 балла. В случае неправильного ответа, на этот же вопрос имеет право ответить команда, которая поднимет руку первой.

       Если же команда отказывается от сектора, который им выпал, им предлагается задание сектора «Случайный вопрос».

       В случае, когда вопросы в одном из секторов заканчиваются, сектор автоматически закрывается. Если команда выбирает фишку с цветом сектора, который закрыт, ей предоставляется дополнительный ход. После каждого вопроса ход переходит к следующей команде. Игра считается оконченной, если одна из команд набирает 15 баллов.

ВОПРОСЫ К СЕКТОРАМ

Красный

1. Кто является автором сказки «Красная шапочка»? (Шарль Перро)

2. Что обозначает понятие «красноречивый»? (умение хорошо и красиво говорить)

3. Что такое «краснолесье»? (хвойный лес)

4. Назовите признаки, сопровождающие вирусное заболевание краснуха? (пятнистая сыпь на теле)

5. Почему Марс называют «красной планетой»? (она состоит из красного камня)

6. В переводе с латинского эта птица с красно-розовым оперением звучит как «пламя». Назовите эту птицу (фламинго)

Зелёный

1. У лукоморья дуб зелёный… Кто автор этих строк? (А. С. Пушкин)

2. Что такое зелёный патруль? (общество по охране природы)

3. Почему листья деревьев зелёного цвета? (содержат пигмент хлорофилл)

4. Южное дерево, дающее плоды в виде зеленоватых, съедобных орешков? (фисташка)

5. Какой поделочный камень зелёного цвета? (малахит)

6. Какие деньги называют «зелёными»? (американские доллары)

Жёлтый

1. Как по-другому называется болезнь «желтуха»? (болезнь Боткина или вирусный гепатит)

2. Что такое «желтяк»? (перезрелый огурец)

3. Кто такие «желторотики»? (новорожденные птенцы)

4. Почему желтеют листья? (В клетках листа находится хлорофилл – зелёное вещество, которое действует только на свет. Осенью солнца становится меньше, поэтому хлорофилла вырабатывается меньше и цвет листа становится другим от переизбытка другого вещества - хромофилла.)

5. Жёлтый цветок, цветущий два раза в году, ранней весной и повторно осенью? (одуванчик)

6. Эта трава с плодами жёлтого цвета достигает в высоту 15 метров. Назовите её.(банан)

Голубой

1. Кто такой «голубятник»? (любитель, разводящий домашних голубей)

2. Какие войска называют «голубые береты»? (Воздушно-десантные войска)

3. Откуда появилась название телепередачи «голубой огонёк»? (Когда эта передача появилась впервые, цветных телевизоров ещё не было, и чёрно-белые экраны светились голубым огоньком. Поэтому так назвали передачу)

4. Кто написал песню «Голубой вагон»? (Шаинский)

5. Почему небо голубое? (солнечный луч разноцветный (радуга), частицы воздуха больше всего рассеивают именно его голубую часть)

6. У какой медицинской службы крест голубого цвета? (У ветеринарной)

Синий

1. Этот овощ по-арабски звучит так – «бадингион». А у нас в народе его просто называют «синенький»? (баклажан)

2. Как по-другому называют синих китов? (полосатики)

3. Кто исполнитель песни «Синий иней»? (ансамбль «Синяя птица»)

4. Если нажать на шляпку этого гриба, он становится синим. Назовите его (подосиновик)

5. Эти лампы излучают синий свет. Их включают для дезинфекции помещений, используют в медицине для проведения физиопроцедур. Что излучают эти лампы? (ультрафиолетовые лучи)

6.  Почему синяк синего цвета? (При усильном ушибе под кожным покровом лопаются кровяные сосуды, и образуется гематома – сгусток крови. От того, что гематома образуется под кожей, зрительно создаётся впечатление, будто бы она не красного, а синего цвета)

Оранжевый

1. Какой фрукт в переводе с английского означает  «оранжевый»? (апельсин)

2. Что такое «оранжерея»? (застеклённое помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений)

3. Как иначе можно назвать оранжевый цвет? (рыжий)

4. Какой предмет в самолёте оранжевого цвета, а называется иначе?

(чёрный ящик)

5.  Какими словами начинается «Оранжевая песенка»? (Вот уже три дня подряд я сижу рисую. Красок много у меня – выбирай любую…)

6.   Между какими цветами в радуге расположен оранжевый цвет? (между красным и жёлтым цветом)

Фиолетовый

1. При смешивании каких двух цветов получается фиолетовый цвет? (синий и красный)

2. Цветок фиолетового цвета, который распускается в апреле (фиалка)

3. Назовите имя телепузика фиолетового цвета? (Тинки-Винки)

4. В мультфильме, где звучит песня «Я на солнышке лежу…» у этого героя были солнцезащитные очки фиолетового цвета. Назовите его (черепаха)

5. Каким по счёту в радуге расположен фиолетовый цвет? (последним)

6. Название фиолетового цвет начинается с буквы «Ф». А назовите трёх птиц, чьё название начинается с этой же буквы (филин, фазан, фламинго)

Случайный вопрос

1. Где зимуют раки? (в норках под водой)

2. Что такое пантомима? (пьеса без слов)

3. В народе говорят, что после этого праздника купаться в реках и озёрах нельзя? (Илья)

4. Как узнать возраст дерева? (число колец в стволе подскажет, сколько лет тому или иному дереву)

5. Это комнатное растение носит название «сабур». Оно цветёт раз в сто лет, поэтому в быту его называют столетником, а лечатся им постоянно. Назовите его (алоэ)

6. В римской мифологии бога морей звали Нептун. А как его называли древние греки? (Посейдон)

7. Как называют художника, который рисует животных? (анималист)

8. Назовите имена трёх русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

9. «Разноцветный блиц» (за каждый правильный ответ 0,5 балла):

Ø Сказка Ш. Перро называется «Синяя …» (борода)

Ø Повесть А. Погорельского называется «Чёрная …» (курица)

Ø Рассказ А. Куприна называется «Белый …» (пудель)

Ø Рассказ Д. Мамина-Сибиряка называется «Серая …» (шейка)

Ø Кинофильм с  Д. Харатьяном называется «Зелёный …» (фургон)

Ø Песня в исполнении Н. Королёвой называется «Жёлтые…» (тюльпаны)

 

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!