Жанр повести в трактовке Н.Л. Лейдермана, типы повествования



Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств. Вновь возникшие в собственном литературном опыте жанры являют собой плод совокупной деятельности. Жанры индивидуальны. Их рассмотрение не представимо без обращения к организации, структуре, форме литературных произведений. Бахтин считал, что жанровая форма неразрывно связана с тематикой произведения и чертами миросозерцания авторов: «В жанрах на протяжении веков их жизни накопляются формы видения и осмысления определенных сторон мира» [Хализев, 2009, с. 24]. Жанр одна из фундаментальных категорий теории литературы, рассматриваемая как «форма времени».

 Закон жанра характеризует устойчивую связь между содержанием и формой. В жанровом содержании можно выделить следующие аспекты: тематику, то есть жизненный материал, который отобран жанром и стал художественной реальностью произведения; проблематику, которая воплощается в особом типе конфликта; экстенсивность или интенсивность воспроизведения художественного мира.

 Самым первым носителем жанра следует назвать субъектную организацию художественного мира: повествование от имени безличного автора, личного рассказчика или лирического героя, многообразные переплетения этих форм –  все это определяет и мотивирует горизонт видения мира в произведении, все его пространственные и временные масштабы, все перемещения, интеллектуальный и эмоциональный кругозор.

В свете «точек зрения» субъектов речи и сознания формируется второй по значению носителя жанра – пространственно временная организация. Д.С.Лихачев называет ее « внутренним миро художественного произведения». Бахтин обозначает ее термином «хронотоп» (время и пространство) и подчеркивает жанрообразующую функцию этого макрообраза: «Жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом является время» [Хализев, 2009, с. 24].  

Обратимся к самому «живучему» жанру русской литературы - к повести.  

Повесть – средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия. На рубеже 50-60 годов 19 века появилась новая жанровая разновидность – лирико-психологическая повесть. История жанра повести свидетельствует о том, что ее содержание осваивает какой-то определенный аспект отношений человека к действительности, постигаемый как процесс, то есть в становлении и развитии. Поэтому в повести есть всегда эпический план, воспроизводящий объективное развитее жизни. По мере формирования культуры жанра лирико-психологической повести ее субъектная организация становится все более строгой, тяготея к монологичности. Центральное место в ней занимает лирический герой. Он является единственным носителем его точки зрения в идейно-оценочном и структурно-композиционном смыслах. Тенденция, которую  можно наблюдать в развитии хронотопа хронологической повести, свидетельствовала о стремлении авторов сочетать психологическое проникновение в субъективный мир лирического героя с эпическим анализом объективных исторических обстоятельств.

Как и всякий жанр, лиро-психологическая повесть стала « формой времени», сыгравшей свою  роль в эстетическом освоении «идей времени». Вспомним, как Белинский объяснял причину расцвета повести: «Мы люди деловые, мы беспрестанно суетимся, хлопочем, мы дорожим временем, нам некогда читать больших и длинных книг - словом, словом, нам нужна повесть. Жизнь наша современная, слишком многообразна и многосложна, дробна: мы хотим, чтобы она отражалась в поэзии, как в граненом, угловатом хрустале, миллионы раз повторенная во всех возможных образах, и требуем повести» [Лейдерман, 1982, с.20].

Сюжет, эпизод, композиция

 Одним из компонентов художественного мира произведения (и носителем жанра) является сюжет.

 Сюжет – это цепь событий, изображенная в литературном произведении. То есть жизнь персонажей в пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Воссоздаваемые писателем события составляют основу предметного мира произведения и тем самым неотъемлемое «звено» его формы. Сюжет является организующим началом большинства произведений. Он может быть значимым и в лирическом роде литературы. Томашевский писал: Совокупность событий в их взаимной внутренней связи назовем фабулой. Художественное построенное распределение событий в произведении именуется сюжетом» [Томашевский, 2002, с. 56]. Сюжет, как правило, выдвигается на первый план и представляет собой его построение (композицию) и всецело сосредотачивает на себе внимание читателя.

 Композиция – построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. В самом общем виде выделяют:  линейную, инверсионную, кольцевую и т. д.

Композиция – соединение частей, или компонентов в целое; структура литературно художественной формы. В зависимости, о каком уровне художественной формы идет речь, различают аспекты композиции. Это и расстановка персонажей, и сюжетные связи произведения, и монтаж деталей (психологических, портретных, пейзажных и т д.), и повторы символических деталей, и смена форм в потоке речи, как повествование, описание, диалог, рассуждение, а также смена субъектов речи, и членение текста на части. В композиции можно увидеть не только многообразие ее аспектов, но и самого автора, его творческую волю, его систему ценностей.

Эпизод  – относительно самостоятельная единица действия эпических и лироэпических произведений, фиксирующая произошедшее в замкнутых границах пространства и времени. Эпизоды могут соответствовать основным звенья сюжета; расположение эпизода в тексте – важная грань композиции произведения [Хализев, 2009, с. 78].

Используя данные термины, попробуем проанализировать повесть Д.Сабитовой «Три твоих имени» в аспекте сюжета и композиции.

Повесть состоит из трех частей, каждая из которых имеет название имени главной героини. В первой части идет повествование от лица автора, во второй - серия интервью с людьми, которые встретились Маргарите на ее жизненном пути и третья часть ведется от лица девочки - главной героини повести. Это придает произведению занимательность определенную тайну, интригу.  Конец частей как бы повторяется, но развязка действия разная. В конце каждой из трех частей в жизни Маргариты происходят коренные изменения. Первая часть заканчивается разговором с Муратовной о том, кто будет строить новый дом Ритке после пожара. Очень интересным является тот момент, когда соседка предлагает главной героини переночевать у нее, а Ритка отказывается: «Ритке почему-то хотелось ночевать дома, хотя ее дом был теперь – темная сарайка в углу двора» [Сабитова, 2016].  Пусть в сарайке, но со своими родителями.

Вторая часть заканчивается уходом Марго из семьи Ларисы и возвращением главной героини обратно в детский дом: «Дорогие мама и папа, я понимаю, что вы хотите уехать жить в новый дом. Я вам обуза. Я вам неродной ребенок. И что меня трудно туда везти……Я буду тогда совсем жить в детском доме…..». И в очередной раз она меняет свою семью, но уже по собственной воле, чувствуя свою ненужность приемным родителям. В конце третьей части Гошка наконец обрела настоящую семью и мать, где ее полюбили, приняли ее такой какая она есть: «Я поворачиваюсь по ее слову, как кукла: «сядь» – я сажусь, «жди» и я  жду» [Сабитова, 2016]. В каждой из трех частей Маргарита теряет старую и обретает новую семью. Отличием является то, что развязка действий происходит по-разному. Это видно из выше приведенных примеров.

Такая композиция помогает понять замысел автора. Судьба девочки могла сложиться по-разному: родители ее могли взяться за ум, приемные родители могли опомниться и забрать девочку, но этого не происходит. В последней части тоже нет определенного конца, но хочется верить, что девочка обрела, наконец любящих родителей. Сюжет построен таким образом, что мы можем отследить жизнь героини с 7 до 14 лет. Это позволяет читателю увидеть события в пространственно временных рамках, чтобы показать чувства, эмоции и переживания главной героини на протяжении этого времени, как она растет и изменяется мировоззрение девочки, а вместе с этим и ее имя: Ритка – Марго - Гошка.

Литература – это искусство слова. Речь в литературном произведении не только средство для внесловесной изобразительности, но и непосредственный предмет изображения. Литературный текст – это совокупность высказываний, монологов и диалогов, принадлежащих автору, рассказчику, персонажу. В произведении важны не только события, о которых рассказывается, но и само «событие рассказывания».

Н.А. Кожевникова пишет: «Типы повествования – при всем многообразии их реального осуществления  – представляют собой композиционные средства, организованные определенной точкой зрения  (автора, рассказчика, персонажа), имеющие свое содержание и функции и характеризующиеся относительно закрепленным набором конструктивных признаков и речевых средств (интонация, соотношение видовременных форм, порядок слов, общий характер лексики и синтаксиса).

Типы повествования в художественном произведении организованны обозначенным или необозначенным субъектом речи и облечены в соответствующие речевые формы. В повествовании от третьего лица выражает себя или всезнающий автор, или анонимный рассказчик. Первое лицо может принадлежать непосредственно писателю, и конкретному рассказчику, и условному повествователю [Кожевникова, 1994, с. 48].

Безличное повествование (когда тот, кто повествует, не является частью художественного мира, находится вне его, занимает, по Бахтину позицию абсолютной вненаходимости) способствует максимальной объективированности  изображения.

Наиболее частое совмещение авторского повествования с сознанием героя осуществляется в форме несобственно-прямой речи. Например, в произведении Дины Сабитовой «Три твоих имени» часто встречаются мысли героини, где она рассуждает сама с собой, представляя свою будущую жизнь, жалея Муратовну и даже своего отца. Этот прием позволяет представить читателю внутренний мир персонажа достоверно, увидеть внутренний мир персонажа.

Когда повествование ведется от лица рассказчика, исчезает иллюзия эпической объективности и всеведении автора. Весь художественный мир ограничен кругозором одного человека – рассказчика. Часто рассказчик не является главным героем, находится на периферии художественного мира, его роль - свидетеля, комментатора, мемуариста о жизни главного героя. Этого главного героя читатель узнает только в тех пределах, в каких его знает рассказчик. Вместе с тем, эта дистанционированность рассказчика от главного героя позволяет добиться большей степени объективности, чем та, которая возможна при самораскрытии и при самооценке. Так и происходит в анализируемой повести Дины Сабитовой. Вторая глава полностью состоит из рассказов  Маргариты, ее друзей и знакомых. Этот прием позволяет наиболее точно и объективно раскрыть образ Марго, а так же других героев повести.

Помимо голосов безличного и личного повествователей в произведении звучат речи героев. Речь героев – это важнейшее средство его характеристики. Муратовна в своей речи использует поговорки, наставляющие Ритку на путь истинный: «Главное Ритка, что б человек рос туда, куда надо» или «все должно быть как у людей…»[Сабитова, 2016].

С точки зрения синтаксиса, текст содержит много восклицательных предложений, многоточий и диалогов, двоеточий. Все они помогают выразить эмоции, чувства и переживания героев.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!