Эпоха Просвещения и специфика французской журналистики.



Просвещение стало реакцией на религиозные войны, ответом на атмосферу нетерпимости, провозглашением культа разума. Человек – это критически мыслящая личность, свободная от догматов церкви. В Европе XVII-XVIII века – это эпоха буржуазных революций. Средний класс стремился к образованию, к знаниям. Книги и периодика играли важную роль в процессе утверждения новой личности: человек – не ведомое церковью существо, а общество построено на конкуренции индивидуумов. Печатное слово – движущая сила буржуазной культуры.

Журналистика приобретает просветительский характер, хотя сохраняются и издания монархистского толка. Основные черты периодики эпохи Просвещения:

1) Задача прессы – не только информировать, но и просвещать – распространять передовые идеи, способствовать смягчению нравов, развивать критически мыслящую личность. Пресса выступает как способ исправления нравов, а также как пространство для полемики. Памфлетная литература уже была, но теперь это появилось и в прессе.

2) Персональная журналистика. Активные журналисты и издатели – это литераторы, политики, философы. Газеты и журналы являются трибунами для выражения взглядов конкретных людей.

3) Расцвет журнальной периодики. Журнальная периодика зарождается в XVIII веке. Происходит четкое разграничение между газетами и журналами. У периодики появляется более широкий круг читателей, т.к. буржуазия приобщается к чтению (но подписка по-прежнему была дорогой). Для образованного читателя материалы журналов были интересны (философские, литературные материалы).

4) Переход от информационной прессы к «прессе мнений». Раньше пресса носила информационный характер, не было комментариев. В XVIII веке зарождается развернутый комментарий. Появляется идейная борьба, борьба мнений, полемика.

 

К середине XVIII века газеты окончательно вытесняют рукописные листки. Обычный объем газеты – 4 полосы, к середине XVIII века уже широкого формата, в 4 столбца (дизайн стал другой). Средний тираж – 2-3 тысячи экземпляров (бывало и до 8-10 тыс., но это редкость).

Во Франции Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье способствовали популяризации просветительских идей, но журналистика пока развивалась в условиях цензуры. Все езе выходят газеты, которые остаются официальными и поддерживают монархию: «Газетт», «Журналь де саван», «Меркюр де Франс». Но появляются и издания, которые становятся оплотом просветителей. Например, «Journal encyclopédique» («журналь ансиклопедик») – существовал с 1756 года. Основал его Пьер Руссо – он считал, что реформы нужны, но в рамках существующего политического строя. Печатались рецензии на произведения Вольтера, Дидро. Цель – просвещать читателей, формировать их мировоззрение (Дидро и Деламбер – «энциклопедисты», занимались изданием Энциклопедии).

Первые журналы появились в Англии – там отменена предварительная цензура (Tatler – с 1709 г., Spectator – с 1711 г.), потом появились и в других странах, в т.ч. во Франции с ориентацией на английские прототипы. Английские журналы были не политические, издатели отталкивались от незначительных тем, писали увлекательно, сами были и литераторами, от незначительных тем переходили к размышлениям о нравах. Это была нравописательная журналистика, описывались нравы общества, то, что характерно для определенных слоев общества, общественную психологию. Кроме того, интересовали и литературные темы – распространен жанр портрета юмористического или сатирического характера, очерк, эссе.

Самые известные французские журналы:

«Spectateur Français» («спектатёр франсэ» = французский зритель) – выходит с 1722 года в Париже. Основатель – Пьер Мариво (автор романа «Жизнь Марианны» и других). Он сам писал для журнала: эссе, статьи на философские темы, психологические портреты, нравописательные очерки. В портретах вырабатывал приемы психологического анализа и потом использовал их в романах.

«Pour et contre» («пур э контр» = за и против) – основан аббатом Прево, который поселился в Лондоне и начал издавать его с 1733 года. Аббат был заядлым англоманом, но журнал на французском языке. В журнале 24 страницы. Много писалось об Англии. Французской публике стали известны имена Свифта, Дефо, Филдинга (они еще не были переведены на французский).

Эммм, похоже, я залезла на следующий вопрос. Ну и ладно, не стирать же теперь! Повторение – мать учения. J

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 440; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!