Крупнейшие французские периодические издания XVII века.



Авторитарная концепция печати. Зарождение цензуры в Европе. Дж. Мильтон, «Ареопагитика».

Цензура зарождается в Средние века, первым цензором была церковь. Вскоре к ней присоединились и крупные университеты (например, Сорбонна), где особенно были развиты богословские факультеты. Ситуация обострилась при появлении протестантства. В Италии, в городе Трент (Тридент), состоялся XIX Вселенский собор католической церкви, считающийся отправной точкой Контрреформации. Результатом этого Собора стало составление Индексов запрещённых книг. Под страхом отлучения от церкви запрещалось читать книги из таких Индексов, которые существовали до середины 20 века. В такие списки в разное время входили труды философа Джона Локка, «Король Лир» Шекспира, «Страдания юного Вертера» Гёте, «Анна Каренина» Толстого.

В 17 веке цензором становится уже светская власть. В целом в 17 веке усттановился общий взгляд на прессу – авторитарная концепция печати. Пресса – инструмент в руках власти, орган печатной власти. Иногда поставщиком информации выступал сам кардинал Ришелье. Такой взгляд на прессу вытекал из общей концепции власти. Источник высшей власти – Бог.

Согласно этой концепци, функции и деятельность прессы контролируются правительством. Средства коммуникации должны поддерживать правительство, находящееся у власти, и помогать ему достичь поставленных целей. В качестве методов обеспечения благоприятной трактовки правительственной политики употреблялись: выдача специальных «разрешений» или, как их называли, «патентов», позволяющих избранным лицам заняться «искусством и таинством» печатного дела; лицензирование отдельных видов печати; цензура; судебные преследования за нарушение общепринятых или установленных правовых норм, в частности, за государственную измену, призывы к мятежу, распространение клеветнических слухов в подрывных целях, антиправительственную агитацию. Косвенные методы контроля над прессой: зачисление правительством на денежное содержание отдельных журналистов, выплаты газетам с секретных счетов, взимание специальных налогов, призванных урезать тиражи и доходы печатных изданий, не лояльных правительству.

В дореволюционной Франции цензурные запреты носили «драконовский» характер – одна из королевских деклараций (1757) объявляла смертную казнь «всем, кто будет уличен в составлении и печатании сочинений, заключающих в себе нападки на религию или клонящихся к возбуждению умов, оскорблению королевской власти и колебанию порядка и спокойствия государства». Цензурным преследованиям подверглась знаменитая «Энциклопедия» Дени Дидро когда в 1759 г. генеральный прокурор Франции объявил данное издание государственным заговором, нацеленным на подрыв общественного строя и уничтожение религии. В период с 1711 по 1775 гг. цензурный запрет был наложен на 364 произведения, причем после 1770 г. основным преследованиям подвергались книги, брошюры и памфлеты политического содержания. Увеличилось и количество «королевских цензоров» – если в 1742 г. их число составляло 78, то оно возросло до 119 к 1774 г. До Французской революции о независимой политической прессе говорить практически не приходилось – она просто не могла существовать в условиях тотальной предварительной цензуры, но просветительские идеи находили свой путь к читательской аудитории. «Властителями дум» были философы, а философия французского Просвещения была публицистична, вдохновлялась идеей исторического прогресса и видела в истории «школу морали и политики».

Поэт, писатель и публицист Джон Мильтон (1608—1674 гг.) родился в Лондоне в семье нотариуса. Окончив известную в столице религиозную школу святого Павла, он в 1625 году поступил учиться в Кембриджский университет, где в 1632 году получил степень магистра искусств. Но и после этого Мильтон еще несколько лет занимался самообразованием.

Свои первые памфлеты Мильтон опубликовал в 1641—1642 годах. Это были длинные антиклерикальные трактаты. С развитием революционных событий и гражданской войны публицистика Мильтона становилась все более идеологизированной. Во всех своих памфлетах, до самой смерти, он выступал как убежденный антимонархист и республиканец. Во время революции он поддерживал индипендентов — радикально настроенных крупных промышленников и дворян.

В ноябре 1644 года Мильтон опубликовал без разрешения цензуры памфлет «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагатика)». Непосредственным поводом к написанию этой фиктивной речи послужил изданный летом 1643 года ордонанс о регулировании книгопечатания. За основу памфлета Мильтон взял форму античной речи и подражал, прежде всего, Исократу.

В первой, смысловой части «Ареопагитики» Мильтон дал широкий исторический обзор стеснений печати начиная с эпохи Древних Афин и подвел читателей к выводу, что все эти стеснения порождены инквизицией. Далее Мильтон остановился на современной ему эпохе. Он рассмотрел качества, необходимые цензору, и создал абстрактный и недостижимый, по его мнению, образ идеального цензора — всесторонне образованного, трудолюбивого и творческого человека. Но ни один профессионал такого уровня, считал Мильтон, никогда не захочет заниматься грязной, рутинной и монотонной работой цензора. И эту должность займут люди корыстные, невежественные и малообразованные. Именно в их руках будет судьба книг.

Предварительная цензура, считал Мильтон, — недоверие к народу и бесчестие для английского общества. По его мнению, всякое произведение печати должно появляться на свет так же свободно и беспрепятственно, как появляется на свет новорожденный ребенок. «...Кто уничтожает хорошую книгу, — писал Мильтон, — убивает самый разум, образ Бога, как если бы Он был перед глазами». Именно поэтому высокопоставленньте чиновники, которые стремятся наложить на печать оковы, выступают, по мнению Мильтона` против дыхания разума и бессмертия.

Далее Мильтон пришел к умозаключению о бессилии цензуры помешать распространению правды: цензура бесполезна, вредна и унижает человеческое достоинство. Именно поэтому он решительно предлагает парламенту отменить принятый ордонанс о регулировании книгопечатания как ошибочный: «...как хорошие, так и дурные правители одинаково могут ошибаться; ибо какая власть не может быть ложно осведомлена, в особенности если свобода печати предоставлена немногим?».

В марте 1649 года, вскоре после казни короля и установления республики, Мильтон был назначен секретарем по иностранным языкам Государственного совета. В круг должностных полномочий Мильтона входили, помимо прочего, и обязанности цензора печати. И Мильтон, ярый и последовательный противник цензуры, вынужден был отныне просматривать перед выходом в свет материалы произведений печати. Он, по-видимому, считал, что за неимением идеального цензора лучше заниматься экспертизой книг и газет ему, нежели полуграмотному, невежественному и косному человеку, какими были тогда большинство цензоров.

Впрочем, идеи Мильтона, высказанные в «Ареопагитике», все же принесли свои плоды. 20 сентября 1649 года парламент утвердил Акт о печати, который, на первый взгляд, требовал строгого контроля над прессой. Но вместе с тем, как писал Мильтон одному из единомышленников, «цензоры согласно этому акту не назначаются, так что каждый может публиковать свою книгу без разрешения цензуры, при условии, что имя печатника или автора будет указано, если это понадобится».

Крупнейшие французские периодические издания XVII века.

Первой газетой Франции была «Ля Газетт» Теофраста Ренодо (издавалась в Париже с 1631 года). В ней ничего не было, например, о науке, в ней были в основном политические новости. Однако вскоре появляются и другие парижские газеты.

Одна из них – «Journal des savants» («журналь де саван» = газета ученых). Существовала с 1665 г. О ней говорят, что это «первый европейский научный журнал».

Период 16-17 века – время зарождения науки (Ньютон, Бэкон). Ученые и раньше общались между собой – через личную переписку. А «Журналь де саван» стал первым научным вестником (тогда еще не было четкого разделения на газеты и журналы). Это специализированное издание, ориентированное на ученых и тех, кто интересовался наукой. Печаталась информация из разных сфер: научные открытия, обзоры новых книг (в том числе художественных), аннотированные библиографии европейских книг (сказки Лафонтена, трактат Декарта, произведения Корнеля), индексы запрещенных книг.

Объем газеты – 12 страниц, выходила раз в неделю. В XVIII веке стала выходить ежемесячно, объем страниц увеличивается. Существует до начала XIX века. Эту газету читают и в Европе.

Другая газета – «Mercure Galant» («меркюр галан» = галантный Меркурий) – выходила с 1672 г. Это прототип литературно-художественного журнала. Выходила ежемесячно, посвящена литературным темам. В ней публиковались эссе, отрывки, стихотворения, дискуссионные вопросы литературы, полемика (например, о комедии Мольера «Школа жен», критика пьесы Корнеля «Сид», спор «между древними и новыми» Буало и Шарля Перро, а также напечатана «Спящая красавица»). В XVIII веке существует под названием «Меркюр де Франс» (существовала до рубежа XIX-XX веков).

В XVII веке не было оппозиционных изданий, все перечисленные были официальными изданиями. Оппозиционная журналистика была только в форме «нувеллистики» (листки новостей, которые давали более широкую и более критичную картину жизни Франции: дворцовые интриги, городские слухи и т.п.) и в форме газет, издававшихся эмигрантами из Франции в других странах Европы.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 895; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!