ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ



В. Н Андросова

ПРЕПОДНЕСЕНИЕ СКАЗОК ДЕТЯМ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ*

Очень разнообразен круг вопросов, связанных с методикой пре-поднесения сказок детям. В отечественной педагогической литера-туре имеется ряд работ, раскрывающих значение сказки в нравствен-ном воспитании детей, в развитии их воображения и родной речи.В них дан анализ идейного содержания отдельных произведений, стиль, художественные приёмы показа природы народно.го бьгга в сказках. В психологических исследованиях •показано отношение старших дошкольников к вымыслу сказки и её героям, зависимость понимания содержания от возрастных особенностей детей, от композиции произведения.

В методическом плане большое внимание уделяется отбору сказок для дошкольников. подчеркивается преимущество приёма рассказывания чтению.

Свои наблюдения мы сосредоточим на изучении восприятия детьми двухлетнего возраста известных всем сказок «Репка» и «Те-ремок». Мы опирались на одно из положений психологии 0 том, что процесс восприятия представляет собой своеобразные ориентировочно-исследовательские действия, и что от характера перцептивных действий зависят особенности складывающихея у ребёнка образов восприятия. Свои усилия мы направили на поиски наиболее эффективных методов руководства активными формами воспроизведения текста сказок с тем, чтобы более полно исггользовать этот материал в воспитании детей третьего года жизни,

Материапы ряда исследователей показывают, что в процессе слушания художественных произведений у старших дошкольников часто наблюдается внешне выраженная речевая и двигательная ак-тивность, заключающаяся в попытках вмешаться в ход изображае-мых событий.

И после того, как текст прослушан, зта активность продолмсается. Воспринятый сюжет дети разыгрывают в играх, изображают в рисун-ках. В процессе такой деятельности происходит развитие и обога-щение образов детского художественного воображения, наблюдается

397


постепенный переход от внешних форм творческой активности к процессу мысленного преобразования воспринимаемого, мыслен-ного соучастия в воображаемых обстоятельствах.

В ходе рассказывания сказки детям третьего года жизни важно развить у них внешние проявления, основанные на понимании ими текста.

К внешиим проявлениям малышей мы относим:

1. Речевую активность ребенка при рассматривании иллюстра-ций в книге.

2. Манипулирование фигурками персонажей сказок, представ-ленных в раепоряжение детей.

3. Участие в обыгрывании текста по типу игр - драматизации.

Эксперимент проводился в несколько этапов, каждый из кото-рых имел свое содержание, задачи и материал.

В первом' варианте изучали отношение двухлетних детей к сказ-ке«Репка». Мы имели в виду их желаиие смотреть книгу, разговари-вать по поводу содержания иллюстраций в ней, сосредоточенно слу-шать без отвлечения до конца рассказ воспитателя и сохранение ин-тереса к книге после ознакомления их с текстом сказки.

Таблица 1

Отношение двухлетиих детей к сказке «Репка» и зависимость ее влияния на развитие речи

Параме'фы изучения  

Количество детей

 

Речь детей с положительным отиошением к киигс 1

 

    всего   с полож. отнош.  

гтри чтении сказки в опоре на иллюстрацни

 

Без опоры

 

   

 

 

на первом заяятии   на втором занятии   на первом занятии   навтором"! занятии |  
Желание смотреть книгу   18   13                
Жслание слушать текст   18   15                
Умение слушать расска'з без отвлечений   18   10                
Желание смотреть книгу гюсле ознакомления с ее текстом   18   14                
Речевая активность 110 ХОДУ расематривания иллюстраций в книге до эднятия   18   5   -   Дея гголивает водичкой рспку, репка большая. Дед регтку тащит.   Дедушка, киска, играют   Дедко,      Жучка.    Большая.  Не могут. !  
Речевая активность по ходу рассматривания иллюстраций в книге после занятия   18   10       Пошел тянуть репку за дедку, за репку. Бабка пспвала внучку. Т'янут, вытянуть не могут.   -    

398


Причем, мы проверяли эффективность влияния сказки на рече-вую активность детей при знакомстве их с текстом с опорой на ил-люстрации и без опоры. В одном случае сказку сопровождали показом иллюстраций, то есть каждое слово текста опиралось на его предметное изображение, а в другом - после просмотра иллюстраций книгу убирали из поля зрения ребенка и рассказывали сказку. В ходе таких занятий дети проявили живой интерес к книге, были очень восприимчивы к новым словам текста, само рассказывание сказки имеет большое влияние на развитие активной речи. Однако прием чтения с опорой на иллюстрации явился более эффективным.

На следующем этапе эксперимента мы попытались изучить возможности управлять рассматриванием иллюстраций при кол-лективной форме работы с детьми на занятии. Для этого обеспечили каждого ребенка книгой и проследили за их деятельностью в ходе занятия, на котором присутствовало 10 детей (табл. 2).

Наблюдения показали, что из 10 детей только один ребенок был почти не управляем. Он действовал с книгой самостоятельно: перелистывал ее, как хотел, показывал и называл персонажей, когда ему вздумалось. Вместе он работал только в начале занятия, когда рассматривали обложку книги. В основном же дети работали в соот-ветствии с указаниями воспитателя. И если наблюдались кратко-временные отвлечения, то только в средине занятия и у двоих детей.

При повторном занятии с другой книгой дети работали смелее, самостоятельнее и организованнее. Поэтому мы считаем, что подобные занятия вполне можно проводить с детьми третьего года жизни во второй половине учебного года. На них следует учить малышей говорить по поводу содержания иллюстраций в книге, пользуясь словами текста произведения, и одновременно приучать детей к коллективной форме работы.

Содержание нашего занятия вполне может быть применимо для массовой'пракгики,

Несмотря на то, что у каждого ребенка были книги и дети могли содержание сказки воспринимать с огюрой на иллюстрации, они не смогли перечислить всех персонажей произведения. Иоэтому свои исследования мы направляли на выявление умений детей запоминать последовательность события в сказке. С этой целью в распоряжение детей мы представляли персонажи сказок в виде настольного театра, а затем в виде разрезных картинок. Детям предлагали поиграть с фигурками, составить сказку из разрезных картинок.

399


Таблица 2

План

 

 

Деятельность детей

 Количество детей. выполнившях задание

 

Индивидуашьные особенности реакции

 

самос'гоятельно-   с гюмощыо взрослых   характер  ] кол-во действия      детей

Рассказ сказки

воспитателем

 

 

  Слушать       1       То слушали то отвлекались Совершенно не слушали Слушал и проговаривал текст 2 1 1

Рассматривание         обложки

Вопросы:

Кого вы видпте на обложке?

 Где репка?

 

 

  Ответить   Показать     7   10       Назвали деда, бабу, петушка, а репку не замечали   - 1  

Рассказ сказки с лостановкой вопросов.

заданий по ходу рассказа: …И выросла репка - -     

Вопрос: Какая? Задание:Найти картин-

ку, где тянут репку

дед и баба.

Волрос: Кто тяиет

репку?

 

 

    Отвегить Страни-цу пере- вернуть     Ответить         7 7   6   2   Произнесли слово «большая» «ипребольшая»       5 2    

Задание: Переверните еще сграничку (показ). Вопрос: Кто здесь тянетрепку?

 Показывая страяицу.

вослмтатель говорит: «Посмотрите на кар-

тилку и найдите в 

своей книжке такую»   

Просьба:Помогите мне 

рассказывать сказку (или будем вместе рас-сказывать)

Вопрос: Кто тянул

репку?

.

 

Перевер-нуть     Ответить     Отыскать     Проговаривать   Ответить     5     3     4     8 2   5     4 «Дед и баба» Дед По ходу рассказа иоказывает пальцем соиаж сказки     Только показывали Дед, внучка Перечисляли только после лостановки вопроса: А еще кто?   2 4 4   2 2
             

Занятия проводились с каждым ребенком в отдельности. Изучили деятельность 32 детей, которые составдяли сказку из разрезных картй-нок и фигурок лерсонажей трех сказок: «Репка», «Теремок», «Волкда семеро козлят». Безусловно, что для одного занятия предлагалоеь ре-бенку что-то одно: и одно произведение, и один какой-то материал. Наблюдения показали, что сами дети делали иопытки сложить имек>, щиеся • у них фигурки персонажей сказки именно в той последова-тельности, в какой развертывались действия в ней. Мы показывали детям, как это надо сделать. объясняли, поче.му так надо, просили за-

400


помнить последовательность фигур (картинок) и предлагали повто-рить игру. Причем при повторной работе мы пытались регулиро-вать действия ребенка с по.мощью вопросов:

- Кто первым пришел на огород? Кого бабка позвала на помощь?

и т. д,

Несмотря на все наши усилия, детям не удавалось расположить фигурки в нужной последовательности по двум сказкам: «Теремок» и «Волк и семеро козлят». Персонажей сказки «Репка» складывала треть наших испытуемых и то только после 2-3 попыток.

Чтобы проверить возможность использования фигурок персонажей сказки как раздаточного материала, занятия по оз-накомлению детей с текстом произведения «Теремок» построили следующим образом. Вначале рассказывали сказку без наглядного материала. На это потребовалось 2 минуты. Затем рассказывали сказку с опорой на иллюстративный материал. На это затратили 5 ми-нут. И к концу занятия, когда внимание малышей трудно сосредоточить на слове воспитателя, детям рассказали сказку еще раз и по ходу рассказывания предоставили им возможность оперировать фигурками животных, вырезанных из картинок. Дети находили на сто-ле нужный персонаж, передвигали фигурки, изображая движение каждого персонажа: «Мышка бежит», «Зайка прыгает» - и прятали их в «Теремок». Изображение теремка дали на каждого ребенка, а фи-гурки персонажей находились на середине стола в неограниченном количестве. Это обеспечивало самостоятельность действия ребенка при выборе фигурки в соответствии с текстом рассказываемой сказки. Нас интересовали отвлечения детей в каждой части этого занятия. В занятии приняли участие 10 детей. Количество отвлечений зафик-сировано: в первой его части — 21; во второй - 15; в третьей - 6, Нричем, четыре отвлечения зафиксированы в самом начале послед-ней части занятия. когда дети осваивались с фигурками персонажей сказки. Все остальное время дети были внимательны к слову экспе-риментатора, выполняли движения соответственно тексту расска-зываемой сказки, а в некоторых случаях и проговаривали ее текст.

По количеству отвлечений, имевших место в разный период заня-тия, можно сказать. что рассказывание сказки при наличииу детей раздаточного матерыала проходит с наиболылим сосредоточением их внимания.

Нет сомнения в целесообразности введения в занятия по ознаком-лению детей со сказкой раздаточного материала. Однако построение такого занятия следует сделать несколько иным.

401


Занятие по чтению детям сказки «Репка» мы провели по

следующему плану:

1. Знакомство детей с персонажами сказки.

2. Рассказывание сказки с показом персонажей на фланелеграфе.

3. Раскладывание детьми фигурок у себя на столе в той последо-вательности, в которой'развертывалось событие сказки.

Эта деятельность детей пооходит под руководством взрослого, который в одних случаях предлагает им найти тот или иной персонаж («Дети, найдите внучку и положите ее рядом с бабкой»), а в других -ставит перед ними вопрос: «Дети, кого позвал(а) дед (внучка) тянуть релку?»

4. Рассказывание сказки детьми совместно с воспитателем. Безус-ловно, ведущая роль здесь принадлежит взрослому, который расска-зывает сказку, а дети проговаривают отдельные слова, фразы и пере-двигаюх руку от одной фигурки к другой.

5. Вопросы к детям: Кто тащил репку? Что они говорили, когда. тянули репку? В день проведения такого занятия были изучены его результаты. Имелось в виду умение детей назвать персонажей сказки и самостоятельно разложить их в той последовательности, в которой развертывался сюжет произведения (табл. 3),

Таблица3

 

Содержание

задания

Количество детей

 

Участвовало в эксперименте

начвали

 

сложили

1-3 персонажаперсонажа   4-6 персонажей Правиль-но   С1-3 ошибками  
Назвать персонажей сказки 17 4 13      
Сложить сказку из фигурок 17     10   7  

Эти данные несколько выше тех, которые мы получили Ьри индивидуальных занятиях. Возможно, объясняется это тем, что коллективное занятие проводилось позднее индивидуаль^ых на 3 - 4 месяца. Срок, который дает весьма ощутимые резуль-татыв развитии двухлетних детей. Кроме этого, при проведе^ии занятия мы поставили детей в позицию обучающихся, а не играющих, что тоже важно. Из двух заданий, требующих от детей запоми-нания персонажей сказки и умения сложить фигурки в опреде-ленной последовательности, второе является наиболее сложньш ' для детей этого возраста. По-видимому, задачу заломи/ нания последовательности событий следует ставить в более старшем

402                                                                                                          


возрасте, на следующем этапе восприятаю художественной литературы. В группе же третъего года обучения малышей жизни, пожалуй, можно ограничиться развитием способности запоминать персонажей сказки, их основные действия, проговаривать текст. В ре-шении этих задач наиболее эффективным приемом следует признать раздаточный материал в виде фигурок персонажей сказки. Покажем это на количественных показателях отдельных занятий (табл. 4).

Таблица 4

 

 

 

 

 

Основной прием, испольчуемый при рассказывании сказки

 

 

 

всего обследовано

 

начвали персонажей

 

проговаривали

текст при самостоят. рассматр. книги

 

складывали фигуркя в нужной последова-тельности

 

1-3   4-6  
Многократное повторное расскачывание в течение года (Юзанятий)   23   13   —— 7   5   4 6  
Рассказывание с показом настольного театра (демонстрация наглядного материаяа)   15   6       ......   не изучали  
Рассказывание с осгорой на раздаточный иллюстративный материал (для каждого ребенка книга)   10 ^ ———— '   5   4   8      
Рассказывание с ггредоставлением прав детям действовать с фигурками | иерсонажей скачки  

20            7 I

 

15   18   г 12  

Причем, если 5 детей контрольной группы, самостоятельно .рассматривая иллюстрации в книге, произнесли всего 10 слов, то 18 ребят из экспериментальной - 147 слов, то есть речевая активность детей при использовании фигурок персонажей сказки выше во много раз.

Предоставляя детям возможность пользоваться раздаточным материалом, мы тем самым способствовали развитию активной деятельности всех детей групп, а это содействовало запоминанию текста произведения и развитию активной речевой деятельности в процессе самостоятельного общения ребенка с книгой.

Для того, чтобы более полно использовать сказочный материал в воспитании детей, важно знать, как он усваивается детьми. Поэтому мы попытались изучить процесс усвоения текста сказок детьми третьего года жизни. Встречаясь с одним и тем же ребенком несколько раз и предлагая ему каждый раз иллюстрации одной и той

403


 же книги, мы мопш проследить за совершенствованием детских рассказов по поводу содержания иллюстраций в ней, Безусловно, при каждой встрече мы читали ребенку сказку после его рассказа. Встречи наши состоялись через определенный интервал в 2-6 дней. Нам удалось зафиксировать'по нескольку раз речь 20-ти детей. Анализ собранных материалов позволил наметить некоторую закономерность в усвоении детьми содержания данных нами сказок. Наметились три этапа усвоения текста (табл. 5).

Таблица 5

Этаны усвоения текста   Характерпыс особенности этапа   Содержание ре по содержанию   чи отдельных детей •шлюстраций к сказке  
        <'Репка»   «Теремок»  
I   Перечислсние персонажей   Бабка, 'дедка. А тут собачка. А это девочка   Мышка, а тутлягушка. И тут мышка, а вот лисичка. Во! Медведь!  
II   Иачвание действий керсонажей   Бабка нозвала. Дед за репку, а кошказа тгу...   Мышка бежапа, лягушка пришла, зайчик пришел, лиса пришла  
Я1   Появление фразеологических оборотов речи, специфичных для сказки, введение диалогической речи, опредслителей персонажа   Дедка за репку, бабка за внучку. Тянут, потянут, никак! Позвала кошка собаку- вытянули репку   Лягушка. Лисичка. И стади жи 1ъ-пожива ть , Зайчик-побегайчик. Я мышка-норушка, зайчик-попрыгайка. А. ты, ты кто? Я лисичка, пусти 8 дом жигь. Зашла. Теперь волк пржпел.  

Безусловно, у каждого ребенка непроизвольный рассказ гю
картинкам рассматриваемой книги носил индивидуальный характер.
Иные дети слишком долго оставались на первом этапе усвоения
текста, а у иных наблюдалось некоторое смещение установленчой
нами этапности. Например, трехлетняя Надя первое время кн^гу
смотрела молча, а через неделю она рассказывала: «Теремок, лягушка.
мишка разломал... домик и упал, зайчик и мышка». >

Спустя еще неделю при третъей встрече девочка, рассматриаая
иллюстрации в книге, говорила: «Квакушка залезла на теремон и
стучит. А этот поливает. А вчера смотрели кино про волка. Он сказ&л:
«Ну, заяц, погоди!» А тут мишка поломал домик. И упал домик. А
этот негюломаный стоит (девочка перелистывает книгу в обратном
направлении). Квакушка из домика вышла и стоит: «Кто-кто .«
теремочке живет?», а пикто не спрашивает. Квакушка, зайчик ,'и
мишка, и волк, и лисичка. Сейчас волка 'найду. А вот волк - зубами
щелк. Вот мишка поломал домик. Он упал»,         . -'

404


Из приведенного примера видим, что становление рассказа о содержании книги у Нади шло несколько иначе, чем у большинства испытуемых, Вначале она рассматривала совершенно молча, а когда стала перечислять персонажей, то назвала два действия (разломал, упал). Когда же в ее речи ггоявилось обилие глаголов, что указывает на второй этап усвоения текста сказки, обнаруживается употребление прямой речи, что, по нашему мнению, характеризует третий этап,

Следует заметить, что, называя персонажей сказок. дети очень часто прибегали к их обозначению словами из имеющегося запаса. Так, вместо слова «Жучка» они говорили «собака», а вместо «внучка» - «девочка» или «Маша». Причем таких персонажей, как дед, бабка, мышка, волк дети называли довольно часто. Несколько реже они вспоминапи медведя, лягушку, лису. Исключительно редко звучали в уотах детей слова, обозначающие название таких животных, как кошка, зайка, собака, с которыми проще всего можно познакомить малышей, организуя с ними наблюдение до рассказывания сказки, обогатив их речь нужными для восприятия сказки словами.

В осмысливании малышами содержания сказок большое значение придается вопросам. В ходе коллективных и индивидуальных занятий мы пользовались вомросами для того, чтобы направить детское внимание: Кто живет в теремке? Кто подошел к теремку? Кого вы видите на картинке? Покажите, где мышка? (Жучка, внучка) и т.д. Все эти вопросы не сложны. Вопросами такого характера пользуются все воспитатели на любых других занятиях.

Мы попыгались изучить возможность постановки вопросов, требующих сопоставления предметов, фактов видимых с невидимы-ми, Например: Если в теремке живет мышка, лягушка, зайка, лисичка, то кто из зверей еще не пришел в теремок? Кто самый маленький (большой) из персонажей сказки? Кто первым прибежал к теремку? Если лягушки (волка, лисы) нет в теремке, то где они могут быть сейчас? По'чему зайчика называгот попрыгайчиком? А лягушку квакушкой? и др.

Все эти вопросы требуют умозаключения, владения способами умственных операций. Чтобы ребенку ответить на них, необходимо вспомнить содержание, вычленить нужное, сопоставить с видимыми предметами. Дети до 2,5 лет такие задачи не принимают. Но в 2 года 8 месяцев - 2 года 11 месяцев уже можно достичь некоторых результатов. Для маленького ребеика трудно и сложно соединять отдельные слова - в предложение, отдельные предметы - в одну карти-

405


ну. И в тоже время плаетичность их нервной системы, высокая обучаемость позволяют надеяться на успех. Важно только хорошо ребенку пояснить, показать взаимосвязи, дать образец примерного ответа, позволить ему воспроизвести. образец, произнести его вслух. Как пример, показывающий совершенствование детских ответов на вопросы умозаключительного характера, приведем ответы девочки 2 лет 2 месяцев на разных эталах ее обучения (табл. 6).

Улучшение понимания содержания сказки, запоминание ее сюжетной линии, хотя и не в строгой последовательности, поло-жительно сказывалось на содержании и длительности самостоя-тельной деятельности малышей, их игры. Вот пример: девочка (3 года 2 месяца) взяла куклу, книгу, села за стол. Смотрит книгу и рассказывает:

«Вот теремок. Приходит волк. Нет, приходит мышка первая, лягушка-квакушка. Это мышка, это зайка, волк - зубами щелк. Во! Раздавил, дом валится. Они успели выскочить. Медведь сам упал». Таков развернутый непроизвольный рассказ выпускника первой младшей группы по содержанию иллюстраций в книге «Теремок».

При разработке приемов, способствующих активному воспроизведению текста сказок, существенное значение имеет подбор художественных произведений, лостепенно усложняющихся по своему содержанию и форме.

Таблица 6

 

Вопросы

 

Огветы девочки при встрече

 

первой  

второй      1     третьей

 

Кто живет в теремке?   Мышка   Квакушка, мышка   Мышка, зайка, квакушка  
Где может быть сейчас лиса?(волк)   Нету   В саду   В лесу  
Кого здесь мет из героев оказки?   Лягушка есть, зайка есть   Лисички нет   Нет лисичкы, -волка |  
Кто первым прибежал к теремку?   Лягушка   Мышка      
Кто самый маленький?   Зайчик   Мышка      
Кто самый большой?   Мишка          
Почему зайчика называют попрыгунчиком?       Он прыгает: прыг, прыг!   .<  

У каждого произведения, даже самого бесхитростного, есть своя логика. Три сказки, рекомендованные «Программой воспитанияуЬ детском саду» для детей третьего года жизни: «Репка», «Теремо^», «Волк и семеро козлят», являются разными по сложности и влекси-г ческом плане, и в композиционном, и по характеру свомх героев.

406


Сказка «Репка» самая малая по объему. Ее словарный фонд составляет 17 слов: семь существительных, из которых только два (внучка, Жучка) оказались затруднительными для воспроизведения, шесть глаголов (посадил, растил. вырасти, рвать, вытащить, позвать, могу, могут), три прилагательных (сладкая, крепкая, большая-пребольшая) и одного специфического оборота речи: тянем-потянем. Вся сказка имеет 84 слова. Для ее понимания ребенку достаточно иметь элементарные представления о труде в сельском хозяйстве: что значит сеять, растить, тащить из грядки выращенную репку. Все персонажи сказок обладают одним хорошим качеством - приходить на помощь по первому зову. Герой сказки готов оказать услугу даже в том случае, когда на помощь зовет кошка мышку, собака кошку, чьи естественные взаимоотношения не так уж дружелюбны. Композиция этой сказки весьма прозрачна. Все ее пврсонажи, выполняя основное действие в соответствии с сюжетом, вьнспа;1ываются на одной плоскости. Это облегчает восприятие общей картины. Однако она сложнее потешек количеством действующих лиц, поэтому, на наш взгляд, ее следует преподнести детям после еистемы коллективных занятий по ознакомлению малышей с потешками. Сказка «Теремок» несколько сложнее. Она больше по объему (283 слова); в ней более выразительны глаголы: бредет, бежит, ревет, пищит, рассыпались, разбежались; персонажам сказки даны определительные * существительные: мышка-норушка, зайчик-попрыгайчик, лягушка-квакушка и т. д. Для малышей сложнее воспринять всех героев сказки в силу того, что они «прячутся» в теремке, не видны все вместе. Не легко понять детям и причину того, что теремок раздавлен медведем в склу его большой тяжести и огромного размера. Все это обязывает нас знакомить детей со сказкой «Теремок» позднее, чем со сказкой «Репка».

Мы склонны думать, что дая более глубокого усвоения детьми содержания сказок необходимо по одному гфоизведению провести несколько занятий:

1. Рассказывание сказки с показом настольного театра.

2. Рассказывание сказки с предоставлением права детям дей-ствовать с фигурками персонажей сказки.

3. Рассказывание с огюрой на раздаточный иллюстративный ма-териал. В этом занятии на каждого ребенка дается книга.

40"


В. Н Андросова


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!