Опытно-экспериментальное исследование особенностей восприятия



Живописи людьми без специальной художественной подготовки

       В процессе разработки проблемы исследования на кафедре дошкольной педагогики ПГПУ в течение 4-х лет (1991-1995гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа с целью поиска и определения специфики восприятия произведений искусства людьми без специальной художественной подготовки. Испытуемыми стали студенты 2-5-го курсов дошкольного факультета (очной и заочной формы обучения) от 18 до 40 лет в количестве 400 человек.

    Слушатели курса «Основы изобразительного искусства» получали одно и то же задание: подготовить анализ любого живописного произведения по предложенной схеме: «Что вижу, что чувствую, что понимаю?». При этом за испытуемыми оставалось право придать изложению «вольный» характер.

    В результате обработки представленных вариантов анализа были определены устойчивые тенденции в организации восприятия и последующего анализа произведений искусства.

    Логика изложения размышлений над художественным произведением по предложенной схеме и в «вольном» варианте совпадала. В том и другом случаях анализ начинался с определения автора, названия картины, описания «фасада». Затем осмыслению подчинялись субъективные чувства, переживания и средства выразительности обусловившие их возникновение. Последний вопрос («что понимаю?») в предложенной схеме и в свободном анализе подавляющее большинство студентов не раскрывали. Т.е. момент рефлексии у художественно неподготовленной аудитории носил формальный характер или отсутствовал совсем.

    В результате обработки и обобщения выявленных особенностей (специфики художественного восприятия) были определены примерные схемы рассматривания живописных картин разных жанров.

    Пейзаж.

· Автор, название.

· Содержание изображения (композиция).

· Идея произведения (замысел художника).

· Средства выразительности.

· Особенности передачи образа в пейзаже.

    Портрет.

3. Автор, название.

4. Отношение художника к портретируемому (через выразительность позы, жеста, положения руки, движение головы, мимику, глаза, губы).

5. Одежда (как информация о судьбе героя, его характере, состоянии, настроении, эстетических эталонах эпохи, времени событии ).

6. Соотношение фона и образа в изображении (колорит, композиционные детали).

7. Связь изобразительно-выразительных средств с идеей, главной мыслью, вложенной автором (художником) в портрет.

    Натюрморт.

1. Название.

- Содержание (композиция).

- Идея произведения (замысел художника).

- Выразительные средства: техника изображения, композиция, колорит.

- Идея (главный художественный образ).

    Жанровая картина.

- Автор, название.

- Содержание (композиция).

- Идея (главная мысль, главный художественный образ).

- Герои картины, их внутреннее состояние:

- поза, жесты;

- движение головы, выражение лица;

- одежда (связь с характером или обстоятельствами действия).

- Средства выразительности:

- цвет - цветовая композиция (общий колорит изображения);

- композиция (центр композиции, динамика, ритм, многоплановость, общий характер композиции).

    Кроме того, в процессе анализа «сочинений студентов» были выделены отдельные (как оказалось общие для многих испытуемых) приемы осмысления содержания изображения, которые впоследствии с успехом были использованы в работе с детьми.

    Наиболее интересные из них:

1. Поиск «загадки» в картине. Так называемая «загадка» связывалась чаще всего с приемами выразительности, использованными художниками с целью донесения авторского замысла, идеи художественного произведения до зрителя. Например: трём богатырям « тесно» в картине - композиционный прием подчеркивающий мощь, неестественно большой объем фигур богатырей (картина В. Васнецова «Три богатыря»). «Черная ворона на белом снегу» - прием построения цветового контраста в композиции с целью выделения белизны первого снега (картина А. Пластова «Первый снег»). «Вверху - весело, внизу - грустно» - композиционный прием определяющий двуплановость картины А. Саврасова «Грачи прилетели». В этом случае «загадка» раскрывает идею передачи зрителю момента встречи ранней, пасмурной, затяжной весны (нижний план изображения), и весны - бурной, весёлой, ознаменованной прилетом грачей, богатой цветовой палитрой неба (верхний план изображения).

 Прием поиска «загадки» позволяет зрителю упражняться в умении « раскрывать» часть авторского замысла изображения, как правило не рассчитанного только на визуальное восприятие. «Загадка» направляет процесс осмысления изображения в творческое русло, активизирует воображение, позволяет «открыть» в картине (или образе) то, что не предложено автором в непосредственное восприятие. Таким образом, с помощью обозначенного приема, создавалась эмоционально-поисковая установка на «открытие» скрытых смыслов, истинного содержания художественного произведения, уводящая зрителя от внешнего, изобразительного содержания.

Прием использования риторических вопросов. Например: «Что же остановило, удивило, поразило художника? - ... «розовые» березы на фоне голубого неба»(картина И.Грабаря «Зимний пейзаж»); «О чем (о ком) рассказывают эти предметы? - ... о мужчине; о старости; о радости людей; о красоте мокрых роз; о художнике» (высказывания о натюрмортах разных художников).

В процессе осмысления идеи, замысла художника, студенты предложили удивительно точные характеристики «главного» художественного образа картины. Пейзаж часто трактовался как «рассказ» художника о своем настроении, чувствах, состоянии средствами образов природы. Натюрморт - «рассказ» о человеке-хозяине вещей; об эстетическом идеале эпохи, времени, государства, народа; о красоте обыденных предметов, не замечаемой в повседневной жизни. Портрет - «рассказ» художника о своем отношении к портретируемому или форма обобщения абстрактных понятий (грусть, радость, детство, ожидание и т.п.).

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила эффективно использовать обозначенные приемы в работе с дошкольниками особенно результативно «работали» схемы анализа картин разных жанров и прием поиска «загадки». Приемы использовались в форме беседы, дидактических игр, рассказа воспитателя и органично дополнили практический компонент художественного восприятия.

С целью совершенствования умения "раскрывать" значение того или иного средства выразительности, используемого художником для донесения до зрителя скрытого замысла, идеи художественного произведения применяется прием поиска "загадки" в картине. "Загадка" направляет процесс осмысления изображения в творческое русло, активизирует воображение, позволяет открыть в картине или художественном образе того, что не дано в непосредственное визуальное восприятие. Таким образом, создается эмоционально-поисковая установка на "открытие" скрытых смыслов, истинного содержания художественного произведения, уводящая зрителя от внешне видимого изобразительного содержания.

Важнейшим средством знакомства детей с искусством становится беседа. Формы построения бесед носят разнообразный характер (диалог, проблемно-поисковая, эвристическая и т.п.). При рассматривании картин акцентируется внимание на выразительных средствах, используемых художниками, т.к. они являются не только способом передачи художником настроения, состояния героев, но и способом утверждения авторской позиции. Прежде чем проводить беседу, педагог планирует заранее ход рассматривания картины. Беседа строится с ориентацией на фактический уровень восприятия детей (Что вижу? Что чувствую? Что понимаю?).

В процессе рассматривания произведений искусства и любования окружающей действительностью у детей формируется умение выделять яркие признаки объектов и "переводить их на язык" графического, пластического, аппликативного изображения (и наоборот). Детей знакомят с разными формами человеческой деятельности творческого характера: деятельностью писателя, поэта, музыканта и т.п. В процессе бесед до детей доносят мысль о том, что каждый человек может "рассказывать" что-либо по-своему, по-разному: прозой, стихом, танцем, музыкой, картиной. Беседы и рассказы сопровождаются иллюстрацией, репродукцией картины, лаконичным, упрощенным рисунком воспитателя, приёмами соответствующими основной мысли изложения. В результате у детей формируются наглядное представление о возможностях " рассказывать" о своих переживаниях, знаниях, отношениях в разных видах аналогичной деятельности.

Перечисленные приемы обеспечивают возникновение способности передавать "сообщение" о вещи, свое к ней отношение средствами выразительных образов, пластики, рисунка, игры-имитации, что обуславливает приобщение ребенка к эстетическому преобразованию собственного жизненного опыта.

В процессе эстетического и художественного восприятия используются беседы проблемно-поискового характера. В ходе беседы детям задаются вопросы: как о том, что ты узнал, можно "рассказать" в рисунке, лепке, стихе, движении и т.п.? Как бы ты "рассказал" о печали (радости) Аленушки? Как ты догадался, что Аленушка грустит? Почему картина называется "Зимняя сказка".

Следующее условие содействия становлению художественного восприятия – организация практики сюжетно-ролевых игр. Отражая в игре впечатления об окружающей жизни, дети заново переживают свое отношение к разнообразным событиям. Их представления обогащаются, уточняются и по-новому проживаются в игровой роли. Сюжетно-ролевая игра возбуждает детскую фантазию и способствует рождению новых образов, проявлению детского творчества, опосредованного связью игры с познанием мира.

Когнитивный компонент художественного восприятия предполагает наличие доступной возрасту системы знаний об искусстве как особой деятельности человека, в которой он познает, отражает и преобразует полученную информацию об окружающем мире, выражая свое авторское, индивидуально-неповторимое отношение.

Важно научить детей понимать "язык искусства", познакомить с выразительными средствами, различными художественными материалами и их возможностями. Эти знания помогут обеспечить возможность самостоятельного выбора художественных средств в собственном творчестве. Важно донести до ребенка то, что художник открывает необычное и прекрасное в обычных вещах и тем самым, приносит радость людям, делает их жизнь богаче, полнее и интереснее. Из всего многообразия окружающего мира художник отбирает для изображения то, что его волнует, что кажется ему прекрасным, значительным, важным, то, к чему он не остается равнодушен. Автор выражает в картине, музыке, стихе свое видение, свое отношение к миру. С этой целью феномен искусства раскрывается как самый доступный путь выражения собственного отношения к миру в форме "авторского" рассказа – художественного образа. Обозначенная система знаний предполагет знакомство детей с видами, жанрами искусства, художественными материалами (их возможностями), с выразительными средствами живописи, графики, скульптуры, профессией художника (его судьбой, личностными качествами) и т.п. Кроме того, блок знаний предполагает знакомство детей с объектами окружающей действительности, аналогичными содержанию художественных произведений.

С целью контроля за уровнем усвоения знаний проводятся занятия изобразительной деятельностью, где главной задачей становится отражение приобретенных знаний в формах графического, пластического, аппликативного изображения. Знания, которые ребенок приобретет средствами искусства и непосредственно из окружающего мира помогают ему при создании своего "рассказа" (образа) о том, что он знает, чем любуется, о ком (о чем) переживает.

На наш взгляд только при условии обеспечения трех обозначенных компонентов художественного восприятия можно достигнуть эффективных результатов в формировании способности к познанию произведений искусства.

Приобщение детей к искусству направлено на формирование умения не просто видеть предметы искусства, а понимать их, сопереживать с их героями, с автором произведения. Подобного рода практика обеспечивает одно из важнейших условий возникновения и развития эстетического отношения к жизни. Знакомство детей дошкольного возраста с искусством реализуется посредством целостной системы, направленной на развитие у детей 5-7 лет эстетического отношения к миру. На занятиях, в творческих играх, в художественном творчестве, при свободном привлечении материалов и средств разных видов искусства дети осваивают, переживают, осознают особое сопричастное отношение к явлениям действительности, которое рождает все виды художественного творчества. При таком подходе изначально закладывается единая основа художественного цикла: в методике ознакомления, сознании самого ребенка, в способах и формах художественного выражения субъективного отношения к миру.

    Осмысление результатов многолетней исследовательской работы позволило определить следующие психолого-педагогические условия развития способностей к эстетическому и художественному восприятию детей старшего дошкольного возраста.

- Понимание эстетического и художественного восприятия как специфических видов деятельности, направленных на познание окружающего мира с позиций красоты и гармонии.

- Признание необходимости построения целостной педагогической системы, обеспечивающей целенаправленное формирование эстетического и художественного восприятия в совокупности их структурных и функциональных компонентов.

- Соблюдение логической последовательности этапов работы с детьми в процессе формирования эстетического и художественного восприятия

- Разработанность педагогической системы и (адекватная задачам) методическая оснащенность процесса содействия становлению эстетического и художественного восприятия.

- Создание оптимальной развивающей среды, обеспечивающей полифункциональность средств эстетического воспитания (дизайн помещений дошкольного учреждения, соответствующий подбор предметов быта и произведений изобразительного искусства и т.д.), предусматривающую организацию взаимодействия детей и взрослых, направленную на усвоение эстетической и художественной культуры.

- Обеспечение взаимосвязи разных факторов художественно-эстетического развития детей (необходимый уровень художественно-эстетической компетенции педагогов; изучение и учет способностей к эстетическому и художественному восприятию; ориентация на наличные уровни восприятия;

целесообразность развивающей среды; целенаправленность педагогического процесса).

 

Заключение

 

    Изучение проблем связанных с развитием способностей к эстетическому и художественному восприятию позволило установить недостаточную разработанность отдельных аспектов эстетического воспитания: становления эстетического и художественного восприятия как специфических видов деятельности; целостного освещения проблемы организации и руководства педагогическим процессом формирования эстетического и художественного восприятия; разработки адекватной возрасту технологии, обеспечивающей полифункциональное влияние произведений изобразительного искусства на развитие личности дошкольника.

    Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили факт того, что эстетическое и художественное восприятие являются различными, но взаимосвязанными специфическими видами эстетической деятельности детей. Различие между ними определено тем, что эстетическое восприятие обуславливает познание окружающей действительности с позиций присутствия в объектах эстетического начала, а художественное – опосредует познание мира средствами художественных образов. В процессе специально организованной работы ребенок получает возможность проживать ранее неизведанные эмоциональные состояния, чувства, осваивать палитру новых отношений к проживаемым явлениям, ситуациям событиям, «созидать» себя в “воображаемом поле” художественных образов.

Эстетическое восприятие (познание мира) с позиции эстетики является объективной и необходимой основой художественного восприятия произведений искусства в дошкольном возрасте.

Многолетние исследования проблемы подтвердили предположение о том, что, дети дошкольного возраста обладают благоприятными психологическими предпосылками к развитию эстетического и художественного восприятия, наиболее значимые из которых: повышенная эмоциональная отзывчивость на чувственные впечатления; взаимопроникающее развитие формально-логического и эмоционально-образного мышления; способность к “одушевлению”, “очеловечиванию” любых объектов окружающей действительности (феномен анимистического отношения к миру); “предэстетический” опыт ролевой игры.

Своеобразие эстетического восприятия определено, прежде всего тем, что оно представляет специфическую деятельность, в процессе освоения которой у детей дошкольного возраста формируется способность к познанию объектов окружающего мира с позиций их эстетического начала. Психологической основой эстетического восприятия является эмоционально-эстетическое переживание, возникающее в результате открытия субъективно-значимого смысла воспринимаемого объекта. Динамика становления эстетического восприятия в дошкольном возрасте определена уровнем развития способности к эмоционально-эстетическому переживанию (чувственному, рациональному, созерцательному). Эстетическое восприятие является необходимой основой формирования художественного восприятия.

Художественное восприятие предполагает в дошкольном возрасте познание мира средствами разных видов искусства. Художественное восприятие раскрывает ребенку уникальные возможности открытия и сотворения себя, своих отношений с окружающим миром в “воображаемом поле” художественных образов искусства. Психологической основой художественного восприятия являются способности ребенка к эмоциональной идентификации, эмпатии; достаточно высокий уровень развития воображения; способность к художественно- эстетическому переживанию (не присутствующему в жизненном опыте). Динамика становления художественного восприятия в дошкольном возрасте определена уровнем развития способности к художественно-творческому переживанию (наивно-реалистическому, эмпатийному, целостному).

Успешность работы по формированию эстетического восприятия окружающей действительности и художественного восприятия произведений изобразительного искусства определяется соответствием организации педагогического процесса психолого-педагогическим условиям.

Анализ результатов апробации предложенной педагогической системы позволил установить что:

развитие способности детей к эстетическому восприятию осуществляется в процессе специально организованной, целенаправленной деятельности «любования»;

развитие способности детей к художественному восприятию как к специфическому виду деятельности определяется наличием знаний (об окружающем мире, искусстве, художниках и т.п.); наличием умений выделять в объектах и произведениях искусствах «эстетическое начало»; рассматривать произведения живописи используя схемы анализа картин разных жанров и т.п.; обеспеченностью эмоционально-мотивационного компонента деятельности (накопления опыта эстетических переживаний, способности к эмоциональной идентификации с художественным образом и т.п.);

приоритетными направлениями в русле решения задач эстетического воспитания являются: развитие эмоционально-чувственной сферы детей, освоение палитры художественно-творческих видов деятельности, целенаправленный отбор средств содействия становления эстетического отношения детей к окружающему миру.

Эстетическое воспитание представляет собой педагогический процесс содействия становлению гармоничной системы отношений ребенка с миром, с приоритетом эстетического отношения. Оптимальными средствами становления эстетического отношения в дошкольном возрасте является эстетическое восприятие окружающей действительности (способность к любованию) и художественное восприятие произведений (способность к «открытию» субъективно значимых смыслов, ценности) искусства.

 

 

Библиография

 

Абрамян Л.А. О роли взаимодействия эмоций и воображения в становлении игровых действий у ребенка // Отчет о научно- исследовательской работе на лаборатории эмоции НИИ дошкольного воспитания. М., 1990.

Абрамова М.А. Пути и условия интеллектуального развития младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством. Автореф.дис.к.пед.наук. Якутск, 1997.

Афасижев М.Н. Типология эмоций в искусстве // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. С.3 - 4.

Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988.

Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964.

Блудова В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки. М., 1977, № 4.

 Бодрова Е.В., Давыдов В.В., и др. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии, 1989, № 3.

Божович Л.И. Изучение личности школьников и проблемы воспитания // Типологические науки в СССР. М.: АПН, 1960. Т.15.

Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. 1951 а. № 36.

Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1975. С.42 - 48.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.,: Педагогика, 1990.

Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956. 282 с.

Вершинина П.А. Возможности освоения дошкольниками некоторых знаний о композиции произведений живописи // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. Л., 1984.

Вершинина П.А. Овладение умением воспринимать композицию как условие освоения старшими дошкольниками содержания живописного произведения // Оптимизация учебно- воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985.

Ветлугина Н.А. Системно- структурный подход в эстетическом воспитании детей // Теория и практика эстетического воспитания в свете решений ХХVII съезда КПСС. М., 1978, с.49 - 53.

 Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1978.

 Взаимодействие и синтез искусств / Под ред. Благого Д.Д., Кедрова Б.М. и др. Л., 1978.

 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных отношений. М.: изд-во МГУ, 1976. с.143.

Виноградова Г.Г. Значение эстетического воспитания и изобразительной грамоты в деле общего воспитания и образования // Уч. записки МГПИ. М., 1967, № 295.

Виноградова Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жара как средство развития художественного творчества. Автореф .дис.канд.пед.наук. М., 1997.

Вишнева Г., Казакова Т. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм // Дошкольное воспитание, 1984, № 6.

 Вундт В. Фантазия как основа искусства. М., 1914.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

Гармония: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С.108-109.

Гармония: Эстетика. М., 1989. С.53-54.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.

Грибанова М.В. Формирование предпосылок эмоционального восприятия дошкольниками произведений изобразительного искусства // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993.

Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М., 1997.

Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993.

Дошкольная педагогика. Учебное пособие для вузов /под ред Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. М., 1988.

Езикеева В.А. Рассматривание иллюстраций в книге // Система эстетического воспитания в детском саду / под ред .Ветлугиной Н.А. М., 1962.

Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М., 1969.

Зубарева Н.М. Эстетическое восприятие детьми 6 - 7 лет пейзажной картины // Сб.уч.записок ЛГПУ, 1963. Т.270.

Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: АПН РСФСР, 1959.

 Идеи эстетического воспитания. Т.1. М., 1973.

Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.

Искусство и дети / Под ред. Шестакова В. М., 1969.

Искусство и эмоции // Материалы Международного научного симпозиума. Пермь, 1991.

Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии, 1989, № 4.

Казакова М.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983.

Казанцева Л.П. Образ автора как критерий адекватности исполнения и восприятия // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. С. 47 - 48.

Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971. 160 с.

Киященко Н.И. Теория отражения и проблемы эстетики. М., 1983. 224 с.

 Клонова В. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5 - 7 лет // Дошкольное воспитание, 1973, № 2.

 Комарова Т. Дети в мире творчества. М., 1995.

Комарова Т. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание, 1995, № 5.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., 1985.

Кравченко Е. Эмоции и художественный вкус // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. С.61.

 Красота: Эстетика. М., 1989. С.162-163.

Краткий словарь по эстетике / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М., 1983. С.29,79, 121-124.

Куриленко Л. Искусство как средство целостного познания действительности // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. С.62.

Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы “Детство”. С.-П., 1996.

Курочкина Н.А. Художественный образ в эстетическом воспитании дошкольников // Оптимизация учебно- воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985.

Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М., 1965. С.8-15.

Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Пг:Госиздат, 1922.

 Лебедева Е., Комарова Т. Беседа о натюрморте // Дошкольное воспитание, 1967, № 5.

Лебедева Е., Комарова Т. Беседа о пейзаже // Дошкольное воспитание, 1967, № 3.

Лебедева Е., Комарова Т. Знакомство детей с изобразительным искусством // Дошкольное воспитание, 1967, № 1.

 Левшина И.С. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М., 1981. с.44.

Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства. М., 1983.

Леонтьев Д., Ломакина Д. Художественная компетентность как характеристика личности // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. С.64 - 65.

Леонтьев Д.А. Личностно - смысловые механизмы становления индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. М., 1983. Вып.1.

Леонтьев Д.А. Осмысленность искусства // Искусство и эмоции. Материалы Международного научного симпозиума. Пермь, 1991. С.67.

Липпс Т. Эстетика / Философия в систематическом изложении. СПб., 1909.

Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., 1972.

Лосев А.Ф. Завершающее античное определение красоты в контексте других эстетических категорий // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. С.31-44.

 Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.

Мальцева Е.В. Педагогическое руководство эстетическим воспитанием учащихся 5 – 8 классов в процессе обучения изображению натюрморта на уроках изобразительного искусства. Автореф. дис ….канд.пед.наук. М., 1997.

Медведев Л. Формирование графического образа на занятиях по рисунку. М., 1986.

Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.. 1985. с.196 - 197.

 Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема // Художественное восприятие. Л., 1971.

Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии, 1989, № 5.

Психологические основы способностей к художественному творчеству. Дисс.докт.пед.наук. М., 1994.

Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно- творческого развития школьников // Вопросы психологии, 1989, № 1.

Мелик-Пашаев А.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии, 1989, № 1.

 Мелик-Пашаев А.А., Выготский Л.С., Бахтин М.М. Подготовительные материалы к несостоявшемуся диалогу // Вопросы психологии, 1996, № 5.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей // Новые исследования в психологии. М, 1981, № 2.; 1982, № 1.

 Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988.

 Мерлин В.С. Управлять развитием личности // Рассказы ученых . Пермь, 1978. С.85, 86.

Мирошкина Р.А. Развитие изобразительного творчества старших дошкольников средствами книжной графики. Магнитогорск, 1986.

 Мирошкина Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках // Дошкольное воспитание, 1988, № 7.

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма освоения социального опыта. М., 1981.

 Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М.: АПН СССР., 1960, Т.2.

Мясищев В.Н. Проблемы отношений личности в психологии индивидуальных различий // Проблемы психологии. Л.: ЛГУ, 1953.

 Недумова М.А. Формирование действенного отношения младших школьников к окружающему миру на занятиях художественным трудом. Автореферат дисс. М., 1997.

Недумова Н.А. Формирование действенного отношения младших школьников к окружающему миру на занятиях художественным трудом: Автореф.дисс... канд.пед.наук. М., 1997. С.2.

Неменский Б.М. И начиная с детского сада, с самого нежного возраста // Дошкольное воспитание, 1989, № 3.

 Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1981. 192 С.

Неменский Б.М. Эмоционально- образное познание в развитии человека // Вопросы психологии, 1991, № 3.

Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания // Вопросы психологии, 1979, № 3.

 Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред.Шацкой В.Н., М., 1955.

 Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. М., 1975.

 Основы эстетического воспитания. М., 1975.

 Петрова Ю.Н. Показатели художественного развития личности в области изобразительного искусства // Проблемы художественного развития личности.: Министерство культуры СССР, ВНИИ искусствознания. М., 1982.

Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Р-дону, 1986.

 Прекрасное: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С.507-508.

Проблемы художественного развития личности // Сб.статей.: Министерство культуры СССР, ВНИИ искусствознания. М., 1982.

Психологический словарь / Под ред. Давыдова В.В. и др. М., 1983.

Психология эмоций. Тексты. М.:МГУ, 1984.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. Запорожца А.В., Ниверович Я.З. М., 1986. С. 1-2.

Сакулина Н.П. Игра и формирование художественных образов // Дошкольное воспитание, 1964, № 4.

Сенсорное воспитание в детском саду /под ред. Поддъякова. М., 1981.

Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф.дисс... д.психол.наук. М., 1994.

Современный словарь по психологии. / сост. Юрчук В.В., Минск., 1998.

Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии, 1989, № 1. С.24, 26.

Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек. М., 1985.

Столович Л.Н. Предмет эстетики. М., 1961.

Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников Автореф.дисс... канд.психол.наук. М., 1987.

Тараскина Г.С. Адаптирование младшего школьника к окружающему миру средствами искусства и культуры. Автореф…дис.канд.пед.наук. М., 1997.

Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

Торшилова Е.М., Дукаревич М.З. Художественное восприятие живописи и структура личности // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.

Хеге Х. Эмоциональные эффекты в эстетическом суждении // Искусство и эмоции. Пермь, 1991. С.8, 9, 10, 11, 13.

Художественное восприятие. Л., 1971.

Художественное образование и эстетическое восприятие // Вопросы психологии, 1989, № 1.

Художественное творчество и ребенок / Под.ред Ветлугиной Н.А. М., 1974

Чернышевский Н.Г. Эстетика. М., 1958.

Чиаурели В.Б. Диалектика эстетического отношения человека к действительности. Аспекты взаимодействия. М., 1985. С. 24.

Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М., 1993.

Чумичева Р.М. Ознакомление с социальной значимостью содержания жанровой живописи детей дошкольного возраста. М., 1987.

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М., 1958.

Шацкий С.Т. Революция – искусство – дети // Материалы и документы. М., 1966.

Шуртакова Т.В. Эстетическое восприятие живописи учащимися. Казань, 1972.

Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М., 1969.

Эмоции, творчество, искусство // Тезисы докладов международного симпозиума . Пермь, 1997.

Эстетика. Словарь. М., 1989.

Эстетическое воспитание в начальной школе / под ред. В.Н.Шацкой. М.: изд-во АПН РСФСР, 1959.

Эстетическое воспитание: Краткий словарь по эстетике. М., 1964, С.451 - 454.

Эстетическое сознание и процесс его формирования / под ред. Киященко Н.И., Лейзерова Л.Н. М., 1981.

Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб., 1995.

Юсов Б.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания // Искусство и дети. М., 1969.

Юсов Б.П. Теория и практика эстетического воспитания в США // Искусство и дети. М., 1969.

Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие // Художественное восприятие. Л., 1971, с.67.

Якобсон П.М. Художественное восприятие. М., 1971.

Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии, 1994, № 5.

Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997. С.60, 81, 85 - 86, 89.

Ясвин В.А., Дерябо С.Д. Методика диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.

Fechner G. Th. Vorscchule der Asthetik. 2 Vol. Hildesheim, New York: Olms. 93.

Frijda N.H. Emotions. Studies in emotion and social interaction. Cambridge etc.: Cambridge Univerity Press. 1, 13, 335.

Kant I. Kritik der Urteilskraft. Hamburg: Meiner, 54.

Schachter S & Singer J.E. Cognitive, social, and physiological determinants of emotional stat. Psychological Review, 69, 379 - 399.

Schweizer H.R. Asthetik als Philosophie der sinnlicher Erkenntnis. Basel etc.: Schwabe & Co. 16.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!