Анализ природы эстетического восприятия.



 

Особенности развития способности к эстетическому и художественному восприятию довольно широко освещаются в педагогике, психологии, искусствоведении [2, 6, 39, 42, 62, 71]. По мнению специалистов существующий на сегодняшний день уровень художественного познания людьми произведений искусства крайне далёк от потенциально возможного, что, бесспорно, ведет к потере резервов духовного роста человечества. Разработка проблемы невозможна без изучения как общих, так и специфических механизмов восприятия.

В психологии восприятие принято рассматривать как "чувственно-гностическую деятельность в форме отслеживания - наблюдения, в результате которой возникает образ, отражающий предмет в целом" [99]. Опираясь на работу анализаторов, обыденное восприятие предполагает включение мышления, которое обеспечивает специфику отражения, не выводя воспринимающего за рамки фиксации субъективно значимых и/или чувственных характеристик предмета. Важнейшей отличительной чертой восприятия является возникновение эмоций, связанных с соответствием (или несоответствием) предмета восприятия насущным (обыденным, повседневным) потребностям человека. В процессе обыденного восприятия субъект проявляет определенную активность: отбирает объекты и осмысливает их на основе имеющегося опыта, однако проявление активности имеет свои границы, определенные непосредственно-отражательным процессом, приносящим информацию об объекте в форме его целостного конкретно чувственного образа. В этом случае значимость явлений, предметов и событий окружающей действительности открывается прежде всего в связи с непосредственной, чувственной ориентацией человека в наличной реальности. Поэтому важным условием становления культуры восприятия детей является развитие зрительного, осязательного, кинестетического и других механизмов перцепции, накопление разнообразного сенсорного опыта.

Психологи отмечают синкретичность, слитность и недостаточную отчетливость образов восприятия у малышей, а у большинства из них опыт восприятия окружающего фрагментарный, неполный, односторонний, а зачастую просто бедный. С целью содействия развитию культуры восприятия информацию об окружающем мире следует целенаправленно оформлять в системные знания, организуя специальные наблюдения, рассматривание предметов в дидактических играх, направляя восприятие ребенка на выделение существенных связей, свойств и качеств предметов (явлений). Работа по знакомству с предметами должна наряду с определенным объемом знаний обеспечить активизацию эмоциональной сферы. При восприятии любого предмета необходимо максимально задействовать все анализаторы ребенка, подкрепляя ощущения и первоначальные впечатления положительной эмоциональной реакцией. Эмоциональная реакция по мере нарастания опыта познания трансформируется в комплекс эмоциональных переживаний, который в последствии ляжет в основу субъективно-оценочного отношения к объекту познания. Обыденное восприятие опосредовано субъективной потребностью и имеющимися у человека представлениями и знаниями о мире. В зависимости от характера жизненного опыта оно может быть более или менее углубленным, что позволяет говорить о различных уровнях культуры восприятия и интеллектуальной компетентности.

Динамика обыденного восприятия предполагает возникновение и становление более специфических его видов – эстетического и художественного. Эстетическое восприятие выступает как промежуточная форма между обыденным и художественным. Искусство не порывает с чувственным, оно опирается на него и поднимает зрителя до уровня обобщения эстетического знания. Адекватное восприятие художественных образов искусства немыслимо без предшествующей практики эстетического познания предметов и явлений окружающей действительности. Разработке проблем эстетического восприятия посвятили свои исследования многие авторы [6, 13, 93, 95], но несмотря на интерес ученых к этой проблеме, до сих пор не сложилось единого мнения относительно природы и механизмов эстетического восприятия. Однако все авторы отмечают отличие эстетического от обыденного восприятия и его специфические особенности.

В эстетическом образе окружающей действительности субъективное начало представляет собой необходимый элемент его содержания, "смысл" образа, без которого невозможно его возникновение. Особенностью эстетического восприятия является и особая активность субъекта восприятия. Воспринимая объект, реципиент не ограничивается фиксацией его внешнего вида и визуализированного содержания, в воображении человек изменяет воспринимаемый образ в свете своего индивидуального опыта, вносит в него новые элементы, т.е. участвует в творческом акте. Не создавая нового, принципиально отличного, каждый субъект в то же время творит эстетический образ по-своему. В докторском исследовании А.А. Мелик-Пашаева отмечается: "... подчеркивая эстетическую ценность внешней формы предметов, чувственного слоя действительности, восприятие выполняет свою духовную миссию только в том случае, если мы видим в объекте нечто большее, чем только резонанс наших собственных чувств... Наслаждаться эстетическим – значит наслаждаться самим собой в чувственном предмете, отличном от меня" [74]. Речь идет о построении эстетического образа на основное стремления человека обнаружить в каком-либо объекте свои субъективные потребности, не выраженные переживания. Эстетическое восприятие предполагает переживание того, что "открывается" в предмете посредством единства чувственного и осознанного, субъективное "построение" образа объекта происходит с помощью ассоциаций, субъективно-значимых смыслов, "проецирования и созерцания собственного наличного "я" на отчужденно-непроницаемой поверхности внешнего мира".

Эстетическое восприятие представляет собой сложный многогранный процесс взаимодействия объекта и субъекта. С одной стороны, его структура и направления уже запрограммированы чувственными стимулами объекта, с другой стороны, в ходе этого процесса осуществляется творческая деятельность воспринимающего.

Следует также отметить, что эстетическое восприятие не сводится лишь к восприятию произведений искусства. Оно имеет место не только там, где на органы чувств воздействуют художественные произведения, но и там, где имеет место воздействие явлений природы и социальной действительности, т.к. эстетический критерий применим к любому предмету (явлению) окружающего мира. Основу эстетического восприятия определяет способность человека выделять в предмете эстетическое начало. Эстетические характеристики объектов существуют независимо от восприятия субъекта. В процессе восприятия они могут быть либо не обнаружены; либо обнаружены, но не осознаны; либо обнаружены и осознаны. Образ, возникающий при восприятии предмета, зависит от способности воспринимать, «видеть» красоту и уметь любоваться ею. В процессе эстетического восприятия объект не абстрагируется (не изымается) из наличных условий. Он не попадает в "новые" условия, в "воображаемое поле", не становится объектом воображаемых ситуаций. Он соразмерен, целесообразен, красив, там, где он реально присутствует (существует).

    Целенаправленная дифференциация эстетического и художественного восприятия позволяет более точно определить технологию развития способностей дошкольников к эстетическому познанию объектов окружающего мира и произведений искусства. Так эстетическое восприятие можно рассматривать как специфическую деятельность, способность ребенка (человека) к любованию окружающим миром. Любование предполагает выделение в объекте эстетического начала, которое в обыденной жизни часто определяется как красота и является необходимым условием возникновения эстетического отношения к миру.

С целью более детального определения возможного набора (стимульного материала) признаков красоты в объекте мы рассмотрели семантическое значение понятия "красота" и пришли к следующему заключению.

    В эстетической и философской литературе "красота" зачастую отождествляется с понятиями прекрасное, соразмерное, целесообразное. "Красота" как термин, в обыденной жизни, более связан с явлениями гармонии. Красота у древних греков рассматривалась как единство духовного и телесного (внешнего и внутреннего, формы и сущности). Гегель определял красоту как "чувственное воплощение идеи" или как "истину, овеществленную в действительности" (выделяя материальность формы, структурность, целостность – как признаки "красивости"). По мнению Н.Г. Чернышевского "красота в природе выше красоты в предмете искусства ... Прекрасное – жизнь, гармония связей в предмете, структурность вещи" (очевидно, что целесообразность, структурность формы, ее целостность, по мнению автора, определяет красивость мира). К. Маркс под красотой понимал "созидание предметного мира, целесообразное формирование материи" [25, 26, 50, 57, 97]. В абстрагировании формы от сущности К. Маркс усматривал духовность материального объекта, считая, что его чувственные признаки (форма, цвет, структурность и т.п.) являются носителями признаков красивости в нем.

Таким образом, современное представление о красоте часто связано с конструктивно-организующими характеристиками (признаками) любого объекта, окружающего мира. Однако в обыденной жизни слово "красота" находит более широкое применение. Красивым определяют поступок, часто называют процесс труда (целесообразно, структурно организованный), красивым называют процесс мыслительной, речевой и т.п. деятельности человека (красиво мыслит, красиво излагает). Пытаясь подвести общий знаменатель под удивительно полисемантическое понятие "красота" мы пришли к выводу, что наиболее близким, емким и точнее определяющим все красивое, может быть понятие "гармония". Понятия "гармония" и "красота" наиболее часто рядополагают или используют как обобщение наряду с такими категориями как "симметрия", "гармонический лад", "оформленность", "целостность", "структурность", "ритм" и т.п.

Обратившись к словарям, мы не нашли единого толкования понятия "гармония". Чаще ее рассматривают как "связь, соразмерность, созвучие, согласие, соответствующее эстетическим законам; как согласованность частей в расчлененном целом" [24, 25, 50, 51].

    Педагогическим идеалом Гете, отраженном в "Вильгельме Мейстере", было "воспитание гармонически свободного человечества", развитие всех ценностных человеческих способностей в прекрасное равновесие.

    В древнегреческой философии гармония выражала идею организованности "космоса" в противоположность "хаосу". Платон придавал понятию гармония социальное, нравственное значение, понимая ее как совокупность достоинств человека-гражданина.

Значительно место понятие "гармония" занимало в эстетике Возрождения. Попытки научно сформулировать законы гармонии, характерны для Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Эпоха Возрождения выдвинула понятие о гармонически, всесторонне развитом человеке. Основу гармонии эстетика Возрождения видела в идеальной пластической организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего. В эту эпоху гармония считалась существенным признаком и даже источником прекрасного.

Лейбниц в 18 веке писал о "предустановленной" гармонии, созданной богом, в частности гармонии души и тела. Понятие "гармония" широко использовалось в эстетике классицизма (Винкельман, Гете, Шиллер). Кант, перенося источники гармонии в человеческий субъект, понимал ее, прежде всего, как согласованность между рассудком и чувственностью ("Критика способности суждения"). По мнению Гегеля, гармония характеризует внешнюю чувственную определенность материала искусства [25].

Таким образом, "гармония" чаще определяется как связь, согласие, стройность, как категория, отражающая соразмерность, упорядоченность частей целого (структурность), единство многообразия, согласованность формы и содержания объекта.

Исходя из анализа понятия «красота» в обыденной жизни и научной литературе, мы установили, что "красивым" чаще называют чувственные характеристики объекта, его внешние признаки, носящие, как правило, "декоративный" прикладной характер. Это тот вариант чувственной красоты, где внешнее (форма, цвет, ритм и т.п.) не обязательно совпадает с внутренним содержанием объекта. Чувственное начало объекта, вызывающее эстетическое наслаждение, положительный эмоциональный отклик, мы условились определять как его внешнюю красивость. Если же очевиден вариант совпадения внешней красивости объекта и его скрытых характеристик (сущности, самоценности, смысла) то можно говорить о явлении гармонии. В жизни часто красивое по сущности может быть определено как некрасивое по внешним признакам и наоборот, гармония же предполагает их неразрывное единство. Таким образом, эстетическое постижение, познание, оценка окружающей действительности возможна в двух (на наш взгляд приоритетных) категориях – гармония и дисгармония.

На основе проведенного анализа литературы, мы попытались дать определение понятию "гармония", не претендующее на энциклопедическую универсальность. По нашему мнению, гармонию можно обозначить как определенную совокупность, связь элементов системы, обеспечивающую оптимальное функционирование всей системы и каждого элемента в отдельности. Признаками (в варианте созидания - принципами) гармонии в объекте мы выделили: целесообразность, соразмерность, оформленность, целостность (структурность). Противоположность гармонии – хаос, дисгармония, нарушение выделенных принципов.

Итак, понятие "красота" в большинстве случаев отражает внешнюю, видимую, чувственную характеристику объекта. Категория "гармония" отражает единство внешней красивости и внутренней (сущностной) скрытой целесообразности, системности, целостности объекта. Личность как система отношений, может быть внешне красивой (моральной), но внутренне разрушенной (безнравственной). В искусстве существует понятие "красивость безобразного" – эстетика безобразного (декаданс), где через внешнюю оформленность, стройность строки, рифмы, композиции раскрыта сущность дисгармоничного явления.

Наша интерпретация понятия "гармония" связана с попыткой связать внешнюю красивость объектов с их сущностью, с тем, чтобы методически более точно обозначить пути (средства) содействия развитию способности детей не только эмоционально откликаться на видимое, чувственное начало объекта, но и научить проникать в его суть, во внутреннюю, скрытую "красоту". На наш взгляд, именно эта способность определяет становление эстетического восприятия мира (эстетическое познание), а через него эстетическое отношение к действительности. Помимо этого, разведение понятий "красота" и "гармония" значительно облегчает разведение понятий "эстетическое" и "художественное" восприятие.

Изучая проблему взаимосвязи и специфики эстетического и художественного восприятия, мы намеренно дифференцировали сущность того и другого видов деятельности ребенка и соответственно по-разному подошли к определению условий, определяющих их становление в дошкольном возрасте.

На наш взгляд, эстетическое восприятие представляет собой протекающее во времени специфическое познание человеком объектов природы, социальной жизни, культуры (искусства) с позиций открытия в них эстетического начала. Эстетическое восприятие может быть опосредованно предметом отражения, совокупностью его внешних и скрытых свойств, а также уровнем развития способности и потребности в эстетическом восприятии. Эстетическое восприятие не сводится только к восприятию произведений искусства. Оно имеет место не только там, где на человека воздействует художественное произведение, но и там, где имеет место воздействие тех или иных явлений природной и социальной действительности, обладающих яркими эстетическими характеристиками. Поэтому, эстетическое восприятие точнее определить как процесс взаимодействия объекта с субъектом, в результате которого осуществляется удовлетворение эстетических потребностей последнего.

Эстетическое восприятие имеет много общих черт с художественным. В том и другом случае процесс познания протекает на фоне элементарных эстетических эмоций, связанных с быстротой, зачастую не осознаваемой реакцией на цвет, звучание, пространственные формы и их соотношения. И в том и в другом случае действует механизм эстетического вкуса, применяются критерии красоты, соразмерности и оценка выразительности форм. Вместе с тем, нельзя не видеть глубоких различий между этими видами восприятия. Комфортность и эстетическая выразительность предметной среды не могут заменить собой искусство с его специфическим отражением мира, идейно - эмоциональной направленностью и обращенностью к самым глубинным и интимным сторонам духовной жизни человека.

Анализ исследований специфики эстетического и художественного восприятия позволил выделить несколько научных положений, определяющих принципиальное различие между этими процессами. Одним из оснований, определяющих принципиальную разницу между эстетическим и художественным восприятием, является природа возникновения эмоциональной реакции и степень ее осознанности субъектом восприятия.

Изучая природу эстетического суждения, Кант отмечал " ... суждения упомянутого типа не должны иметь логических обоснований. Это относительное суждение с неопределенной точкой отсчета, не имеющее доказательств" [114, 141]. Подобного мнения придерживался и Баумгартен, определяя эстетику как "науку о чувственном познании" [114]. Вундт так же считал, что искусство (эстетика) и эмоции так тесно связаны между собой, что проблемы здесь нет. [22, 114]

Тема эмоций пришла в эстетику из системы взглядов, которая изначально была обращена к специфике эстетического восприятия. Начальным понятием, определяющим место эмоций в процессе восприятия, было «вчувствование", позже – "эмпатия" [109, 114]. В его основе лежит представление об эмоциональном процессе приписывания смысла неодушевленным объектам, нашедшее развитие в теории социального понимания. По мнению О.Н. Органовой [93], при гносеологическом отношении к объекту познания субъект остается нейтральным, он отвлекается от целостной субъективно-эмоциональной оценки, поскольку ставит своей целью выявить объективные от природы свойства отражаемого явления. То есть восприятие объекта в гносеологическом плане не предполагает глубоких переживаний субъектом своего отношения к воспринимаемому содержанию.

Иное наблюдается при эстетическом восприятии, которое имеет своей целью поиск не только свойств и связей в их объективном значении, но и поиск субъективно-ценностного, чувственного значения воспринимаемого объекта. Здесь субъект не может оставаться нейтральным к «открытому» содержанию, не может устраниться от эмоциональной оценки с точки зрения своих интересов. Все это обуславливает появление соответствующих психических переживаний, ощущений эстетической удовлетворенности или неудовлетворенности объектом.

Эмоциональность эстетического восприятия, так или иначе, запрограммирована внешними признаками объекта. Воспринимая его, субъект "распредмечивает", "оживляет" в своих собственных переживаниях и эмоциях ценностные значения и смыслы, овеществленные творцом в произведении искусства чувства, стремления, идеи.

Следующим основанием, определившим специфику методики развития способности к эстетическому и художественному восприятию, стало положение о природе эмоции, предложенное Шахтером и Сингером "возбуждение + познание = эмоция" [114, 137]. Именно эта модель позволила нам определить различия в эмоциональных переживаниях, вызываемых эстетическим восприятием объектов окружающего мира (в т.ч. произведений искусства) и художественным восприятием произведений искусства. Познание в эстетическом восприятии связано, прежде всего, с чувственным познанием, "открытием" в объекте "приятного", "красивого", "удобного" по признакам соразмерности, целесообразности, целостности объекта в контексте его отношений с другими объектами, т.е. его гармоничности.

Отражение тех или иных сторон объекта, включающее их эстетическую оценку, выявление их значимости для субъекта, происходит на основе жизненного опыта субъекта, втягивает в водоворот мыслительной деятельности множество фактов из истории его общения с социальной, природной действительностью, другими людьми. В результате всего этого субъект неизбежно, хочет он этого или нет (понимает он это или не понимает), привносит в процесс восприятия определенные субъективные моменты, восполняет недостающие звенья, что обеспечивает более глубокое, эмоционально-оценочное понимание им содержания воспринимаемого. Это придает процессу эстетического восприятия неповторимый индивидуальный оттенок, который окрашивает все его стадии, стороны, элементы.

 Фрийда [114, 140] рассматривает "эстетическую эмоцию как один из аспектов эмоциональной жизни человека". Он различает эмоции, вызванные "специфическим характером объекта, которые соотнесены с его содержанием или формой, и эмоции, которые вызываются внешними качествами стимула". То есть эмоции могут быть результатом предъявления реципиенту лишь чувственно-эстетических стимулов. Непосредственно воздействующие факторы, например, цвет, форма, ритм и т.п. представляют собой стимулы, вызывающие ассоциации в процессе эстетической оценки. Без ассоциации реципиент не получает эстетического наслаждения. По мнению автора возникновение эстетической эмоции – в ее чистом виде, как таковой, может быть лишь результатом предъявления чувственно-эстетических стимулов.

Фехнер [114, 139], определяя роль ассоциаций, отмечает, что их количество (вызванное количеством стимулов), коррелирует с оценкой стимула; и если ассоциации имеют эмоциональные оценки, то вид их эмоциональной окраски влияет на оценку объекта, то есть эмоциональное впечатление реципиента зависит от качественной стороны объекта (от того, доставляет оно наслаждение или нет).

Выше изложенное позволяет констатировать факт того, что на эстетическое восприятие оказывают влияние:

1.  качество стимулов;

2.  ассоциации реципиентов;

3.  эмоциональные характеристики стимульного материала.

Таким образом природа и механизм возникновения эстетической эмоции в большей степени опосредованы самим объектом восприятия, его эстетическими качествами, его приближенностью к признакам гармонии. Возникновение эстетической эмоции определено чувственными эмоциями и эмоциями, возникающими в процессе осмысленного "поиска и открытия" признаков гармонии в объекте.

Обобщая вышеизложенное можно говорить о том, что:

эстетическое восприятие представляет собой специфическое отражение (освоение) человеком окружающей действительности с позиций выделения эстетических характеристик объектов

различие между художественным и эстетическим восприятием определено, прежде всего, эмоциональным переживанием, его спецификой, характером и природой возникновения, степенью его осмысления и интерпретации субъектом;

эстетическая эмоция детерминирована качеством стимулов, вызывающих непосредственно чувственную реакцию реципиента; ассоциациями реципиента с прежним эмоциональным опытом, эмоциональными характеристиками стимульного материала.

эстетическое восприятие является необходимым промежуточным звеном между обыденным и художественным.

 

Исследование уровней эстетического

восприятия детей дошкольного возраста.

        

Основания определения уровней эстетического восприятия

Эстетическое восприятие обусловлено наличием способности к познанию объектов окружающей действительности и произведений искусства с позиции присутствия в них эстетического начала. "Эстетическое" в объекте может быть представлено:

· наличием признаков внешней, чувственной красивости (цвет, колорит, форма, ритм, выразительные детали и т.п.);

· наличием признаков, определяющих " скрытую красоту", гармонию объекта в системе его отношений с миром (целесообразность, полезность, целостность, структурность, оформленность, соразмерность и т.п.);

· наличием признаков, определяющих индивидуальное своеобразие, неповторимость самоценность объекта – единство внешней и внутренней красоты;

В основе механизма эстетического познания лежит операция соотнесения выделенных характеристик объекта с эталонами "красоты" и процесс " открытия" субъективно-значимого смысла объекта.

В соответствии со способностью детей выделять признаки красоты объекта, эмоционально переживать и рефлексировать эстетическое переживание, определены условные уровни эстетического восприятия. "Условность" уровней детерминирована их возможной взаимопроникаемостью, объективной размытостью границ в силу очевидных индивидуальных различий эстетического восприятия у разных детей.

Уровень развития эстетического восприятия (способности к «любованию») определяется способностями ребенка:

· к эстетической оценке объекта, ее аргументации;

· к эстетическому суждению об объекте, его аргументации;

· к проявлению эмоциональной реакции на объект (мимика, жесты, движения, характер поведения: выраженный интерес, активность, безразличие, отказ от ответа).

Выделенные основания позволили обозначить уровни эстетического восприятия старших дошкольников:

чувственно-эстетический (низкий);

рационально-эстетический (средний);

созерцательно-эстетический (высокий).

Диагностика наличного уровня эстетического восприятия проводится в форме бесед, сопровождающих рассматривание предметов и произведений искусства (чайная чашка, расписная ложка, дымковская игрушка, жёстовский поднос, стул, платье и т.п.). В протоколе фиксируется: поведение ребенка во время беседы; эмоциональные реакции и характер высказываний (ответов ребенка на вопросы экспериментатора).

 Критерии оценки ответов:

· нет ответа – 0 баллов;

· односложный ответ (да, нет) – 1 балл;

· развернутое, эмоционально-образное высказывание – 2 балла.

        

Вопросы к беседе:

1. Что это? Как называется? Где используется? Для чего?

2. Нравится? Почему нравится? Чем нравится?

3. Красиво? Почему красиво? Что красиво?

4. Тебе (нам) это нужно? Это полезно? Это удобно? Почему? Чем?

5. Тебе (нам) это подходит? По размеру? По цвету? По форме?

6. Если это разрушить (сломать, порвать), тогда будет красиво? Удобно? Полезно? А почему?

7. Если будет другая форма (цвет, размер), то это будет удобно? Красиво? А почему?

8. Какое настроение появляется у тебя, когда ты смотришь на это? Почему? Какое настроение (характер, судьба) у этого? Почему?

9. Ты бы хотел это иметь? Зачем? Почему?

10. Что из этого ты подарил бы маме? Почему?

Из предложенного по каждому пункту варианта вопросов, целесообразно использовать 1-2, наиболее подходящих к объекту восприятия.

 

Анализ результатов экспериментального изучения эстетического восприятия детей дошкольного возраста.

Исследование наличных уровней эстетического восприятия детей 4-7 лет показало, что большинство из них имеют эмоционально-чувственный (или низкий) уровень способности к "любованию". Они воспринимают предметы искусства, объекты окружающего мира на уровне эмоционально-чувственной реакции на цвет, форму, элементы узора, часто оценивая их лишь с утилитарной точки зрения – "нужны" или "не нужны"; не способны выделить позицию автора, индивидуально-выразительные признаки объекта, определить его характер, "настроение" (т.е. не способны к элементарному эстетическому обобщению). Им свойственно чаще использовать элементарные оценки, в то время как эстетические суждения, их аргументация – отсутствуют, а если имеют место, то односложны и связаны с отдельными, знакомыми признаками или функциями рассматриваемого объекта. ("Чашка для того, чтобы из нее есть. Красивая. Цвет красивый и форма круглая").

Дети рационально-эстетического (среднего) уровня восприятия способны оценить предмет искусства и предложенный для рассматривания объект, путем выделения отдельных выразительных признаков (цвета, формы, композиции, фактуры и т.п.), функционального назначения объекта (его целесообразности, соразмерности в системе отношений с другими объектами); в беседе используют элементарные суждения относительно характера и "настроения" образа, выделяют позицию автора-художника. ("Чашка красиво раскрашена разными цветами – красным, желтым, зеленым. Нравится красивым рисунком: красные ягодки, листочки и снова ягодки. Художнику было радостно, он рисовал, чтобы всем понравилось").

 В ответах детей, способных к эстетическому созерцанию (высокий уровень эстетического восприятия) часто прослеживается тенденция к одушевлению, очеловечиванию воспринимаемого объекта, приписывание ему воображаемых функций, что указывает на проявление способности к эстетическому обобщению ("Ночь окрасила деревья в черный цвет"; "Веселая барышня, нарядная, сарафан как солнышко"; "Подарю маме эту ложку. Она – звонкая"). Эти дети, как правило, посещают кружки и студии художественного творчества. Можно предположить, что характер эмоциональных реакций и подобных высказываний детей является проявлением "художественного" типа высшей нервной деятельности.

Специальная работа, проведенная с детьми дошкольного возраста (в контексте опытно-экспериментального исследования), стала благоприятным фоном для проявления природных задатков, намечающихся склонностей к эстетической деятельности любого характера.

Исследование художественно-эстетической компетенции детей после реализации педагогической системы содействия развитию эстетического восприятия свидетельствует о появлении умения объяснить в эмоциональном рассказе, в диалоге с воспитателем субъективно-оценочное отношение к объекту, что является началом проявления избирательности, индивидуальных пристрастий, предпочтений, эстетического вкуса. Способность к аргументации суждений (красиво, потому что … некрасиво, потому что …) свидетельствует о достаточном объеме специальных знаний, представлений детей о красоте, соразмерности, структурности, целесообразности объекта (в его системе отношений с другими объектами, самим субъектом восприятия). Целенаправленная работа по развитию эмоционально-чувственной сферы обеспечивает расширение палитры эстетических чувств и переживаний детей.

Для детей «рационального» уровня эстетического восприятия характерны суждения и оценки которые носят развернутый, аргументированный, убедительный характер ("Это красивое, удобное кресло. Стул тоже удобный, красивый, он не сломан, на нем удобно сидеть за столом. А в кресле хорошо отдыхать, спать (гладит рукой обивку кресла). Оно такое мяконькое, теплое (садится с ногами, устраивается удобно, на лице выражение радости). Красотища!". "Чашка удобная, легкая, маленькая и круглая. Если бы она была высокая, как ваза, неудобно было бы пить"). На вопрос: "что из предложенных предметов ты подарил бы маме?" дети выбирают удобные, яркие по внешним признакам объекты ("Очень хочу маме подарить такую барышню (дымковская игрушка). Она на нее походит, пусть бы собой любовалась"). Характерный ответ ребенка, отнесенного к «созерцательному» уровню эстетического восприятия "Что бы мы без цветов-то делали? Вот стоит... (букет подснежников) как весенний пушистик." Нежно, не дотрагиваясь обводит букет ладошкой. Практически без затруднений отвечали дети «рационального» и «созерцательного» уровней восприятия на вопросы "Какое настроение у тебя, когда ты смотришь на …(объект)?"; "Как ты думаешь, какое настроение у этой чашки (книги, игрушки, деревца и т.п.)". Развившаяся способность к "одушевлению", "очеловечиванию" позволяет детям транслировать человеческие чувства и переживания на объект. Ориентируясь на внешний облик предмета, они угадывают за видимыми признаками его скрытую характеристику, переживая при этом его самоценность, "очеловеченную" сущность: "Книга-то бедная, больная. Посмотрите, все листы разорваны, ой-ой, надо клеить!". "Ну как вам про этого петуха рассказать? (петух – дымковская игрушка). Вот он какой (встает в образную позу, руки - крылья и т.п.). Ходит, красуется!". "Если стул сломать? ... так это не стул ... ну не стул ... калека какая-то!".

Высказывания и поведение детей в ходе бесед очевидно, подтверждаютфакт наличия интереса и повышенной эмоциональной отзывчивости на чувственные впечатления, способность ребенка дошкольного возраста переходить от чувственного уровня к рациональному и созерцательному.

Таким образом своеобразие эстетического восприятия определено тем, что оно представляет собой специфическую деятельность, в процессе освоения которой у детей дошкольного возраста развивается способность к познанию объектов окружающего мира с позиций их эстетического начала. Психологической основой эстетического восприятия является эмоционально-эстетическое переживание, возникающее в результате «открытия» субъективно-значимого смысла воспринимаемого объекта (его внешней, чувственной, и/или «скрытой», сущностной красоты – гармонии). Динамика становления эстетического восприятия определена уровнем развития способности к эмоционально-эстетическому переживанию (чувственному, рациональному, созерцательному). Эстетическое восприятие является необходимой основой формирования художественного восприятия.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 825; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!