Вопросы с целью диагностики «наивно-реалистического» (первого)



Уровня художественного восприятия

2. Что ты видишь перед собой?

3. Как это называется?

4. Что видишь на картине?

5. Что ты видишь на переднем плане, ближе к нам?

6. Что ты видишь на дальнем плане, вдалеке от нас?

7. Что главное в картине?

8. О чём рассказал тебе художник?

9. Как ты думаешь, о чём этот рассказ?

Вопросы с целью диагностики «эмпатийного»( второго)

 уровня художественного восприятия

10. Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на картину? Почему?

11. Какое настроение у героев картины? Как ты догадался?

12. Что помогает тебе понять настроение героев (предметов, объектов, людей). Цвет? Почему? Композиция? Почему?

13. Что видишь в центре? Почему это в центре?

14. Что видишь по сторонам изображения? Почему это по сторонам изображения?

15. Что самое яркое в картине? Почему?

16. Что самое большое? Почему?

17. Есть в картине движение? Как ты догадался?

18. Есть в картине тишина? Как ты догадался?

19. Что происходит в картине? Как ты догадался?

20. О чём рассказ художника?

Вопросы с целью диагностики «целостного» (третьего)

 уровня художественного восприятия

1. Какое настроение вызывает у тебя картина?

2. Какое настроение у героев картины?

3. Какое настроение было у художника, когда он писал картину?

4. Грустный или весёлый рассказ получился у художника?

5. Что помогло художнику рассказать о грусти (радости)?

6. О чём рассказал тебе художник?

7. Согласен ты с художником или нет?

8. Как бы ты назвал эту картину?

9. Как бы ты рассказал об этом?

10. Как бы ты назвал свою картину?

 

Анализ результатов экспериментального изучения художественного восприятия детей дошкольного возраста.

Характерным для детей попадающих на «нулевой» уровень художественного восприятия является: отказ от беседы, отсутствие умения определить объект рассматривания как произведение искусства, отсутствие речевых навыков к элементарным эстетическим суждениям и оценкам (часто дети ограничиваются односложными ответами "да" или "нет").

    Дети наивно-реалистического уровня, описывая живописное произведение, часто ограничиваются лишь перечислением объектов, изображенных на картине (белый снег, деревья, трава, небо и т.п.), редко выделяют средства выразительности (цвет, колорит, своеобразие формы объектов, особенности композиции и т.п.), не способны высказать собственное суждение или оценку по поводу эмоционального настроения картины или замысла автора произведения. При этом для них характерны яркие эмоциональные высказывания ассоциативного характера с опорой на жизненный опыт познания явления, события, объекта. Радость вызывает "узнавание" изображения ("Я тут был", "Это у нас на даче", "Мы сюда ходили собирать грибы", "Хорошо, когда идет первый снег, я люблю играть в снежки").

    Для детей относящихся к "эмпатийному" уровню восприятия характерным проявлением является способность к эмоциональной идентификации с художественным образом. На вопросы, связанные с характеристикой образа, дети дают живые, развернутые ответы, что ярко проявляется в сопровождающих ответ жестах, живой мимике, они не только фиксируют и выделяют состояние природы, людей, зверей и неживых объектов, но и довольно легко одушевляют их ("Деревья задумчивые, боятся стряхнуть свой белый наряд", "Фрукты сочные – веселые", "Хлеб, теплый как солнце" и т.п."). Интересен факт попытки высказать суждение или оценку с применением специальной терминологии ("очень веселый колорит у художника, деревья нарядились как на бал, красные, золотые ... наверное, ему самому было весело в этом лесу", "Я не так бы сделал композицию, убрал бы все деревья, а эту красавицу – березу оставил"). Недостаток развития образной речи отдельные дети восполняют жестами, двигательными реакциями. Они встают, пытаются руками или позой передать состояние образа.

    Характеристика поведения и высказываний детей относимых к "целостному" уровню художественного восприятия. По отдельным показателям (свободное оперирование языком искусства, наличие художественных предпочтений и др.) уровень их восприятия не может быть диагностирован как "целостное" восприятие. Но способность художественно мыслить ярко проявляется в глубине осмысления, переживании не только того, что видно, но и того, что скрыто от глаз зрителя (замысла автора, отдельных приемов художественной выразительности). ("Дяденька (инвалид без ног) как птица в клетке, он не может не уйти, не убежать со своей коляски", "Аленушка грустная, и в лесу не весело: темное небо, птицы не поют", "Картина «любовная», выберется Иван-царевич с Василисой из леса и сыграют свадьбу, они одеты красиво"). Подобные факты объясняются спецификой индивидуальных различий, дополнительными контактами с искусством (профессия родителей, семейные увлечения), посещением специальных художественных студий и кружков. Дети используют в своих ответах большое количество прилагательных, оригинальные сравнения, аналогии, аргументируя свои ответы неожиданными находками в изображении Так незаметную веточку яблони в картине В. Васнецова "Иван-царевич и серый волк" дети связывают с указателем пути, "добрыми силами", которые помогают путникам выбраться из заколдованного леса; осоку на болоте сравнивают с острыми ножами "как ножи режут лапы волку"; замечают неоправданно большие размеры волка, подчеркивая сказочность, ирреальность сюжета "такой волк не бывает, это волк-волшебник"; установка и умение детей искать "загадку" изображения, обуславливает умение определять часть авторского замысла, авторской позиции. Об "Аленушке" В. Васнецова дети говорят, что художнику жалко девочку, "он сам грустит с ней, и природа грустная: небо серое, птички не поют. А я не так буду об Аленушке "рассказывать"! Я нарисую ее и брата когда родители с подарками приехали". О картине Пименова "Перед выходом на сцену" (портрет актрисы в гримерной) было высказано следующее суждение: «что-то ваш портрет на портрет не походит, как натюрморт какой-то, ... все тут красиво". Портрет действительно несет двойную смысловую нагрузку. Грим уборная не только играет роль фона, но и является равноправным компонентом изображения (не яркое освещение, многообразие окружающих предметов, их лёгкая расплывчатость, налёт таинственности, подчеркивают состояние перевоплощения человека, его неразрывность с окружающими предметами: гримом, духами, заколками, зеркалом и т.п. в момент перевоплощения в роль). Выражения типа: "Солнечная картина. Чувствую сейчас радость и теплый день, радость природы, легкость, листочки улыбаются, краски хорошо сочетаются. Вот здесь зеленое – светлое, и темное – пасмурное в вдалеке" - о картине Левитана "Золотая осень". Не редко маленькие зрители угадывают "за картиной" часть авторского замысла, «вступают в диалог с художником», выделяя при этом свою позицию, свое отношение к содержанию изображения. В процессе анализа ответов детей находит подтверждение факт влияния эмоционального состояния ребенка на интерпретацию, своеобразие понимания эмоционального пафоса изображения. Так, в процессе рассматривания картины "Иван-царевич и серый волк" у тревожного, подавленного ребенка изображение ассоциируется со страхом, тревогой, мрачностью. У ребенка в приподнятом настроении - с надеждой, красотой, любовью. Очевидное расхождение оценок эмоционального настроения проявилось по отношению к картинам "Грачи прилетели" Саврасова, "На Севере диком" И. Шишкина, "Подсолнух" И. Грабаря. Разнообразие в суждениях детей подтверждает возникновение субъективного отношения к воспринимаемому, ориентацию детей на собственные чувства и переживания. Своеобразным показателем индивидуально-субъективных изменений по отношению к искусству становится факт наличия избирательности и предпочтения в ситуации самостоятельного выбора картин для рассматривания. Так дети "целостного" (высокого) уровня из ряда знакомых и незнакомых картин выбирают незнакомые. Незнакомые картины стимулируют творческий поиск ожидания нового "открытия". Дети эмпатийного уровня более тяготеют к ярким конкретным изображениям, с очевидно ясным эмоциональным настроением, вне зависимости знакомое изображение или нет. Дети, отнесенные к наивно- реалистическому уровню выбирают для рассматривания произведения, близкие личному опыту.

С целью получения дополнительной информации о характере изменения представлений детей о "красоте" можно провести занятия по рисованию на тему: "Нарисуй что-нибудь красивое".

    Констатирующий анализ рисунков - представлений детей о "красивом". Как правило, объекты изображения довольно однообразны и немногочисленны. "Красота" связывается с изображениями цветка, радуги, принцессы, машинки, цветущего луга, декоративного узора, новогодней елки и т.п. Объяснение детьми замысла (концептуальность, аргументированность) носит упрощенный характер: "Нравится потому, что так красиво когда везде цветы", "Елка красивая, ее наряжают в Новый год". Объект, связанный с понятием "красивое", как правило, один.

    Колористические решения изображений выявляют связь выбора цвета с замыслом: "красивое" изображается палитрой до 9 цветов (красный, оранжевый, желтый, розовый, голубой и т.п.); преимущественно используется полихромная высветленная гамма; прослеживается связь между уровнем эстетического восприятия и качеством рисунка. Дети, отнесенные к "эмпатийному" уровню выполняют изображение довольно оригинально, объясняя выбор замысла и подбор колорита.

    Рисунки позволяют говорить о том, что большинство детей связывают понятие "красивое" с конкретными одиночными объектами, ориентируясь, прежде всего, на их внешние, яркие, чувственные признаки. Дети "эмпатийного" уровня способны к выбору цветовой палитры как средству выражения эмоционального отношения к "красивому". Обнаружена связь между уровнем развития эстетического и художественного восприятия, оригинальностью замысла и способностью его воплощения в изображении.

    Анализ многочисленных детских работ указывает на достаточно высокий уровень качества изображения (форма, цвет, техника) и низкий уровень использования выразительных средств (композиции, колорита и т.п.) как приемов выражения субъективно-авторского отношения к содержанию замысла.

Специальная работа, проведенная с детьми дошкольного возраста, с целью содействия развитию художественного восприятия стала благоприятным фоном не только для повышения уровня восприятия, но и оказала благотворное влияние на качество изобразительной деятельности и художественно-творческую компетентность детей в целом.

Контрольный анализ рисунков на тему "Нарисуй что-нибудь красивое" (с целью изучения изменений представлений детей о «красоте») выявил следующие факты: рисунки детей "рационального" уровня эстетического восприятия, как правило, выдержаны в реалистической манере (выбор объектов, колорита, формы, композиции изображения соответствовали реальной действительности). Варианты образов, связанных с представлениями о красоте значительно увеличился. Интересен факт выбора детьми нескольких объектов, воплощающих признаки красоты, их объединение в одном изображении: машина на фоне красочной цветочной поляны, курица с цыплятами, любующимися радугой, семья в ярких, нарядных одеждах и т.п. Воплощением красоты часто становится реальный, конкретный объект, но с дополнением изображения элементами несущими чувственную красивость.

Резко отличаются от всех остальных, рисунки детей, отнесенных к высоким уровням эстетического и художественного восприятия. Названия, придуманные «авторами», носили характер эстетического обобщения. "Предзимье" – рисунок, выполненный в пастельных серо-охровых тонах. Красота в этом изображении связана с особым (тихим и задумчивым) состоянием природы, периодом ожидания зимы. "Зима в городе" – на фоне серого, неприглядного города ребенок разместил 5 крупных, тонко прорисованных красных снежинок. На вопрос: "Почему снежинки красные?" был дан ответ: "А вы видели какие они красивые?". То есть признаками красоты для детей стали не только внешние, чувственные характеристики объектов, но и явления и события (внешне неброские), которые приобрели субъективно-значимый смысл, были пережиты как эмоционально-значимое открытие.Выявлена очевидная связь между уровнем восприятия и оригинальностью, творческостью реализации предложенной темы.

В процессе многолетней исследовательской работы, проводимой автором, очевидно обозначился факт увеличения количества детей, относящихся к высоким уровням эстетического и художественного восприятия. Увеличилось количество форм и средств выражения художественно-эстетических чувств, переживаний в самостоятельной творческой деятельности детей. У большинства детей произошли очевидные положительные изменения в количестве и качестве художественных образов, воплощенных в музыкально-пластической импровизации, рисунках, лепке, аппликации, творческом рассказывании. Эстетические оценки, суждения, высказывания стали носить развернутый, образный, часто аргументированный характер.

Таким образом, своеобразие художественного восприятия определено тем, что оно является специфической деятельностью, в процессе освоения которой развивается способность к познанию мира средствами разных видов искусства. Художественное восприятие раскрывает уникальные возможности открытия и сотворения себя, своих отношений с окружающим миром в «воображаемом поле» художественных образов искусства. Психологической основой художественного восприятия являются способности к эмоциональной идентификации, эмпатии, достаточно высокий уровень развития творческого воображения, способность к художественно-эстетическому переживанию (не присутствующему в жизненном опыте). Динамика становления художественного восприятия определена уровнем развития способности к художественно-творческому переживанию (наивно-реалистическому, эмпатийному, целостному).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дети дошкольного возраста обладают объективными предпосылками к художественному восприятию и при определенно организованной работе способны, на довольно высоком уровне, "открывать" для себя мир средствами художественных образов произведений искусства.Исследование подтвердило предположение о том, что потенциальные возможности художественного и эстетического развития детей дошкольного возраста затухают, или реализуются далеко не в полной мере без учета психолого-педагогических условий и специальной организованной педагогической системы направленной на развитие способностей к художественному и эстетическому восприятию.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!