Содействие развитию способности к эстетическому и художественному восприятию детей дошкольного возраста



Научно-обоснованный выбор операциональных средств содействия развитию ребенка в контексте его эстетического взаимодействия с миром, а так же учет выделенных выше принципов, позволяют обеспечить единую технологию, проводимой в дошкольных учреждениях работы.

    Задачи педагогической системы содействия художественно-эстетическому развитию детей могут быть сформулированы следующим образом:

1. Развивать и обогащать эмоционально-чувственную сферу детей, эстетическую и художественную восприимчивость к окружающему миру и произведениям искусства, палитру субъективно-значимых эстетических и художественных образов (представлений) действительности.

2. Сформировать основы эстетического сознания детей (доступный возрасту объем специальных знаний, способность к эстетической оценке, суждению, элементы эстетического вкуса – избирательность, предпочтения).

4. Сформировать исполнительские умения в таких видах деятельности как: любование, художественное восприятие (рассматривание, анализ произведений искусства), изобразительная деятельность, художественное конструирование, музыкально- пластическая импровизация, пантомимика, игры-имитации, игры-драматизации, театрализованные игры, дизайн и эстетика организации быта (внешнего облика, отношений с окружающими и т.п.).

    В работе важно использовать широкий арсенал средств среди которых эстетическое, художественное восприятие и освоение разнообразных видов художественно-творческой деятельности имеют приоритетное значение.

 

Психолого-педагогические условия содействия становлению эстетического восприятия

 

Способность к восприятию красоты окружающего мира является важнейшей характеристикой гармоничной, духовно богатой личности. Поэтому важно развивать у детей эстетическое видение мира. Наиболее доступной формой эстетического восприятия является деятельность "любования". Любование в отличие от повседневного восприятия предполагает возникновение и обогащение эстетической эмоции, возникающей на основе способности выделять присутствие "красоты" в предмете, событии, явлении.

Научить ребенка любоваться – это значит сформировать у него положительное, эмоциональное, субъективно-значимое отношение к любому объекту, предмету искусства, миру в целом.

Известно, что «объективно-эстетическое отношение свойственно людям, ориентированным, в первую очередь, на перцептивно-чувственное восприятие, на эстетический характер действий по отношению к объектам. Это отношение характеризуется особой сензитивностью к чувственной выразительности объектов мира, способностью непосредственно постигать их объективные признаки (цвет, форму, пропорции, ритм, размеры, симметрию, динамику и т.п.). Субъективно-эстетическое отношение детерминирует восприятие эстетически переживаемого объекта как субъекта. Это проявляется в способности воспринимающего "вживаться в образ объекта", эмоционально откликаться на его витальные проявления, испытывать к нему эмпатию, желание взаимодействовать с ним, признать его самоценность, готовность уважать эту самоценность». [138] Субъективно-непрагматическая модальность отношения более всего близка к характеристике эстетического отношения человека к миру.

Эстетическое восприятие обусловлено наличием способности дошкольников к познанию окружающего мира с позиции выделения в объектах эстетических признаков. "Эстетическое" в объекте может быть представлено:

13. наличием признаков "внешней", прикладной красоты (цвет, колорит, форма, ритм, выразительные детали, качественные характеристики), в процессе восприятия которых происходит чувственное (сенсорное), эмоционально-окрашенное познание объекта. Зрителю "открываются" внешние, часто далеко не существенные характеристики объекта, без связей их с другими объектами действительности или сущностью самого объекта. "Открытие", конкретизация отдельного признака, носителя внешней красивости объекта, возникающее в условиях положительной эмоциональной установки на объект, обусловливает переживание эстетической эмоции (чувственного наслаждения), отличной от эмоции удовлетворения, прагматической потребности. Объект восприятия приобретает субъективную для ребенка окраску. Он "ласкает" взгляд, ушки, ладошки, кожу и т.п.

14. наличием признаков (характеристик), определяющих сущностную "скрытую" красоту, гармонию объекта в системе его отношений с миром (его целесообразность, полезность, соразмерность и т.п.). В этом случае эстетическое восприятие обусловлено рациональным «открытием» сущности воспринимаемого объекта. В основе механизма познания лежит операция соотнесения выделенных характеристик с признаками гармонии. "Открытие" ребенком рационально-прагматического смысла объекта опосредует возникновение интеллектуально-эстетических эмоций.

15. наличием признаков, определяющих индивидуальное своеобразие, неповторимость, самоценность объекта в единстве внешней и внутренней красоты. В этом случае эстетическое восприятие обусловлено познанием его самостоятельной ценности, индивидуального своеобразия. Эмоции, возникающие в этом случае, приобретают художественную специфику, детерминированную способностью ребенка к эстетическому обобщению.

    Практика любования является необходимым условием для проявления способностей к эстетическим суждениям, оценкам, эстетического вкуса, т.е. в большей степени опосредует формирование эстетического сознания. В процессе любования предмет выделяется из ряда объектов утилитарного значения и приобретает для ребенка эмоционально-субъективное значение. Предмет открывается ребенку в трех ипостасях: становится носителем нового смысла – раскрывается со стороны своей информативности (в нашем случае – красивости); становится объектом возможного взаимодействия, т.е. значимым в актуальной для ребенка деятельности (часто эстетически преобразующего характера); раскрывает ребенку его собственную актуальность, значимость с позиции оценивающего субъекта. Любование является фундаментальной, одной из первых способностей ребенка открывать для себя мир с позиции эстетики (чувственной внешней красивости; гармонии, дисгармонии, скрытой красоты сущности явления, его неповторимого своеобразия).

 В нашей работе были определены уровни эстетического восприятия детей дошкольного возраста, основанием для выделения которых послужила способность ребенка к выделению признаков "красоты" объекта (эстетического начала) и характер эстетического переживания, вызванного различными эстетическими стимулами: первый уровень – чувственно-эстетический; второй – рационально-эстетический; третий – созерцательно-эстетический.

В соответствии с изложенными положениями была определена методика обучения детей эстетическому восприятию (любованию). Прежде, чем ребенок приобретет умение воспринимать окружающую жизнь по законам красоты и любоваться своими "открытиями", необходимо обеспечить подобные "находки" в специально организованной деятельности. Эстетическое восприятие предполагает выделение в предмете эстетического начала, которое в дошкольном возрасте может определяться парой эстетических категорий: красиво – некрасиво, возникновением первых эстетических оценок: нравится – не нравится (где оценка наполняется конкретным содержанием, связанным с восприятием ярких выразительных признаков объекта).

 Важно донести до ребенка понятие "красота". Это возможно при диалектическом противопоставлении двух категорий – красивое - некрасивое, а также при наполнении абстрактного понятия "красота" конкретным содержанием: красиво - приятно (зрительные, тактильные, слуховые и т.п. ощущения); красиво - удобно, целесообразно, полезно; причина приятных ощущений, красоты объекта в его индивидуально-выразительных признаках. В процессе ознакомления детей с объектом следует выделить яркий признак (носитель красивости) и сравнить с предметом, где данное качество отсутствует (расписную хохломскую ложку с ложкой алюминиевой, расписную дымковскую игрушку с игрушкой, не украшенной цветом). Постепенно в процессе возвращения к любованию одним и тем же предметом необходимо увеличивать количество признаков, несущих элемент "красоты" (после знакомства с цветом полюбоваться ритмом узора, позже – формой дымковской игрушки). Так дети обучаются находить причину "красивости", связывая видимые выразительные признаки предмета с его красотой. В нашей работе была определена примерная последовательность демонстрации объектов для любования: знакомые нарядные игрушки; предметы окружающей действительности; предметы декоративно-прикладного искусства (с понятным функциональным назначением); живопись; скульптура; природа. Процесс обучения любованию осуществляется поэтапно.

На первом этапе обучения в соответствии со спецификой возраста (1-3 года) детей ориентируют на яркие, чувственные признаки объектов (цвет, ритм, форма, звук, вкус и т.п.). Цель этого этапа любования - создать положительную эмоциональную установку на объект средствами разнообразных комплексов приятных ощущений, рефлексированных в простейших оценках и суждениях: приятно, удобно, красиво, вкусно и т.п.

Второй этап любования предполагает "самостоятельное открытие" ребенком в объекте или ряде однородных объектов существенных признаков, их скрытого "смысла". То есть познание объекта осуществляется с позиций выделения в нем признаков внутренней "красоты", гармонии отношений с другими объектами, воспринимающим человеком. "Открытие" субъективно-значимого "смысла" предмета опосредует становление ценностного к нему отношения не только на уровне чувственной реакции, но и на уровне его простейшего обобщения ("Строение нужно человеку, зверю, птице чтобы прятаться, защищаться. В нем тепло и удобно".). То есть, любой объект окружающей действительности раскрывается ребенку со стороны своей целесообразности, необходимости человеку своей полезностью.

Третий этап любования предусматривает формирование у детей представления об индивидуально-неповторимой ценности объекта. "Открытие" самоценности объекта осуществляется посредством выделения индивидуально-неповторимых, художественно-выразительных особенностей. На этом этапе для детей характерным становится проявление индивидуальных пристрастий, избирательности, предпочтений, эстетического вкуса и способности к выражению собственного, субъективно-оценочного отношения к объекту. Эстетические суждения и оценки детей приобретают индивидуальный и дифференцированный характер.

Работа, предполагающая практику любования не только в повседневной жизни, но и в специально организованной деятельности обеспечивает совершенствование умений откликаться не только на чувственные признаки "красоты объектов", но и способность к эмоционально-эстетическому переживанию, как особой деятельности, направленной на установление смыслового соответствия между объектами окружающего мира и самим собой.

Исследования Л.Я. Дорфмана позволяют говорить о том, что переживания являются человеку в двух ипостасях: в форме созерцания и в форме деятельности. Когда человек испытывает лишь воздействие переживания, последнее принимает роль логического субъекта, ставя человека в позицию объекта. Когда человек ставит свои переживания в позицию логического объекта, он сам создает отвечающие им ситуации, либо отношение к ним. Переживания второго рода являются переживаниями – деятельностью. Назначение эмоциональных переживаний как деятельности может быть понято как процесс производства и самопроизводства эмоциональных переживаний, имеющих для человека ценность; способ преобразования мира, способ реагирования на трансформированный самим же субъектом мир.

    Эмоциональные переживания – деятельность обнаруживают себя в виде относительно самостоятельной деятельности, либо в составе какой-либо другой деятельности. Об эмоциональных переживаниях – деятельности можно судить по тому, как человеку удается перенести те или иные жизненные события и повысить осмысленность жизни. Продуктом переживания выступает нечто внутреннее и субъективное, в том числе и сами эмоциональные переживания.

    Изменение традиционной методики (требований) организации деятельности эстетического восприятия детерминирует возможность трансформации (изменения) эмоциональных переживаний опосредованных воздействием из вне (чувственная реакция на раздражитель, эстетический стимул), в переживания, созданные (сотворённые) самим ребенком, до переживаний – деятельности. В этом случае эмоциональные переживания – деятельность становятся способом субъективного преобразования мира.

    Таким образом, переживания первого уровня эстетического восприятия, рожденные чувственной реакцией, дополняются эмоционально-эстетическими переживаниями, связанными с открытием (осмыслением) в объекте признаков целесообразности, соразмерности и т.п. Именно эти переживания обеспечивают возникновение субъективно-оценочного отношения к объекту, которое находит свое выражение в развернутых эстетических высказываниях (оценках и суждениях).

Обозначив эстетическое восприятие как специфический вид деятельности детей дошкольного возраста, были определены психолого-педагогические условия формирования этой деятельности:

- наличие субъективно-значимого отношения к объекту восприятия;

- наличие способности к эмоционально-эстетическому переживанию (чувственному, рациональному, созерцательному);

- наличие повседневной и специально организованной практики "любования";

- учет наличных уровней эстетического восприятия (опосредующих особенности выбора средств взаимодействия педагога с детьми).

На наш взгляд, именно такой путь формирования способности к эстетическому восприятию мира определяет формирование эстетического сознания (таких его составных как эстетическая оценка, суждение, вкус), эстетических потребностей, специфических эстетических эмоций и переживаний.

 

Психолого-педагогические условия содействия становлению

 художественного восприятия

 

Художественное восприятие, как специфическая деятельность, требует освоения трех необходимых ее компонентов: когнитивного, практического, эмоционально-мотивационного. Только при условии обеспечения в практике работы с детьми обозначенных компонентов можно достигнуть эффективных результатов в развитии способности к познанию произведений искусства. В этом случае искусство становится неотъемлемой частью творческой жизни ребенка, способной научить его мыслить и с радостью включаться в художественно-продуктивную деятельность.

В процессе работы с детьми феномен искусства важно раскрыть как модель творческого, преобразующего отношения человека к миру, своеобразный "рассказ" художника о том, что его удивило, остановило, поразило, что он почувствовал, понял, о чем захотел рассказать людям. Искусство открывается ребенку как:

16. источник: субъективно значимого знания, нового "смысла"; открывшегося вдруг по отношению к, казалось бы, знакомым объектам окружающего мира, знания раскрывающего мир по-новому – глазами автора; познания авторских чувств, познания себя и рефлексии своего отношения к художественному образу.

17. эстетический эталон эпохи, государства, этноса, своеобразная точка отсчета в динамике формирования личных отношений ребенка с миром, эталон (модель), позволяющий понять и оценить отношение людей к объектам познания, к себе самим, а на фоне этих отношений выделить себя и свое оценочное отношение к авторам и образам действительности воплощённым в искусстве;

18. как модель (способ): свободного самовыражения человека, позволяющая "по-своему" создать «рассказ» о событии, явлении, объектах действительности (пережитых, не только в обыденной жизни, но и в воображаемом поле образов искусства); раскрывающая возможности субъективно-оценочного, авторского подхода к преобразованию действительности в художественные образы.

 

Приобщение детей к искусству

Приобщение детей к искусству предполагает формирование умения не просто видеть (рассматривать) предметы искусства, а «понимать» их, сопереживать с их героями, автором произведения. Подобного рода практика обеспечивает одно из важнейших условий возникновения и развития эстетического отношения к жизни. Знакомить детей дошкольного возраста с искусством необходимо путем реализации целостной системы, направленной на развитие эстетического отношения к миру. На занятиях, в играх, в художественном творчестве, при свободном привлечении материалов и выразительных средств разных видов искусства должны быть созданы условия, где ребенок будет осваивать, переживать и осознавать особое сопричастное отношение к явлениям действительности. При таком подходе изначально закладывается единая основа художественного цикла. В процессе ознакомления с действительностью, миром культуры, искусством, в сознании самого ребенка, разные виды искусства должны «раскрыться стволами одного корня" – особого, созидательно-эстетического отношения человека к жизни. Ребенок должен быть введен в наиболее общие формы художественного освоения мира (музыка, литература, изобразительное и декоративное искусство и т.п.), благодаря чему, он постепенно приобретает возможность самостоятельно ориентироваться в многообразии и многоликости видов искусства.

Начиная с презентации простейших форм выражения эстетического отношения человека к миру, необходимо подвести под художественный цикл общечеловеческую, духовно-нравственную основу, определяемую как область формирования личности. Содержание художественного цикла должно быть направлено на активизацию процесса самопознания, «открытия» себя своих возможностей, «спрятанных» сил, достижения нового уровня самосознания и самоощущения в окружающем мире.

Не будет отчужденного знания, если узнавая что-либо о мире и его законах посредством искусства, растущий человек будет открывать что-то и в себе самом, осмысливать свое место в природе, истории и т.п. Процесс познания мира средствами художественных образов должен быть неотделим от процесса становления личности.

 

Ориентируясь на стратегические направления художественно-эстетического развития детей, возможно определение задач, опосредующих становление способности к художественному восприятию:

· Разработать доступную детям систему знаний об искусстве как особой деятельности отражения человеком действительности, где художник выражает авторское отношение к тому, что его окружает; раскрыть феномен искусства как самый доступный путь выражения собственного отношения к миру (через рассказ о нем средствами художественных образов).

· Обеспечить развитие умений, навыков воспринимать искусство (в соответствии с исходным уровнем художественного восприятия).

· Содействовать становлению эмоционального, субъективно-ценностного отношения к искусству, а на его базе активный интерес и систему мотивов осуществлять аналогичную деятельность.

    В результате решения задач, объективные знания, полученные средствами искусства, приобретают характер субъективно-значимого "открытия мира". Открытие, "распредмечивание" скрытого от внешнего восприятия "смысла произведения искусства" является одним из эффективнейших средств познавать мир и (соответственно) себя в этом новом мире, а не присваивать чьи-то знания механистическим путем. Эмоциональные переживания обеспечивают возникновение творческой эмоции, эмоции высшего порядка (духовной, эстетической и т.п.). 

 

Психолого-педагогические условия содействия становлению

 художественного восприятия

 

Когнитивный компонент деятельности Практический компонент деятельности Эмоционально-мотивационный компонент деятельности
Формирование у детей знаний: об окружающем мире (как возмож­ном содержании произведений искусства); · об искусстве (художниках, матери­алах, выразитель­ных средствах, их возможностях); Наличие представлений о способах, формах отражения знаний в разных видах изобразительной деятельности (графика, пластика, аппликация и т.п.) Совершенствование умений: использовать знания о выразительных средствах изобразительного искусства в дидактических играх и упражнениях;  выделять в объектах окружающего мира и произведениях искусства "эстетическое начало" (красоту, гармонию); принимать участие в проблемно-поисковых беседах, сопровождающих рассматри­вание произведений искусства; рассматривать произведения живописи, используя условные схемы анализа картин разных жанров; выделять яркие признаки предметов и "переводить" их на язык графического, пластического изображения, и наоборот. способности к поиску «загадки" в произведениях искусства Обеспечение: опыта повседневных эмоциональных переживаний событий и явлений, аналогичных явлениям, представ­ленным в художественных образах; опыта эстетических переживаний в процессе любования; развития способности к эмоциональной идентификации с художественным образом в играх-имитациях; развития способности к "очеловечива­нию", "одушевлению" предметов, явлений и событий действительности в играх и повседневной жизни; способности к самостоятельному авторскому выражению эмоциональных переживаний и отношений в разнообразных видах деятельности; богатой палитры художественно-эстетических переживаний, возникающих в результате синтеза искусств (на комплексных занятиях). способности к самостоятельному выбору форм и средств выражения эстетических переживаний.

 

Обеспечение эмоционально-мотивационного компонента художественного восприятия детерминирует становление субъективно-ценностного отношения к феномену искусства, развитие интересов, мотивов и потребностей в осуществлении аналогичной художественной деятельности. Восприятиепроизведений искусства требует большой подготовительной работы, направленной, прежде всего, на развитие и обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка, так как в дошкольном возрасте процесс смыслообразования определяется развитием эмоций. Существует тесная связь уровня, силы, качества эмоционального переживания воспринимаемого образа, с его оценкой и пониманием. В процессе восприятия эмоции ребенка способны "подтягивать" жизненные представления и образы воображения, к созвучным им эмоциональным состояниям художественных образов.

Эмоции, оценки и действия (в плане представлений) помогают ребенку "достраивать" художественный образ. В этих ситуациях важное место принадлежит эмоциям, связанным с образом "Я". Большое значение в их становлении имеет игра, восприятие художественного произведения и собственно-творческая деятельность. Необходимо учесть, что художественное восприятие произведений искусства, аналогично игре, опирается на два вида эмоций:

· эмоции: связанные с анализом, пониманием изобразительно-выразительных средств, использованных в произведении; возникающие при сопоставлении содержания с личным опытом; вызываемые знаниями и представлениями ребенка о содержательной и технической стороне произведения;

· эмоции, связанные с условным "игровым" фантазийным восприятием, в основе которых лежит механизм эмпатийного переживания с образом, автором, ситуацией ("как будто я").

С целью накопления ребенком опыта эмоциональных переживаний и развития образного мышления можно использовать игры-имитации (вид игр, аналогичный театральным этюдам). В процессе игр происходит внешняя и внутренняя имитация состояний человека, явления, предмета. Цель игр – обогащение эмоциями, возникающими от ощущений связанных с движениями, жестами, позами, от проживания состояния и условий, в которые попадает человек, предмет или какой-либо художественный образ. Эти игры являются преддверием эмоциональных состояний, возникающих в играх-драматизациях. В них важно добиться эмоционального переживания состояния образа, его внешней и внутренней имитации на основе одушевления, очеловечивания даже не живых объектов. В игры целесообразно включать музыку, художественное слово и другие возможные виды искусства, т.к. их синтез обуславливает более глубокую эмоциональную отзывчивость на образы.

Игровые ситуации:

· котенок Тюпа за воробьями охотится: ушки крепко прижал, притаился, лапками перебирает, смотрит зорко, прыг - и поймал!

· как Заинька плачет? Громко, тихо, жалобно, слезки лапкой вытирает. Присел на пенек, помощи ждет.

· Как "Котик помадит свой ротик? А Козлик седою трясет бородою?";

· Как мышки от кошки разбегаются, снова к сыру подбираются?

· Как снежинки кружатся и тихо на землю ложатся?

· Как тетка Метель по городу гуляет, сугробы надувает? и т.п.

Игры направлены на познание («открытие») как внешней, так и внутренней характеристики явления. В них зарождается способность к образному познанию и художественному отражению окружающего мира. Выразительные движения в играх-имитациях представляют собой внешние проявления эмоциональных состояний с помощью мимики, пантомимики, жеста, позы. Известно, что экспрессия лица и позы не только средство непроизвольного выражения эмоций, но и способ передачи сообщения о вещи, ее "мимический слепок".

Выразительные движения, понимаемые как проявления эмоционального состояния, содержащие в своей структуре некое сообщение (возможно о том, чем они вызваны) имеют, как правило, графический эквивалент, поэтому одно из направлений в работе по обогащению эмоциональной сферы младшего дошкольника должно обеспечивать реализацию потребности передать эмоциональное состояние образа в графическом, пластическом или аппликативном изображении.

Восприятие искусства в большой степени детерминировано развитием художественных эмоций, которые отличаются от эмоций, рождаемых повседневной жизнью чрезвычайной актуализацией воображения. В контексте воображения возникают эмоции, опирающиеся на опыт эмоций, связанных с обыденным восприятием. В результате слияния тех и других возникают, так называемые, "высшие" эмоции, опосредующие художественное восприятие. Одним из условий возникновения высших эмоций является не только собственно художественная деятельность детей, побуждаемая воображением, но и значительный арсенал эмоций, связанных с освоением окружающей действительности.

Необходимым условием возникновения творческих эмоций является накопление опыта повседневных эмоциональных переживаний, связанных с событиями аналогичными содержанию произведений искусства. Подводя детей к первому уровню художественного восприятия, основное внимание уделяется развитию способности (умения) видеть "фасад" картины, иллюстрации. Ребенок, рассматривая изображение, выделяя части композиции, должен опираться на личный жизненный опыт знаний объектов, явлений, ситуаций эмоционально пережитых в обыденной жизни. Подготовительная работа к рассматриванию картины должна обеспечить практику восприятия окружающей действительности, положительный эмоциональный отклик на жизненные явления, а так же эмоции "заражения", идентификации с объектами окружающего мира. Произведения искусства, предлагаемые детям на этом этапе реалистичны, должны быть понятны по содержанию, выразительным средствам, эмоционально пережиты.

o Требования к отбору произведений изобразительного искусства

· Произведение должно относиться к реалистическому направлению, быть близким, доступным по форме и содержанию. Редко (для решения отдельных задач) допускается использование импрессионизма, экспрессионизма и других направлений искусства.

· В любом художественном произведении должно быть выдержано единство формы и содержания.

· В работе с детьми целесообразно использовать произведения народно-прикладного искусства, так как они наиболее очевидно и доступно сочетают в себе художественные и функциональные характеристики.

· Любое произведение должно транслировать ярко выраженные и понятные средства выразительности.

· Если главным художественным образом в произведении являются люди, то необходимо исключить многофигурные композиции. Дошкольники чаще обращают внимание на настроение людей в картинах с условно статичной, однофигурной или двухфигурной композицией, т.к. большое количество героев (объектов) и динамика их взаимодействия отвлекают детей в сторону сюжета.

· Используемые в работе произведения искусства должны быть высокохудожественными. Примерами таких произведений являются картины И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина, М. Врубеля, И. Грабаря, Ю. Васнецова, В. Васильева, Б. Широкова и т.п.

· Использование любого произведения искусства на занятии должно преследовать точно определенную цель:

· познание действительности средствами художественных образов;

· уточнение, обогащение, систематизация знаний о выразительных средствах (их возможностях) с последующим переносом в собственную деятельность;

· развитие эстетического восприятия (любования);

· развитие художественного восприятия (1-го, 2-го, 3-го уровней);

· активизация образного мышления, воображения по отношению к определенной теме и т.д.

Соблюдая данные требования, педагог сможет в доступной форме ввести детей в мир искусства, который является важнейшим средством активизации процесса художественно-творческого развития детей. Произведения искусства должны широко включаться в педагогический процесс и повседневную жизнь детей.

 

Важным условием содействия развитию способности к художественному восприятию является обеспечение и накопление опыта эстетических переживаний в процессе любования.

Содействуя становлению ценностного отношения к предметам и явлениям окружающего мира, необходимо проводить эстетические наблюдения (за первым снегом, деревьями в разное время года, явлениями весны и др.), которые учат детей любоваться окружающей природой, эмоционально откликаться на ее красоту и обаяние.

Обогащение и углубление эмоциональных переживаний осуществляется посредством синтеза разных видов искусства на комплексных тематических занятиях. Синтез искусств, объединение разных видов художественно-творческой деятельности одним тематическим содержанием, создает возможность творческого осмысления, глубокого эмоционального переживания и наиболее полного выражения индивидуального образа темы. Комплексное использование разнообразных средств обеспечивает яркое, многоликое эмоциональное переживание образов темы, воплощенных художниками в музыке, литературе, живописи и т.п. Использование разных искусств на занятии способствует развитию умения сопереживать с авторами, понимать образность, выразительность языка искусства. Одной из форм передачи авторского (субъективного) отношения к приобретенным знаниям становится право выбора на занятии любого вида деятельности. В этом случае дети могут в полной мере выразить свои эмоции, создавая художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, музыкально-пластической импровизации, используя разнообразные приемы и средства художественной выразительности.

Практика апробации педагогических систем (разработанных с учётом выделенных условий) убедительно доказала приоритет эмоционально-мотивационного компонента в процессе становления способности к художественному восприятию, что свидетельствует о необходимости такой организации жизнедеятельности детей, при которой положительные эмоции и чувства (переживание – деятельность), пронизывали бы весь процесс эстетического воспитания, художественного восприятия и собственно творческую деятельность детей.

Практический компонент художественного восприятия предполагает развитие и формирование умений, навыков адекватно воспринимать искусство в соответствии с возрастными особенностями и наличным уровнем развития художественного восприятия. С целью амплификации знаний об искусстве проводятся разнообразные игры и упражнения (настольно-печатные, подвижные, театрализованные, музыкально-пластические и др.), где дети упражняются в выделении отдельных выразительных средств графики, скульптуры, живописи; учатся использовать специальную терминологию; совершенствуют умение использовать полученные знания для решения разнообразных проблемно-поисковых заданий.

В процессе рассматривания картин дети совершенствуют умения анализировать пейзажи, портреты, натюрморты по условным схемам. Схема анализа определяет ход диалогической беседы по картине (использование этого приема работы с детьми требует дополнительного разъяснения).

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!